АКВАРИУМ — «Древнерусская Тоска» (БГ)

Входит в альбом «Снежный Лев» (1996)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
В 1996 году был выпущен сингл «Древнерусская тоска» с песнями «Древнерусская тоска», «Дубровский» и «Чёрный Брахман».

drevnerusskaya_toska

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

…в Египте — подобно рэпу, без гитары — написалась «Древнерусская Тоска» (дети Бориса услышали ее первыми и дали ей зеленый свет).

.

***
БГ, реплика на сольном концерте в Киеве, 1995:

Спасибо. Приятно потому, что вы первые ее услышали. Я первый раз ее пою.

.

***
Интервью с БГ в Праге на «Радио Свобода», 02.05.2007:

…так много было внутри какого-то материала, что когда находишь удачный размер — так что слова начинают вставать, то они выливаются и встают. Потому что «Древнерусскую тоску» я написал на пальцах, даже без гитары. Просто было такое внутреннее ощущение этого ритма, одна строчка вылилась, а потом как плотина сломалась, они хлынули, за полтора часа была готова песня. Я детям ее пел, проверял, это полный идиотизм или, наоборот, что-то хорошее.

— Что они сказали: папа, это именно так и происходит?

— Дети сказали, что, типа, отличный рэп.

.

***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

Скорый поезд в «Тоске» сымитировал скрипач горячо любимого Аквариумом «Penguin Cafe Orchestra» Боб Лавдэй.

.

***
Из интервью с БГ, «Огонек», 2001:

— Я все-таки не могу разобраться с вашим очень уж разным отношением к России: есть несколько сусальный «Русский альбом», есть «Кострома», но есть и «Древнерусская тоска»…

— Эта разница проще всего может быть пояснена при помощи одной алкогольной аналогии. В обычное время вы с тоской смотрите на суету вокруг себя и раздражаетесь на то, что принуждены в ней участвовать без всякой цели и смысла. Это настроение «Древнерусской тоски». Но после того, как внутрь вас перемещается пол-литра водки, в вас поднимается уже не тоска и не раздражение, а могучая скорбь, сопряженная с осознанием величия происходящего. Это настроение называется «Скорбец», описывается в одноименной песне и присутствует в «Русском альбоме».

.

***
Интервью с БГ, «Музыкальная газета»:

— Что это такое «древнерусская тоска»?

— Что такое тоска, мне не известно, но, когда я думаю о России на протяжении двух тысяч лет, меня охватывает глубокая тоска.

.

***
Пресс-конференция с БГ в Ростове-на-Дону, 14.02.1998:

— Хорошо, а почему тогда в ваших песнях звучит достаточно может быть циничное отношение к религиозности людей?

— А где вы замечаете циничное отношение? Процитируйте мне.

— Ну может быть я не так выразился… Но может быть не одобряющее отношение.

— Где например, скажите? То есть я не замечал.

— Например в «Древнерусской тоске»…

— Я собственными глазами видел кинохронику, когда на тележурналистов такие ребята с дубинками, с пистолетами нападали и били камеры, когда те пытались фотографировать строящийся собор.

.

***
Из интервью с К. Кинчевым (группа АЛИСА) газете «Вечерняя Москва», 25.10.2001:

— Несколько лет назад, услышав «монахи с матом машут кольями, бегут его спасти, а бог глядит, что дело плохо, и кричит: пусти, пусти», вы даже возмутились аморальности автора. Это Гребенщиков-то, тишайший из буддистов, аморальный?

— В «Древнерусской тоске» есть неприкрытое кощунство, которое меня печалит, но я с удовольствием слушаю другие песни Бориса Борисовича.

.

***
Из интервью с БГ, Журнал «Собесебник» 03.11.2009:

– У вас есть вещи совсем не веселые – типа «Древнерусской тоски».

– Это веселая вещь. Я написал «Древнерусскую тоску» и преодолел ее. Сущность древнерусской тоски состоит в том, что власть – очень может быть – желает блага; я даже охотно допускаю, что и нынешняя желает блага и искренне пытается его осуществить. Но для мало-мальских перемен нужно ужесточение, а ужесточение всегда идет по одному сценарию и очень быстро забивает все остальные процессы, становится самоцелью, и потому все остается как есть.

.

***
Из интервью с БГ, «Профиль», №47, 21.12.2009:

— …у вас есть «Древнерусская тоска»…

— Это термин Дмитрия Лихачева.

.

***
На поле древней битвы нет ни копий, ни костей… — Явный намёк на распространившееся в то время мнение, что знаменитой Куликовской битвы Дмитрия Донского против татар во главе с Мамаем не было вообще. Этот довод аргументируется тем, что на месте сражения отсутствуют захоронения и остатки доспехов и оружия. В приведенном ниже отрывке подробно рассматривается этот аргумент.

И. Резников «Русская история: мифы и факты» (М.: Вече, 2012):

«Вне науки, но претендующие на научность, располагаются писания, отрицающие саму Куликовскую битву (М. Аджи) либо перемещающие ее в Москву на Кулишки (А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский; А.А. Бычков и др.). Главным их аргументом является отсутствие в окрестностях Куликова поля массовых захоронений и других материальных находок того времени. Действительно, находок немного, вдобавок находки, собранные в XIX в., исчезли во время революции. Ещё в 1810-х гг. директор училищ Тульской губернии С.Д. Нечаев, на землях которого находилось Куликово поле, скупал у крестьян сохранившиеся реликвии. Его дело продолжили сын и внук. Собирали находки и другие помещики. Удалось собрать немало экспонатов, но профессиональной экспертизы проведено не было. Коллекция Нечаевых до 1917 г. хранилась в помещичьей усадьбе в Полибине, а потом исчезла.
Датированные находки, собранные во второй половине XX — начале XXI в., немногочисленны — наконечники стрел и копий, стремя, панцирные пластины, фрагмент шлема, часть оторочки кольчуги из латуни, перстни-печатки, кресты, ордынская монета XIV в. с надписью «Султан Великий Узбек-хан», коробочка для мощей1. Находки есть, и тут важно учесть два обстоятельства. Во-первых, изделия из металла и металл как таковой ценились в те времена очень высоко, поэтому оружие и металлические изделия после битвы тщательно собирали, и не один раз. Надо сказать, что места других крупных битв того времени небогаты находками. Их нет ни на месте разгрома татарами литовско-русского войска на реке Ворскле (1399), где было убито 18 князей, в том числе Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, ни при слиянии Терека и Малки, где Тамерлан нанес страшное поражение Тохтамышу (1395), ни на месте Грюнвальдской битвы, положившей конец Тевтонскому ордену (1410). Во-вторых, юг Тульской области лежит в зоне черноземов, чрезвычайно биологически активных, способных быстро окислить и растворить изделия из железа. Это же относится и к органическому материалу — одежде и костям скелета.
Основную критику противников битвы на Куликовом поле вызывает отсутствие захоронений. Проблема начала проясняться лишь в последнее время. В 2006 г. российские учёные провели полевое исследование, используя радиолокатор нового поколения для подземного зондирования, превосходящий все известные образцы. В западной части Куликова поля были обнаружены шесть объектов — захоронения размером 10-12 метров. В захоронениях не нашли сохранившихся костей, но анализ проб грунта показал, что они содержат прах — разрушенную плоть, включая костную ткань. Пока неясно время погребения и чей это прах — людей или животных, но очевидно, что это не скотомогильники, их глубина обычно намного больше. По версии учёных, измотанные битвой люди закопали своих убитых на толщину тонкого слоя чернозема (около 1 метра), под которым была плотная глина, трудно поддающаяся лопате».

.

***
Ярославна — княгиня, жена князя Игоря (см. «Слово о Полку Игореве», в частности — сцену «плача Ярославны»)

***
Брифинг — краткое совещание представителей прессы, на котором излагается позиция правительства по определённому вопросу.

***
«Playboy» и «Vogue» — журналы; первый — эротический, второй — о моде.

***
СС-20 — советские ракеты с ядерными боеголовками.

***
Князь Владимир — (ум. 1015), киевский великий князь (с 980), ввел на Руси православное христианство, как государственную религию.

.

***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 3. 28 ноября 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/

— Говорят, что текст песни «Древнерусская тоска» вы написали на пляже в Египте. Вопрос от знакомых виндсерферов из Дахаба: фраза «Князь Владимир, чертыхаясь, рулит в море на доске» — это про виндсерфинг?

— В песне речь идёт об «ветроструе», утерянной ныне старинной друидской технике быстрого передвижения по воде на досках из священного дуба, особенно распространённой в Киевской Руси.

.

***
Кришна — индуистский бог, считающийся аватарой (воплощением) Вишну. Секта кришнаитов (считающая Кришну основным богом) получила широкую известность, благодаря своей международной миссионерской деятельности.
«Харе Кришна» — кришнаитская мантра. См. также:

Из пресс-конференции БГ в Туле, 05.02.1994:

— Как Вы относитесь к Обществу Сознания Кришны?

— Я с большим уважением и любовью отношусь лично в Кришне. Гита — великолепная книга. Одна из лучших, которые существуют по этому поводу. К сожалению, не могу сказать, что во мне сильное уважение возбуждает именно Общество Сознания Кришны… Потому, что по той информации, которая до меня доходит, я вижу, что там идёт борьба за власть и прочее. Это мне категорически не нравится.

.

***
Пресс-конференция БГ перед концертом в гостинице «Планета», г.Минск, 02.04.2012:
http://news.tut.by/culture/282510.html

— Состояния древней русской тоски я могу добиться очень легко – выпив два стакана водки. Русская тоска сразу приходит.

— Водка, постоянно выпиваемая в течение многих лет, приводит к появлению своей картины мира, которая, как правило, отличается бесцеремонной чудовищной грубостью, невежественностью и полным отсутствием завтрашнего дня, надрывной тоской и желанием дать в морду всем в радиусе достижимости. Если перестать пить, то через полгода это проходит, и человек начинает спрашивать: «А что, неужели можно жить без этого?». Да. Без этого можно жить.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Древнерусская Тоска»:

Куда ты, тройка, мчишься, куда ты держишь путь?
Ямщик опять нажрался водки, или просто лег вздремнуть,
Колеса сдадены в музей, музей весь вынесли вон,
В каждом доме раздается то ли песня, то ли стон,
Как предсказано святыми все висит на волоске,
Я гляжу на это дело в древнерусской тоске…

На поле древней битвы нет ни копий ни костей,
Они пошли на сувениры для туристов и гостей,
Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ,
Алеша, даром что Попович, продал весь иконостас.
Один Илья пугает девок, скача в одном носке,
И я гляжу на это дело в древнерусской тоске…

У Ярославны дело плохо, ей некогда рыдать,
Она в конторе с пол-седьмого, ней брифинг ровно в пять,
А все бояре на «Тойотах» издают «PlayBoy» и «Vogue»,
Продав леса и нефть на запад, СС20 — на восток.
Князь Владимир, чертыхаясь, рулит в море на доске,
Я гляжу на это дело в древнерусской тоске…

У стен монастыря опять большой переполох,
По мелкой речке к ним приплыл четырнадцатирукий бог.
Монахи с матом машут кольями, бегут его спасти,
А бог глядит, что дело плохо, и кричит «пусти, пусти»,
Настоятель в женском платье так и скачет на песке,
Я гляжу на это дело в древнерусской тоске…

А над удолбанной Москвою в небо лезут леса,
Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса,
А у хранителей святыни палец пляшет на курке,
Знак червонца проступает вместо лика на доске,
Харе кришна ходят строем по Арбату и Тверской,
Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской…

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий