АЛИСА — «Мы держим путь в сторону леса» (К. Кинчев)

Входит в альбомы «Нервная Ночь» (1984) и «Танцевать» (2001)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Н. Барановская «По дороге в рай», 1993:

Что же касается «Аквариума», отношения к нему, а вернее, к БГ — это особая тема. В рокерских кругах тогда немало говорили об обозначившемся будто бы соперничестве Кинчева и Гребенщикова, о творческом состязании, что ли. В этом есть доля истины. У Боба в 1985 году не только в Питере, но и в стране не было серьезных конкурентов. «Машина времени» после перехода на профессиональную сцену в глазах всегда непримиримых даже к тени благополучия Фанов слегка потускнела. Цой еще не встал в полный рост, хотя и был уже одной из значительных фигур в рок-движении. Звезда Майка Науменко начинала закатываться. В Питере было много хороших групп, но «Аквариум» выпадал из обоймы, реял где-то в горних высях над всеми. И тут появился Кинчев. Теперь, может быть, немногие помнят Костину песню тех лет «Мы держим путь в сторону леса». Впоследствии он подтвердил, что посвящена она была именно Гребенщикову. В ней отношение Кинчева к БГ высказано вполне определенно…
Эта песня — обращение к брату. Помните у Вознесенского: «пошли мне, Господь, второго, чтоб вутянул петь со мной…» Творца может оценить по-настоящему только творец. У любого художника всегда в душе живет тоска по пониманию — не слов, жестов, поступков, а созданного им. Ему необходима оценка равного. Не пылкие восторги и преклонение невзыскательных поклонников, а оценка равного. Кинчев никогда не смотрел на БГ как на «отца русского рока» и «учителя», нет. И вряд ли отдавал себе отчет в том, чего именно ждет от Боба. Но мне кажется., что он искал именно признания, понимания Песня-то о том, что идеалы у них одни и те же, каким бы разным на первый взгляд ни было их творчество.
Боб тоже посвятил Кинчеву песню. То есть он не декларировал, что песня написана именно в связи с Константином. Но это поняли все.
Однажды по каким-то делам зашел Борис, и я показала ему текст «Мы держим путь в сторону леса». Он прочитал его и сказал: «Угу». Потом, после того, как Кинчев впервые спел в рок-клубе знаменитую теперь песню «Мы вместе», Боб пришел ко мне на работу уже с текстом.
— Залитуешь? — И он протянул мне свое новое сочинение. Называлось оно»Быть вместе»:

Я хочу сказать тебе: здравствуй, но где ты?
Дать тебе руку, но рука проходит словно сквозь дым,
Разжечь пламя, но что в тебе может гореть,
Разделить с тобой кровь, но кровь нужна только живым.
А твоим картонным героям, у которых нет тени,
Бесплотным женщинам, которые вянут весной…
Ты доволен, что движешься,
тебе наплевать на то, кто тобой движет.
Ты поешь на чужом языке —
ты боишься знать свой…
Но помни — мы могли бы быть вместе.
Мы могли бы быть вместе,
Если бы ты мог быть.          

Ты имеешь змею, в которой нет яда,
Решения, чтобы никто не задал вопрос,
Свадьбу, на которой нет ни мужчин, ни женщин,
Ритуал, в котором нет слез.
А мы могли бы быть вместе
Если бы ты мог быть.

Вот такая песенка. Если сопоставить два посвящения — Кинчева Гребенщикову и Гребенщикова Кинчеву, то непредвзятому человеку сразу становится ясным отношение их друг к другу. Если Костя обращался к брату, то БГ указывал ему его место, ставил в угол мальчишку-неуча и сорванца, осмелившегося заговорить на равных. Тем не менее Боб, который не слишком интересовался творчеством своих собратьев по рок-клубу и приходил в основном на те концерты, которые были связаны с праздниками — открытием сезона, фестивалем, годовщиной клуба и т.п., всегда приходил на концерты Кинчева. Правда, интерес свой порой скрывал за какой-нибудь откровенной демонстрацией, чуть ли не за ерничеством. Так. помню, на одном из концертов Боба со старинным лорнетом в руке. Он половину программы глядел на кинчевские неистовства в лорнет, держа его картинно, как если бы был на сцене, а не в партере, и снисходительно улыбался. В середине программы он сложил лорнет и вышел из зала. Не раз после алисовских концертов я слышала от Боба полюбившееся ему определение:
— Ты знаешь, вот Людка (жена Бориса. — Н.Б.) говорит, что он какой-то картонный, ненастоящий. Наверное, она права. Хотя… Хотя у него все есть для того, чтобы быть настоящим…
Так что фраза «может быть, я и картонный герой, но я принимаю бой» не случайна в «Земле» Кинчева. Это цитата из того же БГ.

bg_kinchev_22БГ и Кинчев.

***
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:

Митрич:
Уважаемый Константин Евгеньевич! Песня «Мы держим путь в сторону леса» посвящена Б. Гребенщикову и, как написано в книге Н. Барановской, «в ней отношение к БГ высказано вполне определенно». В последнее время Вы часто исполняете эту песню, она звучит на радио, снимается клип. Значит отношение к Гребенщикову прежнее?

Кинчев:
Прежнее. Я в восхищении.

Митрич:
Если нет, то почему такое внимание к этой песне?

Кинчев:
А песню захотелось перепеть потому что мне не нравилось как она звучала в сыром и первом моем альбоме «Нервная ночь». «Путь в сторону…» мне всегда нравилась и хотелось чтобы она звучала достойно что мы и сделали в альбоме «Танцевать».

.

***
Информация с сайта http://kibitka.net/ :

 Одной из первых песен, доведённых до ума, стал новый вариант «Мы держим путь в сторону леса». Зрители, присутствовавшие на концерте в Питере 16 декабря 2000 г. могли услышать этот номер. Кинчев: «Накануне концерта мы записали «…в сторону леса», нам понравилось, как она получилась, поэтому захотелось спеть её на концерте в «Юбилейном».

.

***
Из интервью с Константином Кинчевым, «АиФ», 2001:

— У тебя в нескольких альбомах есть маршевые песни. Мне показалось, что песня «Путь в сторону леса» тоже (несмотря на лирический текст) по музыкальной форме маршевая. Ты не равнодушен к этой форме? Если «да», то почему?

Кинчев: А мне казалось, что «Путь в сторону леса» сделан в стиле старого доброго буги-вуги. Если буги-вуги в моем исполнении тебе кажется маршем, то мне даже страшно представить, чем тебе покажется композиция, которую я мог бы назвать маршем?! Для меня эталоном марша вляется «Тема врага» из 7-ой Симфонии Шестаковича.

.

***
В октябре 2001 г. Максимом Масальцевым на песню был снят клип, где приняла участие дочь Кинчева — Вера.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Мы держим путь в сторону леса»:

Ты веришь запаху трав,
Я — стуку в дверь,
Но разве важно, кем были мы,
И кто мы теперь.
Ведь в этой игре решать не нам,
И не нам назначать масть,
Но мне кажется, всё же стоит встать,
Даже если придется упасть.

Ты ночуешь в цветном гамаке,
Моя кровать — пол,
И мне безразлично, кто из нас отдаст пас,
И кто забьёт гол.
Ведь в поисках темы для новых строк
Можно пробовать тысячи слов,
Но если ты слеп, не стоит идти —
Ты разобьёшь лоб.

Мы держим путь в сторону леса,
Мы видим снег скал.
И нам ни к чему ветер песен,
Который мы оставили вам,
Покидая вокзал.

Твой символ — роза ветров,
Мой — ржавый гвоздь,
Но, ради Бога, давай не выяснять,
Кто из нас гость,
Ведь мы с тобой решаем кроссворд,
К которому знаем ответ.
Ты только вспомни, какой шёл дождь,
А сейчас дождя нет.

От линий стужи навстречу теплу,
Мы идём, держась за края,
И нам всё сложнее смотреть вверх
И просить у неба огня.
И хотя у нас с тобой разный стиль
И разный цвет глаз,
Мы идём тропой восходящего дня,
И утро смотрит на нас.

Мы держим путь в сторону леса,
Мы видим снег скал.
И нам ни к чему ветер песен,
Который мы оставили вам,
Покидая вокзал.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий