АКВАРИУМ — история альбома «Акустика» (1981-82)

1982_akustika_1

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Держаться корней
(БГ)

2. С той стороны зеркального стекла
(БГ)

3. Сталь
(БГ)

4. 25 к 10
(БГ)

5. К друзьям
(БГ — А. «Джордж» Гуницкий)

6. Десять стрел
(Ю. Дышлов — БГ)

7. Почему не падает небо
(БГ)

8. Граф Гарсия
(БГ — А. «Джордж» Гуницкий)

9. Нам всем будет лучше
(БГ)

10. Иванов
(БГ)

11. Второе стеклянное чудо
(БГ)

12. Моей звезде
(БГ)

13. Укравший дождь
(БГ)

14. Песня для нового быта
(БГ)


1982_akustika_2

В записи принимали участие: БГ, В. Гаккель, М. Файнштейн, А. Романов, О. Першина, А. Кондрашкин, И. Воропаев, С. Курехин

Музыка и текст —  БГ, кроме «К друзьям», «Граф Гарсия» и «Сонет» (текста — А. Гуницкого);
«Десять стрел» (музыка — Ю. Дышлов);
«Золотых лошадей» (музыка — БГ/С.Курехин)

Фото — Андрей «Вилли» Усов

Ремастеринг — А. Субботин, «Saturday Mastering Studio» 2002
design: (c) 2002 derbenev

АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло. Спасибо А. Агееву за предоставленные фотоматериалы

(с) Б.Г. 1982
(с) Студия «Союз» 2002

 

—————

В 1996 году фирма «Триарий» выпускала альбом с неправильным порядком песен, без бонус-треков и в собственном оформлении.

Обложки альбома «Акустика», изданного фирмой «Триарий»:

1982_akustika_3

1982_akustika_4

Вот трэк-лист альбома, выпущенного «Триарием»:

1. Укравший Дождь
2. Нам Всем Будет Лучше
3. Граф Гарсиа
4. Песня Для Нового Быта
5. Иванов
6. Держаться Корней
7. Моей Звезде
8. 10 Стрел
9. Почему Не Падает Небо
10. Сталь
11. 2-e Стеклянное Чудо
12. С Той Стороны Зеркального Стекла
13. 25 х 10
14. К Друзьям
15. Золотых Лошадей
16. Контрданс

* * *

БГ, из интервью, апрель 1992 г.:

— …»Акустика» нам сильно смешала карты, поскольку теоретически она должна была бы быть одновременно с «Синим альбомом».
— Но тогда она была бы хуже сделана.
— Естественно. Но я говорю о том задании, которое было дано.

***
БГ, реплика на домашнем концерте 1983 (известного под названием «Концерт на Лермонтовском проспекте»):

Второй том <имеется в виду серия «История АКВАРИУМА» — С.К.> получился омерзительным совершенно («Электричество» я имею в виду), а «Акустика» получилась хорошей. Вот она наконец сейчас готова. То есть, человек, имеющий «Акустику» уже может говорить, что он АКВАРИУМ более-менее знает.

***
А. Архангельский, А. Волков (из буклета к CD 2002 г.):

По гамбургскому счету, материализация акустического «Аквариума» вплоть до начала 80-х больше похожа на легенду. Признаемся, что в формировании образа питерской группы с большим перевесом преобладала акустика. Романтизм и мягкий абсурд в этом образе зачастую владели умами больше, чем рваные ритмы «новой волны» и злобным сарказмом песен на стихи Джорджа Гуницкого. Ибо первые десять лет своего существования «Аквариум», прежде всего, был акустическим по духу — в отличие от «Зоопарка», «Воскресения», «Машины времени» или скоморохов из официальных рок-ансамблей.
Надо помнить, что настроение квартирного концерта или безумных сейшенов в замаскированном Доме культуры какого-нибудь подмосковного химзавода абсолютно неповторимо и неуловимо в записи. Поэтому фиксация акустической программы «Аквариума» вечно находилась между ножницами формализма студийного музицирования и не всегда ярким звучанием концертных записей (например, «Аквариум на Таганке»). Однако, «Акустика» зафиксировала именно эту золотую середину, пик волшебства — тогда даже в ущерб актуальности и элементарному умению играть. Именно на этом альбоме квартет Гребенщиков — Гаккель — Романов — Файнштейн присутствует в полном составе и полностью доминирует. Эти обстоятельства дают право говорить, что данная запись и есть слепок того «Аквариума», вокруг которого закрутился миф о «группе как образе жизни» и сгустилась та аура «рыбьего дома», которая определяла стиль группы на многие годы вперед. Когда со временем друзья стали отступать в тень, начал пропадать и легкий полутуман легенды. Появилось больше музыки, появился прогресс, но волшебство постепенно исчезало.
Об «Аквариуме» можно знать все, но без «Акустики» наши знания будут лишены вкуса и запаха. «Акустика» хороша тем, что в ней все встало так, как мы на самом деле играли», — так оценил свою работу Гребенщиков. Это истинно ночной альбом — для кухонь и общажных комнат, для разговоров и молчания — сказывается сама «домашность» записи.

1982_akustika_5
БГ и В. Гаккель.

…Практика интимного высказывания «Аквариума» совпала с идеальным представлением группы о том, как должен звучать альбом. Вещи, представленные в «Акустике», составляли основу квартирных концертов «Аквариума» конца 70-х — середины 80-х годов, а потому успели ранее уже разойтись по стране в виде самопальных записей — чудовищного качества, с разным набором песен и вариаций — даже «канонических вариантов» было несколько.
В «Акустике» проявилась и знаменитая требовательность Гребенщикова к записи: каждую песню он стремился зафиксировать в единственно возможном варианте. Лидер «Аквариума» не желал жертвовать качеством записи ради сохранения, что называется, «атмосферы времени». «Меня не интересует энергетика концерта — меня интересует чистота восприятия, — говорит он. Когда ты пишешь альбом, между тобой и слушателем ничего не стоит. А концертный альбом — это как будто я наблюдаю со стороны, как целуются люди… Поэтому меня интересовала только прямая звукозапись».

1982_akustika_6

Из всего творчества «Аквариума» для «Акустики» были выбраны вещи, исполнение которых не требовало особых технических эффектов — максимум, два-три инструмента. Время написания песен никакого значения не имело — некоторым композициям было несколько лет, другим — несколько месяцев.
…»По какой-то непонятной мне причине — по-моему, из-за шума воды между песнями — мы никак не могли собрать «Акустику» в правильном виде, — вспоминает Гребенщиков. — Мы начали готовиться к тому, что запись может затянуться. Это происходило на протяжении двух лет — днем, ночью, осенью, зимой… все это случалось, как только у Тропилло находился свободный день». Тогда никто из «детей бесцветных дней» не подозревал, что получился альбом-калейдоскоп, в котором очередность вещей почти не важна. Масса версий альбома, уплывших из студии под «шум воды», это только подтверждает.
Оформление Вилли Усова, как всегда, было беспредметно поэтичным. Можно сказать, что этими абстрактными картинками фотохудожник предвещал клиповую культуру, где визуальный ряд не привязывается напрямую к содержанию. На передней обложке разместился разрушенный дворец, стоявший на маленьком островке напротив Каменного острова. Гребенщиков в то время занимался кунг-фу, и они с учителем бегали зимой в тренировочных маечках два километра в глубину парка, где их не могли свинтить менты. Пробегая мимо этих чудесных развалин, он влюбился в них, и уже не мог не включить их изображение в какую-либо из своих работ.

***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

Здесь увековечены те песни, которые игрались на акустических домашних концертах Аквариума в 78-86 гг. На концертах они, естественно, звучали много непосредственнее — зато на записи в каждой песне играют только те инструменты, которые там нужны.

1982_akustika_9
БГ и В. Гаккель.

***
БГ:

По какой-то непонятной мне причине — по-моему, из-за шума воды между песнями — мы никак не могли собрать «Акустику» в правильном виде. Мы начали готовиться к тому, что запись может затянуться. Это происходило на протяжении двух лет — днем, ночью, осенью, зимой… все это случалось, как только у Тропилло находился свободный день». Тогда никто из «детей бесцветных дней» не подозревал, что получился альбом-калейдоскоп, в котором очередность вещей почти не важна. Масса версий альбома, уплывших из студии под «шум воды», это только подтверждает.

1982_akustika_8

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем»», М.: «София», 2004 г.:

Из всего творчества АКВАРИУМА для «Акустики» были выбраны вещи, исполнение которых не требовало особых технических эффектов — максимум два-три инструмента. Время написания песен никакого значения не имело — некоторым композициям было несколько лет, другим — несколько месяцев. Волшебная «С той стороны зеркального стекла» пришла из одноименного альбома 1976 года. Упругая «Держаться корней» была написана на рок-фестивале в Тбилиси — в местной гостинице ее пели хором приехавшие в столицу Грузии музыканты из Москвы, Питера и Прибалтики. Песня «Моей звезде» входила в совместный с Майком Науменко альбом «Все братья — сестры», как и резкая «Укравший дождь». «Граф Гарсиа», сочиненный на стихи Джорджа, был написан прямо в студии во время записи «Треугольника». Почему он туда не попал — загадка. Возможно, из-за своей несомненной куртуазности…
Весь материал альбома был записан в 1981 году, в 82-м добавилась песня «Контрданс», но большая задержка с его выходом получилась из-за шумов — в то время найти качественный шум воды, как и вообще любые приспособления, предназначенные для звукозаписи, было трудно.

00_82_akustika3

***
А. Архангельский:

Об «Аквариуме» можно знать все, но без «Акустики» наши знания будут лишены вкуса и запаха. «Акустика» хороша тем, что в ней все встало так, как мы на самом деле играли», — так оценил свою работу Гребенщиков. Это истинно ночной альбом — для кухонь и общажных комнат, для разговоров и молчания — сказывается сама «домашность» записи. Однако к первоначальному умиротворению очень скоро примешивается явное ощущение ускользающего времени, от чего хочется лезть на стену…

1982_akustika_7

***
А. Кушнир:

Прием выделения и увеличения какого-то малозаметного (на первый взгляд) фрагмента Усов вторично использовал при создании задней обложки «Акустики». В качестве исходника он взял фотографию одного из первых концертов курехинского бэнда (тогда еще без названия «Поп-механика»), в котором принимал участие Гребенщиков. Лидер «Аквариума» — с подкрашенными губами, тенями вокруг глаз и выбеленным школьным мелом лицом — выглядывал между контрабасистом Владимиром Волковым и трубачом Вячеславом Гайворонским. По воспоминаниям Усова, двигаясь, словно получеловек-полуробот, БГ изображал нечто, отдаленно напоминающее брейк. Периодически он брякал по струнам специально расстроенной гитары. Застывшее выражение глаз и механичность позы Гребенщикова показались Усову необычными, и он решил сконцентрировать на этом фрагменте основное внимание. Впоследствии Вилли любил называть эту фотографию не иначе как «Козлодоев».

***
Интервью с БГ, 1996 (из книги А. Кушнира «Хедлайнеры»):

А. Кушнир: А один из первых курехинских концертов «Поп-механики», когда ты играл на клавишах и свое лицо под зомби стилизовал? И Вилли Усов этот снимок увеличил и на его основе создал обложку «Акустики» (см. фото ниже)?

Б. Г.: Я не помню, чем тогда накрасился… Но что-то я тогда в гримерке нашел. Кажется, это было только один раз.

00_akustika_fotosessia2

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»