АЛИСА — история альбома «JAZZ» (1996)

1996_jazz_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Театр
(К. Кинчев)

2. Слёзы Звёзд
(К. Кинчев)

3. Перекрёсток
(К. Кинчев)

4. Картонный Дом
(К. Кинчев)

5. Поезд
(К. Кинчев)

6. Дождь
(К. Кинчев)

7. У Истоков Голубой Реки
(К. Кинчев)

8. Вечер
(К. Кинчев)

9. Камнепад
(К. Кинчев)

10. Я Играю в Войну
(К. Кинчев)

11. Ночные Окна
(К. Кинчев)

12. Лунный Вальс
(К. Кинчев)

13. Колыбельная
(К. Кинчев)

14. Кода
(К. Кинчев)


 1996_jazz_05

Музыка и слова К. Кинчева
Аранжировка — АЛИСА

Константин Кинчев — акустическая гитара, голос
Андрей Шаталин — гитары
Пётр Самойлов — бас, голос
Михаид Нефёдов — барабаны, тамбурин

Группа поддержки:
Рушан Аюпов — баян (3, 5-6, 12), рояль (2, 8, 11), орган (2, 9, 11), челеста (13), фронт-голос (4, 5, 9, 11, 13)
Сергей Рыженко — скрипка (1, 5, 7, 12)
Аркадий Шелклопер — валторна (2, 8)
Пётр Тихонов — труба (4, 13)
Максим Лихачёв — тромбон (4, 13)
Сергей Высокосов — гитара (13)
Сергей Воронов — губная гармошка (10)

Запись произведена на студии «На Полянке» (Москва), сентябрь-ноябрь 1995г.

Продюсер — Константин Кинчев
Звукорежиссура — Андрей Худяков, Денис Канов
Инжениринг — Юрий Данилин
Мастеринг — Олег Тимофеев

Звук/зал — Юрий Шлапаков
Звук/сцена — Денис Канов
Свет — Андрей Столыпин
Менеджер — Вячеслав Батогов

Художник — Андрей Столыпин
Дизайн — Анастасия Самойлова
Фото — Гоша Семёнов, Валерий Потапов, Света Лосева

(c) 1996 АЛИСА
(p) апрель 1996 А/О «БЕКАР РЕКОРДЗ» RR 225 052-2 [CD] / RR 225 095-3 [MC]

 

В 1996 г. был издан сингл «Jazz» с песнями:

1. Дождь
2. Перекресток
3. Слезы звезд

1996_jazz_04

* * *

История альбома «206 ч.2» (http://kibitka.net/):

Основу этой программы составили старые песни Кинчева начала 80-х, ещё времён группы «Зона отдыха». Все они игрались на квартирниках ’85-’86гг., но затем их сменили более новые произведения.

Кинчев: «Песни, которые не входили ни в один из альбомов, хотя были написаны достаточно давно, то есть 10-15-20 лет назад. Я решил, что незаслуженно эти песенки были похоронены. Это песни периода моих квартирных концертов. Эти песни, как хорошее вино, должны были апробироваться временем, то есть созреть… Как хорошее вино с годами становится лучше, так и достаточно давно возникшие мысли приобретают с годами новый оттенок».

Во время гастрольной поездки в Ростов-на-Дону в феврале 1995 года П.С.Самойлов поделился планами сделать старые песни Кинчева.
Самойлов: «Хотелось бы делать акустические вещи: акустический бас, две гитарки, щеточками по барабанчику постучать… У Константина песен 40 есть, которые хотелось бы сделать в акустике. Некоторые из них – пять или шесть – вышли в электричестве, но хотелось бы сделать в акустической версии. А 35-то никогда не выходило – это две программы. Некоторые были играны на акустических концертах, а некоторые – никогда…»

20 апреля в Москве (в клубе «Пилот») и 22 апреля в Киеве – программа «Jazz» была представлена публике. Кстати, на этих концертах выяснилось, что молодые алисаманы знают старые песни Кинчева наизусть, чему он был крайне удивлён, ведь эти песни и алисАмания почти ровесники!

Летом 1995г. музыканты впервые за многие годы позволили себе ничего не делать, отдыхая в деревне под Лугой (это практика стала впоследствии обычной). Сентябрь был начат электрическими концертами в Москве и Питере. На пресс-конференции перед питерским концертом Кинчев поделился планами о записи акустической программы, тогда же прозвучало её название – «Jazz», вдохновлённое фильмом Боба Фосса «All that Jazz» (а не альбомом группы Queen 1979 года).
Кинчев: «Название «Джаз», потому что достаточно несерьёзная работа по сути для Алисы, поэтому с аналогиями Боба Фосса – «вся эта ерунда», «вся эта суета». Хотя в принципе это и является для меня жизнью. Поэтому ещё и такой смысл… К Queen название не имеет никакого отношения!»

И вот в конце сентября начали записывать «Jazz» в московской студии «На полянке», к началу ноября работа была завершена. Самойлов: «Джаз» был записан очень быстро. Мы сели репетировать в своём Дворце культуры пищевиков, который теперь называется «Ватрушка». Я хотел назвать его «Кормушка», а назвали «Ватрушкой». Вот. И сели мы на сцене, включили всё, что у нас было, и буквально за неделю сбацали всё от и до. Записали на «портативку» и поняли, что пора нести всё это на студию, пока тёпленькое. Быстро сели на студию, и вся запись заняла у нас буквально месяц. Со сведением – чуть больше. Половина болваночной части была записана за один день, другая половина – за неделю».
Кинчев также отметил, что запись проходила на редкость легко. «Работа шла два месяца, но практически, с учетом гастролей и выходных, прошла за четыре недели. Мы сидели в студии с 18 до 24 часов, иногда могли задержаться до 3-4 ночи».
Студия, в которой записывали альбом, имела весьма интересную особенность, Самойлов: «А самое весёлое на студии было то, что там не было вентиляции. И поэтому мы сидели как в подводной лодке, которая умерла. Легла на дно, и кончился кислород. Но зато работает «кондишн». То есть сидишь в холодном углекислом газе. И играешь спокойненькую музычку. Когда мы оттуда выходили, из этого подвала, нас пошатывало. Такой был своеобразный торч».

Кроме летнего отдыха, с «Джаза» Алиса стала практиковать ещё одно нововведение. Теперь группа всегда будет вначале записывать очередной альбом, а затем искать фирму-издателя – естественно, с более выгодными для себя условиями. Как правило, вслед за номерным альбомом тот же издатель выпускал либо «концертник», либо очередную «акустику». «Jazz» выпало издать фирме «Бекар Рекордс», выпускающей музыкальную продукцию под торговой маркой «Rec Records» (эта фирма принадлежала Александру Шульгину, правда, сейчас, её вроде как уже нет). Альбом был выпущен в апреле 1996г., а к большим концертам-презентациям в московской «Горбушке» появился сингл с тремя песнями. Тогда же на телеканалах стали транслировать клип на песню «Дождь». Пресса и не-алисаманская аудитория восприняла новый альбом в целом положительно, хотя и не без удивления. Когда ажиотаж по альбому стих, сами музыканты Алисы довольно спокойно вспоминали о нём.

Кинчев: «Мне мало нравятся не концептуальные вещи, а «Jazz» – это сборник по сути дела случайных песен. Записывал я «Jazz» действительно без особого азарта, но, когда альбом уже вышел, я отнесся к нему по-другому и, можно сказать, полюбил. Кстати, проект оказался по вкусу более взрослой, умудренной опытом категории слушателей. Тинэйджеры, люди молодые, этот альбом не приняли».

Нефедов: «Мне «Jazz» нравится на самом деле. Это такой лёгкий альбом, посидеть, поразговаривать под него можно».

Шаталин: «Мне больше нравится «Jazz» слушать именно, а играть, например, мне нравится пьесы из других альбомов».

Самойлов: «Не характерный по сути для нас альбом. Попробовать себя в таком плане, в плане «Джаза», это достаточно рискованно было, после всех этих «громыхалок». Все привыкли вышибать звук, а тут надо было уходить в другую ипостась. И голос тоже, я извиняюсь, поменялся там кардинально. Так никогда не было, и теперь так есть даже в «громыхалках». Некоторые хитрости туда переведены».

В другом интервью Пётр Сергеевич назвал «Jazz» – «конкретной, ломовой халтурой»!

1996_jazz_11

***
Из интервью с К. Кинчевым и А. Худяковым, октябрь 1997:
 
К. Кинчев: — А потом появился «Джаз» — нам выпала честь поработать в только что открытой замечательной студии на Полянке. Работа далась очень легко — альбом был записан всего за два месяца.

А. Худяков: — В отличие от всех предыдущих альбомов, где мы работали в очень серьезных студиях, студия на Полянке была несколько другого класса. Там стоял пульт Tascam, 2″ многоканальный магнитофон Tascam и такая же обработка. Впрочем, сама технология записи подразумевала минимальное использование канальных обработок (на «Джазе» мы практически не трогали эквалайзеры). Но в противовес другим студиям мы имели совершенно уникальную возможность работать на результат в весьма и весьма комфортных условиях. На мой взгляд, результат получился очень хорошим. Поэтому это спорный вопрос — что определяет успех: дорогая аппаратура или комфорт.

— Что значит «комфорт»?

А. Худяков: — Там было очень приятно работать. С нами трудились замечательные люди. В частности, весьма профессиональный инженер Юрий Данилин — грамотный, тонко чувствующий музыку и умеющий общаться с оборудованием — в общем, обладающий всеми качествами, необходимыми в синтетической профессии звукорежиссера. Работа над альбомом доставила очень большое удовольствие. Мы записали его за суперкороткий срок — и это при том, что были перерывы на гастроли, на концерты, на ремонт аппаратуры.
Кстати, на «Джазе» мы использовали отечественную разработку — приборы Tender Cat Димы Колесника. Они стояли как на сумме при сведении, так и в индивидуальных случаях. В частности, Костин вокал работал с эксайтером и компрессором Колесника — и я всем настоятельно рекомендую попробовать эту аппаратуру как в студийной, так и в концертной работе.

— Что нового появилось на записи этого альбома?

К. Кинчев: — Основное — это то, что в достаточно небольшом помещении моделировалась концертная ситуация с живой работой барабанщика, басиста и гитариста, когда все исполнители видят друг друга.

— Как распределялись каналы?

А. Худяков: — 6-8 каналов — на барабаны (это — акустический альбом и там, естественно, не было надобности в полной установке). Одновременно с ударными прописывалась бас-гитара.

К. Кинчев: — Микрофоны, конечно, «сосали» бас, но идея была — сыграть хорошо, ничего не переделывая в дальнейшем.

А. Худяков: — В студии стояли 2 два микрофона, которые снимали общий звук, а также отдельные микрофоны на инструменты.

К. Кинчев: — Там было очень мало места, так что я сидел у пульта, играл на гитаре и пел.

А. Худяков: — То есть гитара была записана возле пульта, а вокал, который давался для того чтобы обозначить песню — перепевался.

— Кстати, о вокале. Андрей, какие микрофоны ты предпочитаешь использовать на Костин голос?

А. Худяков: — У него очень сложный обертональный в нижней части спектра вокал. На «Джазе» работали с AKG-414. На «Дурне» в студии Слободкина работали с новым Neuman-147. Пожалуй, последний оптимален для Костиной подачи.

1996_jazz_10

***
К. Кинчев:

В феврале 1996 года выйдет наш новый альбом, который будет называться «Джаз». Помимо того, что он мне нравится, он хороший еще и потому, что мы на нем заработали денег. Записывать помогала куча кайфовых музыкантов: Сергей Воронов, Петр Тихонов, Максим Лихачев — «бригадовские» ребята. «Бригаде С» — огромное спасибо, потому что это супермузыканты. А также Шол Клопер, Сергей Рыженко. Мы работали два месяца, вот сейчас все закончилось, и я даже как-то грущу по этому поводу.

.

***
Из интервью с К. Кинчевым, «Этажерка», 26.05.2000:

К. Кинчев: — …Если анализировать ситуацию (хотя мы этим специально не занимаемся!), получается: то, что нравится нам, нравится и «алисоманам». То, что близко широким слоям (например, альбом «Jazz»), не нравится ни нам самим, ни «алисоманам». По поводу же «Солнцеворота» я слышу от «алисоманов» только восторженные отклики, хотя этот диск подвергался жесткой обструкции со стороны средств массовой информации. Масс-медиа встретили «Jazz» на ура, а «алисоманы» плевались…

— Не совершили ли вы ошибку, выпустив «Jazz»?

К. Кинчев:— Нет, «Jazz» денег принес (улыбается). А «Солнцеворот» — от души. Мы давно уже поняли, что любимая музыка денег не приносит. «Jazz» — это тоже наша, родная музыка, но я не могу сказать, что она любимая.

.

***
К. Кинчев:

Для меня это лирика. Лирику ведь всегда собираешь из разных временных пластов, потому что, как правило, в серьезные концептуальные альбомы лирика не входит. Поэтому она лежит в запасниках. Потом, когда ее накапливается на альбом, можно сделать и альбом. Так было с «Jazz’ом», так и с альбомом «Танцевать» произошло. А вообще, без лирики любой творческий человек несозидателен, потому что, если нет лирики, то нет никакой жизни…

.

***
К. Кинчев, «Известия», 2008:

Многие из песен, не исполняемых нами на концертах я, тем не менее, люблю. А вот «Джаз» не люблю до сих пор. Он для меня, как бы, детская игрушка. Все включенные в него песни я написал еще в «доалисовский» период. Я отдал этим альбомом дань своей юности и забыл о нем. Он просто удачно получился благодаря Шатлу (Андрей Шаталин – «Известия»), Пете Самойлову, Шилклоперу, Рыженко, Руше Аюпову, Сереге Воронову, благодаря тонкости музыкантов работавших над этой пластинкой. Они сделали удачную, камерную работу. Но, ты не представляешь, как я мучился, когда был вынужден исполнять эти песни на сцене. После выхода «Джаза», вроде как, надо было играть концерты в его поддержку. И полгода в первом отделении мы представляли этот альбом. Как же меня не перло! Я. вообще, акустические сейшены не люблю играть. У меня складывается ощущение, что в этот момент я вру своей уважаемой публике. Типа, сижу вот на сцене, хочу по легкому денег срубить. Если бы я сейчас сосредоточился на «Джазе» то стал бы очень востребован, и косил бы «капусту» по корпоративам.

.

***
Из интервью с Константином Кинчевым, 2018:
http://www.alisa.net/pressa.php?action=2018&disk=press373

Барабанов: Как давно вы пели просто под гитару, может быть, на каком-то дружеском застолье или в теплой ,компании? Что это была за песня?

Кинчев: Удивительно, но я недавно поймал себя на том, что стал опять сочинять, перебирая струны. Вернулся, так сказать, к истокам. Так что я и гитара опять вместе. Сейчас под гитару я пою внуку, и это песни, в основном, из альбома «Джаз».

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий