АКВАРИУМ — история альбома «Тор» (2020)

akvarium_tor_2020

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

01. Палёное Виски и Толчёный Мел
(БГ)

02. Бой-Баба
(БГ)

03. Для Тех, Кто Влюблён
(БГ)

04. Bernie and Ciaran
(БГ)

05. Месть Королевы Анны
(БГ)

06. Весть с Елисейских Полей
(БГ)

07. Стучаться в Двери Травы
(БГ)

08. Фавн
(БГ)

09. Не Трать Время
(БГ)

bg_2020_1

***
Премьера альбома состоялась буквально перед Новым годом — 30 декабря 2020 года. Почти весь материал альбома уже был знаком поклонникам АКВАРИУМА.
В 2012 году выходил «Фавн», в 2015-м — «Палёное виски и толчёный мел», в 2018-м — «Бой-баба», в 2020-м — «Месть королевы Анны» и «Весть с Елисейских полей» (последняя в рамках акустического проекта «Подношение интересному времени»).
Есть и три новые версии песен, написанных БГ ещё в прошлом веке — «Стучаться в Двери Травы» (1977), «Для Тех, Кто Влюблён» (1983) и «Не Трать Время» (1987).
Новой можно считать только «Bernie and Ciaran» — инструментальную композицию в исполнении флейтиста АКВАРИУМА — Брайана Финнегана.

.

***
«Наше радио», 21.12.2020:
https://www.nashe.ru/news/gruppa-akvarium-vypustila-albom-tor

По словам музыканта, название пластинки — «Тор» — интерпретировать можно по-разному:
1) Северный бог, сын Одина (Тор — рыжебородый бог грома в скандинавской мифологии — С.К.);

tor_bogБитва Тора с великанами, худ. Мортен Эскиль Винге (1872 год).

2) «Darknet» (Тёмный Интернет) (возможно отсылка к браузеру «Tor», позволяющему устанавливать анонимное сетевое соединение, защищённое от прослушивания — С.К.);

Tor_Browser

3) Glastonbury Tor (Гластонбери-Тор или Холм святого Михаила, расположенный близ древнего города Гластонбери (графство Сомерсет, Англия) — С.К.);

Glastonbury_Tor

4) геометрическая фигура (тороид — один из видов поверхности, в элементарной геометрии получаемой вращением, которое по форме напоминает надувной спасательный круг или бублик — С.К.);

toroid

и др.

P.S. А по-английски название можно ещё и прочесть, как «Топ».:) — С.К.

.

***
Борис Гребенщиков, передача «Аэростат», № 816, 3 января 2021:
https://www.radiorus.ru/brand/57083/episode/2482926

Все эти песни «Аквариум» играет на концертах, поэтому для меня – в отличие от альбомов БГ – это «Аквариум». Однако есть и песни, написанные специально для этого альбома.

«Почему «Тор»?», – спросят меня напрямик смелые пионеры.
В ответ я возведу глаза к ночному небу – сколько звезд там? Почему они светят? Не на все вопросы может быть ответ.

Тор – это геометрическая фигура.

Darknet.

Glastonbury Тor – или остров Аваллон, куда дружественные феи увезли раненого короля Артура.

Сын Одина, свирепый рыжий бог грома и молнии, защитник человеческого рода.

И еще одно, о чем нельзя говорить.

Так что выбирайте сами.

Я рад, что этот альбом получился таким; рад, что у нас было время и возможность заняться им и довести до правильного состояния.
У этого альбома есть продолжение, и оно со временем тоже окажется у вас в руках.
И я уже не говорю про альбом совсем новых песен.

.

***
Из интервью Бориса Гребенщикова, «Новая газета», 31.12.2020:
https://novayagazeta.ru/articles/2020/12/31/88585-russkaya-kultura-dlya-vseh-lyudey-na-zemle

— В «Торе» масса знакомых песен. Тут и «Бой-баба», выходившая в интернете, и «Двери Травы», которую я помню еще по восьмидесятым годам. А есть «Весть с Елисейских полей», по-моему, новая вещь. Что это все-таки, архивный сборник или новый альбом «Аквариума»?

— Задумывалось как сборник интернет-синглов и неизданных песен. Продолжение серии «История Аквариума», начатой «Акустикой» и «Электричеством» в 1981 году. Мы собрали вместе песни, которые последние десять лет выставляли в Сеть: и естественно, выяснилось, что вместе они звучат не так, как нужно. Начался кропотливый непосильный труд, который продолжался весь год. Но это того стоило. Главное, что альбом получился не разношерстной катавасией, а связной историей про сегодняшний день. Мы играем все эти песни сегодня на сцене, это наша нынешняя программа. Поэтому и альбом с ними — это наконец-то «Аквариум», какой он есть сейчас.

— А почему наконец-то? «Знак Огня», который вышел летом, — очень сильный альбом. И именно про сейчас.

— Спасибо на добром слове. Сильный — да, но веселым его назвать трудно. Потому «Соль»/«Время N»/«Знак Огня» и выходили под вывеской «БГ».
Для меня «Аквариум» — это особый настрой музыки, весеннее, манящее и праздничное видение жизни; как мальчик заходит в городок аттракционов.
Много лет мне хочется записать такой альбом, и каждый раз это начинание сворачивало в сторону, начиналось рванье рубахи на груди, появлялись надрывные песни, которые я не мог не спеть. И как результат — очередной невеселый альбом БГ. Но я все время держал в сердце этот несбывшийся альбом «Аквариума». И вот наконец он выходит; не идеальный, но в правильную сторону. А песен, конечно, за эти годы накопилось больше, чем на один альбом, поэтому мы продолжаем наши пляски и надеемся весной выпустить «Тор» (deluxe edition), где может быть пара десятков бонус-треков.

— Производительность фантастическая. В 2020-м под маркой «Аквариума» и БГ вышло порядка пяти альбомов. Ощущение, что вы не вылезали из студии. Так вышло из-за пандемии и переносов концертов или это нормальный ритм работы для вас?

— Если быть точным, альбомов шесть. Концертов в этом году, мягко говоря, мало, поэтому наконец-то появилось время привести дела в порядок и докончить давно начатое. Первые варианты «Фавна» были записаны в 2011-м, но мы все не могли найти, как он должен звучать. А «Двери Травы» вообще появились на свет в 1977-м и были первой моей песней, которая мне самому по-настоящему понравилась. Много десятков лет мы пытались записать ее как надо — и вот получилось.

— Работа над «Тором» шла в Англии, больше половины музыкантов на записи — не из России. И хотя вы поете по-русски, но нет ощущения, что это русская группа, такой альбом могли бы записать в Глазго, в Бостоне, в Мельбурне. Вы и раньше говорили, что музыка не имеет границ. Теперь это слышно уже по первым же звукам.

— Примерно половина «Тора» записана в Петербурге, а доделана в Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Вопрос в том, важна ли в искусстве география?
«Преступление и наказание» и «Мертвые души» — классика русской литературы, хотя написаны совсем не в России. Так вот, «Аквариум» — русская группа, которая считает своим долгом звучать на мировом уровне.

bg_2020_2

***
Из интервью с БГ:
http://rockvkadre.ru/intervyu-s-borisom-grebenshhikovym-recenziya-na-albom-tor/

– Борис Борисович, выйдет ли «Тор» на CD и виниле или это исключительно Интернет-релиз? Что из себя представляет новый альбом?

– Это сборник интернет-синглов и просто редкостей. Почти все песни были перемикшированы, кое/что перепето и переиграно: потому что именно так они рассказывают нашу сегодняшнюю историю. Выйдет «Тор» во всех форматах; сначала – в электронном виде.

/

***
Борис Гребенщиков, 03.01.2021:
https://vk.com/feed?w=wall-58316960_124896

Песни — как птицы. Где бы они не летали — когда-нибудь они должны прилететь в гнездо. Есть песни, которые сразу объединяются в альбомы и рассказывают историю – как опера. А есть песни, которые долго живут сами по себе. Но лишенным дома песням тяжело – и они тоже слетаются в гнездо альбома. В Истории Аквариума случались и такие и такие. И гнезда их так и назывались «История Аквариума». Там были «Акустика», «Электричество», «Архив», «Библиотека Вавилона»; Кунсткамера…Потом, где-то в Средние Века, традиция эта потерялась – хотя «Наша Жизнь с Точки Зрения Деревьев», «Воздухоплавание в Компании Сфинксов» и «Тайная История Пчеловодства» очевидно принадлежат этой же серии. Вот теперь эту серию пополнил альбом «Тор».

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий