АКВАРИУМ — история альбома «Табу» (1982)

1982_tabu_1

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Сегодня ночью
(БГ)

2. Пустые места
(БГ)

3. Кусок жизни
(БГ)

4. Береги свой хой
(БГ)

5. Пепел
(БГ)

6. Никто из нас не
(БГ)

7. Игра наверняка
(БГ)

8. Аристократ
(БГ)

9. Сыновья молчаливых дней
(БГ)

10.Радамаэрл
(БГ — В. Гаккель)


1982_tabu_2

Музыка/текст —  БГ, кроме «Радамаэрл» — БГ/В. Гаккель

В записи принимали участие БГ, Сергей Курехин, А. Ляпин, В. Грищенко, П. Трощенков, В. Гаккель, М. Васильев-Файнштейн, А. Романов.

АКВАРИУМ: БГ, В. Гаккель, С. Курехин, А. Ляпин, П. Губерман, Бутман, ВГ

Альбом записан летом 1982 года в студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника на Охте.
Фото — Андрей «Вилли» Усов

Ремастеринг — А. Субботин, «Saturday Mastering Studio» 2002
design: (c) 2002 derbenev

АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло

(с) Б.Г. 1982
(с) Студия «Союз» 2002
(p) Антроп 1982


В 1994 году фирма «Триарий» выпускала альбом без бонус-треков.

1982_tabu_6

* * *

Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем»», М.: «София», 2004 г.:

Основу «Табу» составили песни, написанные Гребенщиковым в конце 81-го года и ставшие базисом той электрической программы, с которой АКВАРИУМ, несмотря на всевозможные запреты, выступал на подпольных концертах в Москве и Ленинграде.
К моменту записи альбома каждая композиция из «Табу» была обкатана «живьем». Если сравнивать архивные концертные записи АКВАРИУМА зимы и лета 82-го года («Арокс и Штёр» и «Электрошок» соответственно), нельзя не заметить прогресс, произошедший в звучании группы за эти полгода. К началу работы над «Табу» АКВАРИУМ находился в отличной форме.
…Неоценимую роль в формировании саунда «Табу» сыграл Сергей Курёхин… С приходом Курёхина в АКВАРИУМ автоматически возросли музыкальные требования — как к членам группы, так и к уровню предполагаемых аранжировок. И если Гребенщиков более или менее представлял себе конечный резултьат, то Курехин знал, каким именно способом этого результата можно добиться.
С подачи Курехина в записи приняли участие басист Владимир Грищенко (экс-ГОЛЬФСТРИМ) и юный джазовый саксофонист Игорь Бутман, в уровне которых он не сомневался. Курехину достаточно было написать им гармонии и объяснить стиль каждой песни, после чего все партии баса и саксофона были сыграны максимум со второго раза. Дюша и Фан оказались на записи практически невостребованными и отошли в сторону.
Странную на первый взгляд компанию дополнили гитарист Александр Ляпин и барабанщик Петр Трощенков.

1982_tabu_3

***
А. Кушнир, «100 магнитоальбомов советского рока»:

К тому времени Гребенщиков понял, что, подключая к записи новых музыкантов, можно кардинальным образом менять саунд АКВАРИУМА, получая взамен графоманской акустики многокрасочную звуковую палитру в диапазоне от хард-рока до new wave и реггей. Именно за счет «свежей крови» приглашенных на «Табу» музыкантов звучание альбома в сравнении с предыдущими работами оказалось наименее «аквариумо-подобным»…
Пиком вкусовых конфронтаций стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курехина, увлекавшегося в тот период совсем другой музыкой — от фри-джаза до регтайма. В свою очередь Ляпин был упертым рок-н-ролльщиком и далеко не по канонам «новой волны» любил терзать гитару в духе вудстокских подвигов Эдвина Ли. Будучи поклонником утяжеленной блюзовой музыки, Ляпин предпочитал затянутые соло а-ля Хендрикс — с гитарой, пропущенной через самодельную жестяную примочку, дающую на выходе чудовищный хорус. На концертах подобное гитаро-извережение смотрелось эффектно и адекватно, но в контексте студии данная манера порой выглядела чужеродно.
Баланс звука между пианино Курехина и гитарой Ляпина выстраивался с немыслимыми боями. В итоге патологическая напряженность в студии обусловила ту истеричность саунда, которой, по первоначальным замыслам, там не должно было быть. Со временем Ляпин с Курехиным стали несовместимыми персонажами и на следующем альбоме «Радио Африка» свои партии записывали порознь.

00_82_tabu5
Слева — А. Ляпин, справа — С. Курехин и БГ.

***
А. Старцев, «Краткая История АКВАРИУМА», 1986 г.:

АКВАРИУМ на обложке этого альбома значился под вопросом. В чем-то это было не случайно. Дело в том, что возникло много проблем. Дюша с Фаном подрабатывали на арбузах и никак не могли найти времени подтянуться на сессии. Оказалось, что мощное электричество в студии, где вещь приходиться переписывать по-нескольку раз — для Ляпина совсем не то, что на концерте, где он получает энергию из зала. Наконец избыток Курехина на клавишах ощущается на протяжении всего альбома. В общем это был неудачный альбом. Форма там восторжествовала над содержанием.

1982_tabu_5

***
Из интервью с БГ, январь 1985 г.:

— Я знаю, ты его не любишь…

БГ: «Электричество»?

— Нет, «Табу».

БГ: Ты хочешь сказать, что это — хэви-метал или что-нибудь вроде?

— Для меня это прежде всего мысль. И, соответственно, альбом такой силы, какой я от тебя не очень-то и ожидал. Вообще, я сейчас задам немного отвлеченный вопрос: как рождается у тебя каждый новый альбом?

БГ: Заканчивается один, а еще до того, как он записан, начинаешь мечтать о следующем. Эта жажда существует и жжет все внутри, пока не представляется возможность начать делать это реально. И тут все зависит от того, с какой отдачей проходило время ожидания возможности записи. Время «Табу» проходило с меньшей отдачей, потому что я не думал, как был бы должен, о будущем…

— Расскажи все-таки о том, что значит «Табу» для тебя, почему ты его так не любишь?

БГ: Я не люблю его потому, что он получился кривобоким. И получилась вдобавок, каша. Из-за того, что в записи все хотели, чтобы их было слышно. Приходилось поддерживать баланс между Ляпиным, который хотел, чтобы его было в четыре раза больше везде, и остальными. Хотя, в общем-то, у него есть на это право, и я могу его понять. Короче, все музыканты хотели, чтобы их было слышно больше остальных, и я шел на компромисс между ними. В результате не получилось ни того, что они хотели, ни того, что хотел я. Если бы я был тогда взрослее, серьезней и жестче, то я бы записал его гораздо сильнее, чем он есть сейчас…

1982_tabu_7

***
Из ответов БГ на вопросы зрителей во время сольного концерта 1983 (известного под названием «БГ рассказывает и показывает»):

— Касательно твоего последнего творения «Радио Африка»… На этом диске ты как-то гладенько стараешься уйти от всего. По-моему это из-за того, что вас «прижали»… То есть, конфликтов ты пытаешься не затевать?

— Это не из-за того, что нас «прижали», это из-за того, что годом раньше мы записали «Табу», который на меня крайне негативно весь этот год давил, потому что получился альбом очень нервный и очень тяжелый. А у меня нет такого ощущения, что чтобы сделать жизнь лучше, нужно записывать очень нервную, очень тяжелую музыку. И я весь год не мог расстаться с мыслью, что хорошо бы записать какую-то штуку, которая была бы светлее по ощущению. Когда я живу, я не думаю о том всё время, что «пустые места», или там «кусок жизни» — всё вот это. Я хожу, ловлю кайф, в общем-то, как и все нормальные люди.

.

***
Из интервью с Александром Ляпиным (1997 год):

Александр Ляпин: Мы познакомились с Борисом благодаря Дюше Романову, с которым я учился в одном классе, в 1972 году. Тогда еще АКВАРИУМА, как такового не было, была тусовка вокруг Бориса Борисовича. Да и он был просто Борька, как и сейчас для многих близких ему людей. Познакомились, пели песни, играли. Когда образовался АКВАРИУМ, я уже играл профессионально в разных ансамблях, но продолжал дружить с ребятами и мне было интересно, что делает АКВАРИУМ, я радовался любой возможности вместе поиграть.
А плотно я вошел в группу вскоре после тбилисского фестиваля. Несколько лет, с 1980 года, мы очень тесно сотрудничали. А в дальнейшем я периодически то отходил, то опять возвращался. Делал свои сольные проекты, например ТЕЛЕ У, что несколько мешало целиком отдавать себя АКВАРИУМУ и не очень, наверное, нравилось Борису. Но с самим собой трудно совладать. Мне хотелось экспериментировать и я это делал. Потом в группе начались большие перемены..
Но я до сих пор считаю, что я в АКВАРИУМЕ, потому что за столько лет мы стали родными, близкими друг другу людьми.

— Какой альбом АКВАРИУМА тебе кажется наиболее удачным, очень интересным?

А.Л. Охо-хо-хо… Конечно, ближе всего мне альбом Табу , это первый альбом АКВАРИУМА, в записи которого я участвовал. Я всю жизнь придерживался ритм-энд-блюзовой ориентации, а Табу по своему музыкальному содержанию близок этому стилю и, может быть, наиболее американизированный. Кстати, американцам, из числа наших общих знакомых, он очень нравился. Но он очень плохо был записан и я эту программу с удовольствием переписал бы вместе с Борисом и со всеми остальными. Если у нас такая идея возникнет, то было бы очень здорово сделать ремикс тех песен с современным звуком на хорошей студии. И

— Помнится, иногда во время концертов АКВАРИУМА ты очень увлекался собственным соло…

А.Л. С моей стороны это было порой не очень тактично. Хотя мне не кажется, что это могло быть поводом для конфликтов.

8202_tabuANT05

***
В альбом не вошла студийная запись песни «Сентябрь», часто сопутствующая записям «Табу» на кассетах.

.

***
А. Кушнир:

Вообще, по мнению многих, дизайнерское решение «Табу» представляло собой ярчайший образец изобретательности и виртуозной ручной работы. Акции проводились при помощи древнего аппарата Rolleiflex производства 1932 года. «Съемка была удивительно сложная, — вспоминает Вилли <Андрей «Вилли» Усов — автор многих обложек магнитоальбомов АКВАРИУМА — С.К.>. — Благодаря старой непросветленной оптике вокруг Гребенщикова получился некий специфический ореол и определенная нежность изображения. Когда я напечатал снимок в позитиве, меня всего начало ломать, — вспоминает Вилли. — Тогда я решил опубликовать его в негативе. Поэтому на задней стороне «Табу» тень от Гребенщикова — светлая».
Не менее сложной в «Табу» оказалась лицевая сторона. «Гребенщиков спросил, можно ли выделить из кадра лицо, увеличив его и разместив изображение на абсолютно белой обложке, — вспоминает Вилли. — И где-то что-то написать. Все, что он просил, я выполнил. Но почувствовал, что обложке чего-то не хватает. Чтобы у зрителя не было ощущения дырок, я дорисовал каких-то буквочек, ромбиков, звездочек. Красивые шрифты, найденные в каталоге, я использовал не по прямому назначению, а как элемент архитектуры. Для меня это было важнее, чем смысл».

Фотосессия для обложки альбома «Табу»:
00_82_tabu_fotoses

***
И. Бутман:

Сегодня я решил поговорить о своём любимом альбоме группы «Аквариум» — «Табу». Можно сказать, что я — заинтересованное лицо, ведь я там играю в нескольких пьесах, но альбом чисто объективно, по-моему, получился очень сильным, очень роковым.
Ключевую роль в записи альбома сыграл Сергей Курёхин — который выступил продюсером записи и вообще привёл много хороших музыкантов в Аквариум, благодаря ему и я оказался в составе группы. Курехин был тогда молодым, очень интересным человеком. Подвижный такой, чувство юмора потрясающее. Первые записи мои были с его «Поп-механикой».
Мы играли эдакий авангард, который даже тогда я не очень любил. Но других саксофонистов не было, молодых, веселых и что-то играющих, вот он меня и привлекал. Сам я в таком стиле ничего не делал.
Такое играл только с ним, и это было интересно, потому что с ним. Мы ходили к Ефиму Барбану слушать позднего Колтрейна, Арчи Шеппа, Орнетта Коулмена, Art Ensemble of Chicago. Словом, мне было интересно, а Гребенщиков тоже был не чужд экспериментов, с удовольствием принял меня в «Аквариум».
Я тогда любил и сейчас люблю саксофониста Майкла Бреккера, который играл и джаз, и рок, и джаз-рок, поэтому я понимал, что саксофон — универсальный инструмент, он звучит на одном из моих любимых альбомов Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon», у Маккартни, у Спрингстина — я подумал, почему бы и нет. В роке мне всегда нравились мощь, динамика, здоровая агрессия – всё это есть на альбоме.
Для записи Курёхин с БГ собрали специальный состав, из «канонического» состава группы помимо БГ только виолончелист Всеволод Гаккель принимал участие в записи. В группу взяли любителя хард-рока гитариста Александра Ляпина, басиста Владимира Грищенко и джазового барабанщика Петра Трощенкова, на клавишах играл сам Курёхин (я недавно читал воспоминания Ляпина выяснилось, что одно соло я у него даже забрал) =).
Звук получился очень жёстким, нервным, бекомпромиссным, многие вещи построены на «конфронтации» фортепиано и гитары, тексты у Бори получились необычными, провокативными, ироничными. В целом у альбома был мощнейший посыл — и музыкальный, и социальный. Я считаю его одним из самых удачных альбомов российского рока.

1982_tabu_4

***
Из интервью с В. Гаккелем, 14 марта 2011:
 
Всеволод Гаккель: Раньше, играя в АКВАРИУМЕ, мы все упирались в то, что Боб сугубо себе аккомпанировал на гитаре — он не играл с нами. Все инструментальные партии должны были встраиваться в уже готовую структуру песни. Она определялась либо чёсом, либо какими-то арпеджио на гитаре. Песни могли быть разными по динамике, по характеру, но всё равно аккомпанемент на гитаре, как правило, был достаточно однообразным. Это ограничивало… Кстати, в альбоме «Табу», аранжировки песен которого делались прямо в студии, Боб не играл на гитаре. На гитаре играл только Саша Ляпин, который играет по-другому. И получилось, что партии всех музыкантов, игравших в этом альбоме, гораздо лучше сочетаются. И этот альбом несколько особняком стоит в дискографии АКВАРИУМА. Там есть взаимодействие какое-то, есть зацепки.

.

***
Анатолий «Джордж» Гуницкий «Осторожно! Играет „Аквариум“!» (2018):
https://www.ozon.ru/context/detail/id/147153609/

…только с появлением в составе Ляпина у группы возникло собственное звуковое сознание, без Александра вряд ли состоялась бы последующая раскрутка «Аквариума», с одной только акустической программой, несмотря на все ее несомненные достоинства, прорыв к вершинам успеха не удалось бы осуществить.

В то же время Ляпин далеко не сразу освоился в группе, его знаменитые фундаментальные «запилы» порой не слишком вписывались в структуру аквариумных песен. Лидер-гитарная идея нередко подавляла все остальное. Порою даже из зала было заметно, что БГ это не очень нравилось, на один из концертов в рок-клубе он принес колокольчик, чтобы иметь возможность хоть таким образом возвращать разбушевавшегося лидер-гитариста к реальности концерта. Только в 1986 году гитарист и группа стали немного считаться друг с другом.

.

***
Александр Кушнир «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород», 2020):
https://www.mikenaumenko.com/

Ранней осенью 1982 года Майк прогуливался по Невскому, держа в руках фирменный диск Йоко Оно.

[…]

Внезапно на противоположной стороне Полицейского моста Науменко увидел знакомую фигуру Вилли Усова. Озираясь по сторонам, тот крался за кем-то, прижимая к груди фотоаппарат «Любитель», и был похож на шпиона из довоенного фильма.
Несколькими секундами позже Майку удалось рассмотреть, кого же снимает его приятель. В разгар рабочего дня по мосту, словно парусник, дрейфовал идеолог группы «Аквариум». Одет он был вызывающе: белые туфли, черные брюки и огромный плащ, развевавшийся по ветру, как у эльфов или герцогов из старинных преданий. Испуганные граждане шарахались в стороны, а Гребенщиков шел им навстречу стелящимся шагом и мистическим голосом вещал: «Я – черная смерть, я – черная смерть…», напоминая пришельца из другой галактики.
Удивленный поначалу Майк быстро догадался, что присутствует на фотосессии альбома «Табу», катушка с которым крутилась у него дома уже несколько недель.

.

***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 3. 28 ноября 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/

— На альбоме «Табу» бас-гитаристом был В. Грищенко, далее на «Радио Африке» он сыграл в песне «Искусство Быть Смирным». Почему же не продолжилось с ним сотрудничество?

— Потому что у Аквариума была другая цель — делать все вместе; не нанимать музыкантов. Я хотел, чтобы все сыграл Фан (или Гаккель); без привлечения посторонних. Гриню на Табу приводил Курехин : значит привёл и сюда. Тит был позван, когда Фан просто отказался играть Время Луны. А Гриня был человеком немногословным и совсем не нашим.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»