Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.2: история песен «Старик Козлодоев» (1981), «Мочалкин Блюз» (1981), «Десять Стрел» (1981-82), «Иванов» (1981-82)

bg_09
Задняя сторона обложки альбома «Акустика» (1981-82 гг).

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Старик Козлодоев», «Мочалкин Блюз» (1981)

Гребенщиков до сих пор недоумевает, какого рожна он написал эту песню. Вроде бы текст он набросал, сидя в одной из кофеен, но что конкретно вдохновило его на издевательскую сагу о дряхлом ловеласе, ползущем к девушкам по крыше в мокрых брюках — хоть убей, не помнит.
Зато хорошо помнит, как исполнил «Козлодоева» в гостях у каких-то вполне зрелых и обеспеченных москвичей и изумлённо услышал в ответ: «Да, «Старик» — это про нас песня».

БГ:
«Я был так поражен, потому что я никак не представлял, что считающие себя серьезными, москвичи смогут так легко отнести эту песню к самим себе».

Позже Гребенщикову даже пришлось пояснять особо умным журналистам, что Козлодоева он с собой не ассоциирует, а песня вообще «про старческий маразм». От себя добавлю, что «пронырливый коростель» — это такая птичка из семейства пастушковых.

Впрочем, на альбоме «Треугольник» 1981 года эта песня смотрелась вполне на месте, ибо он был задуман, как некий сборник самых абсурдных и стёбовых произведений АКВАРИУМА, некоторые из которых были сочинены ещё в начале 1970-х на стихи Анатолия Гуницкого — одного из основателей группы и поставщика совершенно безумных текстов (возьмите хотя бы «Гибралтар-Лабрадор» в исполнении В. Бутусова).

bg_06

Второй хит «Треугольника» — «Мочалкин блюз» — был впервые записан ещё в 1973 году для альбома «Искушение святого Аквариума» — как раз в тандеме БГ-Гуницкий, хотя автором и музыки и слов в этой песне выступил только Борис. Слушать ту запись без слёз было невозможно <слушать>. И вот, когда подвернулась возможность песню перезаписать, БГ решил пригласить в студию Тропилло своего приятеля — Сергея Курёхина.

bg_07
Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков и Пётр Трощенков.

Курёхин в отличие от музыкантов АКВАРИУМА был профессиональным пианистом. И, хотя сфера его интересов лежала больше в области джаза и авангарда, позабавиться он был тоже не прочь. Придя в ужас от исполнительского «мастерства» «аквариумистов», он быстренько взял дело в свои руки и придумал к «Мочалкиному блюзу» замечательную аранжировку.

moch_bluz_1
Гребенщиков во время записи композиции «Мочалкин блюз».

БГ:
«Курехин играл на фортепиано, Кондрашкин — на барабанах, Фан бухал на басу, находясь в другой комнате в наушниках, включенных напрямую в пульт. Я пел и вился вокруг микрофона… когда поешь, выделываешь из себя все что угодно. Рядом стоял пионер с отвисшей челюстью и смотрел, как взрослый дядя ведет себя словно Мик Джаггер на кислоте. Зрелище было незабываемое, в особенности — глазами школьника… Его звали Леша Вишня».

Рояль Курёхина в этой песне и «пищалки» в «Козлодоеве» — стали опознавательными знаками записи 1981 года.

Широким массам обе песни стали известны в 1987 году, когда они вошли в саундтрек перестроечного к-ф С. Соловьёва — «Асса» (не устану повторять, что считаю этот фильм дурацким в самом плохом смысле этого слова). Кстати, БГ мог вполне сыграть в этом фильме роль Мальчика Бананана, но, слава Богу, отказался.

bg_08

Хотя записи «Треугольника» были вполне достойны, на «Мосфильме» было правило — включать в кино лишь песни, записанные на их студии. «Козлодоева» и «Мочалкин блюз» переписали заново, при этом в «Блюзе» скрипка была записана так громко, что, когда она вступала, я постоянно вздрагивал.
На пластинку «Асса» эта песня вошла с вокалом Гребенщикова. Зато в кино её исполнял скрипач Сергей Рыженко, ну, а исполнитель роли Бананана — Сергей Бугаев — только открывал рот.

Зато благодаря словарику, сопровождающему кадры с песней, народ мог полностью понять все те хипповские словечки, которыми БГ обильно усыпал «Мочалкин Блюз». Все узнали, что мочалки — это легкомысленные девушки, шуз (от англ. shoes) — обувь, прикид — одежда, а мать — панибратское обращение к девушке (и никакого намёка на инцест).

«Десять Стрел» (1981-82)

Замечательную фентези-песню про десять стрел на десяти ветрах я полюбил сразу, несмотря на довольно сумбурный текст. Однако далеко не сразу я узнал, что авторство самого БГ текстом и ограничивается.
По словам Гребенщикова музыку сочинил его приятель — Юрий Дышлов, а он не удержался и за 10 минут придумал к ней слова. Как известно, БГ был большим поклонником не только восточной мудрости, но и всяких кельтских мифологических штучек — поэтому в песне тут же появились белые волки с единорогами и «лук, сплетённый из ветвей и трав».

10_strel_2
Доменикино. Дева с единорогом. 

Песня вошла в 1982 году в альбом «Акустика», где Борису подпевала Ольга Першина (в это же время она записала целый альбом на стихотворный цикл БГ про Иннокентия и Полтораки).

А в 1994 году свой пространный «медитативный» кавер на «10 стрел» записала Настя Полева, походя вставив в него проигрыш из другой песни АКВАРИУМА «Поколение Дворников» <слушать>.

См. также другие каверы:

Колибри – 10 стрел

Краснознаменная дивизия имени моей бабушки — 10 стрел

«Иванов» (1981-82)

На том же альбоме «Акустика» располагалась ещё одна, знаменитая в те времена песня, о человеке со стандартной фамилией Иванов. В ней с изрядной долей грустной иронии и даже самоиронии («он живёт на Петроградской в коммунальном коридоре между кухней и уборной…») описаны будни питерского интеллигента-маргинала — чтение Сартра вперемежку с пьянками-гулянками. Недаром на одном из концертов Гребенщиков предварил песню словами: «Была такая книга — «Герой нашего времени». Вот еще один «герой»…».

bg_10

Иванов на остановке,
В ожиданье колесницы,
В предвкушеньи кружки пива —
В понедельник утром жизнь тяжела;
А кругом простые люди,
Что, толпясь, заходят в транспорт,
Топчут ноги Иванову,
Наступают ему прямо на крыла.
И ему не слиться с ними,
С согражданами своими:
У него в кармане Сартр,
У сограждан — в лучшем случае пятак…

Забавно, что «простые люди» действительно не знали о таком философе-экзистенциалисте, как Жан-Поль Сартр, и вместо этого слышали «У него в кармане сахар». Сегодня же молодым людям, скорее, придётся объяснять другое — что «пятак» (5 копеек) — был в те времена обычной ценой проезда в общественном транспорте.
Что до музыки, то БГ как-то признался, что «Иванов» целиком навеян песней Брайана Ино. Какой, правда, не пояснил, но мне кажется, что имеется в виду та же самая песня, что вдохновила ещё один хит Гребенщикова — «Плоскость». А именно — «Here he comes» из альбома «Before And After Science» (1977). Есть определённая схожесть в мелодике всех трёх песен, хотя виолончель Всеволода Гаккеля придаёт «Иванову» свой неповторимый колорит. 

Сравнить:


В этой песне БГ цитирует не только Ино, но и самого себя, ведь последняя строчка — цитата из старой песни Гребенщикова «С той стороны зеркального стекла»:

А потом приходит утро,
Все прокурено и серо,
Подтверждает старый тезис,
Что сегодня тот же день, что был вчера.

Кавер группы ТЕХНОЛОГИЯ:

Борьбе с косностью существования и прозябания в своём ограниченном мирке будет посвящена и следующая песня Гребенщикова — «Прекрасный дилетант».

Автор: Сергей Курий
ноябрь 2013 г.

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.1: история песен «25 к 10» (1978), «Железнодорожная Вода» (1981), «Электрический Пёс» (1981)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.3: история песен «Прекрасный Дилетант» (1981), «Пепел» (1982), «Рок-н-Ролл Мёртв» (1983)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.4: история песен «Движение в Сторону Весны», «Дело Мастера Бо», «Иван Бодхидхарма», «Электричество», «Глаз» (1984)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.5: история песен «Жажда», «Сны о чём-то Большем», «Кад Годдо», «Деревня», «2128506» (1985)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.6: история песни «Город Золотой» (1986)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч. 7: история песен «Аделаида», «Дерево», «Поколение Дворников» (1987)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч. 8: история песни «Поезд в огне» (1988)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч. 9: история песен «Никита Рязанский», «Государыня», «Бурлак» (1991)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч. 10: история песен «Дубровский» (1992), «Московская Октябрьская» (1993), «Не пей вина, Гертруда» (1994)

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч. 11: история песен «Таможенный Блюз» (1995), «Древнерусская Тоска» (1996), «Скорбец» (1998)

См. также:

Раздел группы АКВАРИУМ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»