АКВАРИУМ — история альбома «День Серебра» (1984)

1984_den_serebra_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.


1. Сидя на красивом холме
(БГ)

2. Иван Бодхидхарма
(БГ)

3. Дело мастера Бо
(БГ)

4. Двигаться дальше
(БГ)

5. Небо становится ближе
(БГ)

6. Пока не начался джаз
(БГ)

7. Электричество
(БГ)

8. Она не знает, что это (Сны)
(БГ)

9. Выстрелы с той стороны
(БГ)

10. Глаз
(БГ)

11. Моя Смерть
(Тема для новой войны)
(БГ)

12. Колыбельная
(БГ)

 1984_den_serebra_06

БГ — голос, гитары
В. Гаккель — виолончель, вокал.
А. Куссуль — скрипка
П. Трощенков — ударные
А. Титов — бас
А. Романов — флейты
А. Ляпин — гитара
М. Васильев — percussion
А. Беренсон — труба (2, 9)

Записано в студии А. Тропилло, кроме 9 — Дом Радио.
Запись — Андрей Тропилло.

Первоначальная обложка: идея БГ, исполнение С.Дебижева.
Внизу набпись: «Боящийся в любви несовершенен»

Новая обложка:
Художник — В. Вальге.
АКВАРИУМ благодарит Игоря Петрученко за предоставленные фотоматериалы.

(с) Б.Г. 1984
(с) Студия «Союз» 2002
(p) Антроп 1984

В 1994 году фирма «Триарий» выпускала альбом без бонус-треков и в собственном оформлении (см. фото ниже).

1984_den_serebra_02

1984_den_serebra_03

1984_den_serebra_04

1984_den_serebra_05

 

***
А. Старцев, «История группы АКВАРИУМ», 1986 г.:

Зиму и весну 1984 года БГ провел на обычной репетиционной точке — дома у Гаккеля, где за питьем чая шла работа над новыми проектами (закрытыми впоследствии) — исполнением ряда песен Глинки для фильма известного режисера А.Сокурова, а заодно обсуждались и аранжировались новые вещи типа «Дело мастера Бо». Для работы над ними был привлечен скрипач Саша Куссуль, знакомый по совместной работе в курехинском оркестре Поп-механика.
Осенью 1984 года был закончен альбом «День Серебра», концепция которого вынашивалась в течение 8 месяцев. …В «Иване Бодхидхарме» использованы трубы (А.Беренсон), в «Электричестве» и «Снах» играет струнный квартет; вместе с тем, гитары Ляпина стало меньше и она стала более изящной. «День Серебра» — одна из самых лучших, и едва ли не самая сбалансированная запись «Аквариума». В момент ее выхода она воспринималась почти как итог более чем десятилетней деятельности группы.

 

***
А. Кушнир (информация с буклета CD 2002 г.):

Вскоре после записи альбома «Радио Африка» в составе «Аквариума»произошли очередные изменения, следствием которых стала ориентация группы на плотный струнный звук и временный отказ от электрических выступлений. Одной из причин движения в сторону акустики и камерной музыки стало  отсутствие Курёхина, переключившегося на собственные проекты — в частности, на «Поп-механику».
В этот период эпицентр аквариумских экспериментов переместился на улицу Восстания в квартиру к Севе Гаккелю. С осени 83-го года Гребенщиков с Гаккелем в течение нескольких месяцев пытались реанимировать музыкальные находки «Аквариума» модели 75-го года, которые со временем оказались либо подзабыты, либо утеряны. Определённый намёк на подобную эстетику прослеживался еще в композиции «Радамаэрл» — по-видимому, так должен был звучать «Аквариум» с точки зрения Гаккеля. «Такого рода вкрапления имели очень разный характер и были подчинены какому-то интуитивному порыву в определенный момент времени», — вспоминает он.
Еще одним виновником аквариумских новшеств невольно оказался режиссёр Александр Сокуров, предложивший группе исполнить в его новом фильме пару инструментальных тем из… романсов Глинки. Кроме того, как личность творческая, Сокуров привёл с собой знакомого баса, который по его замыслу должен был петь романсы Глинки в сопровождении музыкантов «Аквариума».
Поражённые столь неординарным восприятием творчества «Аквариума», БГ и Гаккель принялись разыскивать пластинки с произведениями Глинки и после прослушивания обнаружили в них немало сюрпризов.
«Разбираясь в том, что наворотил Глинка, я понял, что в музыке он позволяет себе гораздо больше, чем я, — вспоминает Гребенщиков. — Наверное, мне никогда не хватало убеждённости, чтобы производить такую глобальную работу с мелодиями — когда композитор свободно переходит из одной гармонии в другую, меняя всё на ходу. И я подумал : «Почему русские композиторы могут себе это позволить, а я — нет? «
Под влиянием экспериментов Глинки Гребенщиков написал композиции «Сны» и «Дело мастера Бо», на которых ему удалось продвинуться в области гармонии далеко вперёд — на новые, ранее неизведанные территории. «Аквариум» всегда был для меня чем-то большим, чем просто четыре аккорда, — поясняет Гребенщиков. — Почему-то именно в районе «Дня Серебра» мы решили развернуться вовсю и сделать то, что хотели сделать очень давно, не жалея на это ни времени, ни сил. «Сны» и «Дело мастера Бо» показывают, чем именно, помимо концертов и сочинения повседневных песен, мы должны были бы в идеале заниматься».

…Выпустив весной 1984-го года концертный сборник «Ихтиология», «Аквариум» отправился в студию к Тропилло записывать «День Серебра». Спустя годы стало очевидно, что для «Аквариума» середины восьмидесятых «День Серебра» явился поистине уникальной работой. В частности, это был чуть ли не единственный альбом, аранжировки для которого создавались  дома, а не бардачным методом в студии. Непосредственно в стенах Дома юного техника музыкантов ожидал приятный сюрприз: Тропилло удалось на непродолжительное время изъять с «Мелодии» восьмиканальный магнитофон Ampex. Таким образом, «День Серебра» стал первым альбомом «Аквариума», от начала до конца записанным на профессиональной аппаратуре.
«На этой записи мы оказались исследователями не только музыкальной стороны процесса, — философствовал впоследствии Дюша Романов, который за одну смену отыграл партии флейты в «Сидя на красивом холме» и «Колыбельной». — Увеличение количества каналов на магнитофоне послужило для нас неплохим поводом для расширения сознания посредством технического прогресса».
В своё время Брайан Ино заметил, что студия для музыканта — то же самое, что палитра и краски для художника. И когда у импрессионистов из «Аквариума» наконец-то после примитивного двухдорожечного магнитофона появилась возможность делать сознательные аранжировки и правильно микшировать композиции, оказалось, что восьми каналов группе  явно не хватает. Если акустические песни («Сидя на красивом холме», «Джаз», «Колыбельная») вписались на многоканальник сравнительно легко, то с электрическими композициями начались сложности. В финале «Небо становится ближе» Ляпин неудачно свёл по балансу две гитары, в «Двигаться дальше» для записи бубна пришлось на одном из каналов убрать часть гитарного соло, а в одном из фрагментов трека «Иван Бодхидхарма» Гребенщиков был вынужден имитировать гитарное соло голосом.
Несмотря на битву с упрямой техникой, обстановка в студии была близка к идеальной. «Это была «песня», а не запись, — вспоминает Александр Титов, который в той же студии параллельно работал с Цоем над альбомом «Начальник Камчатки». — Вся спонтанность исходила от нас, а вся разумность и жёсткость шла от Тропилло. Это черта его характера. Он умеет в любой ситуации находить быстрое и адекватное решение, и у него всегда существует собственная концепция на любой факт и любое событие».
С точки зрения Тропилло, отличительной чертой данной сессии оказалось органичное сочетание «уличной дерзости и профессионального подхода»…

…Окончательное сведение происходило в начале октября 84-го года, когда в студии находилось всего два человека — Тропилло и Гребенщиков.
…В октябре-ноябре 84-го года работа была завершена, и «День Серебра» наконец-то пошёл в народ. «Альбом получился идеальным, — говорит Титов. — Я считаю его пиком акустическо-спокойного аквариумовского периода».
В Ленинграде «День Серебра» без долгих колебаний был признан лучшим в истории группы, статус которой к тому времени перерос рамки культовой. В Москве альбом подобного фурора не произвёл, был назван «заумным» и подвергся жесточайшей критике. В столице появились новые герои — социально более актуальные и энергетически более активные. Многомерность, ассоциативность и асоциальность гребенщиковской поэзии послужили поводом для упрёков со стороны консервативно настроенных рок-критиков. Тексты Гребенщикова называли «метафизическими ананасами в шампанском», причём подобная терминология рождалась в рядах поклонников «прямолинейного» «Аквариума», воспитанных на песнях «Немое кино», «Мой друг — музыкант», «Прекрасный дилетант», «Мы никогда не станем старше».
«В Москве всё время ждут агрессии, мата и наездов, — говорит Гребенщиков. — В этой ситуации меня очень поддержали Макаревич с Кутиковым, которые оценили «День Серебра» как феноменальный шаг вперёд. У меня самого в тот момент было ощущение полной победы, и мне было лишь не вполне понятно, как эту победу воспримут остальные».

 .

***
Интервью БГ Джоанне Стингрей, ноябрь 1984:

Борис: …С одной стороны, неофициальные музыканты действительно денег не получают, что плохо. Но с другой стороны, меня как-то спросили, во что нам обошлась запись наших альбомов, а мы за четыре года записали восемь альбомов — и я вдруг поразился, сообразив, что на запись мы не потратили ни копейки. Последний альбом мы записывали на вполне приличном восьмидорожечном магнитофоне. Официально эта запись обошлась бы в большие деньги, для нас же она была бесплатной. Денег мы не получаем, но мы их не платим.

Джоанна: Как это все работает?

Борис: Так получилось. Это просто чудо. Человек привез профессиональный магнитофон, мы поработали с ним неделю, и он увез его обратно.

Джоанна: Это ваш друг?

Борис: Да. Не знаю, как ему это удалось, потому что магнитофон был совершенно официальный, но когда живешь здесь, с чудесами встречаешься постоянно и учишься с ними работать. В каком-то смысле само существование «Аквариума» — постоянное чудо, но мы по-прежнему работаем. А с другой стороны — как иначе, это совершенно нормально.

.

***
Интервью с БГ, 1992 г.:

…на «Дне Серебра» это уже приблизилось к какой-то ясности. Там достаточно ясно просвечивает то, чем, собственно, «Аквариум» и был. Это очень хороший альбом, я его люблю больше всех, но он — слишком успокоенный.

1984_den_serebra_08

***
Из интервью с БГ, январь 1985:

— Расскажи, как был записан «День Серебра».

БГ: Чудесным образом нам в руки попала машина для записи, такой магнитофон, который по идее, в принципе, к нам в руки попасть не мог. И находился он у нас ровно столько времени, чтобы записать — точка в точку — этот альбом. В состоянии дикой спешки! Спасло то, что к записи все для альбома было готово.
… «День Серебра», это определенное завершение самого «Аквариума», с выпуском этого альбома мы преодолели много провалов во времени, восполнили то, что не успели сделать до «Дня Серебра», то есть мы начали дистанцию вовремя — хотя, может и нет, не знаю — но шли по ней все время с опозданием, которое то сокращалось, то увеличивалось, и множество вещей в течение этого марафона мы сделать не успели, хотя на финиш пришли вовремя.

.

***
«Московский Комсомолец в Самаре», …..:

БГ: Альбом «День Серебра» считаю самым лучшим. Он лишён штампов и наполнен какой-то по-хорошему «чокнутой» лирикой. Настоящее отражение середины 80-х.

 

***
Из интервью с БГ, 1994 г.:

…старый Аквариум все что мог сделал в 84-м году, в 87-м все это печатью припечатал, а потом пошли стадионы.

1984_den_serebra_07

***
Информация из интернет-справочника «ВИКИПЕДИЯ»:

Автором первоначального варианта оформления стал Сергей Дебижев. На обложке был изображён ацтекский символ входа и выхода: линия, которая, закручиваясь, выходит из спирали, не прервавшись. Идея такой обложки возникла у «Аквариума» под влиянием книг Карлоса Кастанеды. Позже символ переместился из центра на верх обложки, а в центр были вынесены греческие буквы «дельта» и «сигма», которые в первом варианте были использованы как стилизованные Д и С. На обратной стороне обложки после списка песен была надпись: «Боящийся в любви несовершенен».

Первый вариант оформления обложки:

1984_den_serebra_09d  1984_den_serebra_10d

***
ЗВУКИ.РУ, 22.09.2003:

Двойная спираль на обложке «Дня серебра» возникла под влиянием книги «Белая Богиня». Спираль — символ бесконечности в кельтской мифологии, которой в те годы активно увлекался БГ.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий