АКВАРИУМ — «Растаманы из Глубинки» (БГ)

Входит в альбом «Сестра Хаос» (2002)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Онлайн-интервью с БГ, «Росбалт», 25.06.2008:

— У вас есть замечательная песня «Растаманы из глубинки» про Ямайку, расскажите были ли вы на Ямайке и каковы ваши впечатления?
БГ: Впечатления хорошие. Но песня была написана в Новосибирске на местном материале.

***
Интервью с БГ, январь 2002:

«Растаманов» я написал в Сибири, на Алтае, просто наблюдая то, что происходит. Начал писать смешную песню, а она, продолжая быть смешной, неожиданно повернулась какой-то философской стороной.

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

«Растаманы» были написаны осенью за один вечер во время фестиваля на Алтае — в процессе этнографического наблюдения за происходящим вокруг. Буквально за час.

Б. Рубекин:
«…записали недостающую песню «Растаманы из глубинки» — это отдельная история. Записывали ее в студии «Нашего радио» в прямом эфире — обещали показать всей стране то, как мы это делаем, а показали только по Москве — к шести утра записи мы уже окончательно возненавидели всю музыку мира.
Там мы писали песню целиком — сначала записали ритм, потом я быстренько записал клавиши, дудки клавишные. Тут нужно пояснить. Сначала «Растаманов» мы делали на Пушкинской с Самсоновым. И попробовали как-то ее свести, но когда свели, поняли, что все это не то, что надо ее не пересводить, а просто переписывать. Но какие-то партии оттуда остались — там были записаны живые дудки. Правда, версия была единиц на десять по темпу медленнее, чем окончательный вариант.
На радио — под шестью телекамерами — сыграли все без клика, живые барабаны, бас, все вместе. Сделали какие-то прикидочные клавиши, Боря спел голос, и полученный материал отдали Козыреву. Потом Борис перепел голос, кое-что переиграли, в том числе дудки. Потом я порезал треки живых дудок и совместил их с записанными.
В последней версии Борис никак не хотел играть рэг-гейную гитару; так и не согласился, как мы его ни уговаривали — ну что за рэггей без гитары? Потом он уехал на Ямайку, а я взял трэки самого первого дубля, порезал их на отдельные аккорды и подложил в песню.
Борису же на Ямайке специалисты-растаманы тоже сказали: «А где же гитара?» Приезжает он в Питер, я ему ставлю трэк, а вот она, гитара-История с песней «Слишком много любви» довольно странная. Мы записали ее очень быстро, очень быстро свели и очень быстро про нее почему-то забыли. И на концерте так ни разу и не сыграли».

***
Интервью с БГ, январь 2002:

— А вы на Ямайке всю траву выпололи?
— Я на Ямайке работал.
— Концерты?
— Нет, работал над курением травы, как сказано в песне. Ямайскую траву на Ямайке курить можно.
— Она там другая?
— Она там натуральная. Я нигде, кроме Ямайки, не могу курить траву, если честно.
— И как вам Ямайка?
— Оказалось, очень роскошное место, потому что я там не как турист был, а как гость очень хороших музыкантов. Поэтому мне удалось не скупать дешевый кокаин, как делают все туристы. Я сидел в горах или в студии и занимался тем, чем я люблю заниматься.
— Говорят, что вы оттуда что-то привезли…
— Мы сделали запись, и эту запись у меня украли в Париже. Мы летели обратно через НьюЙорк и Париж. И мою гитару придержали в Париже, как багаж (пришлось ее сдать в багаж) и она не пришла. Пришла только на следующий день. Она была вскрыта и оттуда не взяли ничего, кроме СD с одной песней. Я недавно звонил на Ямайку — они ее доделывают.

***
Интервью с БГ, Журнал FUZZ, 20.02.2002:

— Влияние на альбом какое-то было? <имеется ввиду влияние поездки БГ на Ямайку>
— Нет, к тому времени, как я туда поехал, альбом был уже готов. А после того, как я вернулся, мы его только домикшировали, перемикшировали по четвертому разу все песни. В «Растаманах Из Глубинки» только добавил рэп в конце — «Хайле Селассие Растафара!..»

***
Пресс-конференция с БГ, устроенная студией «Союз», 16.11.2002:

— Хотелось бы узнать отношение группы Аквариум к легким наркотикам и к легализации этого в России?
— Резонный вопрос — что такое наркотики?
— Марихуана.
— А. Группа Аквариум придерживается по этому поводу одного мнения — если Сыну Неба будет угодно легализовать — значит, придется курить.

***
Из интервью с БГ, Опубликовано на сайте ГОРОД. Петербургский журнал :

— В другой песне — «Растаманы из глубинки» — есть такие слова: «Я еду на Джомейку — работать над курением травы» и так далее. Вам не кажется, что вы своими песенками создаёте положительный образ наркомании?
— В нашей стране сотни государственных мужей поддерживают наркомафию, кормятся на деньги наркомафии. Почему же, осуждая такие песни, эти суки молчат о себе? Это ли не фарисейство? Дилеры прямо в школах продают детям героин по цене зубной пасты. Кто-то ведь нанимает этих дилеров на работу, контролирует их, «крышует». Уже несколько десятков лет люди получают чудовищную прибыль только за то, что, проклиная наркоманию с экранов телевизоров, прикрывают и поддерживают её изнутри. «Мы ничего не можем с этим поделать, — говорит полковник какого-нибудь особого эскадрона по борьбе с наркотиками. — Потому что процессом заправляют наши шефы». Государство убивает своих граждан, и весёлая песня про траву, о которой поёт каждая вторая группа, не идёт ни в какое сравнение с индустриальным производством и внедрением тяжёлых наркотиков.
— Но стоит ли бросать лишнюю веточку в костёр?
— Этот грандиозный костёр питается горючими веществами, а не веточками. Если бы увещевания деятелей культуры имели хоть какое-то значение, то пришлось бы уничтожить половину мировой литературы, в которой упоминаются наркотические вещества, — в том числе алкоголь и никотин. Это существует, но говорить об этом нельзя? Тогда уж лучше сразу — с песнями и в концлагерь.
— По-вашему, художник не должен нести ответственности за влияние, которое оказывает его творчество на общество?
— Свою ответственность я знаю. «Растаманы из глубинки» — не пропаганда наркотиков. Я пишу в расчёте на людей, которые способны связать два узелка в голове. В песне ведь есть и такие слова: «садовник внимательно следит за каждым корнеплодом на грядке». Лично меня курение травы приводит к состоянию корнеплода. Я же предпочитаю оставаться человеком. Но у каждого должно быть право выбора: быть корнеплодом или быть человеком.
— Получается, с одной стороны, ваш голос не имеет значения, с другой — имеет, но это никакая не пропаганда.
— В этой песне все точки зрения сбалансированы, там есть и «за» и «против». Считаю, что лёгкие наркотики должны быть легализованы — и это третий ответ, который сводит воедино два предыдущих. Но легализация лёгких наркотиков приведёт к тому, что многие высокие чины потеряют свои миллиарды. В каком состоянии человек может впервые попробовать наркотики? Или в условиях Peer Pressure — давления со стороны окружающих (скажем, все вокруг курят, дай-ка и я закурю), или просто потому, что ему хочется испытать что-то новое. В этом случае останавливать человека бессмысленно. Государство не даст — даст дилер на углу. Вот только государство может дать чистый продукт, а что даст дилер — неизвестно. По сути наркотики — такой же медикамент, как аспирин, а от некоторых наркотических веществ вреда куда меньше, чем от водки. Человека же можно поймать на чём угодно: будь-то наркотики, деньги, водка, секс… Наркотик — всего лишь один из ряда соблазнов.

***
Растафарианство (растаманство) — религиозное учение чернокожего населения, основанное на идее возвращения в свою «Обетованную Землю» — Эфиопию. Культовой фигурой растафарианства был император Эфиопии Хайле Селассие. Особое распространение учение получило в 1960-80-е года. В среде рок-музыкантов (в том числе белокожих) своей популярностью растафарианство обязано, в первую очередь, Бобу Марли — популярному исполнителю в стиле реггей или регги (См. ОСТАТКИ — «Белое reggae»), к которому часто обращался и БГ. С лёгкой руки того же Марли традицией растафари стало курение марихуаны.

***
Джа — искажённое английское произношение библейского имени Бога Иегова (в Библии — Яхве), наименование Бога в растафарианстве. Благодаря Бобу Марли (да и БГ) стал вроде своеобразного рок-н-ролльного божка.

.

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Растаманы из Глубинки»:

Нам в школе выдали линейку,
Чтобы мерить объем головы;
Выдали линейку,
Чтобы мерить объем головы.
Мама, в каникулы мы едем на Джамейку
Работать над курением травы.

В Байкале крокодилы,
Баобабы вдоль Волги-реки.
В Байкале крокодилы,
Баобабы вдоль Волги-реки…
Мама, как нам справиться с глобальным потеплением?
Покрепче прибивать косяки.

Не плачь, мама, твои дети в порядке;
Не плачь, мама, наша установка верна.
Садовник внимательно следит
За каждым корнеплодом на грядке;
Мы знаем, что есть только два пути:
Джа Растафара или война —

У нас два по всем наукам,
Но ботанику мы знаем на пять.
Два по всем наукам,
Но ботанику мы знаем на пять —
Пока живы растаманы из глубинки —
Вавилону будет не устоять.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий