АКВАРИУМ — «2128506» (2-12-85-06) (БГ)

Входит в альбом «Дети Декабря» (1985)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Алексей Вишня, 04.05.2005:
http://polittechno.livejournal.com/192601.html

Очень давно, в 1985 году пришел ко мне БГ в гости. На самую ту, самую старую квартиру, на Охте. Мы пили чай и слушали болванки Кино. Борису Борисовичу было интересно, что мы записали и как это звучит с оригинала на 38. Они с мамой моей тогда быстро общий язык нашли, на англоязычно-книжной основе. Ну да не суть… Короче, послушали «Это не любовь», пообщались с мамой и давай друг-другу песни петь… БГ понравилась одна тема и он предложил изменить одну ноту в проигрыше. Он сказал так:

— «Фигово, когда все правильно. Скучно. Не за что уху зацепиться, понимаешь? Ты должен привнести в ординарную мелодию неожиданный конфликт» — сказал Борис Борисович и сыграл мой проигрыш. «Ну что здесь такого? Ну проигрыш… ты вот сдвинь эту выпирающую ноту»
— «На сколько ступеней? Вверх или вниз» — хлопал глазами я.
— «Да похуй» — Борис Борисович начинал сердиться от моего тупоумия, — «Куда хочешь сдвигай, лишь бы не было так приторно-пошло»

БГ учил меня играть почти два года и я был единственный в тусовке, которого разбуди, и он сыграет и споет тебе любой Аквариум. Однажды произошло событие, которому я не дал должную оценку… не помню уж по какому поводу, но БГ сделал мне подарок. Он подарил мне песню. Написал текст, цифровку:

Если бы я знал, что такое электричество
Я сделал бы шаг, вышел бы на улицу….

Но в тот период я ничего не записывал, меня не впер ни текст, ни музыка из двух, чаще всего используемых мною аккордов, я еще тогда сетовал про себя, глупец: «ну вот… подарил… на тебе боже, что мне негоже…»

Хуяк, проходит пара лет, я слушаю новый альбом Аквариума и там!…. главный хит… Культ Культович с двумя культями наперевес… я был раздавлен… унижен и оскорблен сам собою… своим недеянием… презирая себя много лет, успокоился…. И БГ мне все простил. Он вообще, редкий человек, умеющий прощать всякие глупости. А прощать мне было чего, в юности я был мерзкой язвой, обоюдоострой.

Однако, ну что эта песня без припева? Загрунтованный холст, не более. Отлично подготовленный плацдарм для дислокации… Пишу это потому, что сейчас понимаю: в песне отсутствовал ключ. Так и у меня бывало….

За двадцать лет я записал всего пять полноценно-авторских альбомов — и у меня было огромное количество таких вот недоделок. Настало время их завершить.

Вот эта позавчерашняя трансляция концерта из Кремля (ой спасибо Первому) мне очень помогла. Ну вот выходит Bony Tyler. Хрипит, сипит, но ПОЁТ! Поет как может и похуй мороз. Они не стесняются динамики, связанной с неизбежным: «да, я старая… да, я уже не пою, моя связки уже не те… но я, это я. и вы дали мне пять колет только за то, чтобы вспомнить молодость…»

.

***
А. Кушнир «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:

Притчей во языцех на «Детях декабря» оказалась композиция «2-12-85-06», сыгранная АКВАРИУМОМ еще на III рок-фестивале и абсолютно не воспринятая публикой. Краткая история создания фактуры в этой песне заключалась в том, что Курехин с Гребенщиковым, заразившись приемами тропиллизации, решили впихнуть в эту композицию максимальное количество информации. В ней присутствуют риффы Ляпина, псевдоямайский вокал Гребенщикова, частушки в исполнении Тропилло, убыстренный голос, саксофон Михаила Чернова, фонограммы шумов, сдвоенный и обратный вокал, а также великое множество замаскированных студийных эффектов.

.

***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

Саксофоны на «212» сыграны Дядей Мишей и Ляпиным. (Нижнюю голос Ляпин играет на гитаре, пропущеной через гитарный синтезатор).

.

***
Интервью Бориса Гребенщикова для радио Маяк. 28 ноября 2016:
http://radiomayak.ru/shows/episode/id/1435407/

М.МИТРОФАНОВА: А вот старые песни ты вспоминаешь, вот эти «2-12-85-06»?

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Было время, пару лет тому назад у нас был большой состав с саксофонами, и мы ее играли. Просто без саксофонов ее не сыграть.

М.МИТРОФАНОВА: Послушали эту песню, я хоть и готовилась к интервью, домашнее задание сделала, 500 песен послушала, но какой год вот эта песня?

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: «2-12»? Она была написана примерно в 1983 году, наверное, где-то около этого. Потому что, я помню, когда я ходил по Невскому и твердил про себя эту фразу, твердил, твердил, пока она не начала разворачиваться во что-то. Все эти песни тогдашние написаны, они «ходилки». Идешь, идешь, идешь, и на пятом, шестом километре начинаются слова какие-то проявляться.

.

***
Интервью с БГ, «КП» — Санкт-Петербург», 05.04.2005:

— Пользуясь служебным положением, хочу задать вопрос, который меня мучает уже двадцать лет. Что же на самом деле за телефон 212-85-06?
— Еще раз, пользуясь случаем, публично приношу извинения тем несчастным людям, которых я так подставил, совершенно об этом не подумав. Когда я писал эту песню, я ходил по Невскому и придумывал. Мне просто нравилось сочетание слогов, оно как-то на реггей очень хорошо ложилось. И я совершенно не думал о том, что напишу эту песню, потом запишу, и тут люди всколыхнутся и начнут звонить. Номер отрубили, по-моему, через полгода. Люди были замучены страшно. Я ужасно перед ними виноват.

.

***
Из интервью с БГ, «Город Смоленск», 21.09.2009:

БГ: …номер «2-12-85-06» к одноименной песни придуман случайно. Не слушайте тех, кто утверждает обратное. Эти люди сами не знают, о чем пишут. Честно говоря, я совсем не предполагал, что песню «2-12-85-06» будет слушать так много людей и она станет известной. Содержание текста — всего лишь шутка. Но, к сожалению, для людей, у которых был такой номер телефона, это оказалось не шуткой, а настоящей катастрофой. Всегда приношу свои извинения по этому поводу. Если из-за моей шалости я усложнил кому-то жизнь, это очень плохо.

.

***
журнал «Rolling Stone» №4, 2005 г.:

Психоделлический номер «Аквариума» «2-12-85-06» вот уже го лет является фетишем телефонных хулиганов. По случаю юбилея песни о людях с «хризолитовыми ногами» и девушках «с магнитными глазами» мы позвонили Борису Гребенщикову.

БГ: «Большая часть песни была написана во время моих хождений по Невскому проспекту туда-сюда. В ритме ходьбы начало формироваться что-то типа регги или ска. В общем, название появилось из ясного неба, из ниоткуда. К сожалению, я тогда совершенно не подумал о людях, которые могут жить в квартире с этим номером телефона, и, пользуясь случаем, хочу публично перед ними извиниться. Я абсолютно не представлял, что песня будет настолько популярна, не старался подложить кому-то свинью. Кстати, я знаю, что в Петербурге этот номер уже много лет запрещен».

Сам Борис Гребенщиков по номеру 2-12-85-06 никогда не звонил: «С моей стороны это было бы свинство. Песню я играл на концерте только один раз в жизни — на 5-м фестивале рок-клуба вместе с Курехиным и Чекасиным. При мне «2-12-85-06″отлично играла группа MarksheiderKunst — я только эту версию слышал и, по-моему, даже один раз с ними пел».

При звонке на 2-12-85-06 в Петербурге: Женский голос сообщает: «Номер, который вы набираете, не существует».

.

***
И. Смирнов:

Я могу подойти к Борьке и выяснить, что «Ерхо и Лабадай» — это неверно услышанные им авторы какого-то учебника, что «меня били-колотили» исполнена Тропилло из какого-то сборника частушек, а «даб» переводиться, как «скороговорка».
Мне-то проще. А что делать меломану в каком-нибудь Крыжополе? Тихо ассоциировать или медитировать?

.

***
Бэримор — слуга-дворецкий из любимого Гребенщиковым советского к/ф «Собака Баскервилей» по одноименной повести А. Конан Дойля. См. также:

БГ (из интервью с А. Матвеевым), 1985:

Для меня «Шерлок Холмс» значит больше, чем  Тарковский. Это может показаться парадоксальным, но больше, хотя Тарковского я очень люблю…

.

***
Даб — возможно, имеется в виду разновидность стиля реггей. Для даба характерны выдвинутая вперёд ритм-секция и сильно реверберированное звучание.

.

***
Это ты, Мирон, Павла убил? / Опаньки! Фитилек-то притуши, коптит!..
— фразы из советского к/ф «Адъютант его превосходительства», весьма популярные в среде т.н. «митьков».
Мирон и Павел — оба «зеленые» (анархисты). Мирон убил Павла из-за женщины. См. также:

Владимир Шинкарёв, «Митьки»:

«ОППАНЬКИ! — описание поразившего митька действия.  Само  действие  не называется прямо, но слушатель без труда угадывает, если он уж  не  совсем тупой, что именно имеется в виду, например: «Наливаю я себе полный  стакан «Земфиры», а Флореныч, гад — оппаньки его!»»

.

***
«Недолго это тело будет жить на земле …бесчувственное и отверженное, как чурбан». — цитата из «Дхаммапады», пункт 3.41

.

***
Ерхо и Лабадай — См. «Латинский язык: Учебник для студентов педагогических вузов» (под ред. Ярхо В. Н., Лободы В. И.) Это довольно популярный учебник латинского языка. В 1983 году вышло 3-е издание.

.

***
Брюс Ли — известнейший мастер-популяризатор боевых искусств, киноактер. В результате боевой практики создал стиль дзе-цюань дао — джит кун-до («путь преграждающего кулака»). Умер при странных обстоятельствах в возрасте 32 лет в начале 70-х годов.

.

***
«Дварцы Кур Мяф» («Dvartz’y Kur Myaf») — название трека на долго считавшемся утерянным альбоме Сергея Курёхина и БГ «Подземная Культура».

.

***
В клипе на песню группы АЛИСА «Трасса Е-95» Константин Кинчев набирает на телефоне номер 212-85-06.

 .

***
Клип на песню «2-12-85-06»
http://reproduktor.net/klipy-gruppy-akvarium/

Культовая песня из альбома «Дети Декабря», клип на которую снял режиссёр Сергей Дебижев. Существует мнение, что именно здесь он впервые использовал приём «работы под кинохронику», который позже неоднократно применял в творчестве, в том числе и в художественных фильмах. Песня «2-12-85-06» нашла отражение в культуре – этот телефонный номер неоднократно использовали в кинематографе, а строчки из неё часто цитировали другие рок-музыканты.

 

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «2-12-85-06»:

Если бы я знал, что такое электричество,
Я сделал бы шаг, я вышел на улицу,
Зашел бы в телефон, набрал бы твой номер
И услышал бы твой голос, голос, голос…

Но я не знаю, как идет сигнал,
Я не знаю принципа связи,
Я не знаю, кто клал кабель,
Едва ли я когда-нибудь услышу тебя, тебя, тебя…

2-12-85-06
2-12-85-06
2-12-85-06 — это твой номер, номер, номер…

— что это, Бэрримор?
— это даб, сэр.

А меня били-колотили во дороге во кустах
Проломили мою голову в семнадцати местах.

Увы, недолго это тело будет жить на земле,
Недолго это тело будет жить на земле,
Спроси об этом всадника в белом седле,
Недолго это тело будет жить на земле…

Вот женщина, завязанная в транспортном узле,
Вот женщина, верхом на шершавом козле,
Вот женщина, глядящая на белом стекле,
Недолго это тело будет жить на земле…

В мире есть семь, и в мире есть три,
Есть люди, у которых капитан внутри,
Есть люди, у которых хризолитовые ноги,
Есть люди, у которых между ног Брюс Ли,
Есть люди, у которых обращаются на «Вы»,
Есть люди, у которых сто четыре головы,
Есть загадочные девушки с магнитными глазами,
Есть большие пассажиры мандариновой травы,

Есть люди, разгрызающие кобальтовый сплав,
Есть люди, у которых есть двадцать кур-мяф,
Есть люди типа «жив» и люди типа «помер»,
Но нет никого, кто знал бы твой номер…

— типа
2-12-85-0а
2-12-85-0б
2-12-85-0в
2-12-85-0г
2-12-85-0д
2-12-85-0е
2-12-85-0е
2-12-85-0ж
2-12-85-06 — это твой номер, номер, номер…

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий