АГАТА КРИСТИ — «Моряк» (муз. — А. Козлов; сл. — Г. Самойлов)

Входит в альбом «Ураган» (1997)

Поют: куплеты — В. Самойлов, свист — Г. и В. Самойловы,
припевы — В. и Г. Самойловы

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

«Наше Радио», 29.11.2010:

В тексте песни была намеренно допущена ошибка: Париж — не морской порт. По словам Глеба и Вадима Самойловых, лидеров группы, это несет в себе смысл, но рассказать о нем не предоставилось возможности — никто так и не задал им этот вопрос.

.

***
Интервью с братьями Самойловыми, «Комсомольская правда», 28.02.2015:

— В Сети есть сайт, где рассказывается история ваших песен. И, про композицию «Моряк» написано, что это не была ошибка — «Вино и гашиш Стамбул и Париж» в плане того, что в Париж — не портовый город, а это было сделано специально. Но у вас никто так и не спросил, почему это было сделано. Вот, пользуясь случаем…

 Глеб: — Это был такой прикол, отсыл к дворовым песням. Где не важен смысл, главное, чтобы складно было. Подъездные песни всегда грешили неправдой ради того, чтобы пелось круто. И в песне «Моряк» я специально это сделал. Но это мало кто заметил. А те, кто заметили, решили, что я ошибся. И так в некоторых наших песнях есть исковерканные слова, неправильные ударения. Люди думали, что мы неграмотные. А у меня пятерки в школе были лишь по русскому и литературе.

.

***
Глеб Самойлов:

Когда возникло ОРТ, там был запрещен к показу наш клип «Моряк», снятый по сценарию Ренаты Литвиновой. Запрещен под формулировкой, что клип негативно влияет на психику зрителя и не соответствует имиджу общенационального канала. Тем не менее, песня стала хитом.

.

***
Из интервью с братьями Самойловыми:

— Для клипа к песне «Моряк» сценарий для вас писала Рената Литвинова. Вы с ней работали лично? Отношения развиваются?

В. С.: — Наше знакомство исчерпано тем, что она написала сценарий к клипу и озвучила все текстовые заставки в клипе. Ну, мы познакомились, но дружба нас крепкая не связывает.

— Не хотели бы возобновить сотрудничество — она теперь и сама звезда, проект будет иметь широкий резонанс?

Г. С.: — Она и тогда была популярна. Известный светский человек…

— В московских кругах — безусловно, однако массы узнали о ней лишь после сериала «Граница».

В. С.: — Рената всегда была очень интересным автором сценариев. Если мы будем и дальше работать с ней, чего я, собственно, совершенно не могу отрицать, то не потому, что она популярна, а потому, что нам, как и раньше, дороги ее идеи, и она видится нам как творческий человек.

.

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

В атмосфере весёлого и несколько пьяного безумия проходили съёмки и клипа «Моряк». Снимал его режиссёр Андрей Лукашевич: «Я очень долго ходил с этой песней. Она ввергла меня в жуткую депрессию, я ничего не мог придумать. Предложил обратиться к Ренате Литвиновой. Мне показалось, что есть параллели между образами мыслей «Агаты» и Ренаты. Рената написала сценарий. Я его чуть-чуть поправил, буквально в пару мест внёс чуть больше иронии. У Ренаты всё было очень страшно, ещё страшнее, чем выглядит». Поначалу история об опознании трупа с оторванной головой вызвала оторопь даже у «агатовцев». «Когда я прочитал сценарий всем известной оптимистки Ренаты Литвиновой, то, честно говоря, не сразу понял, почему у героя оторвана голова. Но в принципе, на мой взгляд, ход удачный», – говорил Козлов.

Снимали клип в конце марта 1997 года. Роли в «Моряке» исполнили литовская актриса Рената Микайлёните, а также в то время ещё мало кому известные молодые актёры Ростислав Хаит и Леонид Барац: «Сценарий нам был неизвестен, нам заплатили просто по 50 рублей за «носилки потаскать». Мы даже с самими «агатовцами» тогда не общались, просто как нанятые люди носили носилки вдоль нашей общаги у Рижского вокзала. Нас тогда часто пользовали в разных клипах, от «Агаты Кристи» до Светланы Рерих». Все мужские и женские реплики в клипе озвучила сама Рената Литвинова.

При первом просмотре «Моряк» неожиданно понравился всем «агатовцам». А вот руководству главного телеканала России ОРТ он не приглянулся. Клип запретили показывать с формулировкой «Негативно влияет на психику зрителя и не соответствует имиджу общенационального канала». «Как бы мы ни подделывались под общепринятые тенденции, всегда появляется дядя, который найдёт, что запретить, – возмущался Вадик. – А наш клип запретили из-за одного кадра, в котором труп из папье-маше лежит с отрубленной головой. Там всё сделано откровенно кукольно, игрушечно, без кусков мяса, однако это не понравилось на Центральном телевидении». Руководство других телеканалов отнеслось к «моряцкой» расчленёнке более толерантно, и песня стала хитом.

.

***
Из передачи “Как всё начиналось” с Михаилом Козыревым и Глебом Самойловым от 11.05.2019:
https://agata.rip/tv/tv2019

Михаил Козырев: — Хорошо. Расскажи еще о видеоработах с Конисевичем и Лукашевичем, два режиссера, которые много всего вам наснимали.

Глеб Самойлов: — С Витей…Наверно, лучше расскажет Витя сам.

Михаил Козырев: — Витя расскажет, мы его пригласим. Лукашевич был уже и рассказывал много. Но просто есть ли у тебя в памяти четкая разница работы с этими двумя режиссерами? С кем одни особенности, с кем другие?

Глеб Самойлов: — Витя смел на идеи, но, может быть, менее выразителен в качестве кинорежиссера, режиссера такого. А Лука, он более профессионален, но если идеи… Клип «Моряк», вообще сюжет клипа «Моряк» кочевал у Литвиновой, то есть она сценарий предложила, от одного к другому, просто приклеился он к нам в результате, понимаешь?

Михаил Козырев: — А, то есть она и другим предлагала этот сценарий?

Глеб Самойлов: — Да.

Михаил Козырев: — Слушай, это клип, который просто оставил незабываемый след в истории еще и первым появлением «Квартета И».

Глеб Самойлов: — Вау!

Михаил Козырев: — Да-да-да. И еще прекрасно…

Глеб Самойлов: — Как Литвиновой памятник не поставили до сих пор?

Михаил Козырев: — Да, и с телефоном, который она опускает туда, в ванну.

Глеб Самойлов: — Это Рената была. Это не Литвинова была, это была Рената вот…

Михаил Козырев: — Да-да-да, ее фамилию, к сожалению, невозможно, сложно выговорить.

Глеб Самойлов: — Микайлените.

Михаил Козырев: — Микайлените.

Глеб Самойлов: — Рената Микайлените, да.

Михаил Козырев: — Это такая муза была у Лукашевича.

Клип «Моряк»  1997 режиссер Андрей Лукашевич:

***
Из интервью с братьями Самойловыми, Fuzz №7-8, 2002 г.:

Вадим: Дело в том, что мы все всегда втроем — Глеб, Саша и я — разрабатывали… Каждый из нас делал аранжировку к песне самостоятельно. И барабаны программировали, и клавиши. И это уже в каком-то усредненном виде показывалось. Поэтому мы все, в принципе, этим владеем. Это не столь важно.

Глеб: Мы с Вадиком могли писать абсолютно электронные вещи. Альбом «Чудеса» — полностью такой new wave безгитарный. С другой стороны, Саша мог… в песне «Моряк», например, соло знаменитое во вступлении — Саша сыграл просто на клавишах и показал, что это должна играть гитара. Все взаимозаменяемо. А мы одинаково владеем всеми инструментами и искусством аранжировки стиля АГАТЫ КРИСТИ.

Агата Кристи — Моряк (15 лет)

Агата Кристи — Моряк
(Эпилог. Санкт-Петербург):

Чайф — «Моряк»

_______________________________________________________________________

Текст песни «Моряк»:

Куда бы ни приплыл моряк
За золото и серебро
Его везде поднимут флаг
Ему всегда нальют вино
Когда моряк на берегу
Все девушки бегут к нему
Они сигают из штанов
Меняя деньги на любовь

Вино и Гашиш Истанбул и Париж
Моряк Моряк почему ты грустишь
Возьми папиросу хлопни винца
И песенку спой про сундук мертвеца

Куда бы ни уплыл моряк
От смерти не уплыть ему
И ждет его зеленый мрак
Пока моряк на берегу
Но в эту ночь он не один
До гроба пьян и вдрызг любим
Она целует без конца
Его безумные глаза

Вино и Гашиш Истанбул и Париж
Моряк Моряк почему ты грустишь
Давай расскажи ей ведь ночь коротка
Как черту морскому свинтили рога

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий