Хиты группы АГАТА КРИСТИ, часть 2: история песен «Сказочная Тайга» (1994), «Опиум для Никого» (1995), «Два Корабля» (1997) и «Ковёр-вертолёт» (1998)

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Сказочная Тайга» (1994)

В 1995 году у группы АГАТА КРИСТИ вышел пятый альбом — «Опиум», которому суждено было стать переломным. Именно после его выхода группа стала по-настоящему «модной» и массово известной. Успех был во многом связан с тем, что у музыкантов, наконец-то, появились спонсоры, не пожалевшие вложить серьёзные деньги в промоушен. Поэтому, когда продюсеры предложили начать раскрутку «Опиума» с песни «Сказочная Тайга» отказать братья Самойловы не могли, хотя и считали, что эта песня плохо отражает концепцию всего альбома…

Музыку к «Сказочной Тайге» сочинил третий автор АГАТЫ КРИСТИ — клавишник Александр Козлов (ныне покойный). Правда, оригинальный набросок звучал непривычно: по одним воспоминаниям он был похож на «гимн», по другим — на медленное «регги». К работе над будущей песней тут же подключились братья Самойловы.

Вадим Самойлов, «Жизнь в 10 песнях» rollingstone.ru, 07.04.2016:
«Сила Саши заключалась в том, что когда мы уже с Глебом дрались за конечный вариант, тут все наши творческие энергии сходились вместе. И поэтому многие Сашины мелодии становились хитами: все без предвзятости уделяли ему максимум творческой энергии».

Вадим Самойлов, «Комсомольская правда», 28.02.2015:
«Мы с братом в каком-то смысле по вкусам могли быть похожи. А Саша любил попсовую музыку, и когда приносил заготовки в обсуждения, они всегда отличались по форме — были такие танцевальные, дискотечные. И мы с братом их всегда переделывали. Вот «Сказочная тайга» была в стиле ACE of BASE, медленная».

Александр Козлов.

Первым делом музыканты заметили, что начало мелодической линии припева до боли напоминает песню из советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» («Звенит январская вьюга, и ливни хлещут упруго…» — сл. Л. Дербенева, муз. А. Зацепина). Вместо того, чтобы это сходство как-то заретушировать, они пошли другим путем — наоборот, сделали на этом узнавании основной акцент (даже песню какое-то время музыканты так и называли «Иван Васильевич»).
В результате преобразилась и сама песня: ритм ускорился, а гитара зазвучала в стиле ВИА 1970-х годов.

Весьма постмодернистским получился и текст «Тайги». Первый куплет о косматом геологе вышел иронично-носитальгическим, начинающимся с одной цитаты (строчка из известного романса Л. Трефолева «Когда я на почте служил ямщиком…») и заканчивающимся другой («Значит нам туда дорога…» — из песни Л. Утесова «Дорога на Берлин»). Однако во втором куплете своеобразная «поездка на БАМ» превращается в типично «агатовскую» страшилку с сатаной, собирающим души, и розовым снегом. Основной автор текста — Глеб Самойлов — сказал, что это вызвано тем, что первый куплет он писал под себя, а второй под брата Вадима — натуру более страстно-романтическую, которая сможет более убедительно выкрикнуть страшные слова «И тебя она получит!».

Вадим и Глеб Самойловы.

Говорят, что поначалу песню так и хотели назвать «Розовый снег», но решили не нагнетать мрака (тем более, что позже они ещё напишут про «розовый бинт»). Кстати, в моих хранилищах сохранилось забавное объяснение текста «Сказочной Тайги», взятое с какого-то старинного сайта. Кто автор текста утверждать не берусь, но по характерному юморку можно предположить, что это был Глеб Самойлов:

«…второй куплет построен на страшных особенностях национальной тайги (о диких зверях). «Розовый снег» — это снег, орошенный кровью растерзанных дикими зверями тунгусов. А поскольку тунгусы некрещеные, то их души по ночам собирает сатана (тоже герой этой песни). Так что тот, кто говорит, что тексты АГАТЫ КРИСТИ бессмысленны — дурак (тунгус — и ныне дикий). Текст посвящен Пушкину А.С., который воспел одного тунгуса («и ныне дикого»)».

До логического завершения ностальгическую линию довёл видеоклип, снятый Виктором Конисевичем и посвящённый памяти Леонида Гайдая. Для съёмок режиссёру удалось собрать почти всех актеров, исполнявших главные роли в «Иване Васильевиче» — Юрия Яковлева, Леонида Куравлёва, Наталью Крачковскую, Наталью Селезнёву, Александра Демьяненко (не забыли даже о чёрном коте).

Дмитрий Карасюк «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (АСТ, 2018):
«Пары объявлений на радио о приглашении массовки для съёмок в клипе «Агаты Кристи» оказалось достаточно, чтобы морозным утром в назначенном месте собралась толпа фанаток. Девчонки так азартно стали выпрашивать автографы у подъехавших народных артистов, что те растаяли и безропотно выполняли все требования явно робевшего молодого режиссёра».

Актёры на съёмках клипа «Сказочная Тайга».

Кадры, где актёры пересматривают фильм со своим участием, были дополнены кадрами с репетиций АГАТЫ КРИСТИ перед первым сольным концертом в московском ГЦКЗ «Россия» (съёмки провёл Юрий Морозов в ноябре 1994 года). Не знаю, как кто, а я впервые увидел клип на «Сказочную Тайгу» ещё до выхода «Опиума» — в передаче «До 16 и старше». По душевности он мог сравниться разве что с клипом ДДТ на песню «Что такое осень».

Юрий Яковлев, Наталья Селезнёва и Леонид Куравлёв в клипе «Сказочная Тайга».

Глеб Самойлов:
«Хороший клип получился, грустный, ностальгический. Мы использовали кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», это было до всех «Старых песен о главном». Большая заслуга режиссера клипа, что смог собрать всех актеров, снимавшихся в фильме. Из Израиля звонила дочь Яковлева и рассказывала, что когда смотрели клип — все рыдали. Я же ответил, что нечего было уезжать…
…Единственный, кто отнесся к этому прохладно, Пуговкин. Он живет далеко, и переговоры с ним были затруднены. Он отказался, сказав, а зачем он будет рекламировать какую-то группу. Все остальные согласились. Как оказалось, актеры, снимавшиеся в этом фильме, давно друг друга не видели и вместе не собирались. И фильм они давно не видели…».

Впоследствии оказалось, что Глеб Рудольфович был слишком опрометчив в своих заявлениях. Михаил Пуговкин действительно жил далеко — в Ялте и, говорят, в то время не очень хорошо себя чувствовал. Но куда более неудобно получилось с дочерью Яковлева.

Дмитрий Карасюк «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (АСТ, 2018):
«Назидательное внушение Глеба «презренной эмигрантке» звучит особенно весомо, если учесть тот факт, что известная актриса Алёна Юрьевна Яковлева никогда не уезжала в Израиль».

Ностальгический антураж, яркая мелодия и разнохарактерный текст (который можно воспринимать совершенно по-разному) превратили «Тайгу» в главный хит группы. В отличие от Шевчука, который долго отказывался играть на концертах свой хит «Что такое осень», в АГАТЕ КРИСТИ никто с «Тайгой» не «боролся», и её можно было услышать на любом концерте.

Г. Самойлов:
«…мы сами считаем, что наша музыка достаточно тонкая, и в ней много сложных построений внутри. Другое дело, что она сделана доступным языком, поэтому люди воспринимают ее по-разному. Например, «Сказочную тайгу» мы сами воспринимаем как эстетскую шутку, а люди иного склада — иначе».

Из интервью с Г. и В. Самойловыми, «Тольятти сегодня», 16.06.1995 г.:
«— Это ностальгия или отношение к прошлому несколько с юмором?
Глеб: Это и ностальгия, и иронизирование над собой — ностальгирующим.
— Возврат к той культуре, на которой воспитывался?
Вадим: Да, наверное…
Глеб: И возврат на новом уровне, немножко сверху».

Казалось бы, всё с этой песней ясно. Однако, в 2004 году я неожиданно обнаружил удивительное сходство припева «Тайги» с новомодным хитом «De ce plang chitarele» от развесёлых молдаван из группы O-ZONE. Нашлись умельцы, которые даже сделали «кроссовер» этих двух песен под названием «Молдаванская Тайга» .

Слушать микс «Молдаванская Тайга»:

К моему глубокому стыду, оказалось, что хит не такой уж «новомодный». К стыду, потому что это был кавер на песню 1969 года от молдавской группы НОРОК. Музыку к «Де че плынг китареле» (т.е. «О чём плачут гитары?») написал лидер НОРОКА — Михай Долган на стихи Ефима Кримермана. Песню эту я прекрасно знал ещё с советских времён — правда, в основном в русскоязычном варианте ВИА ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ («Почему в семнадцать лет парню ночью не до сна…»).
В оправдание могу сказать лишь то, что в аранжировке O-ZONE песня стала больше похожа на «Тайгу» и «Январскую вьюгу..», чем в оригинале. Ниже вы можете послушать мой микс из всех этих мелодий — по степени их схожести.

.

«Опиум для Никого» (1995)

Альбом «Опиум» стал самым успешным альбомом группы и самым продаваемым российским альбомом года вообще (за это группа даже получила европейскую награду «World Music Awards»).
Началась настоящая «агатомания». Музыканты с недоумением и ужасом вспоминали, как толпа неофиток-малолеток чуть не смела охрану ОМОНа во время концерта «Юбилейном».

При этом, как альбом, «Опиум» мне всегда казался слабее предыдущих трёх. Во-первых, он не был цельным, а походил на сборник разноплановых песен. Тут тебе и рок-н-ролльная «Вечная Любовь», и закос под советское ретро в «Сказочной Тайге», и странные эксперименты с рейвом в песне «Абордаж».
Во-вторых, группа стала сильно повторяться, а тексты многих песен напоминали неудачные графоманские творения.

Тем не менее, альбом был ещё достаточно хорош. Правда, второй хит с него (после «Сказочной тайги») — «Опиум для Никого» — я, как старый слушатель АГАТЫ, несколько недолюбливаю, ибо слышал у группы подобное не раз. Но юным поклонникам он пришёлся по душе.

Глеб Самойлов:
«Это стеб над рокерами и во многом над собой — черные одежды, раскрашивание лиц, деланный декаданс».

Правда, нашлось немало подростков, принявших текст песню за чистую монету. Им импонировал этот сумрачный романтизм.

Я крашу губы гуталином
Я обожаю черный цвет
И мой герой он соткан весь
Из тонких запахов конфет…
Накрась ресницы губной помадой
А губы лаком для волос
Ты будешь мертвая принцесса
А я твой верный пес…

Музыканты даже вспоминали, что некоторые поклонницы всерьёз пытались красить губы гуталином («говорят, больно было»). В результате, к АГАТЕ КРИСТИ постепенно стали приклеивать ярлык «готической группы» (впрочем, они особо не сопротивлялись и активно подыгрывали).

А вот ярлык «наркоманской группы» музыкантам очень не нравился. Журналисты, вечно ищущие «жареное», в течении 5 лет изводили группу обвинениями в пропаганде наркотиков, ссылаясь, прежде всего на «Опиум для Никого». Ладно бы не заметили иронии, так ведь в тексте черным по белому написано, что опиумом является музыка.
Что до слова «кокаин», то его группа использовала ещё 5 лет назад в песне «Декаданс», и почему-то тогда это никого не беспокоило.
Ну, и, наконец, в 1994 году во время создания альбома «Опиум» музыканты не баловались никакими препаратами (они даже не бухали до посинения, как остальные рокеры). Недаром, словно предвидя обвинения, обложку альбома украсили изображением духов Сен-Лорана «Opium». Их название, как известно, в своё время тоже вызвало немало нареканий в сторону французского кутюрье.

Да, музыканты АГАТЫ попадут таки под действие наркотического дурмана, но это будет позже — после записи альбома.

На «Опиум для Никого» сняли инсценированный клип, где Глеб Самойлов совершает настоящий вудуистский обряд над куклой своего любовного соперника-негра (именно так, а не наоборот). Впрочем, клип зацепил меня ещё меньше, чем песня.

Куда уж интереснее звучит на альбоме та же «Чёрная Луна» о демоническом женском начале.

Или смешная «Хали-Гали Кришна», почему-то постоянно вызывающая у меня музыкальные параллели с песней про маленького гнома («В чаще леса густой…»).

Сравнить:

 

«Два Корабля» (1997)

Музыканты АГАТА КРИСТИ часто называли следующий альбом «Ураган» переломным, непопсовым, искренним и т.д. А вот моё отношение к АГАТЕ стало резко портиться именно после этого диска. Тексты иногда просто бесили — все эти  «Парам-пам-па, дорога в ад!» и «я мертвец, я мертвец!». Это уже было даже не смешно.

agata_08

Но группа не разучилась писать хорошие мелодии. И самой красивой песней альбома однозначно является полуакустическая «Два Корабля».

2_korabla_chernovik

В те времена музыканты вели нездоровый столичный образ жизни, поэтому эту песню Глеб написал не в самом приятном месте — в московской больнице, когда лежал там весной 1996 г. с почечной коликой.
Сначала появился текст — точнее припев. Затем была придумана замечательная мелодия и слова куплетов. Как и всё, сочинённое без особого вдохновения, куплеты вышли откровенно слабыми, по крайней мере, на фоне припева.

Но забыли капитана два военных корабля,
Потеряли свой фарватер и не помнят где их цель,
И остались в их мозгах только сила и тоска,
Непонятная свобода обручем сдавила грудь,
И неясно что им делать — или плыть или тонуть.
Корабли без капитанов, капитан без корабля.
Надо заново придумать некий смысл бытия.
Нафига?

Клип на песню снимали в дельфинарии, где музыкантам пришлось часами стоять на качающейся прямо над бассейном платформе.


«Ковёр-вертолёт» (1998)

Чуть более интересным вышел следующий альбом «Чудеса». Он был нарочито решён в стиле этакого техно-ретро, и отсылал нас к саунду 1980-х. Правда, массам альбом дал всего один запоминающийся хит.
По настроению он чем-то отдалённо напоминал «Сказочную Тайгу». И это не удивительно — ведь обе песни написал клавишник группы Александр Козлов. Точнее, не песни вообще, а музыку к ним.
Впрочем, на этот раз он поневоле задал и тему. Дело в том, что его демо-запись на синтезаторе открывалась шумом вертолётных лопастей. Так что текстовику группы — Глебу — пришлось писать о полёте и вертолёте. Ну, и волшебному ковру-самолёту из арабских сказок пришлось сменить «марку».

agata_09

Сама идея песни зародилась у Глеба после того, как его мать, читая какой-то тест, спросила: «А в каких условиях ты бы чувствовал себя комфортно?». На что Глеб ответил: «Если б умел летать». Так в тексте песни появилось и обращение к маме.

Г. Самойлов:
«Мечта улететь всегда была. Мне и летать то нужно лишь для того, чтобы улететь. Кому-то надо летать для того, чтобы везде побывать, а мне нужно летать, чтобы улететь. Вот эта основная детская мечта и осталась».

В 1998 году произошёл дефолт, поэтому особо дорогого клипа группа позволить себе не могла. Музыкантов снимали в обычной комнате, наполненной дымом, а оригинальная концепция клипа строилась на имитации компьютерной игры со стреляющим вертолётом. Правда, в отличие от песни клип получился немного зловещим.

***
К 2000 году почти все творческие бразды в группе взваливает на себя Глеб Самойлов. И вот парадокс — если его же песни на «Коварстве и Любви» и «Декадансе» звучали вполне пристойно, то с возрастом Глеб, как автор, становился всё небрежнее и инфантильнее. Вдобавок в песнях всё чаще появляется, несвойственная ранее и совершенно неуместная, нецензурная брань.
По уму, группе надо было расходится уже после «Майн Кайфа» и смерти Козлова, но период распада затянулся на 10 лет. Каждый пошёл своею дорогой, но, как бы то ни было, АГАТА КРИСТИ оставила нам немало хороших песен.

Автор: Сергей Курий
август 2013 г.;
статья про «Сказочную тайгу» впервые напечатана в журнале «Твоё Время» №1 2005 (июнь);
последняя редакция статьи про «Сказочную тайгу» — январь 2022 г.

Хиты группы АГАТА КРИСТИ, часть 1: история песен «Viva, Kalman!» (1989), «Декаданс» (1990) и «Как На Войне» (1992)

См. также:

Раздел группы АГАТА КРИСТИ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»