Хиты группы АЛИСА, часть 1: история песен «Мы Вместе» (1985) и «Моё Поколение» (1985)

alisa_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

В 1985 году питерская группа АЛИСА пригласила в свои ряды новичка со стороны — москвича по имени Константин Кинчев. В считанные месяцы стало ясно, что группа обрела не просто вокалиста и автора песен, но и нового харизматичного лидера.

Уже первое выступление обновлённой АЛИСЫ в марте 85-го на III Ленинградском рок-фестивале произвело фурор, а местами и шок. Никогда на советской рок-сцене не появлялось столь яркого, энергичного, артистичного и, по-хорошему, модного шоумена. Кинчев в своей «боевой» панкерской раскраске просто излучал молодость, драйв, здоровую агрессию — всё, чем был славен настоящий рок-н-ролл. Непривычный для отечественной сцены образ «рок-идола», властно вовлекающего публику в свою «игру», сразу вызвал неоднозначную реакцию, заставив вспомнить эпатажный спич Дэвида Боуи о том, что первой рок-звездой был… Гитлер.

Из протокола жюри III Ленинградского рок-фестиваля, 18.03.1985.:
«С. А. ИСАЕВ (обком ВЛКСМ): У них агрессивная позиция, следование Доктору Буги — наркоману, проповеднику чуждых советскому человеку идей. Они культивируют прославление сильной личности… «Экспериментатор», «Соковыжиматель» — вот их кумир, которому они следуют…».

alisa_02
Всё это Кинчеву ещё аукнется… А пока было ясно, что на сцене появилось нечто крайне интересное. И это интересное срочно требовало фиксации на магнитофонную плёнку…

 

«Мы Вместе» (1985)

К. Кинчев:
«Если в вас сохраняется энергия… То есть, мне 28 лет, и у меня она сохраняется до сих пор, видимо, так же, как и у молодых. У молодых она бьет через край, им необходимо ее выплескивать. Я занимаюсь тем же самым. На сцене. И когда я даю импульс, мне идет отдача, и по возрастающей… Этот импульс — как снежный ком. И когда в конце концов происходит общий праздник, это и есть настоящий концерт».

alisa_05

«Энергия» — так назывался первый альбом новой АЛИСЫ. А открывался он песней, где говорилось о том самом импульсе.

Импульс начала, мяч в игре,
Поиски контакта, поиски рук.
Я начал петь на своем языке,
Уверен, это не вдруг.

Кстати, на одном из квартирных акустических концертов 1985 г. Кинчев начинал песню с куплета, впоследствии убранного:

Прозвенел уже третий звонок!
Я приглашаю всех в зал!
Сегодня я играю на своем языке,
Я думаю, он понятен вам!

alisa_04
Виниловый миньон группы АЛИСА 1987 года.

Надо сказать, что песню «Мы Вместе» я впервые услышал на первой виниловой пластиночке-миньоне АЛИСЫ в 1987 году, и впечатления она на меня не произвела. По сути, это была даже не песня, а речитатив без особой мелодии, который более выигрышно смотрелся на концертах, нежели в записи. Но звучало, а уж тем более выглядело (в том же году Джоана Стингрей сняла на «Мы Вместе» клип) очень оригинально.

Основатель АЛИСЫ — Святослав Задерий — всегда говорил, что эта песня своеобразный символ «единения Москвы и Ленинграда». Остальные же частенько обвиняли Кинчева в том, что у него не песни, а лозунги и призывы, а сам он — некий «картонный герой». На что Кинчев, в свою очередь, заявил, что «Мы Вместе» — наиболее личная из всех, написанных им, песен.

К. Кинчев:
«…если почитать внимательно текст, так «я» сплошные, и вот тот, кто думает так же, как я — мы вместе. Там нет никакого призывания, там есть моя констатация, то есть мое мировоззрение, и если ты думаешь так же, как я — тогда мы с тобой вместе».

«Моё Поколение» (1985)

Забавный факт. Никакой социальностью в первых песнях Кинчева не пахло. Тем не менее, представители советского официоза видели опасность уже в самой подаче — раскрепощённой и шаманской одновременно. Выступления Кинчева даже с идеологически безобидными текстами производили впечатление стихийных демонстраций с «горланом-главарем».
Так на всём альбоме «Энергия» был лишь один социальный манифест (и замечательная песня), который до сих пор исполняется на всех концертах АЛИСЫ. Речь, конечно, идёт о композиции «Моё Поколение».

alisa_06s    alisa_03s

Эта песня также является и своеобразной квинтэссенцией творческой манеры Кинчева: в ней есть и вдохновляюще-дерзкие заявления («Я умею читать в облаках имена тех, кто способен летать…»), и определение своей рок-н-ролльной миссии («Я пришёл помочь тебе встать!»), и туманные романтические образы («Две тысячи тринадцатых лун отдано нелепой игре, но свет ушедшей звезды все еще свет»), и декларативный «лобовой» речитатив о поколении «молчащем по углам». Здесь же впервые появляется и образ Христа, правда, пока ещё булгаковской «закваски» («К несчастью я слаб, как был слаб очевидец событий на Лысой горе«).
Впрочем, быть «трибуном» на самой заре перестройки — дело хлопотное. Чтобы песня была допущена Ленинградским рок-клубом к исполнению, её нужно было «литовать», то есть убедить руководство, что текст не содержит ничего непристойного или идеологически невыдержанного. Пробивая «Моё Поколение», Кинчев проявил гибкую тактику.

Н. Барановская «По дороге в рай»:
«Над «Поколением» было написано посвящение: «Жертвам событий 13 мая в Филадельфии». Тогда полиция, по сообщениям нашей прессы, убила несколько человек, взорвав гранату в негритянском гетто. С точки зрения господ идеологов всё было чисто. А на концертах кто поёт посвящения? Никто. Не сочтите это за цинизм. Такие ходы диктовало время».

Где-то в то же время «звуколетописец» доброй половины рокеров 1980-х – Андрей Тропилло – приступил к записи альбома «Энергия». По его словам, он хотел сделать из этого релиза «шедевр звукозаписи». И таки сделал. Плотный многослойный звук, богатые аранжировки, множество приглашённых музыкантов, драматургия альбома с женским вокализом на мелодию Евгения Доги и цитатами из Островского, Булгакова и Бодлера — всё это заслуга Андрея Владимировича.

alisa_08
Кинчев на лестнице «булгаковского» дома в Москве.

Впоследствии Тропилло наслушается обвинений в том, что он перегрузил альбом «театральностью», не смог передать концертный драйв группы и т.п. А вот я считаю, что КАК АЛЬБОМ (т.е. когда песни в совокупности производят больший эффект, чем по отдельности) «Энергия» по сей день — лучшая работа АЛИСЫ.

alisa_09
Андрей Тропилло.

Взять, хотя бы, то же «Моё Поколение». Кинчев принёс песню в студию Тропилло ещё сырой. Написанная в мае 1985 года, она была сыграна на концерте лишь раз. Именно, благодаря Тропилло песня приобрела прекрасное мистическое вступление, которое сыграл на скрипке участник АКВАРИУМА Александр Куссуль, а потом подхватил на флейте сам звукорежиссёр.
Именно Тропилло посоветовал Кинчеву изменить в тексте «Почти две тысячи лет…» на более эффектное «Две тысячи тринадцатых лун» (13 лунных циклов — тот же год). Вместо «Но свет давно погибшей звезды…»стало «Но свет ушедшей звезды».
Именно Тропилло предложил Кинчеву начать песню почти шепотом, а в припеве ударить на всю катушку.

А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:
«Основное же изобретение заключалось в том, чтобы на протяжении всей композиции выставлять сильную долю в тех местах, где у Кинчева заканчивается дыхание. Технически это осуществлялось при помощи огромного количества склеек.
«У человека физически не хватило бы воздуха так спеть, — рассказывает Тропилло. — Если эту песню попробовать продышать вместе с поющим, то можно понять, где идут эти врезки. Это высший пилотаж. Его механизм можно изучать долго и упорно, но так и не понять, как именно это сделано. Возможно, в нормальную голову это не лезет, но я представлял себе, что со слушателем разговаривает Господь Бог. А ему, как известно, воздух не нужен»».

alisa_10
Первая версия песни «Мое Поколение» вышла на пластинке-сборнике «Ленинградский рок-клуб». Она отличается от альбомной версии затухающей концовкой.

Ещё более глобальная работа была проделана над песней «Ко Мне», первым слушателем которой стал Александр Башлачёв в том же мае 85-го. Что касается Тропилло, то ему Кинчев исполнил песню безо всякого аккомпанемента, просто отстукивая ритм на коленках. По словам Андрея Владимировича, впоследствии он потратит полгода, чтобы зафиксировать хоть часть впечатления, которое он испытал при первом прослушивании. В итоге, фонограмма имела рекордное количество склеек, смену темпа и впечатляющий крик «Ко мне-е-е!!!», от которого, уверен, вздрагивал каждый, кто слушал песню впервые.

Интересно, что за всю свою историю харизматичный лидер группы с женским именем не написал практически ни одной любовной песни (если не считать шуточной «Поллюционный Сон»). Правда, многие долго относили к любовной лирике «Ко Мне», пока сам автор не заявил, что там поётся не о мужчине и женщине, а о… смерти.

alisa_07
АЛИСА в 1986 году: Кинчев, Самойлов, Шаталин, Нефедов, Кондратенко.

В начале 1986 года магнитоальбом «Энергия» пошёл в народ, а в 1988-м издан на виниловой пластинке. За время записи в группе постоянно происходили какие-то споры, менялся состав и в результате АЛИСУ покинул её основатель Святослав Задерий. Кинчев поначалу хотел переименовать группу в ДОКТОР КИНЧЕВ СОТОВАРИЩИ. Но позже все сошлись, что коней на переправе не меняют, и корабль «АЛИСА» продолжил плавание с одним капитаном на борту и в сопровождении постоянной группы фанатов. Т.н. «Армия Алисы» стала в отечественной рок-среде первым сплочённым фэн-клубом и породила немало язвительных анекдотов.

Анекдот:
«Идёт Кинчев по Невскому, а за ним — стадо баранов. Навстречу — БГ, и спрашивает:
— Костя, это за тобой кто?
— Моё поколение! — гордо говорит Кинчев.
А бараны сзади:
— Мы вме-е-е-есте!»

Постепенно тексты песен Кинчева становились всё более социально-политизированными, а музыка — прямой и «тяжёлой» (достаточно послушать версии «Ко Мне» и «Моё Поколение» на концертном альбоме «Шабаш»).

Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ:
«- Кого ты сейчас считаешь своим поколением?
— Всех тех, с кем мне выпала честь жить в одно время».

 

Автор: Сергей Курий
2004 г. — декабрь 2014 г.

Хиты группы АЛИСА, часть 2: история песен «Красное на Черном» (1986-87), «Тоталитарный рэп» (1987) и «Всё это рок-н-ролл» (1988)

Хиты группы АЛИСА, часть 3: история песен «Шестой лесничий» (1986-89), «Стерх» (1987-89), «Шабаш» (1988-90) и «Сумерки» (1987-90)

Хиты группы АЛИСА, часть 4: история песен «Трасса Е-95» (1996-97) и «Небо славян» (2000-2003)

См. также:

Раздел группы АЛИСА на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»