АКВАРИУМ — история альбома «Сестра Хаос» (2002)

2002_sestra_chaos_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. 500
(БГ)

2. Брод
(БГ)

3. Нога Судьбы
(БГ)

4. Растаманы из глубинки
(БГ)

5. Брат Никотин
(БГ)

6. Слишком много любви
(БГ)

7. Псалом 151
(БГ)

8. Кардиограмма
(БГ)

9. Северный цвет
(БГ)


2002_sestra_chaos_08

БГ — голос, гитары
Андрей Суротдинов — скрипка, альт, meliotron (2), поворот ключа
Альберт Потапкин — drums, голос (7)
Шар — percussion
Борис Рубекин — keyboards & programming (7)
Владимир Кудрявцев — бас и контрабас

2002_sestra_chaos_07

В записи принимали участие:
Дживан Гаспарян — дудук (9)
Севара Назархян — голос (2, 3)
М. Леонидов — голос (2)
В. Юнович (вионлончель)
А. Самсонов (keyboard)
Г. Варшавский (орган)
А. Баранов (violin)
И. Молокина (cello)
М. Андреева (alto)
С. Березовский (гитара)
А. Коган (труба)
В. Савин (тромбон)

Все песни написаны БГ и записаны Б. Рубекиным и Б. Истоминым на 601, Добролете и в Лютеранской Церкви Св. Екатерины.
Arranged & produced — Аквариум
Mixed — Аквариум + Б. Истомин
(кроме 2 и 5 — produced — А. Самсонов,
mixed — Аквариум + Б. Истомин)
intro 500 — А. Самсонов/Аквариум
Мастеринг — А. Субботин «Saturday Mastering Studio» 2002

Copyright: БГ 2002, Союз 2002

* * *

БГ, интервью в журнале «Итоги», 22.10.2001:

Для меня этот альбом очень важен. В него входят только те песни, которые появились уже в этом году, в этом веке, в этом тысячелетии. Для меня это знаковая вещь, потому что изменилось ощущение времени — совсем, кардинально. Мы живем уже в некое Новое время. И все песни написаны в этом новом времени. Они совершенно другие, чем раньше. Такого «Аквариума» еще никто не слышал.

2002_sestra_chaos_03a

***
Из интервью БГ:

Альбом должен был называться «Псалмы», просто, старцы отговорили меня от этого названия. Альбом представляет собой псалмы. Там не один псалом, там девять псалмов. То есть, я следую примеру своего родственника — Царя Давида, написал 9 псалмов, необходимых мне в моей реальной жизни. Псалмы, впервые в истории написанные на музыку гопака и мазурки.

2002_sestra_chaos_06

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

Вектор будущего альбома был задан песней «500» — как только она была сделана в виде демо, в тот же день оказалась выложена в интернет. …Потом начался долгий период записи — по сути, первой записи песен АКВАРИУМА нового созыва. Весной был записан первый вариант «Брода» и продолжался подбор песен, написание и собирание идей для нового альбома. Летом была написана и записана «Кардиограмма», тут же появившаяся в чартах «Нашего радио».
В отличие от следующего альбома — «Песни рыбака», песни для которого писались специально, выстраиваясь в задуманный заранее блок, «Сестра Хаос» является просто набором песен, которые рождались без идеи концептуального альбома, появлялись как бы сами по.себе, и поэтому БГ говорит, что они просто точно отразили то время, как и песни из альбома «Пси».

…«Песни возникали стихийно, без крика, что. мол, мы хотим выстроиться в альбом. Все они были абсолютно разные».

…«Пси», «Сестра Хаос» и следующий за ней альбом «Песни рыбака» записывались без оглядки на концертное исполнение.

«Я воспитан в старой школе Брайана Ино, — говорит БГ. — который считает, что студия — это еще один инструмент и музыка, которая пишется там, — это отдельное, самостоятельное музыкальное произведение, которое никак не связано с тем, что делается на концертах».

Борис Рубекин: «»Сестра Хаос» — это целая история. Если представить себе, что пластинка вышла в январе 2002 года, то песня «Брод» была написана в марте или в апреле 2001 года. И в это время мы пытались делать пробные сведения песни «500», она даже где-то покрутилась немного. Боря ездил в Англию, работал там с трэками «Брод» и «Кардиограмма» — результаты не понравились. Мы сделали свое предварительное сведение «Кардиограммы», и она пошла на радио.
Летом у нас на студии появился Андрей Самсонов с несколькими новыми трэками Земфиры, привезенными из Англии, — они произвели сильное впечатление, и мы попросили его заняться продюсированием «Сестры». Занят он был страшно, на нем висела Земфира и что-то еще. Мы сделали несколько сессий в студии — записали барабаны на «Брод», «500» и «Никотин». Самсонов забрал все это к себе домой, что-то с этим поделал. Потом у нас появился компьютер «Макинтош», который был совместим с аппаратом Самсонова. И теперь мы могли более или менее спокойно работать на Пушкинской.
Так мы и работали — гоняли материал туда-сюда. Попробовали свести с Андреем песни «Брод», «Никотин» и «500», результат снова Бориса не удовлетворил. Не то чтобы ему не понравилось, но до конца счастлив он не был. Забрали весь материал себе и месяц или два — дело уже шло к ноябрю — пытались что-то сделать с Самсоновым. В итоге несколько песен было сделано вместе с ним, остальные мы делали сами по себе…»

2002_sestra_chaos_02

***
Из интервью с БГ, журнал «Classic Rock» №10 2002 г.:

— Недавно вышел Ваш новый альбом «Сестра Хаос». Не могли бы Вы в двух словах рассказать, как шла работа над этой пластинкой?
— Сначала мы просто сели, и начали записывать. Потом появилась идея (против которой некоторые возражали) взять весь наш готовый материал и отвезти к знакомым, известным в Лондоне людям, и там все смикшировать. Я съездил в Лондон, смикшировал одну песню,послушали — нам не понравилось: съездил еще раз, смикшировали другую песню, опять послушали — опять не понравилось. Потом мы позвали нашего приятеля Андрея Самсонова и решили, что будем работать с ним. Его директор сразу запросил большие деньги, но мы решили: Бог с ним. Мы начали работать — конечно, все было очень профессионально и хорошо . но после 2-3 месяцев мы поняли, что это не совсем то, чего мы хотим: все звучало как-то «попсово». Возможно, у Андрея было свое мнение на этот счет, но в конце концов мы забрали весь записанный материал и в течение полутора месяцев микшировали его заново сами. Дописывали, доделывали и. фактически, пришли к тому, с чего начинали: семь мужчин, которые вручную, своими силами завершили работу над альбомом «Сестра Хаос».
— Хотели бы Вы, чтобы поклонники обрати ли внимание на что-нибудь конкретное, особенное в этом альбоме?
— Я думаю, что это лучший альбом на сегодняшний день. Он о том, что происходит сегодня, сейчас. Никаких «вчера» или «завтра», только «сегодня». Конечно, всё, что было сделано — сделано хорошо, но это уже осталось в прошлом веке. Нам не пришлось менять стиль, потому что у нас его, собственно, никогда и не было. Мы — «Аквариум», и мы играем ту музыку, которая нам нравится: это могут быть рэгги, классический джаз, этно-фолк. панк, свинг, кантри — словом, всё. что угодно — это всё равно мы. Нас очень сложно «запихнуть» в какую-нибудь одну категорию.
— Каковы Ваши ближайшие планы?
— Мы ещё подкинем пару-тройку сюрпризов, поскольку у нас очень много планов. Как только мы немного придем в себя после этого альбома — надо будет, наконец, заняться теми вещами, которые не вошли в » Сестру Хаос», а таких вещей порядка 15.

2002_sestra_chaos_03

***
Интервью БГ журналу «Стрела» в студии «Мелодия», январь 2002:

— В последних интервью вы не раз говорили о том, что с наступлением нового века настала эпоха матриархата. Судя по всему, «Сестра Хаос» имеет какое-то отношение к этой идее?
— Да, это так, но вообще у названия первого альбома «Аквариума» в новом тысячелетии есть несколько возможных трактовок. Оно напрямую связано с тем, что сейчас происходит вокруг нас. Мы живем, с одной стороны, во время глубокого кризиса, но с другой — в период стремительного выздоровления. На самом деле хаос — это не только негатив, но и та кладовая, из которой мы черпаем силы. Не было бы хаоса, не было бы и жизни на Земле. Мало того, в год 30-летия для «Аквариума» начинается новая эпоха. Такого жестокого и противоречивого альбома, как «Сестра Хаос», в истории группы еще не было.

2002_sestra_chaos_04

***
Интервью с БГ, Журнал FUZZ, 20.02.2002:

— Что вы могли бы сказать о новом альбоме?
— Как песни создаются, я до сих пор не знаю, но точно могу сказать, что это дело не логического вычисления. Каждая песня — это Божий дар, который дается тем, кто для него откроется. И здесь девять таких Божьих даров. Если говорить о моей личной оценке, то я неожиданно для себя понял, что он самый личный из наших альбомов, здесь меньше всего притч — две истории, а все остальное, практически, прямая исповедь. Весь альбом — все основные треки — был записан здесь (в студии АКВАРИУМА). На «Мелодии» и на «Добролете» мы писали барабаны, бас — те вещи, которые требуют какого-то большего звукового пространства. Мы вернулись, на самом деле, к доморощенной музыке. В любой дорогой студии не приходит в голову экспериментировать, потому что слишком дорого. 100 долларов в час — тут уже внутри зажимы начинаются. А здесь — делай все, что хочешь!
— Название «Сестра Хаос». Почему «сестра»? Помнится, для альбома «Пси» была написана композиция «Сестра Пушкин», которая потом стала называться «Сварог»…
— Точно. А у Пастернака была «Сестра моя, жизнь»… Значит, очень хорошее отношение. Что касается того, что женский род, так это мы просто привыкли, что Пастернак это сказал. Хаос — это первичная энергия. Обычно мы понимаем хаос в его негативном смысле, но, в принципе, теория хаоса говорит, что он не имеет оценки — хаос существует еще до оценки, до плюса и минуса. После долгой и бессмысленной борьбы с хаосом можно понять, что это то, что нас питает, придти к родственным отношениям с ним. У хаоса в принципе не может быть никаких определений, и в известном цикле Майкла Муркока «Вечный Воитель», — как у нас переведено, — все его герои борются с хаосом на протяжении безумного количества книг, и каждый из них в итоге понимает, что как только хаос победишь — жизнь пропадает.

2002_sestra_chaos_05

***
Из интервью БГ для литовского журнала «Ева». Вильнюс 12.05.2002.:

— Новейший ваш альбом называется «Сестра Хаос». Почему не «Сестра Гармония», а если уж Хаос, то почему не Брат?
— Мне трудно интерпретировать название, которое возникло совершенно интуитивно, но у меня есть несколько мыслей на эту тему. Во-первых, хочу сказать, что хаос, как правило, воспринимается как отрицательное явление, а по моему разумению, хаос — именно та первозданная стихия, из которой поднимается вся наша реальность. Если была бы только гармония без хаоса, жизнь стала бы достаточно скучной и плоской. Хаос назвал сестрой, а не братом потому, что хаотических мужчин не бывает. Мужчины бывают невыносимо скучными и однозначными.

sestra_haos33

***
Интервью с БГ, январь 2002:

«Никотин» в Петрозаводске, «Слишком много любви» в Коктебеле (старательно писал другую песню, а потом, в качестве отдыха…), «500» тоже в Коктебеле, «Северный цвет» начал писаться в Иерусалиме, и потом восемь лет лежал, «Брод» был написан в Бомбее, «Псалом» в Москве, «Нога судьбы» как раз в Хургаде начата, в Челябинске закончена.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий