АКВАРИУМ — история альбома «Кострома mon amour» (1994)

kostroma_mon_amour

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Русская Нирвана
(БГ)

2. Пой, пой лира
(БГ / А. «Джордж» Гуницкий)

3. Московская Октябрьская
(БГ)

4. 8200
(БГ)

5. Из сияющей пустоты
(БГ)

6. Кострома mon amour
(БГ)

7. Ты нужна мне
(БГ)

8. Звездочка
(БГ)

9. Сувлехим Такац
(БГ)


10.Не пей вина, Гертруда
(БГ)

%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0-mon-amour4

Все песни БГ, кроме (2) — БГ/Джордж.

БГ — голос, гитара
А.Зубарев — эл.гитара
О. Сакмаров — флейта, гобой и другие духовно-струнные клавиши
С. Щураков — аккордеон
А. Титов — бас
А. Рацен — drums
А. Вихарев — percussion
+ А. Решетин сыграл на скрипке в песне «Звездочка»,
а девушки подпели в «Нирване» и «Гертруде»

Спасибо струнным и духовым.
Спасибо ансамблю «Темуджин».

Записано Ю. Морозовым. Спасибо ему.
Записано в студии «Мелодии», расположенной в церкви Св. Анны.
Запись «Пой Пой Лира» была сделана на Фонтанке

Триарий 1994

%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0-mon-amour3

* * *

БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

Полоса, когда хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы. Все песни написаны на дороге; как раз в это время произошла смычка с народным монгольским ансамблем «Темуджин» — к сожалению, не успели с ними запи саться, но в «Московской Октябрьской» появился аутентичный монгольский кусочек. «Пой Пой Лира» — старый неизвестный текст Джорджа, вдруг выскочив ший прямо из забытой записной книжки и сильно пере деланный. Для солидности опять писались на «Мело дии», и хотя операторы были хороши, но было не уйти от ощущения скованности. (В итоге, была использова на «Лира» с Фонтанки). Чтобы вывести альбом из сос тояния тотального вальса, мы записали «Ты Нужна Мне» и «Сувлехима» — песни, написанные еще на Валдае летом ’88, вместе со «Ворониным», «Скобелевым», «Когда Пройдет Боль» и «Королевским Утром». Это был естественный ход, ибо обе эти песни активно игрались на всех концертах того периода, давая возможность выйти в полный овердрайв и сказать все напрямую.
Стены на Пушкинской были перекрашены в тибетский темно-красный цвет; я уехал в Непал и вернулся, обойдя всех лам и все ступы, с готовой обложкой и желанием переписать все уже записанные голоса (что оказалось весьма резонным — после недели странствий по пещерам и монастырям поется гораздо лучше. С тех пор мы так и поступаем). Там же была, наконец, дописана «Гертруда», много до этого скитавшаяся по России, но обретшая свою окончательную форму на главной улице Катманду.
Альбом получился непридуманным и — поэтому — очень любимым. Каким и должен быть Аквариум. «Маленькие четкие звуки» — было такое определение Аквариума году этак в 1973-м.

kostroma_mon_amour2

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

После выхода в свет «Рамзеса IV» АКВАРИУМ — как будто бы «БГ-бэнд» на новом витке — пустился в бесконечные гастроли. Одновременно с этим Борис, безвылазно просидевший в России с января 91 -го года, вновь пустился в путешествия. Как физические, так и духовные.

«Как-то по дороге в Берлин я прочитал книгу «Открытие Алмазного Пути». Я сел в самолет, смутно подозревая тибетцев в черной магии, а вышел светящимся и уже заучивая мантры».

Уже через пару месяцев БГ (вместе с Зубаревым и Сак-маровым) поехал в Крым, где странствующий по миру автор «Алмазного Пути» Оле Нидал проводил «пхову» — курс обучения перемещению сознания. Пообщавшись с гуру-датчанином, который до своего превращения в буддиста был знатным контрабандистом, Гребенщиков решил самолично отправиться в Непал — познакомиться с буддизмом из первых рук.
Ехал он, что называется, на деревню к дедушке. «В Катманду есть ступа Сваямбху, приходишь туда, спрашиваешь ламу Цечу», — напутствовал русского искателя скандинавский миссионер.

«Мы с женой не знали, куда едем, — вспоминает БГ. — Пытались навести справки. Нас свели с одной девушкой, которая там была. Она с большой задумчивостью сказала нам: «Объяснять бессмысленно. Увидите сами, все поймете».
Так мы и поехали из аэропорта на такси в никуда — по улице, на которой грязь, какой я даже в России еще не видел. Толпы велосипедистов, под ногами — дети, коровы, собаки. Огоньки свечей в лавках, тьма и ни одного фонаря: тогда вечером в Катманду на час отключали электричество. Но когда мы дошли до ступы Боднатх и поднялись на нее, сразу стало понятно — мы приехали в правильное место».

Новые впечатления немедленно начали отражаться в песнях. По привычке — довольно противоречиво.
К моменту создания вышеупомянутых «Русской Нирваны» и «Не пей вина, Гертруда», у АКВАРИУМА образовался целый блок «странных», по определению Гребенщикова, песен. Практически весь базис альбома «Кострома» был написан в дорогах и разъездах.

«Это была полоса, когда хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы», — говорил БГ.

…Весной 1994 года АКВАРИУМ засел в студию записывать «Кострому». Работали на «Мелодии», в здании протестантской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Поскольку у менеджмента группы начались контрактные отношения с компанией «Триарий», АКВАРИУМ наконец-то получил определенную финансовую свободу. Другими словами, время записи было не ограничено и оставляло пространство для всевозможных экспериментов.

Записью альбома занимался Юрий Морозов, а помогал ему в качестве инженера Александр Докшин, который через несколько лет станет «штатным» звукорежиссером АКВАРИУМА. И Морозов, и Докшин любят и знают рок-музыку; и тот и другой владеют музыкальными инструментами и обладают абсолютным слухом. Вдобавок к этому и Юрий, и Александр — музыканты. В этой связи понимание и контроль со стороны звукорежиссеров были обеспечены на профессиональном уровне.

«В 91-м году мы переехали на Васильевский остров, и там уже более тесная работа с АКВАРИУМОМ у меня была на записи альбома «Кострома мон амур». Там работали Юра Морозов и Саша Мартисов, который тогда уже ездил с АКВАРИУМОМ. Морозов в какие-то дни мог работать, а в какие-то не мог — тогда я садился за пульт.
Это была по-настоящему замечательная работа. Сама по себе обстановка на записи этого альбома была благоприятная, очень хорошая. До этого, хотя я и сталкивался прежде с группой, у меня оставалось ощущение неизведанности их материала, я не понимал,что это такое. Хотя, разумеется, слышал их ранние диски. Но в «Костроме» меня как-то поразил сам материал, в русском роке я такого еще не слышал. Фольклорный материал и в то же время совершенно рок-н-ролльная платформа. Это мне очень понравилось.
Атмосфера, дух, подход — все это меня очень зацепило, и я понял, что в группе идет мощное музыкальное развитие, которое, наверное, никогда не должно остановиться. И впоследствии я не раз убеждался в том, что был прав…
«Докшин очень хорошо делал звук, — говорит Сакмаров. — Не торопясь, не суетясь — отличный аналоговый саунд, на мой взгляд, вполне сопоставимый со Снежным львом’ и ‘Навигатором’, которые писались в Англии на совершенно другом бюджетном уровне».
Все звуковое пространство на «Костроме» было выстроено не за счет реверберации, а путем спектрального разделения звука. При конечном микшировании мы пытались выделить то напевную русскую мелодику, то жесткую рок-н-ролльную ткань — в зависимости от настроения композиции. При удачном синтезе это выглядело как картина, у которой видны вторые планы и контрасты красок». (А. Докшин)

…«АКВАРИУМ был в очень хорошей форме, — считает Гребенщиков. — Мы писались на «Мелодии»; посреди стоял огромный пульт, а я ходил вокруг него кругами и читал мантры. 1000 мантр, 10000 мантр… Горели благовония — цирк был полный».

…«Когда мы работали на «Костроме» — это была работа с симпатичными людьми. С симпатичными музыкантами. У нас не было ощущения работы, многое делалось в шутку, было очень тепло и просто. Это очень важно. Важно ощущение того, что ты занимаешься каким-то делом просто в удовольствие. Хотя можно и уставать, и засыпать… И потом, когда слушаешь — понимаешь, что это была не работа, что это просто то, чем ты жил все это время, это материализовалось, воплотилось». (А. Докшин)

В Москве было сделано шесть сольных концертов в театре «Сатирикон». По Москве висели афиши: «Москва. Весна. АКВАРИУМ». Настроение было праздничное. Билеты на все концерты распроданы заранее, но в последний момент выяснилось, что у группы нет охраны. Здание «Сатирикона» стеклянное, стоит в Марьиной роще.. Вызванным из ближайшего отделения милиции работникам правопорядка были даны инструкции: «Всех любить и после начала концерта девушек с цветами, не имеющих билета, пускать бесплатно». На одном из концертов старший лейтенант подошел к директору группы и сказал: «Слушай, я сейчас девчонку пропустил с цветами… Такой кайф! Бесплатно пропустил… Кайф!»

…«Альбом получился непридуманным и поэтому очень любимым, — писал БГ. — Каким и должен быть АКВАРИУМ. «Маленькие четкие звуки», — было такое определение АКВАРИУМА году этак в 1973-м».

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий