АЛИСА — история альбома «Шабаш» (1990-91, Live)

Посвящается Александру Башлачеву

1990_shabash_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Шабаш
(К. Кинчев)

2. Жар Бог Шуга
(К. Кинчев)

3. Бес Паники
(К. Кинчев)

4. Лодка
(К. Кинчев — Су Ши)

5. Моё Поколение
(К. Кинчев)

6. Ко Мне
(К. Кинчев)

7. Стерх
(К. Кинчев)

8. Ветер Водит Хоровод
(К. Кинчев)

9. Чую Гибель
(К. Кинчев)

10. Красное на Чёрном
(К. Кинчев)

11. Всё Это Рок-н-Ролл
(К. Кинчев)

12. Сумерки
(К. Кинчев)

13. Шабаш-2
(К. Кинчев)

14. Новая Кровь
(К. Кинчев)

15. Всё в Наших Руках
(К. Кинчев)


1990_shabash_03

К.Кинчев — музыка и слова
Су Ши — слова (4)
К.Кинчев и П.Кондратенко — музыка (6)
К.Кинчев и А.Королев — музыка (8)
К.Кинчев и П.Самойлов — музыка (15)
К.Кинчев — вокал, акустическая гитара
П.Самойлов — бас, вокал
А.Королев — клавиши, вокал
И.Чумычкин — гитара
А.Шаталин — гитара
М.Нефедов — ударные

Запись: концерт в Москве, Лужники 28 октября 1990г.
Сведение: ВПТО «Видеофильм».

Звукорежиссура — С. Соловьёв, А. Худяков, Д. Канов.
Инженеринг — А. Шабунов, В. Титаев.
Дизайн — А. Столыпин, В. Потапов.

© & (p) 1991 [2LP; Алиса выпускала альбом за свой счёт, печатались пластинки на заводах «Мелодии»]
© & (p) 1993 A-RAM Records ACD009 [CD; без «Всё это Rock-n-roll»]
© & (p) 1994 Moroz Records MR 94012 [2MC]
© & (p) 1995 ЗвукоРеки AC002 [CD; без «Всё это Rock-n-roll»]
© & (p) 1996 ЗвукоРеки AC003 [CD; «Всё это Rock-n-roll», буклет с текстами песен]
© & (p) 1997 Extraphone Ex 97034 [2CD, буклет с текстами песен].

1990_shabash_04

* * *

Из интервью с Аликом Тимошенко (менеджером группы АЛИСА), газета «Антракт», №18 за 1990:

— Вы записались во Франции?

— Да, после первой поездки нашли людей, которые в нас поверили — вложились. 40-45 тысяч франков потратили они на запись нашей пластинки, а это уже кое-что. Мы записались в студии Бельфорда, что на востоке Франции. Песни писали новые, хотя многие уже играем на концертах, но никому не даём записывать концерты, потому что имеем договор — никаких записей! (Олег Борисович Тимошенко, конечно, заслуженный работник шоу-бизнеса, но наивный — через неделю-две после концерта записи «Алисы» появились в студиях и кооперативах Ленинграда, причём в «хай-фай», великолепном качестве. Могу биться об заклад: там же появится и пластинка «Алисы» после того как она выйдет во Франции — от силы недели через две).

— Альбом записан на русском языке?

— Да, но будут сделаны переводы — на вклыдыше в конверте.

— Не проще ли было записаться на «Мелодии»?

— Программа «206. Часть вторая» выйдет на «Мелодии» в кассетном варианте. Но у нас записываться классно по-прежнему нереально.

— Тебе не кажется, что это смахивает на отговорку. Нынче звёзды русского рока, чтобы оправдать свое творческое бездействие (где новые программы Аквариума, Алисы, ДДТ, Телевизора?!), взялись сетовать на плохие студии. Раньше же год из года выпускали альбомы — благодаря чему и стали теми, кем стали.

— Но пойми, мы действительно не можем сегодня записываться в плохом качестве, как прежде. Музыка стала другой — композиционно сложней, больше ритмически неровных долей, гармонически сложней, в аранжировках. И тексты, я бы сказал, глубже, образней — сравни песни «Меломан» и одну из недавних — «Шабаш». Тут, чтоб ничего не потерять, надо в хорошей студии хорошенько посидеть.

1990_shabash_05

***
Информация с официального сайта группы АЛИСА:

Двойной концертный альбом (Лужники 20 октября 1990 года). Посвящен Александру Башлачеву — рок-барду и другу Кинчева. По мнению самого К.Кинчева, один из самых сильных альбомов группы.

 

***
Из интервью с К. Кинчевым, журнал «Фузз» май 1995 г.:

Альбом «Шабаш» сделан был следующим образом: мы подогнали студию ВПТО «Видеофильм» на концерт в Лужники и записали концерт на 24 канала.

 

1991_shabash_06

***
Из интервью с П. Самойловым, 1990:

— Вы сейчас записали новый альбом «Шабаш»…
— Эту работу мы записывали на очень хорошей и замечу, дорогой студии. Мы платили за все сами. Можно было сделать действительно что-то совершенно новое, найти новые звуки. Была фантастическая аппаратура. И все-таки мы записали альбом так, чтобы музыка звучала так же, как и на концерте. Мы даже сохранили атмосферу концерта. Альбом вскоре можно будет услышать. Оцените его сами. Ну а рок-н-ролл жив!

***
Статья из «Собеседник» №24’1991:

Многочисленным поклонникам славной группы «Алиса» есть повод для радости. Скоро, скоро кое-кто из них сможет приобрести ее новый двойной альбом, выпущенный Ленинградским заводом грампластинок тиражом 10 тыс экземпляров. Диски были записаны студией «Видео-фильм» на концертах группы. Звучание песен приближено к концертному. В промежутках слышны возгласы, свист, аплодисменты и даже голоса представителей администрации, призывающих присутствующих вести себя достойно. В альбом вошло 15 песен, среди которых «Шабаш», «Новая кровь», «Бес паники», «Красное на черном» и др. Тексты песен, конечно Кинчева, музыка группы «Алиса». Мизерный тираж, что смогла выпустить группа, будет распространяться исключительно на концертах по цене 40 рублей. Дорого? Но настоящим фанатам по предъявлении достойных доказательств своей любви к «Алисе»: всех трех дисков и черно-красного костюма — альбом будет продаваться дешевле, по 25 рублей. Малое предприятие «Алиса», которым сейчас является группа, представители коего просили не путать его с торговым домом и акционерным предприятием с тем же названием, надеется продажей пластинки покрыть расходы на ее изготовление. Пока же «Алиса» имеет более 100 тыс. долга, а если пластинка окупится, то тираж можно будет довести до 100000 экземпляров.
«Алиса» рассчитывает дать по три концерта в Москве и Ленинграде, потом группа поедет с концертами в Донецк и Севастополь, но боюсь, что для жителей этих городов пластинок уже не останется. В заключение хочу сказать, что, как ни старались представители магазинов фирмы «Мелодия» заключить договор на продажу, у них ничего не вышло. А пока альбом можно купить в Ленинграде, недалеко от завода грампластинок, за 50 рублей.

1991_shabash_05

***
Из интервью с А. Столыпиным («Масиком»), газета «Шабаш», 1993:

М.: Должно было бы опять-таки сливаться и там, и там, и там. Но по конечному результату не далек «Шабаш». Для меня он ближе всего, и я считаю, что наиболее удачная моя работа — это «Шабаш».

— Но, насколько я знаю, «Шабаш», планировался тоже несколько иным. Там должны были быть вкладки. Чем не устроило то оформление? В чем была загвоздка — в реакции Кости? Ему, я знаю, тогда не покатила эта идея. Или что-то еще?

М.: Мне нравится «Шабаш» в том варианте, в котором он есть сейчас. Хотя должно было быть все более монументальным. Сейчас, задним числом, я не знаю, лучше бы это было или хуже. Во-первых, все равно, наверное, чисто технологически это было не очень реально сделать. А во-вторых, не всеми в команде была воспринята идея, а конкретно — Константином. Ну, а коль не воспринято лидером, значит вопросы снимаются автоматически. И сегодня, относительно «Шабаша», я могу сказать, что я согласен с ним. Он прав в этой ситуации оказался.

***
Интервью с К. Кинчевым, ж. «Ровесник» № 5 (455) 2000 г.:

«Шабаш» — это наша разухабистая удаль, такой свистопляс.

***
Из интервью с К. Кинчевым, газета «РК-презент», январь 1993:

— На мой взгляд, «Шабаш» стал лучшим отечественным рок-альбомом. Чем он был для «АЛИСЫ»?

Кинчев. Для нас «Шабаш» значил очень много. Это, прежде всего, смерть Саши Башлачева и его отпевание. Весь альбом об этом. Меня он долго мучил и, поэтому, вышел таким нервным и психически тяжелым.

— Удалось ли тебе полностью сделать «Шабаш» таким, как ты хотел?

Кинчев. Если бы это мне удалось сделать хотя бы раз, то я уже никогда и ничего больше не делал бы.

 

***
Из интервью с К. Кинчевым и А. Худяковым, октябрь 1997:

— Альбом «Шабаш» стал первым альбомом, на котором с группой отработал Андрей Худяков.

Кинчев: — Мы по глупому разругались с Глазковым и обратились в ТО Видеофильм, прописав с их помощью концерт в Лужниках. Но в новый концертный альбом следовало дозаписать гитары, клавиши, голос — над всем этим мы работали с Андреем Худяковым в шикарной по тем временам студии ВПТО. Впрочем, о технической стороне лучше расскажет сам Андрей.

А. Худяков: — Передвижкой в 24 канала без всякого баланса было записано 4 концерта. Микрофоны снимались без дубляжа — просто через сплиттер. Из всего материала было отобрано 17 вещей, правда потом 4 песни в альбом не вошли — не позволил хронометраж. В общем-то «Шабаш» был настоящим концертным альбомом, полностью обкатанным во время выступлений. В студии просто дописывались некоторые партии, что-то перепевалось, что-то переделывалось — ведь на концерте гитарист не может сыграть больше одной партии, а в студии — пожалуйста.

— Переписывались целиком треки или делали просто вставки?

Кинчев: — Вокал был перепет почти весь, за исключением рок-н-ролла. Бас, барабаны и рифовые гитары в основном не трогались. А вот что касается соло, то здесь, бывало, закатывали по пять гитар.

А. Худяков: — Которые должны были в результате звучать как одна. Долго возились с клавишами (на Видеофильме сильный современный парк инструментов — грех не воспользоваться такой возможностью). Было интересно, дико интересно. Мы постоянно что-то придумывали. Альбом рождался в результате большой и нестандартной монтажной, инженерной, звукорежиссерской работы. На окончательном сведении использовали шумы зала, реплики, совмещали фонограмму, когда Константин поет и зал ему подпевает… Да и оборудование позволяло развернуться: пульт Neve, 24-канальный широкий магнитофон Studer, прекрасная обработка. То есть получился причесанный в студийных условиях альбом, до краев наполненный концертным духом.

***
Из интервью с К. Кинчевым, программа «Содержание» на Финам.FM, 24.04.2011:

ЛИПНИЦКИЙ: И, тем не менее, ты там зажег по максимуму. Но так как я уже обмолвился, что я приглашаю своих старых приятелей, когда есть какой-то хороший новостной повод, концерты «Алисы» – это отличный повод поговорить о твоей группе, о твоей музыке. 20 лет программе «Шабаш», концерту.

КИНЧЕВ: Да.

ЛИПНИЦКИЙ: И почему вы празднуете, собственно, эту дату?

КИНЧЕВ: Ну, мы достигли такого возраста, что мы каждый год можем отмечать какие-то юбилеи. Допустим, два года тому назад, мы отмечали 20-летие выхода альбома «Шестой лесничий», в «Лужниках» мы играли и в Питере – в «СКК». Сейчас у нас следующая дата – это двадцатилетие выхода, не побоюсь этого слова, легендарного и культового альбома под названием «Шабаш».
Многие люди, которые связали, так или иначе, свою жизнь с «Алисой», многие «алисоманы», считают этот альбом лучшим из того, что «Алиса» когда-либо сделала. Я так не считаю, но прислушиваюсь к мнению большинства. Поэтому всех приглашаю 29 апреля в «Олимпийский» и 1 мая – в «Юбилейный», в Санкт-Петербург. Мы сыграем два эксклюзивных концерта, посвященных этому альбому, соответственно, прозвучат все песни, которые есть в этом концерте.

1991_shabash_07

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий