АЛИСА — история альбома «20.12» (2011)

«И увидел я мертвых, малых и великих,
стоящих пред Богом, и книги раскрыты были,
и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни;
и судимы были мертвые по написанному
в книгах, сообразно с делами своими.»
(Откр 20:12)

2011_20-12_01

1. Арифметика
(К. Кинчев)

2. Шейк
(К. Кинчев)

3. Руны
(К. Кинчев)

4. 20.12.
(группа Unheilig — К. Кинчев)

5. Война
(К. Кинчев)

6. Прыть
(К. Кинчев)

7. Капля Солнца
(К. Кинчев)

8. Качели
(К. Кинчев)

9. Пульс
(К. Кинчев)

10. Вода и Вино
(К. Кинчев)

11. Мир
(К. Кинчев)

2011_20-12_09


Музыка, слова — К Кинчев
Музыка (4) — Graf D., Verlage H.

Продюсер — К Кинчев

Звукозапись — «КГ звук», Санкт-Петербург

Mixed by Jem of Topaz Studio/Koln
Mastered by Kai Blandenberg at Skyline Tonfabnk/Dusseidorf

К Кинчев — гитары, клавиши, петли, программирование, голос
Д. «Ослик» Парфенов —  гитары, клавиши, петли, программирование, голос
П С. Самойлов  —  бас, голос
Е. Левин  —  гитары
И Романов  —  гитары
А Вдовиченко  —  барабаны

2011_20-12
2011_20-12b

Л. «Теща» Махова  —  голос
В. Погорецкий  —  скрипка
Ю. Погорецкий  —  виолончель
Г.Цакулов  —  альт

Оформление —  В. Цветков (J group)

2011_20-12_02

* * *

Из интервью с К. Кинчевым, «Известия», 27.05.2010:

Известия: Тот альбом, который «Алиса» выпустит в следующем году, по форме и слову мягче или жестче песен, что вошли в пластинку ближайшей осени?

Кинчев: Не очень понимаю такую терминологию. Скажем так: в этом альбоме я выражаю определенные претензии к миру. В нем будет песня «Война» и песня «Мир». Возможно, я его так и назову — «Война и мир».

***
Полная расшифровка встречи Константина Кинчева в Центральном доме журналиста в рамках «Православного лектория» 31.03.2011.:

— У меня вопрос по технической части творчества. Последняя ваша работа сводилась в Германии. С чем это связано?

— Мы работаем с одним саундпродюсером, который меня устраивает, с 2003 года.
Мы с ним записали шесть альбомов и сейчас готовим седьмой — он уже записан и выйдет осенью этого года. Мне нравится с ним работать. Мы понимаем друг друга с полуслова, поскольку уже столько сделали вместе. А с немцами работать удобно, потому что нет амбиций, но есть потрясающая ответственность — это ментальная принадлежность народа. И высокого уровня профессионализм — и с инженерной стороны, и слуховой параметр на уровне. С англичанами можно сделать шедевр, а может получиться и провал, и это тоже национальная специфика. С нашими нужно все время контролировать процесс. Так что мне просто удобнее работать с немцами, и я пока буду продолжать.

— Расскажите, что с новым альбомом?

— Мы его уже записали, осталось только свести, и сейчас мы ждем, когда Джем, наш немецкий товарищ, сможет уделить нам время. Он сейчас сильно загружен работой, за последние десять лет он сильно поднялся и потому востребован, что очень хорошо для него, но не очень хорошо для нас. Так что мы ждем, когда он будет свободен. Когда он даст сигнал, то либо мы, как обычно, поедем туда, либо он прибудет к нам в конце августа. Релиз намечен на конец сентября — начало октября.

— А как альбом будет называться?

— Да ладно уж, скажу. Он будет называться «20.12». Это к первому вопросу сегодняшней беседы.

***
Из интервью с К. Кинчевым, программа «Содержание» на Финам.FM, 24.04.2011:

КИНЧЕВ: …новый альбом уже записан. Мы уже его записали, он выйдет в сентябре, в конце сентября – в начале октября. Дату релиза не определили, но он будет. Вот таким образом работаем, а потом записывается все у нас на репетиционной базе, а сводить все мы едем в Германию.

 

***
Разговор с К. Кинчевым, на Нашем Радио в преддверии радиопрезентации альбома «20.12», 2011:

АП: Пластинку вы сводили в Германии традиционно?

КК: Мы записывали ее на нашей студии, а сводили в Германии, у Джема, нашего саунд-продюсера, с которым мы выпускаем уже 7-й альбом. И менять ничего не хотим, так как Джем работает здорово, и нам очень приятно с ним сотрудничать. В прошлом году его даже наградили такой <железякой>, где выгравировано его имя и написано — лучшему звукорежиссеру Германии. Он выиграл такой приз, молодец. Поэтому нам все сложнее совместить наши графики, потому что он работой обеспечен на несколько лет вперед. Он только сейчас закончил писать немецкого Иосифа Кобзона — Удо Линденберга, а до этого работал с Rammstein и GuanoApes.

АП: В новой записи участвовали приглашенные артисты?

КК: Были приглашенные: два брата Погорецких, скрипка и виолончель, и еще альтист. Фамилию его боюсь перепутать, но там в альбоме на обложке все указано. Спасибо им всем огромное. Главный Погорецкий — он концертмейстер питерской капеллы, это серьезные классические музыканты, и звучат они замечательно. Так что все струны у нас живые. Еще я пригласил Люсю Махову из ДАЙТЕ, она спела в двух композициях, за что ей спасибо, за профессионализм и работоспособность, и вообще за то, что она есть.

АП: Песни новые или есть что-то из давно придуманного материала?

КК: Написаны они все в прошлом году, по мере накопления. Ничего старого нет.

АП: Некоторые ждут альбома <2012> как своеобразного продолжения <Ъ>

КК: Нет, они отличаются и по звуку, и по идее. Стилистически они тоже разные, пересекаются разве что в технологически подходе, то есть это как продолжение одного процесса, в который я погрузился с интересом. Кстати, Джем отметил аранжировки в этом альбоме, ими занимался я в основном, так что это приятно.

АП: Очень много в альбоме воздушных клавиш?

КК: Да. Какие-то мои, какие-то Ослика. Мы делали пластинку практически вдвоем.

АП: Мне показалось, альбом получился личным и достаточно спокойным.

КК: Он сбалансирован. Там достаточно и лирики, и угара. Вот песня «Прыть», например — сложно ее лирической назвать. Конечно, не очень удобно себя хвалить, но, по-моему, работа удалась. Я доволен результатом.

АП: Альбом получился логичным продолжением предыдущего? Или это необычная работа?

КК: Для меня это совершенно логичное продолжение альбома «Ъ». Меня увлекла эта работа, я влюбился в «лоджик», я с ним живу и технологически учусь. И, судя по работам, что-то уже умею.

АП: Сколько по времени заняла работа над альбомом?

КК: Первую песню написал в декабре 2009 года. Альбом, соответственно, выходит осенью 2011-го.

АП: Не было искушения выпустить его в 2012-м?

КК: Наоборот, было искушение не опоздать. Вышел бы в 2012-м — с точки зрения пишущей братии,это была бы вчерашняя новость. А мы идем с опережением. А потом уже следующий альбом вынесем на суд публики.

АП: Что касается порядка песен — вы их так расставляли?

КК: Да, я так их и хотел расставить. Кручу, верчу. Я их «музыкально», в основном, выстраивал. То есть порядок исходит от музыки, а не от слова. Впрочем, в плане технологии я словами жонглировать уже умею от и до. А в плане таланта — да, у меня его, может быть, не так много, но я спокойно с этим существую. Мне музыкой интереснее сейчас заниматься. Музыка обычно сильно цепляет, и я вот этого хочу добиться. Пытаюсь.

АП: После выхода альбома как долго будет продолжаться состояние спокойствия, что дело сделано? Когда снова начнется зуд?

КК: Даже как-то неловко про это говорить. Но мы же «2012» записали еще в апреле, мы просто ждали «дырки» в графике Джема. А сейчас мы уже погружены в другую работу и вовсю занимаемся ей.

АП: Интересна жизнь музыканта…

КК: Да, если будем живы, то мы с Джемом договорились, что он сюда, к нам приедет сводить альбом в мае будущего года.

***
Илья Смирнов, Пресс-релиз к альбому «20:12»:

Рок-музыкантом нельзя притвориться. И выучиться на него, наверное, тоже нельзя. Либо есть в человеке дар «высекать руны из струн огня» — либо нет. Либо есть воля не подчиняться тому, что навязывают сверху «похоть, зависть и власть» — либо нет. Когда всех загоняли на комсомольские собрания, Константин Кинчев прорывался на стадионы в геральдических цветах анархии. Когда смыслом жизни провозгласили бесконечное самоублажение, он напомнил нам, что есть и другие ценности, несравненно более важные, и именно они отличают человека от сольпуги.

Можно сказать, что АЛИСА принципиально не изменилась. Хорошо это или плохо? С точки зрения «шоу-бизнеса», наверное, плохо. Можно было менять стиль (и убеждения) каждый год в соответствии с рейтингами, см. в новом альбоме композицию «Прыть». А с другой стороны – зачем? «Кто верит в «путь инноваций», тот вряд ли верит в любовь».

Впрочем, порою хорошее новое – это плохо забытое старое. В первой же композиции «Арифметика» группа заявляет свою новую работу как театральную. Но это весьма архаичный театр мистериального типа. «Если местом действия мистерии являлась в принципе вся вселенная, то время ее действия могло охватывать все время существования мира», (профессор С.С. Мокульский). От Творения до Светопреставления. Лирический герой АЛИСЫ таков, что его точнее было бы именовать лирико –эпическим. Не то беспозвоночное, что бесконечно расчесывает свои комплексы в «современной литературе» и «авторском кино», но герой в изначальном, гомеровском значении слова. В этом контексте совершенно оправданы внезапные переходы от тяжелого (во всех смыслах, включая музыкальный) разгула стихий — к умиротворению природы и души, которая возвращается «домой».

«Всем важно, что о них скажут.
Мне важно, как отпоют»

Эсхатологическая тема («Конец света») не новая для группы, вспомним хотя бы альбом «Сейчас позднее, чем ты думаешь». Но появился год на обложке. Не стоит воспринимать его слишком всерьез. Вряд ли то, чего не знают даже Ангелы небесные (Евангелие от Марка, гл. 13), вдруг открылось бедным майя, тем более, журналистам, которые взялись расшифровывать иероглифы, не зная языка. Но если перетолкованные легенды всё-таки хоть на пару минут вывели многих людей из состояния потреблятства, то почему бы этим не воспользоваться и не напомнить, что происходит на планете на самом деле?

«Облака вязали в узлы,
Города корежили в пыль.
Это вам не выдумки СМИ,
А быль».

Девочка на обложке – олицетворение невыносимой хрупкости бытия.

По руинам разбомбленных городов и по вырубкам лесов (амазонских или сибирских) шествует новый Нерон во всеоружии «нанотехнологий», из коих главная – сводить к нулю всё высокое и красивое. «Сей, сей – Государь» (такая получается игра слов в «Капле солнца»: «сей» от глагола «сеять» и «сей» (этот) как указание на подлинного суверена).

В отличие от прежних тираний, которые старались оправдаться в глазах современников и потомков, нынешняя ничего не стесняется и не боится ни смелых обличений, ни ядовитой сатиры.

Но у нее тоже есть слабое место, на которое точно указывает Константин Кинчев в новом альбоме. Для служителей пустоты невыносимо присутствие рядом осознанной системы положительных ценностей. Они не в состоянии вовлечь в свой «цепкий и злопамятный круг» человека, который имеет твердую опору вне его – в родной природе («я здесь с рождения свой»), в истории страны, в любви и солидарности между людьми. И, конечно, в религии (чтобы не возникло теологических дискуссий, будем исходить из определения религии в широком смысле, как « отношения человека к бесконечному существованию, которому он чувствует себя причастным и из которого он выводит руководство своей деятельности…» )

«В кострах мерцают дозоры у воды,
К утру насытится смерть
Не я окрасил огнем твои сады
Заметь!
Ты грозный посох земных поводырей
Я оправданье пути,
Все это помнят, от гнид и до царей
Учти!»

В этой песне, которая могла бы стать в любой стране гимном сопротивления, — не только героический пафос, но и стратегический расчет. Конечно, не все зависит от нас. Но сохраняя достоинство, мы сохраняем и надежду, что «пульс весны прорвется».

Под тяжестью эсхатологии некоторые художники только глубже погружаются в трясину, да еще и аудиторию тянут за собой. Музыка АЛИСы, наоборот, выталкивает вверх. Туда, где небо и солнце.

_________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий