АКВАРИУМ — «Сны о чём-то Большем» (БГ)

Входит в альбом «Дети Декабря» (1985)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

По Иновской технике совпадений, флейты и хоры на «Снах» сами оказываются на ленте (мы использовали нестертые ленты с «Мелодии»), в точной тональности и нужных местах.

.

***
А. Кушнир «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:

С песней «Сны о чем-то большем» (не попавшей впоследствии в «Музыкальный ринг» по причине чрезвычайно опасного текста) произошла почти что мистическая история. После того, как на шесть каналов были записаны все инструменты и вокал, Гребенщиков, начитавшийся в английской музыкальной прессе о системе найденных звуков Брайана Ино, решил проверить два незаполненных канала. Поскольку запись производилась на списанную с Мелодии старую пленку, после продолжительной тишины внезапно возникли флейта и хор — в нужном месте, в нужной тональности, в нужном темпе и в нужном ритме. Дар неба — решили музыканты, включив это место в альбом без каких-либо изменений.

.

***
«Сны Тропилло о чем-то большем. Гимн молдавской столицы в песне «Аквариума»;
«Рок-паззл» 27 января 2021 года:

https://zen.yandex.ru/media/rockpuzzle/sny-tropillo-o-chemto-bolshem-gimn-moldavskoi-stolicy-v-pesne-akvariuma-601034eca0b62a00db319f58

Четыре года назад в эфире «Эха Москвы» Андрей Тропилло проговорился:

«Я очень люблю песню «Сны о чем-то большем». Я там использовал флейты из записей Доги. Помните, песня такая была: Мой белый город, ты цветок из камня… Вот я прямо оттуда взял дорожки и влепил их в песню. Они легли, как будто господь их туда вписал».
(Волшебная гора: История русского рока устами Андрея Тропилло, 2017)

В 1985 году вышла пластинка с музыкой Евгения Доги. В композиции «Мой белый город», помимо Ленинградского концертного оркестра, звучит вокальная группа под управлением В. Акульшина.
…Песня «Мой белый город» написана для фильма 1972 года «Кишинёв, Кишинёв».

…Цитата БГ из «Краткого отчета о 16-ти годах звукозаписи», думаю, знакома многим:

«По Иновской технике совпадений, флейты и хоры на «Снах» сами оказываются на ленте (мы использовали нестертые ленты с «Мелодии»), в точной тональности и нужных местах».

Что за «Иновская техника совпадений» такая? Вот и на сайте группы «Крематорий» поминают Брайана Ино в связи с «системой найденных звуков». В качестве объясняющих теорию наглядных примеров предлагаются «Black Country Woman» Led Zeppelin со звуком самолета и «Wizard» Uriah Heep со свистом чайника. Действительно, пролетавшего самолета никто не ожидал, и решение оставить звук осталось за Робертом Плантом. Но с Uriah Heep было все иначе. Чайник многократно записывали, а затем микшировали с целью добиться нужной высоты звучания.
Такой подход больше соответствует определению «найденные звуки»(Found sounds или Found objects), и в работах Ино они упоминаются множество раз. Ими могут считаться и фрагменты (сэмплы) других произведений. В случае со «Снами» Тропилло, очевидно, и применил сэмплирование в полном соответствии со смыслом «Иновской техники».

Но допустим, что это счастливое совпадение, и хоры сами оказались в нужном месте. Но откуда тогда взялись флейты, ведь в оригинальной композиции с хорами они не звучат, а флейтист А.Романов в записи не участвовал. Или на «списанной с «Мелодии» старой пленке», как описал ее всеведущий Кушнир, имелись дорожки не только с музыкой Е. Доги? Но тут либо пленка на «Мелодии» за год устаревала (Догу записывали в 1984 г) и оказывалась у Тропиллы, либо ее экономили, используя повторно для других. А может, все проще — и по «системе найденных звуков» флейты извлечены из записи, где они есть — например, из «Вальса»к к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»? Очень уж идеально они вписались на аквариумский трек. Да и хоры выглядят как-то подозрительно смикшированными.

Борис Гребенщиков & Deadушки

_______________________________________________________________________

Текст песни «Сны о чём-то Большем»:

Февральским утром выйду слишком рано,
Вчерашний вечер остается смутным;
В конце концов, зачем об этом думать?
Найдется кто-то, кто мне все расскажет.
Горсть жемчуга в ладонях —
Вот путь, который я оставлю тайной.
Благодарю тебя за этот дар —
Уменье спать и видеть сны;
Сны о чем-то большем.

Когда наступит время оправданий,
Что я скажу тебе?
Что я не видел смысла делать плохо,
И я не видел шансов сделать лучше.
Видимо, что-то прошло мимо,
И я не знаю, как мне сказать об этом.
Недаром в доме все зеркала из глины,
Чтобы с утра не разглядеть в глазах
Снов о чем-то большем.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий