АКВАРИУМ — «Поезд в Огне» (БГ)

Входит в альбом «Черная роза — эмблема печали,
красная роза — эмблема любви» (1989)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Из интервью с БГ, «Российская газета», 2007:

— Борис! Мы разговариваем с тобой буквально в юбилейные дни. Исполняется 20 лет твоей песне «Поезд в огне».

— Да, по-моему, это был 1987 год. Насколько я помню, мы сняли клип за одну или за две бутылки. Песня была написана во время долгих гастролей. По-моему, в Махачкале. Она была вызвана к жизни временем…

.

***
БГ:

Эта вещь пришла от Дилана, и я этим горжусь… Еду я в поезде и наблюдаю, как за окном горят нефтяные вышки. И постепенно вся эта советская гарь сквозь меня ушла в песню с резким социальным протестом.

aquarium_8_02

***
desolate_man, «Если бы не ты». БГ и Боб Дилан, 2008:

БГ сам указывал на песню Дилана в качестве источника, из которого он заимствовал центральный образ (см. Справочник Павла Северова). В песне Дилана «This Wheel’s On Fire» (1967), вышедшей в 1975 г. на альбоме «The Basement Tapes», как и в песне БГ, этот образ появляется в припеве после каждого куплета:

This wheel’s on fire,
Rolling down the road,
Best notify my next of kin,
This wheel shall explode!

Ср. также последние две строчки дилановского припева с образом «нашей» (родной) Земли, которая умрет, если ее не вернуть себе… «before it gets too late» (так заканчивается одна из строчек в той же песне Дилана) у БГ.

.

***
Реплика БГ перед исполнением песни «Поезд в огне» на открытии арт-рок парада «Асса», 1988:

Одна вещь, которую хотелось бы сказать, по поводу специально московской публики… Москва, вы знаете, — единственный город в Советском Союзе, где при словах «бездарная страна» <имеется в виду спетый БГ романс Вертинского «То, что я должен сказать» — С.К.> аплодируют. За что же вы так землю нашу-то не любите, товарищи? Что же вы так рады? Понимете ли дело в том, что страна не виновата… Виноваты мы — мы вероятно мало что-то делаем. Понимаете, эта страна наша. Не чья-то — не дяди и тети, которые нами руководят — а наша… И то, что я говорю — это не призыв немедленно сейчас идти и фуражки сбивать… Напротив — это призыв не к драке, это призыв к тому, что мы наконец-то вместо того, чтобы драться и доносы друг на друга писать, взялись и начали, что-нибудь делать. Потихонечку… Как говорят «Дорога в тысячу ли начинается с одного шага»… Потихонечку-потихонечку мы ведь можем ее, как это теперь принято говорить, перестроить… Пора бы…

.

***
Интервью А. Троицкого с БГ для «Программы «А» на даче А.Вознесенского, октябрь 1989 г.:

БГ: …о возвращении из…там можно другое слово применять, но возвращение – более красивое слово…из…области советской культуры, советской страны на землю, домой.

.

***
А. Житинский, «Альманах Рок-дилетанта», из интервью с АКВАРИУМОМ, 4 янвaря 1990 годa:
http://www.macca.ru/item.php?id=719

Фaн: Есть тaкaя вещь — «Поезд в огне». Это вершинa, которaя соответствует определенному этaпу в жизни нaшей стрaны. Тот этaп уже зaкончился и в стрaне и у нaс тоже. По идее сейчaс должно было нaчaться что-то более личое и человеческое.

.

***
Интервью с БГ, «Рaдиo-50», Хaрькoв, 1993:

— Бoря, вчeрa нa концерте нeскoлькo рaз были выкрики, тaм, — «Пoезд в oгнe спoйтe» тaм и т.д. — a ты скaзaл, чтo пoезд ужe вeсь сгoрeл. Oзнaчaет ли это, чтo тeбя нe интeрeсует ужe ни сoциaльнaя кaкaя-тo пoзиция, тaм, твoя или кaкaя-тo, вooбщe — чeм, кaк, нaскoлькo измeнился Грeбeщикoв пo срaвнeнию со стaрыми aльбoмaми, с тeми пeриoдaми твoрчeствa?

— Пo-мoему, oн нe измeнился сoвсeм — тoлькo мы чуть-чуть лучшe нaучились дeлaть тo, чтo мы хoтeли дeлaть и двaдцaть лeт нaзaд. A пo пoвoду пoлитики, и всeгo oстaльнoгo — вo-пeрвых, я клянусь, чтo «Пoезд в oгнe» нe был пoлитичeскoй пeснeй. Mнe пришлa в гoлoву oчeнь хoрoшaя стрoчкa, я нaчaл думaть, чтo произойдет дaльшe с Вaсиным и егo женой — и нeoжидaннo мы пoпaли в тoчнo тaкую ситуaцию, когда мeня oчeнь дoстaлo тo, что происходило вoкруг.  Я прoстo буквально зарегистрировал то, чтo происходило вокруг.

aquarium_8_03

***
Интервью с БГ, «Музыкальная газета»:

БГ — Скажу сразу, что там, где художник стыкуется с конкретной политикой, это всегда нечестно. И проверять счета не надо, за деньги агитировал или так один художник на нашем веку уже подался в политику. Другим бы острастка, ан нет… Другое дело вопросы нравственные. Тогда и ко мне приходит, что «Этот поезд в огне» или сейчас вот «Голубой огонек», «Вот и он агитку согрешил». Но то, что поезд в огне, пришло от Дилана.

— Вы не отрицаете?

БГ — Конечно. Напротив, горжусь. Меня упрекают в заимствовании, но я смотрю высоко потому, что стою на плечах великих или держусь корней, как хотите. Как всякий культурный человек. Но стою не у подножия их мраморных и золоченых монументов. Я не копирую, я исполняю, вот и вся разница со многими коллегами. Я считаю, что мне дано ощутить дух, а не букву.

.

***
Интервью БГ газете «Выбор». г.Вятка, 11.10.1991:

— Теперь собственно об искусстве. На вятских концертах не было твоих социально-политических песен, как то: «Полковник Васин», и еще, скажи, ты полностью отказался от исполнения старых песен, таких как «Я змея» или «Танцы на грани весны», например, ведь среди моего поколения сильна ностальгия по этим песням?

— Ты сказал очень правильное слово — ностальгия. Мы ностальгией не торгуем. Нам интересно делать то, что мы делаем сейчас, как тогда нам было интересно делать то, что мы делали тогда. И того же «Васина» имело смысл петь тогда, когда за него могли быть неприятности, а когда он стал комсомольским гимном, напечатанным в газете «Комсомольская правда» — петь его уже абсурд. Пусть Малинин поет.

.

***
Интервью БГ для сайта «Аудио-Библиотека Лотоса», 28.10.2001:

— Начну с вопроса, который заранее… Вот есть такая песня — «Этот поезд в огне…». Когда эта песня появилась, она воспринималась как о России, о ситуации в России. Не кажется ли тебе, что вот эта ситуация — она теперь повсюду в мире? И, в связи с американскими событиями 11 сентября, эта ситуация начинает проявляться во всем мире… Я не слишком такой расплывчатый вопрос?…

— Нет, я понимаю.

— Что все человечество постепенно становится в такую позицию?

— Ну, я рад, что мы это заметили, потому что это происходит достаточно давно. Что же касается песни, то песня не была написана применительно к условиям. Она была естествевенно-вероятной реакцией на эти условия. Но когда я ее писал… — я отлично помню, как писал эту песню. Два куплета были написаны в Махачкале в доме у артистов театра местных, а третий куплет был написан уже когда мы ехали в Баку и проезжали мимо горящих вышек — зрелище, конечно, страшное. И она как-то написалась сама собою — уверяю, что я не думал о соответствии какой-то политической ситуации. Неожиданно получилось, что они подходят друг другу.

— Но она воспринимается именно так?

— Все правильно. Мне кажется, что художник, который открыт на самом деле тому, что происходит… — Художник не может быть не открыт, он не имеет права быть не открытым к тому, что происходит. Он естественным образом выражает то, что происходит внутри, скажем, нашего глубинного общественного подсознания. Даже об этом не думая. Я не думал написать общественную песню. Я писал то, что мне было интересно, так, как мне было интересно. Потом поглядел — и сам развел руками, увидев, что получилось. И со всеми хорошими песнями происходит именно так.

.

***
БГ, Интервью в газете «Аргументы и факты», 28.05.2003:

Все без исключения песни написаны не потому, что у меня была какая-то идея, а потому, что мне в голову приходила строчка, образ или рифма, и я начинал с ними работать, не имея представления, куда меня это заведет. И таким образом в сети слов попадает огромное количество вещей, которые плавают вокруг нас. Только потом, задним числом, анализирую и могу сказать, что песня оказалась про это, а, может, про то. Как, например, в песне «Поезд в огне»: «Полковник Васин приехал на фронт со своей молодой женой…» Казалось бы, нелепая постановка вопроса. Еду в поезде и наблюдаю, как за окном горят нефтяные вышки. И постепенно вся эта советская гарь сквозь меня ушла в песню с резким социальным протестом. Хотя я абсолютно об этом не думал. Сидел с похмелья в Махачкале и жонглировал словами. Просто, если быть открытым, то через тебя многое проходит.

.

***
Интервью БГ в ж-ле «Сто Дорог», сентябрь 2001:

— В одной из ваших песен есть слова: «Эта земля была нашей…» Чья она сейчас?

— Эта земля была когда-то нашей, потом она стала — коммунистического правительства, и у нас вообще не было ничего своего. Поэтому люди привыкли красть все, что является общественным. И крадут до сих пор. Борьба идет только за то, кто и что украдет. Кто первый — тот крадет больше. Ситуация может измениться со временем, когда люди поймут, что чужого брать не надо и проще заработать и сделать это своим.

— Это возможно?

— Конечно, на самом деле у всех людей — минимальные запросы. Просто они этого еще не успели заметить.

.

***
Н. Кирилова:

Я работала тогда в молодежной редакции, а в музыкальной редакции работала Галя Самсонова-Роговицкая. Она пригласила меня к себе домой и говорит: «»Аквариум» записал очень интересную песню — «Поезд в огне»».  Прослушали эту песню раз десять. Тут же родилась идея клипа. Третьим на кухне был Дюша — Андрей Романов, Галин муж, флейтист группы «Аквариум». Я сразу сказала, что это «Наш паровоз, вперед лети!». Моментально появилась мысль о хронике, взрыв храма Христа Спасителя, о костюмах музыкантов — тужурки, полушубки эти дурацкие…  А в то время набирала силу программа «Открытая дверь». Я там работала и через эту программу все легче было протащить… Паровоз нашел Миша Гаврюшин, ассистент режиссера. В паровозном музее, кажется… Но когда мы работали, не было ощущения, что мы делаем некую взрывную вещь.  Мы, как сказали бы дзен-буддисты, оттягивались. Это был глоток воздуха.

aquarium_8_04

***
С. Дебижев, из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

Когда Борис приехал из своей первой поездки в Америку, это был Рассказ. Все собрались за столом, на улице Софьи Перовской — ну как же, все ведь братья, а самый главный брат вернулся из такого путешествия… Часа два Борис рассказывал тогда, что из себя представляет заграница. Мы потом отвели его в сторонку и спросили, не собирается ли он уехать. «Вы что, — сказал он. — Как можно там остаться? Как там можно вообще жить?..» И отлегло.
И тут в моей жизни откуда ни возьмись появился призрак Сокурова, закутавшегося в лист лотоса. Он внес в мою жизнь такую путаницу, что в конце концов я переориентировался на занятие кинематографом. Эта переориентация еще только начиналась, она еще даже не произошла, как возникла идея и появилась возможность снять клип на песню «Поезд в огне».

У нас был такой приятель — Карпушев, который работал на Студии документальных фильмов и снимал какой-то свой фильм про железные дороги.
Он, Карпушев, был законченным монархистом и очень правильно ориентированным человеком и поэтому из обыкновенного заказного научно-популярного фильма про железные дороги решил сделать большое и значимое произведение. Включил туда историческую тему, расстрел если не царской семьи, то просто хороших людей. Зина, моя жена, играла там одну из расстреливаемых, я рисовал двуглавых орлов на вагонах, и, в общем, мы были как-то в этом фильме задействованы.
По ходу работы неожиданно выяснилось, что костюмы мы можем спокойно взять в Театре юного зрителя, паровозы — в Музее старинных паровозов, в Шушарах, что туда можно просто прийти и за какие-то очень условные деньги взять в пользование паровоз. Это знание у нас уже было. И вдруг возникла идея снять «Поезд в огне».
И я говорю: «Борис Борисыч, костюмы мы возьмем там-то, паровозы — там-то, пиротехнику, там-то… Все есть».

В общем-то, даже ничего особенно и не придумывалось, потому что главный объект у нас был — паровоз. Был паровоз, были люди, которых нужно просто было одеть, посадить на паровоз и на этом паровозе катать. Конечно, я сделал какие-то эскизы, что-то подготовил, придумал, но это было не главным.
И вот мы поехали все это дело снимать. Стронулись с Софьи Перовской — из Бориной квартиры. Сначала поехали в ТЮЗ, взяли костюмы — все было тихо и хорошо. Потом сели в автобус и двинулись на телевидение за оператором, камерой и прочими съемочными приспособлениями. Я ехал туда как настоящий режиссер. Я все это придумал, вот сейчас еду это снимать.
Приехали мы на Чапыгина, и оттуда вместе с оператором и камерой вдруг спускается некий телевизионный режиссер. Кажется, Макаров… Такой дяденька — ничего не понимающий ни в чем. Пожилой. Он, кстати, до сих пор и думает, что именно он и сделал «Поезд в огне». Вполне возможно, что в его представлении это так и есть.
От этого дяденьки нам было никуда не уйти. Мы брали в официальном месте дорогую технику, вообще снимали что-то… Все это нужно было как-то официально проводить по бумагам. А дяденька как бы и являлся воплощением этого провождения всего по официальным бумагам и возможностью отчитаться перед государством, поскольку числился на телевидении режиссером и как бы он все это и должен снимать.
В общем, приехали, заложили шашки с оранжевым дымом, паровоз начал туда-сюда ездить, Ливерпулец мерзнуть у своего пенька и пить, впрочем, как и все, потом наконец мы Ливерпульца взорвали, поставив в сугроб с печатной машинкой…

Вообще могу сказать, что все это было очень неплохо. Макаров стоял за камерой и как бы сам снимал, а я успокаивал себя тем, что материал все равно хороший. Что пусть уж он его снимает, пусть работает, как инструмент, а монтаж мы все равно сделаем с Борисом сами — с хроникой, как мы и хотели.
Все, конечно, отравились этим оранжевым дымом, потому что он шел на съемке бесконечно. Дня два потом лицо горело. Все были багрового цвета.
На следующий день мы с Борисом поехали на телевидение монтировать материал — встречаем вчерашнего режиссера, а он нам говорит, что все уже смонтировал. Как?!!
А ситуация была такова, что уже тем же вечером материал должен был отправляться в программу «Взгляд» и сразу же идти в эфир с тем, чтобы потрясти всю страну. Как, кстати, впоследствии и произошло.
Но то, что показал нам режиссер, было совершенно чудовищно. Там были какие-то плакаты «Помоги!» — такой плакат с белым силуэтом какого-то призрака, символизирующего голод в Поволжье…
В общем, за час или за два мы с Борисом хоть как-то привели все это в какой-то удобоваримый вид, сделали так, чтобы это было не совсем уж чудовищно. Все это тут же было записано на кассету, «Бетакам» уже появился тогда, отвезено на Московский вокзал и поездом отправлено в Москву. А вечером в программе «Взгляд» вышло в эфир и потрясло всю страну.
Конечно, это был первый серьезный диалог со страной не из подполья, не тихим голосом, а в полный рост, в художественной форме, на всю страну, по первому каналу. Я тогда даже удивился, что телевизионщики достигли подобной смелости. Но потом понял, что, конечно, им была дана отмашка на эту смелость. Без нее они бы ничего похожего не сделали. С какой стати они бы посмели крутить такое в те годы?

poezd_v_ogne_1

***
Дюша Романов, «История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста»:

Другим замечательным видео в «Аквариумовской» обойме оказался «Поезд в огне». Для видеотворчества восьмидесятых это был закономерный итог. Красивый и достойный финал перед эрой компьютерных технологий. В советской Эстонии он надолго занял первое место.
…А я до сих пор радуюсь, когда проскакивают эти кадры. Но мало кому известно, что они стали свидетельством факта удивительного самопожертвования, связанного со съемками этого «кино».
Дело было так — мы нашли склад, если не сказать кладбище, старых паровозов. Его местоположение является строжайшим секретом. Почему? А потому, что «случись война» (прямо как у Лескова), то мы все с вами на этих паровозах поедем. Электричества-то не будет!
Вот приехали мы на этот охраняемый объект, предъявили все пропуска, какие только были и стали снимать. И так снимаем и этак. Режиссеры бегают, камеры скрежещут, паровозы ездят, и вот наконец подходит время очередного эпизода — паровоз проезжает мимо этакой рафинированной личности «кропоткинского» вида, по неизвестной причине оказавшейся в лесу.
Камера переходит на него, он улыбается, поднимает бокал драгоценнейшего вина и выпивает в знак уважения.
До этого момента все кажется безобидным, но вот дальше происходит самое сильное — раздается взрыв, человек замирает и падает…
Это хорошо на словах, но мы ведь не снимаем кино каждый день, из года в год, где пиротехники на этих взрывах собаку съели — мы приехали с телевизионщиками, которые впервые в жизни эти взрывные шашки в руках держат.
…К слову сказать, в роли «кропоткинца» был тот самый «Ливерпулец», в доме которого мы встречали ревущие восьмидесятые. Алексей был единственный из всех нас, кто до последней минуты ничего не подозревал, поскольку все время «разминался» ликером и за событиями не следил. Пока режиссеры показывали ему, что надо делать когда поезд будет проезжать мимо, их помощники подкладывали под Алексея весь этот заряд шашек. Надо сказать, что хоть он и был подслеповат и с лютого похмелья, но чувство самосохранения в нем ещё теплилось и он почувствовал неладное.
Уставившись на человека, зарывающего под него целую связку шашек непонятного происхождения, он резонно поинтересовался:
«Это что?»
«Дымовые шашки», — был холодный ответ
«А зачем они?»
«А взорвут этот бугорок, на котором стоишь, когда поезд подъедет!»
«А я?» — робко проскулил Алексей
«Так с тобой и взорвут!» — последовал спокойный ответ
Алексей отропел, но с места не сошел
«А как же я?» — ещё раз робко поинтересовался он.
«А я не знаю, может обойдется…» — ответил помощник
Алексей не сходил с места, но по всему было видно, что улыбаться он больше не будет.
Так и вышло — со съемочного места он больше не сходил, но натянуть на лицо улыбку так и не смог.
Лишь после съемок я догадался почему он не ушел с бугорка и не пытался даже попробовать застраховать свою жизнь от случайности — его просто разбил временный похмельный паралич, когда и шелохнуться-то не можешь…
И вот поезд под парами подходит к этому бугорку, на локомотиве сидит «Аквариум» и как это вы все видели, поет «Этот поезд в огне…», Алексей не шелохнувшись стоит с рюмкой черного вина в руке и мрачно ждет смерти за искусство. Поезд достигает крайней черты, ещё мгновение … Раздается взрыв. Мы его только слышим, но не видим, т.к. сидим на локомотиве к взрыву спиной. Но вот мы выходим из кадра и теперь можно посмотреть, что же там с Алексеем.
Он стоит в дыму, живой, половина бугра разворочено дымовыми шашками, в руках все та же рюмка с черным вином, только в отличии от его предыдущей гримасы, на его лице улыбка ликования и радости за спасенную жизнь…
…Но это ещё не все приключения, что случились в ту съемку.
Больше всего досталось впередсмотрящему, т. е. Борису. Помните, он стоит, как капитан «Крюк»(Hook) над всеми в шляпе и смотрит вперед у самой трубы. Смотреть-то он смотрел, но вот дым их трубы…
По началу все было вроде бы прилично, но потом было внесено предложение запустить цветной дым из трубы. Для этого открыли топку и положили в нее несколько дымовых шашек. Подожгли и поезд поехал. Дым от хорошей тяги внутри паровоза стал по-настоящему валить из трубы и вот тогда капитану «Крюку» досталось по-полной. Несколько раз его просто сдувало этим дымом и он медленно сползал, тем более, что дым был ещё и горячий, как кипяток, так что мало того, что превращал всех нас в «краснокожих», он ещё и обжигал, как «хамсин», т.е. ветер из пустыни. …Боря молчал и выдержал всю съемку до самого её конца без комментариев.

 

***

Анекдот:

БГ снимает «Поезд в огне». Раз отсняли — недоволен. Другой — опять не то. «Дыму, — говорит, — маловато. Кочегар лажает.» Послал за Цоем. «Во всяком деле, — говорит, — специалист необходим».

 .
***
Интервью с БГ после концерта в г.Саратове, 25.04.2007:

— Ваше мнение о клипах: клип – это помогает, или это мешает, или это совсем другое?

— Разные поколения, наверное, считают по-разному. Для меня это лишнее.

— То есть Вы считаете, что клипы в какой-то мере мешают?

— Я телевизор-то, честно говоря, не смотрел уже очень-очень давно, поэтому хороших видеоклипов на песни я видел в своей жизни крайне мало. К тому же они сейчас выпускаются настолько однотипные, что просто неинтересно.

— А Вы участвовали в сценарной части клипов, которые снимали, или это предлагалось как-то со стороны?

— У нас только два относительно хороших клипа. «Поезд в огне» был чистой импровизацией вообще, а «Гарсон номер два» Саша Кайдановский написал, и я ему целиком доверился.

.

***
Интервью с БГ в журнале «Медведь», март 2007 г.:

— Борис! Мы разговариваем с тобой буквально в юбилейные дни. Исполняется 20 лет твоей песне «Поезд в огне».

— Да, по-моему, это был 1987 год.

— Вы тогда еще сняли клип с паровозом — заплатив за съемку бутылку водки.

— Насколько я помню, мы сняли за одну или за две бутылки. Песня была написана во время долгих гастролей. По-моему, в Махачкале. Она была вызвана к жизни временем…

.

***
Авторство клипа БГ «Поезд в огне» оспаривают в Европейском суде в Страсбурге
5 Апреля 2019:
https://riafan.ru/1167497-avtorstvo-klipa-bg-poezd-v-ogne-osparivayut-v-evropeiskom-sude-v-strasburge

Режиссер Виктор Макаров, снявший фильм «Берегите женщин», подал иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге к Сергею Дебижеву и Наталье Кириловой об оспаривании авторских прав на легендарный видеоролик «Поезд в огне».

История с оспариванием авторских прав на клип на песню «Поезд в огне» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» началась в мае 2017 года, почти 30 лет спустя после выхода легендарного ролика в эфир.

Известный ленинградский режиссер Виктор Макаров обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском о признании его авторских прав на ролик. Суд первой инстанции Макаров проиграл, так же, как и апелляцию. Сейчас документы направлены в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбург.

На данный момент режиссерами клипа указаны три человека — Виктор Макаров, Сергей Дебижев и Наталья Кирилова. Однако Макаров, который на момент создания видеоклипа был единственным из этой тройки профессиональным режиссером, утверждает, что автором ролика является только он. Федеральное агентство новостей разбиралось в авторстве легендарного клипа.

Болезнь

Решение обратиться с иском в суд 81-летний режиссер Виктор Макаров принял после того, как в различных источниках в Интернете увидел рядом со своей фамилией еще две — Дебижева и Кириловой. Он требовал обязать «соавторов» опровергнуть их авторские права на ролик; также в иске содержалось требование об удалении неправильной с его точки зрения информации, о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, о взыскании компенсации морального вреда, о защите чести и достоинства, о взыскании судебных расходов. Компенсация была определена следующим образом: с Дебижева — пять миллионов рублей, с Кириловой — четыре миллиона рублей.

«Этот клип снимал мой муж в то время, когда мы вместе с ним работали в комитете по телевидению и радиовещанию, впоследствии он стал называться ГТРК «Петербург-Пятый канал», — рассказала ФАН Татьяна Масловская, супруга Виктора Макарова.

— Он был режиссером, а я была ассистентом режиссера на этом клипе. Кирилову мы тогда вообще не знали, мы ее увидели только в 1998 году. То есть через десять лет после того, как клип был сделан, стал известен и был признан учебным пособием в театральных вузах».

По словам Татьяны Масловской, к этому клипу никто, кроме Макарова, никакого отношения не имеет. Ролик целиком снимался на телевидении, оно же является владельцем имущественных прав. У Масловской и Макарова сохранились все документы на съемочную и монтажную технику, которая также принадлежала телевидению. По словам Масловской, ни Кирилова, ни Дебижев в тот момент никакого отношения к телевидению не имели.

На данный момент иск об оспаривании авторских прав находится в Европейском суде по правам человека

«Расчет этих двух самозванцев был на то, что Макарова больше нет, — объясняет Масловская. — У него случился инсульт, ужасный. Когда что-то случается с актером, режиссером — это быстро распространяется. И, скорее всего, я даже уверена, они решили, что он уже умер, и закусили удила. Никакого отношения к нашему клипу — я говорю нашему, потому что я была ассистентом, а сценаристом и режиссером — Макаров — они не имеют».

Истец требует компенсацию в размере девяти миллионов рублей

«Кроме того, что у нас сохранились все документы, — продолжает супруга Макарова. — Свидетелем на суд трижды приходил человек, от которого зависел выход клипа в эфир на телевидении (Юрий Афанасьев, один из известнейших в Петербурге телевизионных работников. — Прим ФАН.) Вы представляете, что это было такое в советское время? Он подписывал все микрофонные папки, он отсматривал, принимал или запрещал выход [произведения] в эфир».

Эфир

Масловская рассказала, что, когда уже была назначена дата выхода «Поезда в огне» в эфир, режиссер молодежной редакции, который и попросил Макарова снять клип, позвонил в программу «Взгляд». Он сказал москвичам, когда именно будет сдача материала.

Тогда программы Ленинградского телевидения передавали и на Москву. Из центральной аппаратной клип перегнали в Москву, а сотрудники программы «Взгляд» взяли его себе. В их программе клип вышел на всю страну.

По версии Сергея Дебижева, ролик попал в Москву иным способом, да и вся история съемок разнится с версией Макарова.

Согласно материалам дела, с его точки зрения история выглядела так: режиссер клипа Сергей Дебижев хотел снять и смонтировать его самостоятельно, но на телевидении, где была взята аппаратура, к съемочной группе присоединили профессионального режиссера Виктора Макарова, который на следующий день после съемок сам смонтировал этот клип. Это материал был тут же переделан [лидером группы «Аквариум» Борисом] Гребенщиковым и Дебижевым с использованием кинохроники, а после отправлен поездом в Москву, где был показан тем же вечером в программе «Взгляд».

Паровоз

По мнению Макарова и Масловской, клип в первую очередь прославили документальные кадры, вставленные в ролик.

«Этот клип стал значительным не потому, что на паровозе едет группа «Аквариум», а потому, что мы ездили в Красногорск (там был РГАКФД, документальный архив. — Прим. ФАН.) и выбирали там хроникально-документальные материалы, — говорит Татьяна Масловская.

— Клип стал знаменитым за счет хроникально-документальных материалов и текста, который написал Гребенщиков. Так называемые авторы даже не знали, где этот клип снимался. Они указали совсем другое место. И Дебижев, и Кирилова даже не знают, где мы взяли паровоз. Он был не на ходу, он со свалки. Никакого машиниста не было. Эту вагонетку тянули, чтобы создать в кадре видимость, что поезд идет».

Версия Дебижева и здесь отличается от рассказанного Масловской. На суде он сообщил, что паровоз назывался «Овечка». Он был на ходу, был и машинист: с ним существовала договоренность о съемках. Кроме того, Дебижев показал еще один документ, как он утверждает, подлинник сценария. В материалах дела об этом говорится так:

«В подтверждение своих доводов Дебижевым С.Г. представлен подлинник сценария «Поезд в огне», черно-белая абсурдно-парадоксальная драма, время и место действия неизвестны, из которого следует, что сценарий содержит раскадровки, то есть детальное описание того, каким образом оператор должен был вести съемочный процесс, с зарисовками и указанием лиц, участвующих в видеоклипе, на котором содержатся инициалы Б.Г. (Борис Гребенщиков) и С.Д (Сергей Дебижев), а также фотографии с места съемки видеоклипа и фотографии, на которых запечатлены Б.Г. (Гребенщиков Б.Б.) и Дебижев С.Г. вместе».

Реквизит

У стороны ответчиков, по мнению истцов, в реальности нет никаких твердых доказательств. Тогда как у самих истцов, по их словам, есть все документы — даже справка о получении премии от работодателя за снятый клип. Как объясняет Масловская, с Наталией Кириловой они познакомились только в 1998 году, то есть через десять лет после съемок ролика. А с Сергеем Дебижевым впервые встретились только в суде.

Также есть несоответствие в информации о самих ответчиках. Про участие Кириловой в съемках Дебижев говорил следующее:

«Ответчик указал, что Наталия Викторовна Кирилова в то время работала в театре и смогла предоставить костюмы и другой реквизит, необходимый по разработанному им сценарию (например, пишущую машинку, которая появляется на 2 минуте 11 секунде видеоклипа)».

У самой Кириловой в открытых данных на сайте «Гильдия неигрового кино и телевидения» размещена следующая информация:

«Родилась в Сталинграде (ныне — Волгоград), училась в Москве (МГУ и МГЗПИ — исторический факультет, 1973-1978), также получила второе высшее образование по специальности — закончила Высшие режиссерские курсы ГОСТЕЛЕРАДИО СССР (1990-1991), работала на Волгоградском телевидении (1978-1983) и на Ленинградском телевидении (1987-1992) в качестве автора, ведущего программ, ассистента режиссера, руководителя кинопроизводства на ТВ, режиссера».

То есть, в биографии Кириловой никакого театра нет. Кроме того, Масловская утверждает, что в те годы на Ленинградском телевидении не было своих авторов — только приглашенные. А Кирилову она увидела на Ленинградском телевидении перед самой его ликвидацией — в конце 1990-х. По мнению Масловской, в то время Кирилова не могла быть режиссером, так как режиссерский круг на тот момент был достаточно узок, и все режиссеры друг друга знали.

На данный момент иск об оспаривании авторских прав находится в Европейском суде по правам человека. В ближайшее время будет известна его дальнейшая судьба.

aquarium_8_01

***
БГ, газета «Аргументы и факты», 10.05.2006:

Эта песня была связана с определённым моментом жизни страны, где и осталась. Начиналась перестройка, и было ощущение, что впереди брезжит выход из тоннеля. Из тоннеля мы выбрались, но попали в поле, в котором нужно было что-то строить. Как оказалось, никто к этому не был готов. Пришлось ждать 15 лет и начинать думать о том, чтобы строить на более солидном уровне.

.

***
БГ, газета «Бульвар», № 17 (157), 29.04.2008:

— …Ваш «Поезд в огне» в 1988 году пытались сделать чуть ли не гимном перестройки…

— Догорел поезд, догорел… Говорили, его «Комсомольская правда» напечатала тогда на первой странице. Я, к счастью, был в это время в Америке, поэтому сопротивляться не мог и просто как анекдот это воспринял. И до сих пор воспринимаю…

— Хотите сказать, что вы делали далеко не созвучную времени песню?

— Упаси Господь! Туда, к сожалению, проникло больше социальности, чем мне хотелось. Потому что тогда социальность настолько перла на меня изо всех щелей, что я просто не мог не реагировать на нее. Слишком много было дряни в тот момент, и меня это все по-человечески достало. Популярность же песни стала для меня большим сюрпризом.

— Вы против социальности в искусстве?

— Не-е-ет. Просто я отказываюсь и судить, и занимать царские места, и все остальные места тоже… Не мое это дело. Мое дело — заниматься той магией, которой я занимаюсь.

.

***
Интервью с БГ в Уфе, 29.03.2008.:

— Вы принципиально не поете старые песни, такие как «Поезд в огне»?

— Эта песня не имеет никакого отношения к сегодняшнему дню. Раньше она была актуальна, а сейчас мы стараемся ее не петь.

.

***
Из интервью О. Сагаревой с БГ, апрель 1992 г.:

БГ: А очень любимые всеми вещи, такие как «Электрический пес», или тот же самый «Поезд в огне» несчастный — к «Аквариуму» имеют отношение очень опосредованное, и это то, что с «Аквариумом» часто путают. Это уже band ego начинает делать самые простые и ясные вещи — то, что должно быть сделано. Подсобная работа.

— Мне кажется, без этого тоже нельзя было бы обойтись…

БГ: Нет, без этого нельзя обойтись, но если бы этого не было, то «Аквариум» был бы чище…

— Я думаю, тебе не удалось бы справиться с тем, чтобы этого не было…

БГ: Так естественно, я и не пытался никогда с этим справляться.

.

***
Ответы БГ на вопросы читателей «Ленты.Ру», 03.12.2008:

— Борис Борисыч, как вы считаете, не пора ли полковнику Васину снова собрать свой полк и объявить, что мы опять воюем сами с собой, что люди, стрелявшие в наших отцов, снова строят планы на «Наших» детей? и не только в России… Куда подевалась протестная лирика в ваших песнях? ПисАть против ветра стало опасно?

БГ: Чем больше протестуешь, тем более важным себя чувствуешь. А писать «против» сейчас безопаснее, чем когда-либо за последние сто лет. Поэтому и смысла в этом никакого.

.

***
Борис Гребенщиков на «Радио Свобода», 02.07.2010:

Борис Гребенщиков, возвращаясь из Англии, несколько дней провел в Москве. И рассказал обозревателю Радио Свобода о фестивале Meltdown, в котором лидер группы «Аквариум» принимал участие:

– Рассказываю подробно. В Лондоне уже более 15 лет каждое лето проходит фестиваль Meltdown (слово, которое означает «расплавление», в частности, стержня в ядерном реакторе, ну и вообще расплавление чего-то), который поначалу и фестивалем было сложно назвать. Брали какую-то крупную джазовую авангардную фигуру, какой-то умный человек с чутким сердцем за это платил, этот авангардист приглашал всех, кто ему нравится, и неделю они играли в двух престижных залах «Роял Фестивал Холл» и «Квин Элизабет Холл».
Потом стали приглашать менее авангардистские и более мейнстримные фигуры наподобие Дэвида Боуи, Патти Смит или кого-то еще, и фестиваль становился все более, более популярным, интересным. Потому что, если выдающийся мастер каких-то музыкальных искусств получает карт-бланш на то, чтобы приглашать кого ему заблагорассудится, чтобы они просто играли и играли, то возникает очень интересное сочетание.
В этом году куратором фестиваля был назначен гений английской народной музыки, наверное, лучший живой гитарист из существующих на Земле и просто фантастический человек Ричард Томпсон, который когда-то основал весь английский фолк-рок с группой Fairport Convention. Не знаю, каким образом ему пришло в голову меня позвать. Но Томпсон решил, что, поскольку английская народная песня – и вообще та музыка, которой он занимается – бывает недовольна происходящим в стране, то, наверное, вечер революционно-политической песни будет как раз то, что очень всех развлечет. И меня туда «добавили», что называется, в качестве редкой специи, за что я, конечно, был страшно благодарен. Неделя фестиваля — по крайней мере в той части, что я успел застать, — была выдающимся зрелищем для глаз и ушей. Звучала какая угодно музыка – от луизианской casual до американских мусульман-панков таквакор. Плюс еще сам Ричард, плюс народная музыка – неделя как в раю.

– Какие политически-революционные песни вы изыскали в своем репертуаре?

– Моя знакомая, которая была музыкальным директором, часто мне звонила, спрашивала: «Боря, а вот эту песню мы можем под каким-нибудь предлогом назвать политической?» «Нет, – говорю, – к сожалению, не получится». Но мы нашли три: «8200», в которой есть недовольство положением дел, «Голубой огонек», которую только человек без юмора не в состоянии привязать к чему-нибудь политическому, и «Поезд в огне», которой мы закончили концерт. Удовольствие было для меня двойное, потому что и к песне я хорошо отношусь (я ее не вспоминал лет 20, а тут появился такой случай), и спеть с таким выдающимся составом подпевающих тоже было для меня крайне интересно. А подпевали столпы английской народной музыки – Томпсон, Мартин Карти, Норма Уотерсон, Лайза Карти и много кто еще. Красиво!

.

***
Борис Гребенщиков у Владимира Познера 1-й Канал, 14.11.2010:

В.ПОЗНЕР: На недавней встрече с Президентом вы сыграли «Поезд в огне», песня, если я не ошибаюсь, 1987 года. Перестроечная. Там слова такие: «Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе. Она умрет, если будет ничьей. Пора вернуть эту землю себе». Почему вы решили именно это исполнить? Была ли какая-то причина или так просто случилось? И как отреагировал на это Президент, если вообще отреагировал?

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Эту песню мне напомнили этим летом, когда я играл в Лондоне на фестивале Meltdown, и глубокоуважаемый мною великий музыкант Ричард Томпсон попросил меня спеть именно эту песню. Я ее не пел до этого около 20 лет. И я ее попробовал спеть по его просьбе, и понял, что мне очень интересно ее петь. Мне опять стало интересно ее петь. И когда я пою, вне зависимости от того, пою Президенту или дворнику, или детям в школе, или кому-то еще, я пою то, что мне сегодня интересно петь. У меня просто не получится ничего другого.

В.ПОЗНЕР: Отреагировал как-то Президент?

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Я не очень смотрел. Я когда пою, я не очень смотрю – я увлечен пением. По-моему, он слушал внимательно. По-моему, он слышал эту песню раньше. Но я не только эту песню ему спел. Я пел не только ему, во-первых. И во-вторых, не только эту. Просто дело в том, что потом журналистов выгнали, и они всего остального не видели.

.

***
Интервью БГ в Твери, телерадиокомпания «Апрель», 19.10.2010:

— Каковы причины возврата в концерты песни «Поезд в Огне»? Политические? Зачем тогда вы дружите с властью?

— Я не очень понимаю, что Максим имеет в виду под словами «дружить с властью». И если бы я по политическим причинам вводил песню в программу, мне следовало бы закрыть гитару, продать ее и уйти работать в парламент. Или в торговые структуры, потому что музыка и политика находятся в разных вселенных, в разных комнатах жизни и пересекаться они никак не могут. Между ними нет ничего общего.

… — “Мне всегда казалось, что «Поезд в огне» — в первую очередь песня не о «внешней» (политической или общественной) ситуации, а песня о внутреннем мире человека, его осознании себя, своей свободы и отвественности. Когда Вы писали эту песню, она была о «внутреннем» или о «внешнем»?»

— Очень мудрое замечание. Только тогда я продолжу: когда пишется песня, если я буду думать — она о внутреннем или о внешнем, тогда ничего хорошего не напишу. Песне нужно дать писаться, такой, какая она есть сама по себе. И когда пишешь, ни о чем не думаешь, думаешь только о том, правильна она или нет.

***
Пресс-конференция БГ в NYU Skirball Center г.Нью Йорк, США, 02.09.2011:

— У меня политический вопрос.

— Я очень люблю политические вопросы, поскольку в этом ничего не понимаю.

— Не пора ли снова сыграть «Поезд в огне»?

— Мы эту песню пели год. С прошлого сентября по май. Перед выборами ее неудобно петь. Последний раз мы ее пели на фестивале «Рок на Волге». Сколько там? 280 тысяч человек? Эта песня вызывает правильную реакцию у людей. Боюсь, этот поезд и сейчас в огне, и всегда будет.

.

***
Интервью с БГ для издания «Афиша», 22.09.2011:

— …в том, что вы «Поезд в огне» снова начали живьем играть, тоже нет никакого подтекста?

— Это же внутреннее ощущение. Я 20 лет не пел эту песню, потому что мне это казалось непристойным. Прошлым летом спел — и понял, что мне она нравится. Впрочем, пока мы перестали ее играть. Перед выборами играть «Поезд в огне» — это было бы неправильно. Это уже как махать флагом, причем никуда не призывая. Я свою точку зрения высказал, все ее знают — дальше пусть делают то, что хотят. Для меня важно другое: то, что существует истина, которая бесконечно выше и подлиннее любой политики, и мы все прекрасно знаем о том, что она есть. Относительно ее и нужно отсчитывать свою жизнь.

.

***
Интервью с БГ для издания «Новые Известия», сентябрь 2011:

– Борис, когда вы начинаете исполнять на концертах вашу самую политизированную песню «Поезд в огне», это значит в вас снова просыпается гражданское самосознание?

– Никогда не знаю, что буду исполнять на концерте, и никто этого не может знать. Обычно в настоящее время мы играем «Поезд в огне» независимо от политических веяний в обществе, но бывает такое настроение или такой настрой зала, что мне не хочется петь «Поезд в огне». Но кто знает, может, кроме «Поезда», я ничего не буду петь вообще, и эта композиция будет моим главным желанием?! Поймите, что мы не исполняем программу, утвержденную Министерством культуры или другим ведомством, а то, что Бог на душу сегодня положит.

.

***
Пресс-конференция БГ перед концертом в г.Омске, 16.02.2012:
http://www.bk55.ru/?id=64&idinterview=11

— В начале 90-х вы пели «Этот поезд в огне». Сейчас наш поезд в огне?

— Мы по-прежнему едем на горящем поезде. Мы сейчас в состоянии «теплой» гражданской войны. Не дай Бог, чтобы война стала горячей.

.

***
Интервью с БГ перед концертом в Калининграде, 12.05.2012:
www.newkaliningrad.ru/afisha/publications/1570292-boris-grebenshchikov-ya-ostavlyayu-za-soboy-vozmozhnost-zhit-po-drugim-kriteriyam.html#

— Я с утра переслушивала песню «Этот поезд в огне», и мне показалась, что она сейчас очень актуальна…

— Она уже не актуальна, год назад она ещё была актуальной, а теперь, простите, имея то, что мы имеем за окном… Кто возьмёт эту землю себе? Путин? Навальный? Кто из них? Я не имею чести знать ни того ни другого, и на всякий случай воздержусь от знакомства.

.

***
Онлайн-конференция БГ в г.Челябинск, 19.07.2012:

Вопрос:
Борис, про полковника Васина, пора бы продолжить. А то ведь не видно просвета, всё ещё в дыму все!

Ответ:
Варианты: «Полковник Васин-2», «Полковник Васин снова в седле», «Жена полковника Васина», «Дети полковника Васина» и «Дети жены полковника Васина снова в седле-2».

.

***
Из интервью БГ на радио «Трек», 16.12.2012:

— Вы знаете, когда я клип этот увидел, мне показаллось, что Гребенщиков зря занял политическую позицию… Почему от вас Познер чего-то хочет? Потому что он смотрит на этот клип: «Вот у Вас же была когда-то политическая позиция».

БГ: — А в чём там политическая позиция?

— Ну, мне кажется, она там есть — такая антисоветская…

БГ: — Ну естественно… Дело в том, что занятие любого культурного человека — это быть в прямой оппозиции к любой власти. И если вы посмотрите этот ролик сейчас, то увидите там бригаду анархистов, которые угнали паровоз и катят куда-то по своим делам. Явно против государства.

.

***
Из интервью с БГ для «КП» г.Москва, 06.04.2012:
http://kp.ru/daily/25864/2830583/

— Песня «Поезд в огне» написана достаточно давно, в 1987 году, и сейчас актуальна…

— Только надо переименовать — «Этот поезд в депо».

.

***
Интервью Бориса Гребенщикова, 2 сентября 2019:
https://meduza.io/feature/2019/09/02/kogda-obschaeshsya-s-gosudarstvom-dusha-umiraet

— Кажется, что музыка вновь актуальна, потому что она действительно сильно волнует молодежь, и в этом смысле ее начинают использовать как активистский инструмент.

— Люди, которые пытаются использовать музыку для любой цели, заведомо потерпели поражение, потому что музыка значительно сильнее любых целей и любого человека. Музыка действует на принципиально ином уровне. Ты можешь позволить музыке использовать тебя, — об этом можно и нужно молиться — но пытаться использовать музыку — это самоубийство.

— А если вспомнить песню «Поезд в огне» — это же активистская песня?

— Нет. Я помню, как она сочинялась. Это была детективная история о том, как мы с Сашкой Титовым ездили в Баку, и нас заперли в общежитии и не позволяли оттуда выходить, все это кончилось разбитым окном, но потом все было хорошо. И пока мы мотались в поездах по всем этим краям, я просто записывал то, что я вижу в окне. О том, что эта песня имеет какое-то политическое значение, я даже в диких мечтах не мог подумать. Я не думал об этом, я писал историю.

«Ведем войну уже 70 лет» и далее по тексту — это довольно однозначное и прямолинейное высказывание.

— Да-да, но это было на самом деле так. Просто сейчас уже значительно больше срок.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Поезд в огне»:

Полковник Васин приехал на фронт
Со своей молодой женой.
Полковник Васин созвал свой полк
И сказал им: Пойдем домой.
Мы ведем войну уже семьдесят лет,
Нас учили, что жизнь — это бой,
Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой.

Я видел генералов,
Они пьют и едят нашу смерть,
Их дети сходят с ума от того,
что им нечего больше хотеть.
А земля лежит в ржавчине,
Церкви смешали с золой.
И если мы хотим, чтобы было куда вернуться,
Время вернуться домой.

Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе,
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе.

А кругом горят факелы,
Это сбор всех погибших частей.
И люди, стрелявшие в наших отцов,
Строят планы на наших детей.
Нас рожали под звуки маршей,
Нас пугали тюрьмой.
Но хватит ползать на брюхе —
Мы уже возвратились домой.

Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе,
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий