АЛИСА — «Экспериментатор» (К. Кинчев)

Входит в альбомы «Энергия» (1985-86) и «Шабаш» (1991)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

Тропилло, судя по всему, четко представлял себе, что делает. Убедительным подтверждением этого служит студийный вариант песни «Экспериментатор», концертная версия которой сохранилась для потомков в кинофильме «Переступить черту». Оставим возможность для сравнения читателям, отметив в «Экспериментаторе» два очередных нововведения.
Во-первых, для усиления динамики в композицию были добавлены звуки, имитирующие рассекаемый прутьями воздух.
— Было проведено множество попыток получить подобный звук естественным путем, но взмахи прутьев перед микрофоном не давали нужного эффекта, — вспоминает Тропилло. — Тогда, как учил справочник Би Би Си, мы применили звукоподражание. В итоге поддельный свист оказался ярче и достовернее натурального звука. Второе новаторство носило оттенок обаятельной халявы.
— Мы писали альбом на широкую пленку — естественно, не новую, — вспоминает Кинчев. — На одном из каналов оставался фрагмент мелодии Евгения Доги, исполняемый женским голосом. И мы решили это место не стирать и включить его в ткань композиции.
Кроме того, при сведении «Экспериментатора» было решено оставить клавишные партии Паши Кондратенко — вместо мелодий, сыгранных Сергеем Курехиным на синтезаторе Korg. Курехинские клавиши звучат на композициях «Соковыжиматель» и «Доктор Буги», а в «Экспериментаторе» его аранжировочную версию Кинчев убрал, посчитав ее слишком дерзкой .

***
Интервью с К. Кинчевым, Звуки.ru, октябрь 2005:

— Еще вопрос по «Энергии». На нескольких вещах с вами записывался Сергей Курехин…
— Да, на трех.
— Но все, что он тогда сделал для песни «Экспериментатор», в альбом не вошло. А эти пленки, они сохранились?
— Нет, у Тропилло эти пленки были, они, наверное, уже давно размагничены. Просто мы дали полный карт-бланш, когда пригласили мастера и великого музыканта и композитора поучаствовать в проекте. Мы уже с благодарностью отнеслись к тому, что он принял это приглашение. Ему очень нравилась песня «Соковыжиматель», и мы предложили ему весь материал. Он отслушал, сказал: я вижу себя в трех вещах: «Доктор Буги», «Соковыжиматель» и «Экспериментатор». Мы оставили ему студию и потом он, соответственно, оставил нам то, что сыграл. «Экспериментатор» оказался чрезмерно экспериментаторским. Оставили версию более попсовую, более доходчивую, которую сделал Паша Кондратенко. В общем, я не могу сказать, что я жалею… Жаль однозначно, что я не сохранил ту версию.

***
К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:

А много новаторства было на самом деле. Петя предлагал радикальные вещи и они оче6нь хорошо работали. Например, в Экспериментатор звук … — это срезанная ивовая лоза, которой он стегал пред микрофоном. Перкуссию мы вместе — это несколько батарей, которые лежали как раз в том ателье, вот, чем мы занимались, перетаскивая туда-сюда весь этот хлам. Вот он играл по этим батареям. Вот это все дало вот этот звук.
…Ну, единственное, что я могу сказать, что строчки были изменены. Задерий предложил — я согласился. «Экспериментатор движение вверх-вниз» у меня был «Экспериментатор претворение в жизнь». Нет, абсолютно. Это не про меня. Про некую фигуру, которая стоит над нами и руководит процессами, направляя движение.

***
Из интервью с П. Самойловым, басистом АЛИСЫ, «FUZZ» сентябрь 2005 г.:

— О специальных приемах, использовавшихся в записи — как шумовых, так и текстовых. Например, идея со звуком лозы в «Экспериментаторе» была твоя?
— Захотелось иметь такой звук — сейчас бы я его назвал реверс тарелки, звук тарелки, перевернутый наоборот. Мы попробовали, но тот звук не подошел. А каких-то глобальных синтезаторов у нас не было, естественно. Курехин попозже подошел со своей чудо-машинкой, а у нас тогда ее еще не было. Так вот, мы вышли покурить в садик у Дома пионеров на улице Панфилова. А там какие-то кусты растут. Поскольку я всегда был дружен с природой, много времени проводил в лесах, полях и огородах — подумал, почему бы это не использовать как хлыст. Приватизировали его, очистили листочки, притащили в студию и начали с ним около микрофона манипулировать. Потом выяснилось, что с этим хлыстом звук прописать очень сложно — он возникает в начале пути, очень коротко около микрофона и исчезает. Практически его нет. Я понял эту ошибку. Но услышал, как он звучит, и схитрил. В микрофон свистела не только лоза, но и я этот звук воспроизводил губами. Поэтому там запись не самой лозы, а скорее моей имитации.
— Я это в первый раз слышу.
— А я это в первый раз вспомнил.
— А история с батареей, которая использовалась как перкуссия?
— Была не батарея, а кожух от лампы дневного света ребристый. Такие в то время висели в школах, и в ДПШ тоже. Мы использовали вообще все агрегаты, которые находились в этой комнате под названием студия. Дрель, какие-то строительные материалы — потому что хотелось разнообразия. Все, из чего можно извлекать звук, было записано. Вплоть до страшно расстроенного фортепьяно.

***
Интервью с С. Задерием, «Ура! Бум-бум», 1988:

— Кстати, Слава, «Алиса» — это ветер. Любовь-ненавистъ-страх-секс, а «ветер», тоже ключевое понятие для вашего творчества?
— Помнишь, буржуины Мальчиша-Кибальчиша — скажи нам, Мальчиш-Кибальчиш, откуда такая сила? А главная сила — в ветре. Так Доктор говорит, и вообще, для Питера ветер -главное, и просто, если голова болит -ветер продует. «Ветер, ветер…» Блок в точку заметил.

***
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:

Д. Иванов:
Вступление к песне «Экспериментатор», по смыслу никак не связанное со смыслом песни — это желание показать свою образованность, или что? Ты по прежнему ощущаешь себя экспериментатором?

К. Кинчев:
Даня — и «образованность» и «или что» тоже! Вообще, в начале нашего творческого пути мы все время хотели «что-то» показать, порой сами не понимая, что и зачем. В «Экспериментаторе» налеплено все подряд, даже муз. фрагмент композитора Евгения Доги. Странно, что тебя Дога не изумил, или ты просто не знал?

***
Реплика перед исполнением песни «Экспериментатор» на концерте в Таллине, июнь 1987:

К. Кинчев: Я пользуясь случаем хочу поговорить на тему сегодняшнего дня. Сегодня, как известно, выборы. Весь народ советский выбирает своих депутатов! Я предлагаю, поскольку наш клавишник — Поль-Хан Кондратенко — член коммунистической партии, я предлагаю забаллотировать егосегодня. Тот, кто не голосовал, я так думаю, таких много сегодня здесь, вот… Мы идём все на выборы и опускаем карточку с фамилией Кондратенко, и выбираем его депутатом!! Эта песня о нём!..

***
Из интервью с К. Кинчевым, «УРА БУМ БУМ!», 1991:

— На концерте в Кирове тебе был задан вопрос из зала по поводу песни «Экспериментатор»: О чем она, ведь ты так и не объяснил этого?..

— А с этой темой произошел полный чес!.. Когда я был в Штатах у дяди Васи Аксенова, он задал мне этот же вопрос, и ,вообще, встретил меня словами: «А, это тот самый Кинчев, который написал «Экспериментатор»!.. А я ему: «А, это тот самый Аксенов, который написал «Ожег»!.. Ну, в общем, посидели мы с ним

***
В 1987 г. Джоаной Стингрей на песню был снят клип.

***
Анекдот:

Как-то Ленинградский рок-клуб взял в аренду клочок земли и засеял его анашой.
Через некоторое время стали замечать, кто-то по ночам косит рок-клубовскую анашу. Послали сторожить Цоя. Цой, недолго думая, надрался портвейна и заснул. На утро часть поля была скошена. На следующую ночь послали Майка. Ночью Майк надрался портвейна и заснул. На утро снова часть поля оказалась скошена. Наконец, Бобу выпала очередь сторожить поле. Сразу надираться портвейном Боб не стал. Решил погодить. Принeс дров. Разжeг костeр. На звeзды смотрит. Вдруг:
— Вжих-вжих. Вжих-вжих.
Боб спрашивает:
— Кто там?
— Это — ветер! Это — ветер! — незамедлительно последовал ответ.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Экспериментатор»:

Экспериментатор движений вверх-вниз,
Идет по улицам своих построек,
Он только сейчас встал, он опрятен и чист,
Он прям, как параллель и, как крепость, стоек
Экспериментатор движений вверх-вниз,
Смотрит в сторону выбранной цели,
Он знает ответ, он опрятен и чист,
Он прокладывает путь для других поколений.

Экспериментатор!

Экспериментатор движений вверх-вниз,
Формирует новые модели сознания.
Он идеально выбрит, подтянут и строг,
Он несет свой кирпич к алтарю мироздания.
Экспериментатор движений вверх-вниз,
Видит простор там, где мне видна стена.
Он считает, что прав, он уверен в идее,
Он в каждом процессе достигает дна.

Экспериментатор!

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий