АКВАРИУМ — история альбома «Пушкинская, 10» (2009)

pushkinskaya_01

1. Вперед, Бодхисаттва
(М. Науменко)

2. Как Стать Таней
(БГ)

3. Песня На День Рождения Джорджа
(БГ — А. «Джордж» Гуницкий)

4. Теорема Шара
(БГ)

5. Вятка Сан-Франциско
(БГ)

6. Два Поезда
(БГ)

7. Обещанный День
(БГ)

8. Мария
(БГ)

9. Письма С Границы
(БГ)

10. Девушки Танцуют Одни
(БГ)

11. День Радости
(БГ)


pushkinskaya_04

БГ — пение и перебор струн
Борис Рубекин — аудиосинтез, пение хором и звуковое ландшафтирование с применением технических средств
Алик Потапкин — организация ритмических структур
Игорь Тимофеев — 6-струнные технологии улучшения жизни и дутье в трубы из ценных металлов, пластика и дерева
Андрей Суротдинов — скрипичные
Саша Титов — низкочастотная функция (и Владимир Кудрявцев на 1, 3, 7 и Андрей Светлов на 4)
Олег Гончаров (Северный Индеец Онно) — варган (1)
Олег Шар — перкуссивные циклические морфы

В песне про Таню подыгрывает группа «Арго»

В песне «Теорема Шара» поет хор Дениса Розова

В песне «Два Поезда» задействован Reverend Gary Lucas

Дудук в песне «Обещанный день» — Дживан Гаспарян

Флейта в песне «День Радости» — Brian Finnegan

Вдобавок к этому струнные партии исполнял оркестр No.1

Все песни на этом альбоме сложены БГ (кроме «Вперед, Бодхисаттва, Вперед», принадлежащей перу Майка). Прелюдию к «Девушкам» сочинил и исполнил Борис Рубекин.

Звукозаписыватель и темброуловитель — Б. Рубекин
К записи многих песен приложил руку А. Докшин

Соver art — БГ/Владимир Забавский
Фото — Максим Зурабиани
Изографы — брат Владимир, брат Марк

Glory be to St. Winifred!

pushkinskaya_02

* * *

Из интервью с БГ в г. Смоленске, октябрь 2009: 

— Борис Борисович, вы можете подтвердить слухи о том, что «Аквариум» записал новый альбом?
— Абсолютная правда. Новый альбом записан. Называется он «Пушкинская, 10», и самое интересное, что впервые альбом официально появился сегодня именно в Смоленске. Мы привезли его с собой, и вы первые, кто может его послушать.
— На что похож новый альбом – на ваше старое творчество или вы снова экспериментируете, как в «Беспечном русском бродяге»?
— Знаете, некоторым песням, входящим в него, уже более десяти лет. С одной стороны, это старый, привычный всем «Аквариум», с другой – что-то новое. Мы ведь тоже стараемся не стоять на одном месте, улучшать что-то, вносить свежие идеи.
— В буклете альбома вы изображены в рясах, как монахи. С чем это связано?
— А мы и есть монахи, но только, конечно, не в стандартном понимании этого слова. Наш монастырь – музыка и внутренний мир каждого из нас. Кстати, в оформлении обложки каждая деталь что-то означает. Нет ни одного случайного элемента.

pushkinskaya_03

***
Из интервью с БГ, «Известия», сентябрь 2009:

…Для плодотворной работы «аквариумным» ученым понадобились монашеские одеяния, приобщение к полуанонимному «Братству св. Винифреды» и один из трактатов антологии «Новый русский паломник». С данного трактата, снабженного удивительными фотографиями, картинками, схемами и открывающегося словами: «Феномен дома N 10 по Пушкинской улице в городе Санкт-Петербурге в последнее время все чаще привлекает к себе внимание мировой научной общественности», желательно начинать постижение грядущего диска «Аквариума».

— Скажи, Борис, где ты нашел этот трактат?
— Летом этого года в Берлине, в одной антикварной лавке. И когда прочитал про Пушкинскую, то вспомнил, что мы с Сережкой (Курехиным. — «Известия») много говорили по этому поводу. И Тимур Новиков (питерский художник, друг БГ. — «Известия») показывал мне схемы «невского Динамо», и Молли Зингер я знал. То есть факты, изложенные в «Новом русском паломнике», мне известны, но любопытен посторонний взгляд на это дело.
— Из всех перечисленных людей ты сейчас в живых один остался…
— Как сказать… Будучи связанным с «Братством святой Винифреды», я просто не имею права раскрыть поименно всех нынешних членов сообщества. Мне даны временные полномочия прояснять некоторые аспекты деятельности братства.
— Кому прояснять?
— Интересующимся. Возможно, буквально через несколько лет, когда вскроются многие факты, хлынет поток паломников. Известно, что мощи святой Винифреды находились в аббатстве Петра и Павла в Шрусбери и в 1548 году пропали. До сих пор никто не знает, где они, кроме тех, кто знает. Не исключаю, что во второй декаде XXI века карта Европы будет совершенно изменена и начнется крупнейшее паломничество. То, что мы с Курехиным когда-то и предсказывали.
— В трактате говорится про использование «Ленинградского Рог-клуба» на улице Рубинштейна в качестве официального прикрытия для деятельности братства. Что ты об этом скажешь?
— Есть отдельная книга, где изложены изыскания по происхождению рог-клуба. Я в одном из своих новых «Аэростатов» на «Радио Россия» прочту отрывки из нее. Это фантастическая история. Многие считают, что рог-клуб во многом инициировали органы госбезопасности. На самом деле именно через связи в эшелонах власти некоторые посвященные в организацию рог-клуба влияли на ход политики не только в России, но и во всей Европе. Там в рог-клубе был, например, комендант Миша. На самом деле это псевдоним графа Сен-Жермена. И, заметь, он был не самой крупной фигурой.
— «Аквариум» ощущал себя инструментарием или прикрытием для неведомых сил? И к чему они вас подталкивали?
— Цель одна — просветление инертной материи. Но сами по себе мы прикрытием не были. Прикрытием был рог — такой музыкальный стиль. А мы-то занимались делом, играли на разных инструментах.
— Идея альбома появилась после прочтения трактата?
— Нет, раньше. Мы получили недвусмысленные указания, что альбом нужно закончить к 15 сентября. Это были определенные знаки, знамения, которые происходили со всеми членами «Аквариума»… Раскрыть, что это были за чудеса, я не могу. Мы давали подписку…
— Подписку кому? Природе?
— В некотором роде…
— А на чем расписывались?
— Ну как на чем… На бланке. Я, такой-то, обязуюсь не разглашать содержание происходивших со мной чудес и знамений.
— И долго не разглашать?
— До выхода альбома. А потом, по устройству монашеского сознания, произошедшее чудо переходит в раздел реликвий.
— А «Пушкинская, 10» может существовать без буклета с напечатанным в нем трактатом?
— Конечно. Просто как подборка песен, которые мы на концертах будем исполнять крайне редко. Там слишком специальные методы используются. Психоакустика в некоторых вещах доведена просто до изыска. Не все, конечно, сразу слышно, поскольку многие вещи находятся на втором и третьем смысловом уровнях. Этот альбом мы готовили очень давно и, если ты заметил, выпускаем в конце 2009 года. Мы завершаем этап, начавшийся ровно десять лет тому назад выходом альбома «Пси». Третья версия «Аквариума» на этом завершается.
— По песням, которые ты мне, Борис, перечислил («Мария», «Девушки танцуют одни»), я понял, что в «Пушкинскую, 10» войдет не новый материал «Аквариума»?
— Это не новый альбом, но, как ни странно, сегодняшний. Неизданного материала у нас на три альбома. Мы решили, что кое-что пора выпустить.
— «Пушкинская, 10» — развитие постмодернистских изысканий, которые вел твой друг и соратник Сергей Курехин?
— Я вступлюсь за честь Курехина. Сергею Анатольевичу никогда в жизни не пришло бы в голову слово «постмодернизм». Он мог его использовать только как ругательный термин. Нас интересует истина в чистом виде. И «Пушкинская, 10» — на самом деле не совсем альбом. Это научная работа с приложенным к ней вибрационным материалом, который мы, грубо говоря, называем музыкой. Материал состоит из двенадцати разной протяженности кусочков, где записаны определенные вибрации, вызванные исследованием разных точек мю-поля, находящегося под Пушкинской, 10.

pushkinskaya_03

Трактат о «Братство Св. Винифреды»,
прилагающийся к диску «Пушкинская, 10»

00_09_pushkinska3_0

Феномен дома №10 по Пушкинской улице в городе Санкт-Петербурге в последнее время всё чаще привлекает к себе внимание мировой научной общественности. В потоке публикаций, посвященных ему, трудно отличить правду от досужих измышлений. Однако история Пушкинской 10 показывает, что эти две области не так уж далеки друг от друга.

***

С давних пор было замечено, что в некоторых точках Земли происходят процессы, расширяющие сознание человека. В кельтском мире барды (Рис. 1) ходили за вдохновением и информацией на так называемые «пророческие холмы».

00_09_pushkinska3_1

Нечто похожее существует в китайской, африканской и индийской культурах; на островах Индонезии и среди американских индейцев. Подобные места были издавна известны и в России, но в силу специфики духовного развития, информация о них считалась «языческой» и тщательно скрывалась от непосвященных.
Одним из таких мест с незапамятной древности является «северная столица»: Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград-и-снова-Санкт-Петербург. Даже поверхностное прочтение классиков русской литературы показывает, что все они ощущали необычную атмосферу Санкт-Петербурга. Все отдавали себе отчет, что область особого насыщенности неизвестного поля находилась где-то в самом центре города: упоминания об этом можно найти у Пушкина, Гоголя, Достоевского, Андрея Белого… собственно, у всех творческих личностей, хоть как-то связанных с городом на Неве.
Менее известен тот факт, что столица Петра могла находиться в совершенно другом месте. Место, где в 1703-м году был заложен будущий Санкт-Петербург, было подсказано царю Петру его доверенным другом Яковом Брюсом — а Яков (Джеймс Дэниэл) Брюс происходил из древнего шотландского королевского рода, издавна связанного с тамплиерами, и хорошо знал мистическую географию Европы.
Он не мог пропустить мимо ушей старинную легенду, гласившую, что в 1300-м году во время основании в устье реки Охты крепости Ландскрона, шведские солдаты обнаружили (приблизительно в том месте, где сейчас находится Пушкинская улица) священную дубовую рощу, в которой обитал столетний медведь, говоривший человеческим голосом (Рис. 2).

00_09_pushkinska3_2

Выводы из этого были очевидны. По мнению Якова Джеймса это место было связано с пророчеством, издревле хранимым кланом Брюсов; пророчество это касалось как судьбы рода Брюсов, так и будущего всей Европы.
Задолго до основания Петербурга рядом со святой рощей проходил Новгородский тракт, соединявший поселения в дельте Невы с Великим Новгородом и Москвой. В 1718-1725 гг. на месте тракта был прорыт Лиговский канал для снабжения водой фонтанов Летнего Сада. Однако в 1777 года роща была срублена; сразу после этого произошло катастрофическое наводнение, вода в каналах помутнела и стала непригодной для питья. С этого времени район «Брюсовой Мызы» стал пользоваться дурной славой. Однако таинственное место продолжало привлекать людей.
В 70х годах 19-го века здесь была проведена новая улица, получившая название Пушкинской, а к концу века в доме 10 была гостиница, которую, как сообщает историк, «почему-то полюбили литераторы». В этом же доме в разное время находились: миссия «Православный Шао-Линь», издательство «Сирин» и артель духовных кустарей «Северная Ганга», по слухам — основанная тогдашним президентом Теософского Общества Анни Безант (Фото 2).

00_09_pushkinska3_3

В одном из соседних домов проживал основатель «могучей кучки» композитор Милий Балакирев; вообще, вокруг дома №10 почему-то поселилось несоразмерно большое количество выдающихся деятелей культуры. Немудрено. Посвященные знали, что незамысловатая гостиница в доме Мальцева являлась мистическим центром северо-запада Европы. Когда-то именно на этом месте находилась загородная дача-лаборатория Якова Брюса, тут же в 19-м веке теряются следы легендарной «Золотой Бабы» и некоторых важнейших алхимических манускриптов, в частности — личных дневников Гермеса Трисмегиста. Неудивительно, что именно здесь в 1915-м году поселился загадочный «старец-с-пня», к которому часто, переодеваясь балериной Императорского Балета, приходил за советом Григорий Распутин (Фото 3).

00_09_pushkinska3_4

Слухи о загадочном доме распространились по всей Европе. Розенкрейцеры считали его северным хранилищем Грааля, «Montsegur du Nord»; шиваиты — местом проявления 13-го джотьирлннгама. Именно желанием завладеть «Северными Вратами Шамбалы» было продиктовано решение большевистской клики Троцкого-Каменева о переносе столицы из Москвы в Петербург.
И неудивительно, что вскоре после этого бывший Цистерцианский монах Йорг Ланс фон Либенфельс, основатель «Общества Нового Храма», называвший себя учителем Гитлера, с особенной силой вбивал своему ученику мысль, что для того, чтобы овладеть всем миром, он должен сначала овладеть определенным местом в центре Санкт-Петербурга.
Слава Богу, этого не произошло. Ни большевикам, ни фашистам не удалось завладеть искомым мистическим родником. Однако поиски не прекращались.
Особого накала они достигли в 80-е годы 20-го столетия, когда за дело взялось полуанонимное «Братство Св. Винифреды» (Рнс. 3) — группа молодых специалистов, посвятивших себя науке.

00_09_pushkinska3_5

Казалось бы, в условиях тоталитарного режима у них не было шансов на успех, но на их стороне были страх, неожиданность, беспощадная эффективность и почти фанатическая преданность святой Виннфреде. В качестве официального прикрытия братство использовало «Ленинградский Рог-клуб» на улице Рубинштейна и «Подразделение №6 Отдела Вневедомственной Охраны Петроградского района». Сильное влияние на деятельность этого узкого круга одержимых исследователей оказала известная международно-духовная авантюристка. Надежда Брюс, известная под кличкой Молли Зингер (Рис. 4).

00_09_pushkinska3_6

Наследница титанической швейной империи Брюсов-Зингеров, крестная внучь ирландского поэта и мага Уильяма Батлера Йейтса, Молли проникла в Советский Союз под видом студентки; как она признавалась Сергею Курёхину, ее давно притягивала возможность изучить на практике работу феномена, описанного профессором Тимуром Новиковым, и известного в оккультном мире под названием «Невское Динамо» (Рис. 5).

00_09_pushkinska3_7

Но будущее показало, что у нее были и более серьёзные цели, связанные со старинным пророчеством, касавшимся судьбы рода Брюсов. Освоившись в студенчески-богемных кругах Санкт-Петербурга, Молли познакомилась с членами братства и обратила их внимание на необычайную насыщенность творческого поля в районе вокруг Невского Проспекта, от Лиговки до Малой Морской улицы. Эти данные были хорошо известны в семье Брюсов-Зингеров — ведь еще в 20х годах именно из купола дома Зингеров на Невском проспекте (ныне — здание Дома Книги), обернуты вели ежедневное наблюдение за динамикой потенциала творческого прохожих (Фото 5). И они не могли не обратить внимание, куда именно указывает вектор.

00_09_pushkinska3_8

Используя информацию Н. Брюс и разработки Новнкова-Курёхина, члены братства сумели обнаружить в районе Пушкинской улицы источник мю-поля необычной насыщенности, существование которого можно было объяснить только парадоксальным сдвигом тектонической плиты (Рис. 6).

00_09_pushkinska3_9

Положение осложнялось тем, что исследования приходилось вести в обстановке строжайшей секретности. Просочись информация об этом в соответствующие органы — и ученым было бы несдобровать, а разработки, стоившие стольких сил, оказались бы в руках печально известного 9-го отдела. Поэтому исследования приходилось вести под прикрытием, часто маскируя научные изыскания под личиной дружеской вакханалии.
Десятки экспериментов, проведенных отважными учеными, привели к получению неопровержимых доказательств того, что под домом №10 на Пушкинской улице действительно существует источник аномального мю-поля, воздействующего на психику человека неисследованным образом.
Городские власти оказались в сложном положении: с одной стороны, они не могли официально признать существование феномена, с другой — не могли игнорировать опасность, которой продолжали подвергаться жители дома. В конце 80-х было принято решение о расселении дома. Ничего не подозревавшие жильцы переехали в более спокойные места.
В декабре 88-го дом практически опустел; именно к этому времени относится, пожалуй, самый драматичный эпизод его истории. Однажды ночью, члены братства вместе с Молли Зингер проводили на Пушкинской очередные эксперименты. Где-то к полуночи Молли, находившаяся в необычно приподнятом состоянии духа, вышла на улицу подышать свежим воздухом. Неожиданно приборы показали небывалую вспышку мю-поля, и Молли, стоявшая в этот момент посередине двора как бы «телесно истончилась» и пропала в потоке света. С тех пор никто более не видел ее в телесной форме. Некоторые исследователи считают, что она — сохраняя свое индивидуальное сознание — слилась с мю-полем Пушкинской 10. Так сбылось древнее пророчество семьи Брюсов.
Вскоре после этого началось то, что даже сложно себе представить; со всех концов города на Пушкинскую, 10 пошел народ (Фото 6). Шли — профессора и нищие, компьютерщики и художники, управленцы и бомжи; шли как лемминги, не отдавая себе отчета — почему; шли, потому что не могли иначе. Люди приезжали с других городов и других стран, не обращая внимания на почти полное отсутствие бытовых условий, зная только одно — они должны находиться здесь.
Так началась новая глава в истории загадочной петербургской святыни; новая глава, которая продолжается и по сей день.

00_09_pushkinska3_10

из антологии «Новый Русский паломник»
2007

***
Из интервью с БГ, http://www.p-10.ru, 18.02.2008:

— Есть ли песни, которые были написаны на Пушкинской, 10?
— Да, на Пушкинской, 10 были записаны в той или иной форме все альбомы «Аквариума» начиная с 92 года, поэтому все наше творчество за последние 16 лет проистекает с «П-10», скажем, растет на почве «П-10».
— Отражались в Вашем творчестве происходившие в арт-центре события?
— Так это естественным образом отражается, потому что вибрации тех людей, которые тут чем-то занимаются, действуют на нас, мы действуем на них.
— Как Вы оказались на Пушкинской, 10?
— Меня позвал Юра Шевчук, он сказал: «Нам дали бесплатную квартиру и вам дадут». Я говорю: «Не может быть, нам никто никогда ничего не давал бесплатно». Он сказал: «Попробуй». Я пришел, и нам дали. В 92 году.
… — Какое значение имеет для Вас Пушкинская, 10?
— Если быть серьезным, то это действительно первое место, которое нам дали просто так, за музыку. Наверное, мы могли бы пойти куда-нибудь к имеющим власть и сказать, коль мы такие-сякие, то дайте нам за это. Но как-то не хочется этого делать, потому что здесь нам работается хорошо. Есть такое понятие — свое место, вот оно свое. В немалой степени благодаря Николаю. Начну издалека. В городе Честере в Великобритании, маленький городок, там есть один чудесный уголок, который я очень люблю. Там маленькие дворики, переходики, мастерские, выставочки — все занимает метров двести, и мне всегда он очень нравился. Для меня «Пушкинская» сравнима с этим местом; есть определенная магия из-за того, что здесь все-таки ну нет чужих. А это великое дело. Это такое исполнение, грех не нести, когда ты ходишь среди людей, которые в той или иной степени тебе сродни. Пока это  каким-то чудом еще продолжается, я очень благодарен Богу за то, что это происходит, — Богу и всем людям, которые с Божьего соизволения всему этому содействуют и поддерживают это. На самом деле. Исполнение мечты, когда в одном месте собираются люди, которые все-таки что-то хотят сделать и могут, и это очень приятное окружение.

***
Из интервью с БГ, dailyonline.ru, 02.10.2009:

— …вы записывали песни, которые сейчас вошли в альбом «Пушкинская, 10» в течении десяти лет. Это песни уже «с историей»… Почему вдруг решили выпустить их под одной вывеской?
— На моей памяти у «Аквариума» всегда появлялись песни, которым не судьба была попасть в очередной наш альбом. Но впервые мы построили для них самостоятельный дом. И знаете что? Они зазвучали вдруг совершенно по-другому. Никто из нас этого не ожидал. Хороший альбом — это когда песни складываются в симфонию, в историю, в фильм… и я очень рад, что здесь это произошло неожиданно для нас самих. Лучше всего, когда плод творчества удивляет самих авторов. А истории у песен быть не может, как не может быть истории у таблетки аспирина: она либо неожиданно действует и потрясает, либо не действует — и тогда не о чем говорить.
— Вы до сих пор принимаете участие в проектах арт-центра «Пушкинская, 10»?
— Там у нас студия с самого начала 90-х. Мы почти двадцать лет движемся с художниками Пушкинской улицы в едином порыве, как будто танцуем фокстрот в совершенной гармонии. Более того, к альбому «Пушкинская, 10» приложен буклет с историей этого весьма примечательного дома: очень рекомендую с ним ознакомиться. А 30 октября мы, все в том же едином порыве, принимаем участие в концерте, посвященном 20-летию нашего арт-центра.

***
Из интервью с БГ, Тульская областная газета «МОЛОДОЙ КОММУНАР», 27.10.2009:

— «Пушкинская, 10» — почему вы так назвали свой новый альбом?
— Пушкинская, 10 — это дом, где размещается товарищество «Свободная Культура», существующее с конца 1989 года. Это был обычный жилой дом, и в самом конце 80-х его начали расселять: отключили газ, отключили воду, думали, что оттуда все жильцы съедут. Жильцы съехали, но вместо них немедленно появилось огромное количество бомжей, среди которых было много художников — получился сквот. Бомжи — люди не крепкие, а художники – крепкие, они постепенно отвоевывали все больше и больше пространства. С администрацией шли долгие войны за этот дом, но, в конце концов, он отошел товариществу «Свободная Культура». И оно там существует до сих пор — другого такого случая в России я не знаю.

***
Пресс-конференция БГ перед концертом в г.Воронеже, 19.10.2009:

— Как вы думаете, в каждом ли городе России есть «Пушкинская, 10»?
— Зависит что понимать под этим словом. Не в каждом городе есть «Северный Грааль», «Северные Врата в Шамбалу», но в каждом городе есть место где люди чувствуют себя неплохо.

***
Интервью с БГ для «АиФ-Смоленск», 13.10.2009:

— Борис Борисович, какой, по вашим ощущениям, получилась новая пластинка «Пушкинская, 10»?
— Очень смешной альбом. Когда песни лежат в студии 10 лет и ты на них смотришь все это время и думаешь, какая их судьба ждет, и вот они на твоих глазах встают в один ряд, и получается довольно стройная симфония, это неожиданно. Я думал, что это будет «подвал», где выставлены смешные экспонаты. В итоге получилась очень связная картинка, что для меня стало открытием.
— То есть музыкальный материал был заготовлен задолго до выхода «Пушкинской, 10»?
— Первую версию «Песен с границы» (песня из нового альбома. — Прим. авт.) мы записали в 1999 году. И вот через 10 лет вышел альбом. Кстати, Смоленск — первый город, где будет продаваться новая пластинка.
— У нового альбома необычное оформление. Почему группа «Аквариум» изображена на буклете в образе монахов?
— Мы всегда были монахами. Просто до какого-то времени было не принято об этом говорить. Такой образ слишком не соответствовал превалирующему течению молодежной моды.
— Молодежная мода и духовность — вещи, на первый взгляд, несовместимые…
— А мы хотим сделать духовность очень модной. Мы мечтаем, чтобы вся молодежь поступила в монастыри.
— Это в наш-то индустриальный XXI век?!
— Именно! В монастыре жить гораздо удобнее, чем в миру. Ты рясу надеваешь и больше ни за что не отвечаешь…
— А почему тогда Борис Гребенщиков не в рясе и не в монастыре, а на сцене Дома Офицеров?
— Потому что это моя ряса и мой монастырь.

***
Из интервью с БГ, «Невское время», 28.01.2010:

– Расскажите о вашем недавнем альбоме «Пушкинская, 10».
– В этом сезоне исполнилось десять лет так называемой версии три группы «Аквариум», и, отмечая окончание этой «декады», мы выпустили альбом под названием «Пушкинская, 10». Диск состоит из песен, которые по разным мистическим, фэншуйным и другим причинам не попадали ни в один альбом, а теперь дождались своего часа. К альбому прилагается еще и научная монография о легендарном петербургском адресе – Пушкинской, 10, с иллюстрациями, схемами и воспоминаниями петербуржцев. Затем мы отправились в тур с новым альбомом по России. Тур продолжается, на очереди концерты в Сибири. А там начнется новая декада, и Бог знает, что там будет.

***
Из интервью с БГ, газета «Новая», 22.11.2009:

— Борис Борисович, вы всегда мечтали записать альбом, в котором все песни отличались бы друг от друга. «Пушкинская, 10» приблизила к этой цели?
— Отчасти. Думаю, работая над каждым новым альбомом, нужно стремиться, чтобы песни были непохожими. Любое произведение искусства должно удивлять чем-то новым. «Пушкинская, 10» — совершенно отличный альбом, и меня этот факт радует. Стараюсь следовать мудрости, которая гласит: делай все только один раз. Зачем повторяться?

***
Из интервью с БГ, «Профиль», №47, 21.12.2009:

— Вы только что выпустили альбом «Пушкинская, 10», сплетя вокруг него прелестную мифологию. Но что такое в самом деле Пушкинская, 10?
— Это сегодня трудно объяснить. Что такое сквот, плохо понимают даже те люди, которые должны это помнить. В принципе это была одна из важных для «Аквариума» квартир, где жили художники, собирались музыканты и происходили сеансы разнообразного общения. Сейчас этой квартиры давно нет, то есть физически она есть, но куплена какими-то богатыми людьми, которым, кажется, не доставляет счастья, потому что там неудобно парковаться. Песни, которые собраны в альбоме, связаны с ней довольно касательным образом. Может быть, дело в том, что они объединены настроением «все лучше, чем кажется», которое нередко посещало гостей Пушкинской, 10. Может быть, тем, что врозь они не вписывались ни в один альбом и казались для «Аквариума» чужеродными, а все вместе составили некое единство. И это вполне касалось людей, которые собирались на Пушкинской, 10: врозь каждый из них чувствовал себя несколько не у дел, а вместе они образовывали замечательную среду.

***
Из интервью с БГ, ЗВУКИ.РУ, 30.01.2010:

Звуки.RU: Хочется поговорить о том, о чем пока никто из журналистов не говорил: о научной стороне альбома «Пушкинская, 10». Перед нами не просто пластинка, а целая научная работа!
Борис Гребенщиков: Ну, скажем так, я процитировал статью, которая может рассматриваться скорее как псевдонаучная, но, не скрою, некоторые серьезные изыскания там есть…

Звуки.RU: Начнем, собственно, со святой Винифреды, которая является одной из самых почитаемых святых в валлийско-христианской культуре. Но если мне не изменяет память, был там еще такой персонаж как Карадог, который, собственно, и отрубил святой Винифреде голову, что, впрочем, не помешало ей совершать чудеса. Скажите, как братство святой Винифреды борется с современными Карадогами?
БГ: Принц Карадог… Да, был такой персонаж… Бессмысленно бороться с больным человеком. Но опыт нам подсказывает при этом, что все мы больны – так или иначе, поэтому обвинять Карадога и считать, что мы сами белые и пушистые – это ложь. Во всех нас есть минусы, все мы не без греха. Вопрос в том, как мы сможем справиться со своими собственными стремлениями, как жить так, чтобы не причинять вреда другим и, соответственно, дать Богу заботиться обо всем остальном. Но если ты видишь человека, который с мечом бежит за юной девой – имеет смысл его остановить хотя бы умело нацеленным камнем.

Звуки.RU: История, рассказанная на альбоме «Пушкинская, 10», не завершена, она продолжается…
БГ: История продолжается и никто не знает, куда она пойдет…

Звуки.RU: А как Вы думаете, куда она все-таки пойдет?
БГ: Я не думаю ничего по этому поводу. Сам факт наличия мю-поля – это настолько вдохновляющий фактор, что мне хватает работы. А не хватает мне часов в сутках, дней в неделе, мне не хватает сотрудников, мои уже падают от усталости. Но пока мю-поле есть – а оно там было несколько тысяч лет и, надеюсь, продержится еще такое же время – может быть, на наш век хватит.

Звуки.RU: Как известно из классической литературы, мю-поле не стоит путать с м-полем, и у мю-поля всегда должен быть хороший транслятор. Кто является главным транслятором мю-поля Пушкинской, 10?
БГ: Не может быть главного транслятора, поскольку любая попытка монополизировать истину, монополизировать экстаз всегда приводит к фашизму.

Звуки.RU: А коллектив под названием «Аквариум» — не он ли, если не главный, то, во всяком случае, наиболее плотно стоящий на ногах транслятор этого поля?
БГ: Нет, мы не трансляторы. Мы по мере своих очень скромных сил делаем то, что нам стоит делать в непосредственной близости от источника мю-поля. А уж какова связь мю-поля с нами – пусть решают будущие исследователи.

Звуки.RU: Тогда перейдем от вопросов теоретико-исследовательских к более земным. Вы говорили, что альбом «Пушкинская, 10» знаменует собой некую очередную веху в жизни «Аквариума 3.0» и дальше будет что-то другое. А что же?
БГ: Понимаете, это вопрос, который подразумевает, что я знаю, что будет. В этом случае я был бы манипулятором, а я не манипулятор. Я понятия не имею, что будет, но чувствую, что что-то будет. Может быть, мы все умрем, и будет что-то другое. Может быть, мы будем абсолютно тем же составом делать то же самое – и это тоже будет что-то другое. Но тогда мы предадим наш дух и перестанем существовать, если мы будем продолжать делать то, что мы делаем, в этом парадокс. Поэтому я не знаю, что будет, и никто не сможет этого сказать. Но если мы не изменимся – это будет означать, что нас пора убирать в чулан.

Звуки.RU: Речь идет о качественном, внутреннем изменении?
БГ: Понятия не имею. Я просто знаю, что мы дошли до конца ветки, и вероятно будет что-то дальше, но что будет – не знаю, просто потому что я этого не вижу.

***
Пресс-конференция БГ перед концертом в г.Донецке, 25.10.2010:

— В буклете вашего последнего альбома “Пушкинская, 10” очень веселый и даже чуть глумливый буклет: вы там описываете несуществовавшие вещи, несуществовавших людей и даже святых… Знаете ли вы людей, которые восприняли все написанное в буклете всерьез?
— Я очень рад, что вы обратили внимание на этот очень интересный научный очерк. Я не стал бы брать на себя смелость говорить, что все написанное там — неправда. Я не уверен в этом. Поэтому опыт показывает, что каждый человек воспринимает то, что он уже и так знает.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий