Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Дым
(К. Кинчев)
6. Старые Раны
(Майк Науменко)
10. Ветер
(К. Кинчев)
К. Кинчев — голос
П. Самойлов — бас, голос
И. Романов — гитары
Е. Лёвин — гитары, эдиты
А. Вдовиченко — барабаны
Д. «Ослик» Парфёнов — клавиши, петли, эдиты, комп
Ю. Шлапаков — звук
М. Рябов, В. Батогов, Л. Арутюнов, А. Панфилова — администрация
Коха «Pushking» — голос (6,9)
Запись:
Е. Левин, А. Мартисов студия «ДОБРОЛЁТ» лето 2006
Mixed by Jem at TOPAZ studio Koln. осень 2006
Mastered by Kai Blankenberg at SKAYLINE — TONFABRIK Dusseldorf осень 2006
М. Ганнушкин — дизайн
В. Потапов — фото
© 2007, К. Кинчев
© 2007, ООО «Первое Музыкальное Издательство»
® 2007, ООО «Гранд Рекордс Паблишинг»
* * *
Из интервью с К. Кинчевым, InterMedia, 2007:
— В альбоме «Сейчас позднее, чем ты думаешь» вы затронули тему судеб нашей Родины, на диске «Изгой» делились своими переживаниями по поводу своей внутренней войны, а какая главная тема у альбома «Стать Севера»?
— Главная тема, что мы, Россия, — это именно Север, а не Восток и не Запад, не Европа и не Азия.
***
Из интервью с К. Кинчевым, 2007:
— Константин, новый альбом группы «Алисы» называется «Стать севера». Чему он посвящен и что является основой его идейного содержания?
Кинчев: — Со мной можно не соглашаться, но я считаю, что Россия, это не Европа или Азия, Запад или Восток. Россия это – Север. Мне просто смешно наблюдать политологов сидящих в Москве в телестудии и утверждающих, что «мы Европа». Это выглядело особенно забавно наблюдать в тот момент, когда я прилетел из Магадана и натолкнулся на подобную передачу. Учитывая, что для Магадана, Америка является Востоком. Мне кажется, нам негоже примерять явно не по нам сшитые кафтаны, и рядится в одёжи то ли европейские, то ли азиатские. Мы Север. Мы всегда были и будем – сами по себе.
***
Из интервью с К. Кинчевым, апрель 2007:
— Север в географическом смысле — понятие растяжимое. О каком севере идет речь на альбоме?
— Сейчас много говорится о поисках выборного пути, по какой модели следует развиваться нашему государству — Восток или Запад, Европа или Азия. Для меня эти вопросы давно сняты… Согласитесь, находясь, к примеру, в Магадане или Петропавловске-Камчатском очень смешно наблюдать по телевизору рассуждения высоколобых политологов, сидящих в телестудии, о том, что мы Европа. Мы — Север, объединяющий Восток и Запад, и это звучит вразумительно и для тех, кто живет на Псковщине, и для тех, кому суждено было родиться на Колыме. У нас свой, ни на кого не похожий путь.
— А как вы считаете, наш северный человек может быть счастлив за пределами родного края?
— Ну откуда я знаю? Сколько людей, столько и ощущений. Мне за пределами моей родины тоскливо, потому что я не знаю, что там, за пределами делать. Поэтому за границу езжу только тогда, когда у меня там есть определенная работа, выполнив которую я с удовольствием возвращаюсь домой.
— А в чем, собственно, заключается наша северная стать?
— По вероисповеданию мы — христиане, а отличаемся любовью да ответственностью. Любовь без ответственности не может существовать, тогда это просто влюбленность.
— А песни северян, что на альбоме — больше грустные или боевые?
— Есть и то, и другое, но доминантой выступает тягучесть, задумчивость, созерцательность. Готика в моем понимании слова.
— Уже четвертый альбом «Алиса» пишет в Германии. Чем вас привлекают немецкие саундпродюсеры? Не хотели, например, к англичанам обратиться?
— Привлекают своим менталитетом — ответственность у них в крови, и они очень ценят свою репутацию. Отношения, сложившиеся с немецкими парнерами, меня полностью устраивают — и финансово, и эмоционально и просто по-человечески. Работать с ними легко и приятно — я знаю, что все будет выполнено на определенном уровне, никак не ниже того, на какой они способны. Что касается англичан… Я бы с финнами или шведами поработал бы с большим интересом, чем с британцами. Хотя финны такие же раздолбаи, как и мы…. Но имея дело с англичанами нет уверенности в конечном результате: может получиться шедевр — если они захотят делиться душой, а может выйти совсем провальный альбом, если они подойдут формально
***
Из интервью с К. Кинчевым, журнал «Ровесник», 2007:
— Давай перейдем к новому альбому «Стать Севера». Тяжело далась работа над ним?
— Нет. Работать легко было, и вышел он достаточно быстро. Всего полтора года со времени предыдущего диска «Изгой» прошло. Очередной этап жизни, которым хочется поделиться с уважаемой публикой.
— Если «Изгой» звучал тяжело и драйвово, то «Стать Севера» разительно отличается, пластинка кажется минорной и даже какой-то обреченной…
— Диск меланхоличный, да. Я бы не сказал, что обреченный, скорее, несколько, пасмурный. Зимний альбом. Это — готика в моем понимании. Не «эмо», конечно, хотя и такие моменты в нем присутствуют…
***
Из интервью с К. Кинчевым, 2007:
— «Стать Севера» — это именно от этого или от перемены взглядов или музыки?
— Ну, мы вообще люди северные, северяне по сути своей. Хотелось отобразить это, не знаю, на сколько получилось. И геополитические факторы хотелось показать, это ещё одна одна «бредовая» мысль Константина Кинчева. Так что, как говорят, мракобес, фашист, старый маразматик, сколько там ещё ярлыков на меня навешали. И, поскольку я шут гороховый, то имею полное право выражать всякие абсурдные мысли. А мысль такова: Россия — это не в коем случае не делёж на Запад и Восток. Потому что, находясь в Магадане, ты понимаешь, что какой это, к чёрту, Запад, а находясь в Пскове, допустим, ты не понимаешь, какая связь у тебя с Востоком. И эту огромную территорию объединяет исключительно одно понятие — Север. Находясь в Магадане, я понимаю, что я — Север, находясь в Питере, я понимаю, что я — Север. Вот объединяющее понятие для Руси — это понятие того, что мы есть Север.
***
М. Панфилова, из пресс-релиза к альбому «Стать Севера»,www.alisa.net, 2007:
Когда нужно определяться в какую эпоху мы живём, поэт отражает время. Когда главным становится вопрос о месте нашем в жизни, поэт отражает пространство. Точка на карте не вселенная души, но ведь они могут быть связаны общим нервом, общим чувством, общим звуком…
«СТАТЬ СЕВЕРА» — новая работа «Алисы», замес питерского вольного «Добролёта» с кёльнской скурпулёзностью. Записывали звук на правом берегу Невы, сводили на левом берегу Рейна. Также рождён был два года назад альбом «Изгой» — больше между этими пластинками нет ничего общего. «СТАТЬ СЕВЕРА» свободна от напряжения и жёсткости предыдущей работы. Музыка 2005го года тяжёлая, в стиле нью-металл, сменяется тягучими северными рифами (такова готика в понимании автора); тексты мягче и тоньше; герой Кинчева задумчивей, созерцательней, но и пронзительней — ходит босыми пятками по родной земле и мнёт траву. «СТАТЬ СЕВЕРА» не эпохальный, не культовый (хотя, время покажет) — это просто новый альбом «Алисы».
Он, несмотря на традиционную бескомпромиссность, вовсе не политический ориентир, скорее письмо из дома. Не патент на изобретение новой национальной идеи, а крестик на карте, где прописана душа. Слушаешь и изумляешься в очередной раз: как ловко Кинчев может растормошить человека подуставшего, подопустевшего; как рвётся подсказать ему что прост путь к освобождению — нужно всего лишь опустить глаза. Не сдаться — сгорбиться, а покаяться и углядеть силу-спасение прямо тут, под своими ногами. На своей земле. Здесь должна быть горяча кровь, чтоб не замёрзнуть зимой. Здесь холодный трезвый ум не должен поддаваться душным и горьким сорока градусам, чтоб не утонуть в мути. Здесь нужно уметь протянуть руку, чтобы понять — ты не один. И нужно самому находить путь — ведь за тобой могут идти другие. Как за Кинчевым, например.
Его статный север суров на войне, он растёрт — закалён снегом, он (отец мороза) не расплавится в аду, через который периодически волочёт нас история. Потому что под твёрдым, прочным и вроде бы вечным настом, есть мягкость и лёгкость пушистого снега. Под дублёной ветром кожей — тёрпкая кровь, вены переплетены с нервами и всегда бьётся пульс сердца-солнца. Маска холода сверху, а под ней найдётся тепло для каждого, кто попросил, кто друг тебе, для оступившихся и унывших, для плетущих венки и поющих песни. Кинчев девять раз прав в новом альбоме. В каждой песне, какой бы ни была она по ритму, есть это движение: опуститься на колено, взять щепотку земли и растереть её пальцами. Потому что небывалая сила таится в северном краю, крепком и душистом, окольцевавшем нас и одарившем несказанно — за преданность и поклон ему. «СТАТЬ СЕВЕРА» это не просто расправленные плечи, это плечи земли, с её холмами-мускулами, ручьями-венами и силой нести всех нас, хранить. Так могут видеть и петь землю немногие. Кинче ву дано. Кажется , отпусти сжатую в кулак песню его в чистом поле — она мигом разлетится вокруг свежим туманом, касаясь всего живого.
Девять пьес альбома (убери любую — сразу дырка в смысле получится), девять разных, девять непохожих, девять настоящих. Начинается пластинка медленным сожалением, имя которому «Дым» (хотя и в нём уже огня немерено). Плотный поток гитарного звука как тоска «бессонной души», что ёжится от слова-взгляда Кинчева. Песня эта — отповедь бездомным. Причём, бездомным по своей воле, тем кто отказывается от дара настоящей жизни. Но всё не так страшно, у живых ещё есть шанс — вспомнить, хотя бы, притчу о блудном сыне… У ушедших в пустоту небытия «сложных скомканных душ» уже шанса нет. И от этого осознания ловишь первое «не по себе», от возможности ткнуть пальцем в вечность, услышать со стороны свои же вопросы и нащупать путеводную нить. Хотя, «СТАТЬ СЕВЕРА» — это не «Изгой». Здесь не дают чёткий ответ, как действовать, не рисуют мелом стрелочки на асфальте, куда идти, не учат и не приказывают. Над альбомом, над каждой песней его надо думать. Спасибо Кинчеву за этот шанс.
_________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий