АКВАРИУМ — «Великая Железнодорожная Симфония» (БГ)

Входит в альбом «Снежный Лев» (1996)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

…в самолете Петербург-Москва ко мне подошел симпатичный бородатый поэт и подарил книжку своих стихов. Обычно я испытываю сильнейшую аллергию на почти любую поэзию — но тут книжка раскрылась сама и мне на глаза попались две строчки. Через неделю я понял, что мне от них никуда не деться. Я позвонил по записанному в книжке телефону и признался, что строчки попали в цель, и, похоже, стали песней. Совершенно дурацкая ситуация. Но он, похоже, понял меня и дал свое согласие. Поэта звали Андрей Чернов. Строчки были: «Машинист и сам не знает, Что везет тебя ко мне».

.

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

Возникновение текста для «Великой железнодорожной симфонии» стало очередной мистической историей. Однажды в самолете Питер—Москва случайный попутчик, поэт Андрей Чернов, подарил лидеру АКВАРИУМА книжку своих стихов. На высоте 9000 метров БГ неожиданно уткнулся взглядом в строчку: «Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне». Эта фраза так крепко запала в сознание Гребенщикова, что музыкант не мог от нее избавиться в течение нескольких месяцев. В результате как-то ночью он позвонил Чернову и объяснил ситуацию: «Вы не будете против того, если я использую Вашу фразу в своей песне?» — «Я буду за».
Для записи «Великой железнодорожной симфонии» Джерри Бойз заказал старинный меллотрон 1960-х годов — чтобы создать необходимый психоделический звук на финальной композиции альбома. Песня оказалась венцом трилогии «Кострома»—«Навигатор»—«Снежный Лев», совершенством мелодии и гармонии, одним из реальных пиков АКВАРИУМА 1990-х.

«Я записывал партию меллотрона ночью. — вспоминает Олег Сакмаров. — Накануне я купил себе английский бархатный пиджак и в отражении студийных зеркал вдруг увидел черного человека: в черных очках, в черном пиджаке, в черных наушниках, за черным инструментом с белыми клавишами. И я впал в некое трансовое состояние, созвучное «Железнодорожной симфонии»…
В студии ночью были только я и оператор, но я, увидев себя в зеркале, испугался этого пришельца из другой реальности. Такой вот кастанедовский сюжет».

В итоге светлая медитативная психоделика этой песни настолько сильно проникла в сознание редакции журнала «ОМ» (в ту пору наглухо кислотного), что «Великая железнодорожная симфония» попала в его топ-10 лучших композиций 1996 года.

.

***
Из книги А. Кушнира «Хедлайнеры»:

Вначале лидер «Аквариума» воткнул в допотопный кассетник новую композицию «Машинист» — то, что впоследствии превратилось в «Великую железнодорожную симфонию». Обсудили оба варианта названия, и затем я нажал на диктофоне кнопку «record»…

.

***
БГ, Пресс-конференция в Ростове-на-Дону, 14.02.1998:

— Борис Борисович, многие считают «Поезд в огне» самой эпохальной вашей песней, самой лучшей и т.д.

— Отлично, отлично, я очень рад за них!

— Ну, ведь вы как артист понимаете, что и ваши другие песни не хуже…

— Я лично считаю, что самое лучшее, что мы сделали, это «Великая железнодорожная симфония». Это близится к моему собственному идеалу. Но опять-таки это мое личное мнение. Когда я пишу, я со своим личным мнением не считаюсь.

.

***
Пресс-конференция БГ перед концертом в гостинице «Планета», г.Минск, 02.04.2012:
http://news.tut.by/culture/282510.html

У меня гордиться оснований, в общем-то, нет. Но есть несколько песен из тех, что мы записали, которые мне нравятся. Лучшее наше творение – это «Великая железнодорожная симфония» из альбома «Снежный лев» и песня «Северный цвет» из альбома «Сестра Хаос».

.

***
Интервью Бориса Гребенщикова для издания ТАСС, апрель 2018:

— Строго говоря, вы занимаетесь этим всю жизнь. В «Великой железнодорожной симфонии», которой более двадцать лет, у вас «по Голгофе ходит Будда и кричит: «Аллах акбар!». Звучит по-прежнему свежо.

— В любой религии есть неискренние люди, которые ее порочат, дискредитируют и используют в своих целях. Ни одна религия, включая ислам, никогда не призывала убивать иноверцев или кого бы то ни было еще. Ислам — мирная религия, но крайности смыкаются, вот шииты и молотят суннитов, только перья летят. И в христианстве встречаются отчаянно нечестные и ни во что не верующие люди, это ни для кого не секрет. Давайте не забывать: все преступления совершаются ради денег, а объяснения придумываются самые разные. В том числе для оправдания войн. Любимый и много раз отработанный способ: громко кричать о мире и идти на массовое убийство, чтобы отнять, забрать и присвоить чужое. Подобное происходит на протяжении тысячелетий. И сегодня ничего принципиально не изменилось. Военно-промышленный комплекс ведь должен жить. Человечество не придумало более выгодного способа заработать, чем на вооруженном конфликте. А что народ убивают, так это издержки производства. Лес рубят — щепки летят, говорил кумир многих и ныне здравствующих наших с вами сограждан.

.

***
Голгофа — гора, на которой по преданию распяли Иисуса Христа.

***
Будда — (санскр ., букв. — просветленный) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, «отшельник из шакьев»)

***
Аллах акбар (араб. «Аллах един») — традиционное восхваление Бога у мусульман.

***
Серафимы (евр. «огненные», «пламенеющие») — ангелы с 6 крыльями, стоящие на высшей ступени иеархии (1-й ангельский чин), особо приближенные к престолу бога и его прославляющие.

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Великая Железнодорожная Симфония»:

Я учился быть ребенком, я искал себе причал,
Я разбил свой лоб в щебенку об начало всех начал.
Ох нехило быть духовным — в голове одни кресты,
А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты.

Молодым на небе нудно, да не влезешь, если стар.
По Голгофе бродит Будда и кричит «Аллах Акбар».
Неизвестно где мне место, раз я в этоя стороне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

Есть края, где нет печали, есть края, где нет тоски.
Гроб хрустальный со свечами заколочен в три доски
Да порою серафимы раскричатся по весне.
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

В мире все непостоянно, все истлеет — вот те крест.
Я б любил всю флору-фауну — в сердце нет свободных мест.
Паровоз твой мчит по кругу, рельсы тают как во сне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий