АЛИСА — «Меломан» (К. Кинчев)

Входит в альбом «Энергия» (1985-86)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Из интервью с С. Задерием, «Техно Бизнес Маркет» №6 (117) 2005 год:

С. Задерий: …Костя просился к нам петь. Практически сразу мы решили, что петь он должен свои песни. Просто мои не очень под него подходили, не получались… Правда с его песнями пришлось очень много работать, аранжировать. Например, известная вещь «Меломан» в его авторском варианте звучала как такой, достаточно занудный реп на одном аккорде.

.

***
Общение К. Кинчева с публикой на акустическом концерте в клубе «Фонограф», Ленинград, ЛДМ, 16.10.1985:

Вопрос: Песня «Меломан» автобиографичная?

К. Кинчев: Да у меня всё автобиографичное, что «Рок-н-ролл», что «Меломан».

.

***
Интервью К. Кинчева журналу «FUZZ», 1999:

— Ты можешь назвать группы и альбомы которые оказали на тебя существенное влияние?

— В самом начале, когда я только начал к музыке прислушиваться — это «Strange Days» DOORS, концертный альбом группы SLADE, только я сейчас его название не припомню (очевидно, это «Alive» 1972 года — А.Г.), после этого в мое сознание мощным пластом ворвался хард-рок, в принципе, об этом написана песня «Меломан». BLACK SABBATH, альбомы «Masters Of Reality» и «Sabbath Bloody Sabbath», потом Элис Купер.
Записи эти появились у меня относительно быстро, хотя в Питере записи появлялись раньше и быстрее, чем в Москве. Ведь Москва — это немножко город-тормоз в плане информации. Питер значительно больше открыт для восприятия, чем Москва. Поэтому все московские коллективы были немножко карикатурными и эклектичными, снимать-то умели, но при этом большая часть групп хоть и играла в целом получше, чем в Питере, но как-то тупо и бездуховно оттачивали мастерство и под кого-то пели и играли. В общем-то, по-настоящему интересных команд в Москве было немного, да и теперь их можно по пальцам пересчитать. Москва многое суммирует, но выдает какой-то вторичный продукт, а вот Екатеринбург — он хотя и подальше находится, но самобытно развивался…

— Вернемся к группок которые на тебя оказали влияние. Панк-рок SEX PISTOLS, CLASH…

— Они очень сильно подействовали. Вообще панк-волна на меня очень здорово повлияла. SEX PISTOLS я услышал вроде бы только в 1981 году, а потом, в 1985-м, я понял, что это было абсолютно созвучно тому, как жили мы в году 1976-м… SEX PISTOLS я до сих пор люблю. И CLASH — токе, у меня, помню, был тройник CLASH «Sandinista!». Потом на меня мощно обрушились такие альбомы, как «Уездный город N.». «Сладкая N.»… Может быть, влияние Майка на меня было более сильным, чем влияние западных групп. Наверняка сильней! И еще — «Табу» и «Радио Африка» АКВАРИУМА. Хотя Борис Борисович, пожалуй, оказал на меня влияние в меньшей степени, чем Майк. …Майк и Борис Борисович были учителями. И мне не зазорно признаться, что именно Майк открыл мне. что все можно петь по-русски, петь смело и от души. А Борис Борисович повлиял на меня в первую очередь своей образованностью.

— Не могу не спросить у тебя про влияние BEATLES и ROLUNG STONES…

— «Abbey Road» был мною прослушан от и до. А ROLLING STONES… Хоть убей, не знаю, какой именно альбом я сначала услышал… но песня «Ruby Tuesday» там была. РОЛЛИНГОВ нужно смотреть, слушать их я могу только на трассе, когда на машине еду. На их московский концерт я не ходил, я тогда был в деревне, зато у меня так получилось: я посмотрел по телевизору концерт РОЛЛИНГОВ из Германии, прямую трансляцию, и на сороковой минуте этого концерта я вдруг обнаружил, что стою! У телевизора! Видимо, я встал, хотел что-то поближе посмотреть и так и остался стоять! То есть даже через ящик это меня зацепило! Вообще я очень много концертов ROLLING STONES посмотрел по видео. Немногие люди обладают такой сильной энергетикой, а это для рок-действия просто необходимо! Мик Джаггер — ярчайший представитель…

— Лет ему уже немало…

— В плане энергетическом я рядом с мим поставить никого не могу. у Джима Моррисона — другая энергетика, более медитативная, а здесь — пламя! Что мне как раз и нравится в Лагутенко. И как бы во мне это есть… (смеется) скромно скажу. Вообще-то это мало у кого есть. Этим и ценно.

 

***
Газета «Молодость Сибири» (г. Новосибирск) 18 апреля, 1987 г:

Вот песня «Меломан». В ней рассказывается о «головокружительной» карьере автора: с 13 лет, наслушавшись иностранных ансамблей (их перечень составляет едва ли не половину текста песни), он начал писать сам и представлять миру образчики своей музыкальной продукции. Эта песня вызывала бы только удивление самонадеянностью автора, если бы не ее концовка. Сразу оговорюсь, что К. Кинчев иногда стесняется петь ее на публике. Однако на одной из магнитофонных записей концерта «Алисы» окончание песни исполняется целиком. Последний припев, где К. Кинчев в очередной раз самовлюбленно выкрикивает фразу «Я, я меломан…» неожиданно завершается несколько искаженной, но вполне узнаваемой, известной на весь мир фразой Н.Островского: «Я… хочу прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Может быть, призывая в соавторы выдающегося писателя-революционера, К. Кинчев стремится точнее выразить свой взгляд на жизнь? Увы, нет. Слова Островского произносятся откровенно издевательским тоном, не оставляющим сомнений в циничном отношении к истинному смыслу цитируемого призыва.

.

***
К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:

«Меломан» — это странная история. У нас был гитарист в группе «Зона отдыха», который сказал, что я тут веду дискотеку, там только-только вот этот нарождался жанр. «Давай чего-нибудь придумаем». Я написал песню «Меломан». Он послушал — сказал «Нет, это что-то не покатит, наверное, чего-то она какая-то… Много слов». Ну и не покатит — и не надо. Потом её, значит, в репертуар «Алисы» я её включил. Почему? Это определенный жизненный, ну так, кусок моей жизни был отражен, то есть это именно мои музыкальные пристрастия, естественно, я ж себе песню — то пишу, писал. Вот, ну, во всяком случае «Меломан» — обо мне была песня.

.

***
20.06.2013:
http://www.km.ru/muzyka/2013/06/20/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/714139-konstantin-kinchev-pozhuril-fanatov-za-zak

«Меломана», правда, без сучка и задоринки исполнить не удалось — часть третьего куплета Кинчев все-таки подзабыл. «Господи, мне уже скоро 55 лет, а вы меня такие песни петь заставляете! — сокрушался он. — Вот, сами заказывали, сами и пойте. Спасибо, конечно, огромное, но, честное слово, мучаете вы нас таким выбором». Вспомнив, что совсем недавно он уже пел «Меломана» по заказу в «Зеленом театре», Кинчев заметил, что теперь, видимо, Санкт-Петербург «обречен» услышать этот рэп на следующий год.

.

***
И вот пою еще одну песню в стиле Rap…

Из интервью с К. Кинчевым, 25.11.2011:
http://www.fontanka.ru/2011/11/25/003/

– Юрий Шевчук утверждает, что музыка улиц, музыка времени сейчас уже не рок, а рэп. Вы не так давно приняли участие в проекте «Лед 9. Холодная война». Означает ли это, что вы с таким же почтением относитесь к рэпу?

– Мне кажется, что я первым начал читать рэп в этой стране, это так, для справки. А что касается «музыки улиц», то на каждой улице своя музыка, иногда эти вкусы совпадают. Это я говорю, как человек, для которого двор, то бишь улица, являлся источником познания жизни.

.

***
Из интервью с Константином Кинчевым, 1 ноября 2018:
https://iz.ru/806493/aleksei-tamantcev/mne-luchshe-vsego-v-derevne-zhivetsia

— Выросли на музыке Black Sabbath и The Rolling Stones. Какие-то ваши музыкальные приоритеты можно проследить в песне «Меломан». Какие относительно новые музыкальные открытия вызывают у вас интерес, а может быть, даже оказывают влияние?

— Я действительно вырос на The Rolling Stones и Black Sabbath с Ozzy. «Роллинги» и Оззи так и остались моими музыкальными приоритетами. Но на сегодняшний день впору говорить уже о нашем влиянии на новые музыкальные течения, нежели искать тех, кто мог бы еще чем-либо музыкальным нас удивить. «Алиса» слышала всё, впитала в себя многое, ну и кое-что свое подарила музыке. Имеющий уши да услышит.

***
Я хочу прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… — крылатая фраза из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932-1934) советского писателя Николая Алексеевича Островского (1904-1936). См. развернутый отрывок:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».

.

***
На задней стороне конверта винилового миньона АЛИСЫ, выпущенного в 1987 году, песня «Меломан» была представлена, как «пародия на дискотеки».

.

***
С. Курий:

Чтобы не рассказывать о всех группах, перечисленных в песне, я сделал в ее тексте ссылки на соответствующие статьи. Кстати, на официальном сайте АЛИСЫ в напечатанном тексте «Меломана» несколько названий групп написаны неправильно, как то Mango Gerry, Stepenwolf, Blondy. Естественно ниже я всё исправил.

.

***
http://alisa-tver.ru/main.html

Песня «Меломан» прозвучала в художественном фильме «Переступить черту». Примечательно, что сниматься в фильме группа Алиса начала без Кинчева, а Святослав Задерий перезаписал песни со своим вокалом. Кинчев примчался на съёмки, устроил разборки, снялся в ключевой сцене, но фонограмма осталась без изменений.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Меломан»:

Я впитывал в себя, как губка, много лет подряд
Тысячи мелодий и тысячи названий.
Я помню, как все это начиналось, я был рад
Мне было тринадцать, я слушал все подряд.
Названий вереницы: Beatles, Rolling Stones,
T.Rex, Beach Boys, Creedence, Hollies, Doors,
Jimmy Hendrix, Eric Clapton, Janis Joplin, Who,
Mungo Gerry, Steppenwolf и даже Shocking Blue.

Прошло наверно года три, а может быть четыре,
И вот уже Hard Rock живет в моей квартире.
О, это — славный малый, мы жили вместе столько лет,
Он мне так много рассказал про аккомпанемент.
Hard Rock’у я обязан тем, что все мои соседи
Объявили мне войну, соседи ею бредят.
Один точил на меня зуб и заточил, как мог,
Он до сих пор грызет металл, как фрезерный станок.
Другой сосед…Ну, впрочем, я отвлекся,
О чем я, о Hard Rock’е, ладно разберемся,
Ну значит так: Black Sabbath, Alice Cooper, Nazareth,
Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Heep и группа Slade.

Я меломан.

Минуя Heavy Metal, не говоря о Disco,
Я сразу же попал в психоделические брызги,
О, этот авангард, начало всех начал,
Плюс-минус бесконечность, сюда попал — пропал.
Здесь царствует King Crimson, правит Robert Fripp,
Все так необычно, таинственно, как скрип.
Frank Zappa то смеется, то о чем-то говорит,
Brian Eno тянет звук, он любит колорит.
Я слушал Van Der Graaf, Genesis, Yes и Schulze.
Я чуть не завернулся, но вовремя очнулся.
Но только я покинул глубины подсознанья,
Новая волна меня накрыла с головой.
Выплыть было очень трудно, я остался плавать,
В омуте Punk Rock’a есть отмели, есть заводь:
Stranglers, Nina Hagen, Patty Smith, Stray Cats,
Blondie, Clash, Police, Sex Pistols, Dire Straits.

Я меломан.

Так, ладно, продолжаем. Коль начали, закончим.
Теперь я сам пою и сочиняю, между прочим.
Сначала я все как-то не решался, я робел,
Потом решился и сразу осмелел.
Как выяснилось, петь и сочинять не очень сложно,
Достаточно начать, закончить тоже можно.
Я за короткий срок так много сочинил,
Что много из того, что сочинил, уже забыл.
Но это не беда, зато я в творчестве окреп,
И вот пою еще одну песню в стиле Rap.

Я меломан.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий