АКВАРИУМ — Назад в Архангельск (БГ)

Входит в альбом «Архангельск» (2011)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Б. Гребенщиков, 22.09.2011:
http://lenta.ru/articles/2011/09/22/bg/

Для меня песня «Назад в Архангельск» получилась как взгляд вокруг, как показания прибора, регистрирующего сейсмическую активность. Кто говорит, что сейчас не Средневековье?! Хотя я слышу в этой песне одно, а кто-то другой может услышать совсем другое; песня как зеркало, каждый слышит в ней свое. А само название лежало у меня в голове больше 30 лет, ждало своего часа.
Крестным отцом этой версии является наш Шар. Мы сидели в студии, пили чай и слушали разную психоделическую музыку – и он вдруг сказал: «Архангельск» должен звучать вот так» — и открыл мне глаза. Так в ней появилось новое измерение: рояли, звучащие в другую сторону, и меллотроны. А на любимом австралийскими аборигенами инструменте диджериду играет удивительный мастер Сэнди Лоусон, которого и австралийцы признают мастером; когда-то он играл у Пейджа с Плантом. Так одна глушь дополнила другую.

***
Интервью с БГ для газеты «Известия», сентябрь 2011:
http://www.izvestia.ru/news/500321

— Открывает его песня «Назад в Архангельск». В новой жесткой, наступательной, я бы сказал, аранжировке она сразу отсылает к альбому «Сестра Хаоc» 2002 года, где ты высказывался в отношении действительности довольно беспощадно. К тебе вернулось подобное состояние?

— Твое высказывание кажется мне интересным взглядом со стороны, потому что мое отношение к происходящему никогда не менялось. Просто иногда требуется сказать о каких-то вещах одним тоном, а иногда — другим. Но это не означает, что я меняюсь. Это только фиксация моих чувств в конкретную секунду.

***
Интервью с БГ для издания «Афиша», 22.09.2011:

— У меня песня «Назад в Архангельск», да и вообще альбом в целом, четко соотнеслись с вашей вещью «Еще один раз». Кажется, что это о том, что происходящее здесь и сейчас, в России, — оно так есть, так было и так будет, и в конечном счете надо это принять, простить и полюбить.

— Так я все время об этом говорю! Но любить необязательно. Мы в любом случае Россию любим так или иначе. Но любить то, что в ней происходит, — значит любить казни стрельцов, Сталина и Малюту Скуратова. Нет! Это полюбить невозможно. Но хорошо бы иметь это в виду и понимать, что при нашей жизни ничего может не измениться. Когда ты имеешь дело с правилами дорожного движения, лучше их знать.

***
Интервью с БГ для издания «Трибуна» г. Екатеринбург, 27.09.2011:

– Ваш новый альбом «Архангельск» начинается песней «Назад в Архангельск». Если «Архангельск» в песне это не определенный географический пункт на карте, а город, где живут архангелы, значит, мы пребываем сейчас в ином мире, где окружены в основном демонами? И это демоническое влияние все больше уводит мир в тот хаос, из которого один путь к спасению – назад в Архангельск?

– Я не имею никакого права диктовать людям, как они должны понимать мои песни или реагировать на них. Это лишит волшебство силы. Мы делаем то, что считаем необходимым, а как реагировать на это – дело слушателя. Но – между нами – мне лично кажется, что строчка «назад в Архангельск» совсем не однозначна.

– В той же песне, которую я могу поставить в ряд таких твоих шедевров, как «Псалом 151», есть постоянный рефрен: «Посмотри, как горят эти книги!». Мне так и хочется уточнить: все ли книги горят? Или это священные книги? Или просто метафора окончательного прихода нового средневековья?

– Я не волен ничего сказать здесь. Не имею права. Песня – это зеркало, в котором ты видишь себя.

***
Интервью с БГ на «Радио России» для портала «Богослов.Ru», октябрь 2011:

К.К.: Поводом для разговора стало горячее обсуждение на ряде православных сайтов заглавной песни альбома «Архангельск». Я, вообще, всегда с интересом читаю анализ текстов Бориса, потому что…

Б.Г.: Да, меня это всегда забавляет

К.К.: Да, потому что анализировать тексты Бориса Гребенщикова, с моей точки зрения, дело интересное, но не очень благодарное.

Б.Г.: Довольно рискованное.

К.К.: Да. Довольно рискованное.

Б.Г.: Потому что можно показать недостатки образования.

К.К.: Ну, образования — не образования, но вот в песне «Назад в Архангельск» многие из тех, кто внимательно следит за твоим творчеством и пытается понять твои позиции в отношении Православия, увидели, что в этой песне заложен настоящий протест в отношении современной Русской Православной Церкви. И при этом говорится, что образом РПЦ является Вавилон, из которого нужно бежать назад в Архангельск, что Архангельск – это некое состояние средневековой чистоты, которая находится в конфликте с тем, что сейчас происходит в РПЦ и что олицетворяет Вавилон. А в действительности, они хотели бы знать, что ты подразумеваешь под образом «Вавилона», а что ты подразумеваешь под образом «Архангельска»?

Б.Г.: Я сразу откровенно говорю: я ничего не подразумеваю. Я пишу песни, как я их слышу. Я пишу песни так, как они должны быть написаны, и всё, что они хотят вложить в эту песню — это то, что они хотят вложить. Т.е. если они видят, они считают, что слово «Вавилон» в данном случае обозначает Православную Церковь, то это их точка зрения, а ни в коем случае не моя.

К.К.: А в действительности, может быть, это отражает их внутренние сомнения, их…

Б.Г.: Естественно, они говорят о себе. Любая песня – это зеркало, которое говорит о том, кто её слушает.

К.К.: Песни отражают твой внутренний мир на данный момент?

Б.Г.: Нет, не совсем. Они отражают то, на что я не могу не отреагировать. Вот тот же самый «Архангельск». Я ходил вокруг Нотр-Дам де Пари, как ни странно, по утрам. У меня просто были долгие утра. И вот во время восхода солнца и позже я ходил-ходил-ходил, и это были километры, и километры, и километры. И писались какие-то строчки. Они писались, писались, видоизменялись. И, в конце концов, осталось то, что осталось в песне.

К.К.: Удивительно, потому что в начале Нотр-Дам де Пари, а в итоге Архангельск – как всё это сочетается?

Б.Г.: А это не важно. Земля вообще маленькая. Из Парижа в Архангельск… скажем, не Архангельск, а Россия – она может быть даже ближе и виднее.

К.К.: Ты уже об этом неоднократно говорил, что появление песни сродни, наверно, рождению живого существа, потому что ты его ожидаешь, но оно оказывается, наверное, не совсем таким, каким ты его представлял.

Б.Г.: Абсолютно. Вот, скажем, та же самая песня «Архангельск», по поводу которой мы сегодня начали говорить, — она поначалу была совсем другой – совсем! Я понятия не имел, о чём она, и я видел, в общем, даже не без священного трепета и ужаса, как она становится чем-то, чем я её совершенно не собирался делать. И она стала чем-то, что меня пугает. Она-то меня пугает, но при этом я чувствую, что это то, чего я не могу не сказать.

К.К.: И надо сказать, что именно эта песня, по-моему, вызвала самый широкий резонанс и самые противоречивые суждения.

Б.Г.: Очень хорошо, очень хорошо.

К.К.: То есть по сути дела, цель достигнута? Мозги у людей немножко протряслись?

Б.Г.: По поводу цели очень хорошо однажды сказал композитор Гендель. Когда он после премьеры обходил собравшихся людей, которые его поздравляли, и кто-то из его дальних знакомых ему сказал: поздравляю вас, Гендель, вы, кажется, очень развлекли людей. Он сказал: простите, моей целью не было их развлечь. Моей целью было сделать их лучше.

***
Интервью с БГ, «АиФ», 26.10.2011:
http://www.aif.ru/culture/article/46793

«АиФ»: — В одной из песен вы поёте: «Куда ни глянешь — везде образа, то ли лезь под кровать, то ли жми на тормоза…» По опросам социологов, только половина православных верит в Бога.

Б.Г.: — Я знаю много людей, которые никогда всерьёз не задумывались о Боге. Это не делает их ни лучше ни хуже. Ещё Тертуллиан говорил: «Душа по природе христианка». Поэтому человек может поступать в согласии со своей душой и поступать правильно, не принадлежа к какой-либо Церкви. А бывает так, что люди воцерковленные совершают поступки, которые являются прямым отрицанием христианства: например, проповедуют ненависть к другим людям.

«АиФ»: — И всё-таки: «Мы застыли на пороге» или «идём по приборам в великую глушь»?

Б.Г.: — И то и другое. «Великая глушь»? Почитайте русских классиков — мы из неё никогда не выходили. Были внушаемые с детства иллюзии «светлого будущего». Я рос во времена Хрущёва, когда все точно знали, что мы живём в лучшей стране на свете и будущее у нас — самое светлое. И мне это по душе. Россия родная для меня — а значит, лучшая страна. При этом совершенно средневековая. Ну и что? Кто сказал, что жизнь должна быть логичной?

***
Интервью с БГ для журнала «Interview» Москва, апрель 2012:
http://interviewrussia.ru/music/985

АД: …в «Архангельске» хорошо ощутим надрыв, чуждый предыдущим, благостным пластинкам.

БГ: У человека всегда есть детская надежда, что каким-то чудом, минуя все препоны, он попадет в рай на земле. А вдруг все будет хорошо? Потом успокаиваешься, понимаешь: будет по-прежнему. В 2003 году, когда в песне «500» я говорил о «комических куплетах для падающих в лифте», я тоже это чувствовал. У меня нет позиции, я как самописец, подобно сейсмографу, регистрирую на подсознательном уровне то, что происходит. Прошлым летом, написав песню «Назад в Архангельск», я думал, что она совсем про другое. А получилось, что про тот же надрыв. Слова неумолимы. Быть может, я и хотел бы их поправить, но не могу.

***
Интервью с БГ для издания «Vladnews» г.Владивосток, 23.10.2012:
http://vladnews.ru/2012/10/30/62557.html

 — В вашем новом альбоме меня поразила песня «Назад в Архангельск». Как она родилась? Было какое-то яркое впечатление или это рефлексия о судьбе России?

 — Безусловно, не рефлексия. Размышлять по какому-то поводу – дело скучное. Как мы говорили в Хабаровске со священниками – мысли отделяют нас от правды. Потому что наши мысли двух-трех-мерные, а правда значительно больше. Песня – это ощущение, которое, если повезет, удается передать через умелое построение слов.

***
Интервью с БГ для издания «Культура» г.С-Пб, апрель 2012 г.:

культура: В прошлом году у Вас вышел альбом «Архангельск». Мне было очень сложно абстрагироваться от буквального смысла песни «Назад в Архангельск», потому что я сам оттуда родом, и для меня это звучало, как «поезжай на родину». Вы знали, что раньше Архангельск назывался «город Архангельский», что указывало на наличие небесного воинства? И только потом окончание отвалилось?

Гребенщиков: Нет, этого я не знал. Но несколько лет тому назад кто-то из местных староверов делал доклад о том, что предводитель восставших ангелов, чье имя мы не будем здесь называть, рухнул и пробил землю, и оказался где-то там в глубине, в магмах именно под Архангельском. И архангел Михаил до сих пор там находится и его сторожит… Я про это узнал уже после написания песни. А название «Назад в Архангельск» ждало своего времени больше двадцати лет. Я все ждал, к чему оно подойдет. И вот, наконец, общественная ситуация сложилась так, что это название вдруг заиграло.

культура: Кстати, многие связывают альбом «Архангельск» с политическими событиями в стране. Говорят, что заглавная песня близка композиции «Поезд в огне» и воспринимается как манифест: «Поздно считать в кармане фиги. Смотри, как горят эти книги. Назад, в Архангельск!» Объяснять с помощью Ваших песен общественную ситуацию, все равно что астролябией гвозди заколачивать, но все-таки: что такое «печи Вавилона»?

Гребенщиков: Я думаю, каждый имеет право сам решать, что есть что, и привязывать ситуацию политическую к ситуации песенной немножко опасно. Потому что многие песни были написаны до того, как появилась ситуация. И сама песня «Назад в Архангельск» начиналась, в общем, совсем с других образов, которые сейчас потерялись, ушли на второй план. «Огонь Вавилона», «печи Вавилона» — можно зарыться в Ветхий Завет и найти массу ссылок. Но существующая ситуация с каждым днем усугубляется. Мы находимся в информационном Вавилоне. Обычные люди оказываются один на один с фантазмами общественного масштаба — такими как русский шансон или современное телевидение… Это не только в России происходит, просто у нас это очень ярко. Иначе как пленником в Вавилоне себя не почувствуешь. Вопрос в том, что можно сделать рокировку и перестать быть пленником. И Вавилон окажется пленником самого себя. Это зависит от точки зрения.

***
Банана-мама — в этом слове — отклик названия популярной диско-песни группы BONEY M — «Bahama mama» (1979).

***
зиггураты (зиккураты) — многоступенчатые культовые сооружения в древнем Междуречье, типичные для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

zikkurat

 

_______________________________________________________________________

Текст песни»Назад в Архангельск»:

У нас были руки и дороги
Теперь мы ждем на пороге
Мы смотрим на дым из трубы
И голубь благодати встает на дыбы

Резной ветер, хрустальный ветер
Поздно ждать, когда наступят сдвиги
Смотри, как горят эти книги
Назад в Архангельск

В цепах и веригах
Калика перехожий
Пьет с кухаркой Дуней
Шампанское в прихожей
Куда ни глянь — везде образа
То ли лезь под кровать
То ли жми на тормоза

Резной ветер, хрустальный ветер
Поздно сжимать в кармане фиги
Смотри, как горят эти книги
Назад в Архангельск

Банана-мама с крепкими ногами
Режет карту мира на оригами
За кассой дремлет совершенномудрый муж
Мы выходим по приборам на великую глушь
Назад в Архангельск

Мертвые с туманом вместо лиц
Жгут в зиггуратах на улицах столицы
В небе один манифест
Куда бы ты ни шел — на тебе стоит крест

Резной ветер, хрустальный ветер
Поздно считать связи и интриги
Смотри, как горят эти книги
Назад в Архангельск

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий