АЛИСА — история альбома «Блок Ада» (1987)

1987_blokada_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Время Менять Имена
(К. Кинчев)

2. Компромисс
(А. Шаталин — К. Кинчев)

3. Солнце Встаёт
(К. Кинчев)

4. Эй, Ты, Там, на Том Берегу
(К. Кинчев)

5. Если Ты Веришь Мне
(Ветер Перемен)
(К. Кинчев)

6. Красное на Чёрном
(К. Кинчев)

7. Воздух
(К. Кинчев, П. Кондратенко — К. Кинчев)

8. Движение Вспять
(К. Кинчев)

9. Земля
(К. Кинчев)


 1987_blokada_02

К. Кинчев — музыка и слова
А. Шаталин — музыка (2)
К. Кинчев и П. Кондратенко — музыка (7)

К.Кинчев — вокал
П. Самойлов — бас,вокал
А. Шаталин — гитара
П. Кондратенко — клавишные
М. Нефедов — ударные

Александр Тимошенко — директор группы

В записи принимали участие:
М. Чернов — саксофон («ДДТ»)
А. Муратов — клавишные («ДДТ»)
Д. Чумичов — труба(«Корпус 2»)
А. Тропилло — демонический голос
Группа «Корпус 2» — хор

Альбом записан в передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия») под Ленинградом, 1987 г. По скорости записи напоминает «Нервную ночь», только в данном случае затрачено было двое суток.

Звукорежиссеры — В.Глазков, А.Тропилло, А.Журавлев

МАГНИТОАЛЬБОМ 1987

LP
СССР, «Мелодия», 1989, тираж 1000000 экз.

Песни «Время менять имена», «Эй, ты, там, на том берегу» и «Земля» при издании на виниле и CD были урезаны по сравнению с оригинальным магнитоальбомом.

Песни поделены условно на две части: «Чёрное» (1-5) и «Красное» (6-9).

1987_blokada_03

* * *

К. Кинчев, «Ленинская Смена» 29.06.1988:

Предыдущий альбом «Блок ада» по нашему замыслу должен был получиться цельным, но так как для записи было всего два дня, то в итоге получилось много чисто технической «грязи». Тем не менее, в музыкальном плане он мне больше нравится, чем «Энергия».

alisa_13

***
К. Кинчев, интервью журналу «Rockfuzz» №23, 1995:

…Потом «БлокАда». Опять же — Тропилло устроил независимый фестиваль в таком месте, как Шушеры (или Шушары — что опять символично). Туда из Москвы, с фирмы «Мелодия», он умудрился пригнать передвижную студию, что по тем временам было просто круто. Мы записали «БлокАду» за три дня. То есть два дня писали, а на третий — сводили.

***
Из книги А. Чернина «Другая история», 2007:

К. Кинчев:
Как вообще получилась эта запись? Эта запись получилась совершенно неожиданно, спонтанно. Просто Тропилло организовал фестиваль в Шушарах, и туда была подогнана из Москвы передвижная студия, не помню, как она называлась, во главе с Виктором Глазковым — замечательным звукорежиссером, с которым мы там познакомились. Состав к тому времени был постоянный, то есть это Шаталин, Нефедов, Кондратенко, Самойлов и я. Вот. И мы за два дня эту «БлокАду» записали, ну прямо на сцене ДК в Шушарах… И потом за один день свели, потому он такой сырой, совершенно плохо сыгранный, но я его люблю, вот и все собственно, что я могу сказать по поводу записи альбома «БлокАда».

…Фестиваль в Шушарах длился пять дней, и три из них (точнее, три ночи) ушли как раз на запись «БлокАды». За первую ночь, прямо на той же сцене, записали большую часть инструментов. За вторую — приглашенных музыкантов и вокалы. А в третью уже сводили… Андрей Шаталин потом вспоминал: «Тропилло хотел записать все в стиле рэп. Мы «треснули», попытались что — то сыграть — ничего не получилось. Тропилло говорит: «Ребята, вы еще по стаканчику тресните, у вас все получится!» Мы еще по стаканчику, и у нас просто ничего не получилось! Пришлось записывать вечером только барабаны, потому что Мишка Нефедов меньше всех тогда выпил. А ночью уже начали записываться все остальные — гитары, бас…»
По возвращении с гастролей пришли новости и от фирмы «Мелодия». В 1989 году «БлокАду» все-таки решили издать пластинкой. Но обложку, оформленную Андреем Столыпиным, худсовет «Мелодии» принял в штыки. Пришлось идти на уступки.

Константин Кинчев:
Худсовет был. Обложку они чуть — чуть отредактировали. Убрали крыс, попросили изменить шрифт. У нас было готическим шрифтом написано «БлокАда», то есть мы на этот компромисс пошли, невзирая на то что он не для нас, и пластинка увидела свет. Фашистами нас уже не называли, потому что обвинения в фашизме были голословны и показана процессуально вот эта голословность, мы выиграли суд, и поэтому уже не рисковали нас обвинять в фашизме. А мы, пользуясь этим, немножко позволили себе жесткость, там ничего фашистского нет, там просто я стою, широко расставив ноги, и все. В кожаной куртке, ну то есть из кожзаменителя, дерматиновой, и всё.

Тираж винилового альбома составил более миллиона экземпляров.

00_87_blokada2
На записи альбома «БлокАда» в легендарной передвижной студии MCI — Петр Самойлов, Павел Кондратенко (за клавишами), Константин Кинчев и звукооператор Виктор Глазков, май 1987 год.

***
К. Кинчев, октябрь 1997:

«Блокада» записывалась под Питером в деревне Шушары, где Тропило проводил альтернативный рок-фестиваль. Из Москвы привезли передвижную студию MCI с 24-канальными магнитофонами Studer, в которой работали Витя Глазков и Андрей Журавлев. Я как увидел эту передвижку — сразу понял: надо записывать. Договорились, выпили портвейна и между концертами прямо со сцены ДК прописали за один день всю программу (барабаны, бас и гитары). Во второй день записывали вокал, а поскольку сильно выпивали, кое-где забыли отключить мьюты и поэтому иногда из фонограммы исчезал хэт. Последним вписывали сакс дяди Миши Чернова. Причем сакс получился просто чумовой, потому что дядя Миша весь день ждал, потом ему понравилась девушка, потом девушка его обломила, потом он наступил на гвоздь и пропорол ногу, и после этого, с утра, отыграл свои партии. Так что «Блокаду» записали за два дня, а сводили уже на «Мелодии». Сводили за один день — в очереди стоял нетерпеливый Шевчук. Свели и пошли с Шевчуком отмечать.

alisa_14
Кинчев на записи альбома «БлокАда».

***
Из интервью с К. Кинчевым и П. Самойловым:

Пётр Сергеевич: Очень плохо помню Шушары, поскольку я там был готовченко. Вот, я помню, как мы с Константином сидели на сцене и пели в один микрофон. Сели мы, поставили пиво…

Кинчев: Мы стояли… Стоя — вот так, рожа в рожу пели.

Пётр Сергеевич: Да. Взяли пива, потому что с утра, дело — дрянь. Спели мы в один микрофон, и попадаем друг в друга-то, и строит всё, и главное, баланс хороший получился! Это удивительно! Сейчас этого не достичь, хоть ты тресни. На любой студии стань так, не по-лу-чит-ся! А тогда наитие какое-то было. Буквально за вечер мы всё закатали, все голоса забабахали.

1987_blokada_04

***
Из интервью с А. Столыпиным («Масиком»), газета «Шабаш», 1993:

 … Я сейчас начну говорить, что у нас это все было «по политическим мотивам» … Но это стебалово сегодня. А тогда говорилось именно так. Почему нам пороли ту же самую «БлокАду» и в итоге сделали недоноска? Мы с Потаповым и с Аликом , туда приехали и нам совершенно конкретно сказали: «Ребята, это фашизм.» Мы опупели. Мы говорим, да тут и близко этого нет, это, наоборот, анти. «Нет, это фашизм. Что это тут у вас… Готика. А готика — это фашистский шрифт. Тогда всю германскую, романскую культуру надо туда отнести. По фигу. Вот так-то.
… Ты же видела наши эскизы к «БлокАде». Была ведь совершенно другая телега. И все это было кастрировано, в первую очередь, «Мелодией», во вторую — паршивой полиграфической базой. Мы и так все готовили с учетом нашей дрянной печати, но даже при этом они умудрились сделать… Я не знаю, злой это умысел или раздолбайство, или еще хрен знает что. В конечном итоге получилась такая вот дурацкая пластиночка. Да они все дурацкие! Потому что они мало чего общего имеют с замыслом.
…Она должна была быть с разворотом. Там была совершенно другая идея. А ее взяли и обкорнали. Без меня. Но то, что я сделал — я сделал нормально. Вполне на уровне.

1987_blokada_06
Один из вариантов обложки.

***
Интервью с К. Кинчевым, Звуки.ru, октябрь 2005:

К.К.: — Мне всегда нравилась больше жесткая музыка. А что касается «новой волны», то мне так кажется, что эти разговоры закончились на стадии альбома «Энергия». То есть альбом «Энергия» был сделан, а после этого была «БлокАда», а там — хардовый панк такой получился. Панк — потому что все было сыграно абы как, на расстроенных гитарах.

— Да, в песне «Красное На Черном» очень задавленные гитары…

К.К.: — Поэтому мы на сведении как-то и «мылили», чтобы и не было нестройняк слышно. Мы записали это за два дня (если говорить о «БлокАде»), и свели за один. Выпивали еще сильно вдобавок…

1987_1

***
К. Кинчев, «Ленинская Смена» 29.06.1988:

Предыдущий альбом «Блок ада» по нашему замыслу должен был получиться цельным, но так как для записи было всего два дня, то в итоге получилось много чисто технической «грязи». Тем не менее, в музыкальном плане он мне больше нравится, чем «Энергия».

00_87_blokada64

***
Из интервью с К. Кинчевым, газета «Советская молодежь», 05.05.1988:

— Прошло уже немало времени со дня выхода в свет вашего последнего альбома «БлокАда». Как его оценивает сегоднящний «доктор» Кинчев?
— По нашему замыслу, он должен был получиться цельным, но так как для записи было всего два дня, то в итоге получилось много чисто технической «грязи». Тем не менее в музыкальном плане он мне больше нравиться, чем «Энергия».

.

***
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:

Без имени:
Как называется ваш альбом «Блокада» или «Блок ада» или что-то среднее? Конечно, вопрос принципиального значения не имеет, но все равно хотелось бы услышать ответ.

К. Кинчев:
В названии этого альбома заложен двойной смысл, так что произносите это название по своему усмотрению. 

.

***
К. Кинчев о названии альбома:

…те песни, которые мы включили в этот альбом, соответствуют этому названию. С одной стороны, «блокада» — это духовная изоляция в которой нас держали… С другой стороны, это два слова — «блок ада» — то есть адский союз, это земля наша.

1987

***
Петр Самойлов. 3 октября 2017:
http://www.alisa.net/

Альбом «Блокада» — первый альбом, в котором я дебютировал на бас гитаре, если не считать экспериментальных двух партий на «Энергии». Процесс записи — начиная с концерта в Шушарах и — продолжения в немецком автобусе, скрыт за завесой трех десятилетий и плотным употреблением советского портвейна не лучших образцов, но осталось воспоминание о приятном звукорежиссере Глазкове Викторе и еще появилось умение спать при работающем на всю катушку студийном мониторе на двести ватт.
Сел, послушал пластинку и пришел к выводу, что мне нравится почти все, что я делал на этом альбоме — от истошных подпевок до чудовищного слэпа на красной Джоаниной гитаре Ямаха. Более того — если сейчас мне предложили переписать «Блокаду», я практически ничего не стал менять в моей партии, а тем более в крутом вокале Константина и самоотверженной игре остальных членов коллектива. Ну, может…настроил бы гитары и отменил регулярный стакан портвейна перед записью барабанщика и клавишника, хотя может я не прав , и пить им можно было , а мне — нет. Но, прослушивая песню «воздух», я не узнаю изначальный замысел, и в последующих исполнениях она выглядела и выглядит совсем другой песней. Правда, и песня «Время менять имена», (мотивчик трубы, которой я изобрел экспериментируя с легкими веществами на улице Куйбышева), под напором Доктора Кинчева, и с легкой руки трубача, превратилась в марш, с которым поколения шагнули в Армию Алисы! И шагают до сих пор — дружными рядами, колоннами, кольцами слэма. Да что тут говорить — альбом подарил вечности песню «Красное на черном», исполняемую на каждом концерте Алисы многотысячным хором.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий