АГАТА КРИСТИ — история альбома «Позорная Звезда» (1993)

1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-1  

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Айлавью
(Г. Самойлов)

2. Нисхождение
(А. Козлов — Г. Самойлов)

3. Сирота
(В. Самойлов — В. Самойлов, Г. Самойлов)

4. Новый Год
(Г. Самойлов)

5. Истерика
(В. Самойлов, А. Козлов — Г. Самойлов)


6. Вольно!
(А. Козлов — Г. Самойлов)

7. Как на войне
(Г. Самойлов)

8. Молитва
(Г. Самойлов)

9. Джиги Дзаги
(В. Самойлов — В. Самойлов, Г. Самойлов)

10.Позорная Звезда
(«Агата Кристи» — Г. Самойлов)

11.Я буду там
(Г. Самойлов)

1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-2a

Вадим Самойлов – вокал, гитары, клавишные
Глеб Самойлов – вокал, гитара, бас-гитара, клавишные
Александр Козлов – клавишные, синтезаторный бас (2, 6), перкуссия (2, 6)

 
звукорежиссёр — В. Самойлов 
звукоинженер — А. Кузнецов 

Альбом записан на «Студии НП» (Екатеринубрг) летом 1992 года, звук ремастирован на «Студии 8» (Екатеринбург) в 1993 году.
Издан на CD фирмой «Studio Service» в 1993 году.
Переиздан на виниловой пластинке фирмой «Бомба Мьюзик» в 2013 году.

1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-2

* * *

Информация с сайта «Википедия»:

Альбом «Позорная звезда» стал первым альбомом группы и по совместительству первым альбомом в истории российской рок-музыки, изданным на CD. Записанный в 1992 году на «Студии НП», альбом был ремастирован на «Студии 8» в 1993 году и издан на CD (производство — Уральский электронный завод). Оформление диска включало в себя вкладыш-разворот, пустой внутри. Обложка белого цвета с красной звёздочкой и красными буквами.

1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-3

1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-4

В 1994 году альбом был снова ремастирован и перевыпущен под знаком «Продюсерский Центр Агата Кристи». Следует отметить, что ремастированный звук отличается от первого варианта и стал финальным. Сейчас альбом издаётся именно со звучанием 1994 года.

Переиздание 2008 г.:

1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-5a

1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-5b

 1993-Агата-Кристи-Позорная-звезда-6

***
Из интервью Вадима и Глеба Самойловых на «Нашем радио» в передаче «Летопись», 18.05.2003.:

Глеб: Всплывает состояние полного отчаяния, смешанного с робкой надеждой. Безумной надеждой, потому что развитие группы зашло в тупик, и места мы на музыкальном пространстве никакого уже не занимали. И был последний шанс самоутвердиться. Даже не продвинуться на рынке, а самоутвердиться, как еще имеющий право на существование коллектив, творческая единица. вот с этим настроением мы и приступили к записи альбома.

.

***
Глеб Самойлов, 1994:

После записи альбома где-то в течение двух месяцев у всех нас было недовольство — каждому казалось, что все можно было сделать по-другому. Но со временем это чувство прошло. Как получилось, собственно говоря, так и должно было получиться.

.

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

Аранжировали композиции «Позорной звезды» коллективно, спорные моменты решали голосованием, хотя последнее слово всё равно оставалось за автором музыки. Главным в процессе, по мнению его участников, был момент сотворчества.
По словам Александра Кузнецова, помогавшего делать звук, «техническим доведением песен до совершенства занимался только Вадик. Глеб в сведение вообще не лез, а Саша участвовал в процессе как идеолог, привнося в аранжировки здоровый элемент попсы. Мне кажется, что, если бы не влияние Саши, Вадика унесло бы в немного скучноватый арт-рок».

.

***
Из интервью с братьями Самойловыми:

Глеб: — «Позорная Звезда» — о моих взаимоотношениях с любовью.

.

***
Александр Козлов:

К 90-му году свобода на ТВ закончилась, в систему наших взаимоотношений вошло слово «бизнес», который предусматривал оплату всех телеэфиров, и потихоньку мы из ящика исчезли, стали о нас забывать, и период 90-92 годов мы как бы доживали на прежней славе, количество гастролей все уменьшалось, и это были года достаточно тяжелые и в материальном отношении, и в духовном смысле. И вот опять же это ощущение, что надо что-то делать по-другому, вылилось в то, что мы записали альбом, нарочито популярный по звучанию, по подаче — «Позорная звезда». Это было самое начало 92-го года.
Был момент эпатажа, как бы немного назло… Говорят — гитары, а мы возьмем и сыграем электронный бас, говорят — живые барабаны, а мы возьмем и спрограммируем эти барабаны, самую что ни на есть синтетическую выберем кассу. Было такое легкое озлобление, захотелось наплевать на все окружающее мнение. И когда мы его записали, буквально спустя недели две, почувствовали, что получилось. Это был первый альбом, который нас удовлетворил полностью, несмотря на все плюсы и минусы, которые сейчас видны. С помощью этого материала мы рассчитывали оседлать новую волну популярности и интереса к себе. Реакция публики на концертах показала, что мы на правильном пути. Мы начали искать спонсоров. В стране наступило полное царство «Ласкового мая», «Миражей» и всей фонограммной культуры, мы понимали, что нужно бороться за зрителя не тем же оружием, но, во всяком случае, искать формы, которые могли бы отвлечь молодую публику от совсем дешевой музыки.
Не могу сказать, что мы настолько рациональны, но здоровый элемент продюсерства у нас присутствует всегда, и мы понимаем, что в таком-то году такие-то партии должны играться именно таким звуком. Этот опыт произошел из прослушивания огромного количества западной музыки, и, когда слушаешь постоянно, автоматически запоминаешь все эти модные прихваты и примочки, которые у них меняются где-то раз в год, и пытаешься применить на собственной технологической базе.
И поэтому, по тем временам, и по звуку, и, прежде всего, по аранжировкам альбом-то был очень прогрессивный, и впервые, практически, за все наше существование он был очень хорошо встречен в Питере. Бутусов сыграл очень много в раскрутке альбома для Санкт-Петербурга. На Кинчева альбом произвел благоприятное впечатление. Потом пошла пресса — «Смена», «Аврора» — достаточно добрые рецензии, кое-где пощипывали за излишнюю попсовость звука, но, в основном, отношение было доброе. Концертов по-прежнему не было — чтобы показать массовому зрителю, что это такое, у нас совершенно не было средств. Чтобы снять какой-нибудь полуклипчик, мы не могли денег собрать. В Свердловске спонсоров мы найти не смогли. Все говорили — «да, конечно, культура, да, группа из Свердловска, надо ее продвигать в центр», но все это заканчивалось пафосными разговорами.

agata_kristi_pozornaya_zvezda_00

***
Из интервью с группой АГАТА КРИСТИ:

— Скажите, ваш стилистический переход в начале 90-х: от социально ориентированного свердловского рока к формам, понятным новой молодежи и подросткам, — был намеренным?

Глеб: — Все это естественным путем получилось. Свердловский рок не был особо социален года до 87-го. Наоборот, чем он славился, так это песнями о скорбящей душе. Социальность появилась вместе с «Кабинетом», «ЧайФом». В принципе, мы пережили социальность, как неглубокую инфлюэнцу.

Саша: — Мне кажется, одна из причин, почему мы стали интересны, состоит в том, что в 92-м году мы волей-неволей стали бороться с некоторыми чертами свердловского стиля: сложными формами, музыкальной пафосностью, желанием показать себя и слева и справа, и сверху и снизу, и во всей красе — и избрали более европейское звучание.

— Могли бы вы работать, если бы вам вообще не платили? Скажем, просто ради творчества?

Саша: — Вряд ли. У любого человека есть период терпения, период изнашиваемости. И в музыке многие не выдержали испытания безденежьем, нереализованностью и ушли в другие области. В бизнес или куда-то еще. И, честно говоря, такая угроза висела и над нами в 92-м году. Ситуация была такова, что если бы «Позорная звезда» осталась незамеченной, как, допустим, «Декаданс», трудно сказать, что было бы с группой дальше. Да, случалось, что у кого-то из нас денег хватало только на пачку макарон.

— Вы пишете музыку изолированно друг от друга. Так было с самого начала?

Глеб: Нет. С «Позорной звезды» это, кстати, и началось.

.

***
Глеб Самойлов:

К тому времени всем дорогу перешел «Ласковый май». На чем тогда держались группы, которые не были суперзвездами? На большом и массовом интересе к року и живой музыке вообще. И на этом — просто на том, что ты вот такой хороший — можно было играть. А потом появился «Ласковый май», и это ушло. На плаву остались только гиганты. А мы ушли в такое полусереднячковое состояние. Продолжали музыку писать и даже немного ездили. Сначала казалось — вот, временные трудности, временные трудности… А когда это продолжалось три года… по 93-й. Мы записали 2 альбома в это время, продолжали играть и ничем другим не стали заниматься. В тот период куча народу ушла в ларьки, кооперативы всякие… мы продолжали делать свое дело — потому, что деваться было некуда. Мне, например, вообще некуда — профессии не было, ничего не было. Саша тогда уже ушел с работы, и Вадик ушел, оба в 1989 году. Но ничего — продолжали делать то, что и делали.
Самый безрадостный был 93 год. Жить было трудно, потому, что зарабатывали мало, мысли о новом альбоме не возникало, было ощущение нереализованности предыдущего материала. Сделать что-то еще, когда ты видишь что это совершенно еще не работает, не исчерпало свой потенциал, не было никакого желания.

.

***
Интервью с Г. Самойловым
«Областная газета» 19 февраля 1993 г.:
http://www.shirshina.narod.ru/i73.htm

— Дорогой Глеб, поздравляю вас с днем рождения. С чем вы подошли к этой дате?

— С альбомом «Позорная звезда». Про себя мы называем его «Подзорная труба». Почему такое название, объяснять не буду, слишком много времени уйдет, и все равно не объяснить.

… — Глеб, ни для кого не секрет, что интеллектуальная часть публики не воспринимала «Агату Кристи» долгое время…

— Сейчас они доросли до нас. Последний альбом преподносит им духовный и интеллектуальный заряд нашей музыки на блюдечке.

— Ты доволен альбомом, он получился таким, как задумывался?

Никто из нас ни одним нашим альбомом полностью не доволен. Но это длится на протяжении записи самого альбома и некоторого времени после окончания работы. Потом понимаешь, что ничто не происходит случайно. «Агату Кристи» неоднократно пытались «похоронить» журналисты, критики, тусовка, мы сами иногда в глубине души не верили, что очередной записанный альбом не будет последним, тем не менее… Мы существуем, работаем.

.

***
Пресс-конференция АГАТЫ КРИСТИ, «Грани», 06.07.1995:

— Чем вы можете объяснить стремительный взлет популярности АГАТЫ КРИСТИ?

Глеб Самойлов: — Наша группа стала популярной в стране потому, что она стала популярной в Москве. А в столице она стала популярной потому, что стал популярным альбом «Позорная Звезда», так как по нему были сняты клипы. Их появление стало возможным потому, что нашлись люди, которые дали деньги.

.

***
Из интервью Вадима и Глеба Самойловых на «Нашем радио» в передаче «Летопись», 18.05.2003:

Вадим: Питер раньше, чем Екатеринбург принял этот альбом, потому что в Екатеринбурге всё равно существовала какая-то инерция — что АГАТА — это уже вчерашний день. Представляешь, тогда-то? Ладно бы сейчас… А в Питере мы до этого были известны узкому кругу, и с этим альбомом мы были как бы внове для публики. Поэтому нас приняли безоговорочно практически.

agata_kristi_pozornaya_zvezda_01

***
Из интервью с А. Козловым, «Я — Молодой», 1993:

— Некоторые говорят, что «Позорная Звезда» — это смесь классической АГАТЫ, попсы и Виктора Цоя?

А. К.: Я спокойно отнесусь к этому. Мы хотели сделать альбом, который слушался бы широкими массами народа и не был бы рассчитан на какую-то узкую возрастную или социальную группу, который смог бы понравиться и быть принятым достаточно большим количеством народа. А влияние Виктора Цоя… Два- три года назад некоторые считали, что мы попадаем под влияние НАУ. Это была ошибка. Мы как к НАУ спокойно относились (конечно, с уважением, но спокойно), так и к Цою относимся.
Выскажу банальную мысль, но я думаю, что музыкальные идеи достаточно космополитичны и не привязаны ни к одному из наших «совковых» исполнителей. Я вам могу назвать массу западных групп, у которых Цой черпал свои идеи. Это прежде всего СМИТС и ДЖОЙ ДИВИЖН. Поэтому не Цой на нас повлиял, а именно та западная гитарная рок-музыка, которая существует уже на протяжении десяти-пятнадцати лет и которая дала миру прекрасные группы. Может быть, я пафосно скажу, но мы достаточно грамотны в этом смысле, чтобы слепо не копировать какого-то исполнителя в надежде на то, что под его сенью мы увеличим свою популярность.

.

***
Интервью с Г. Самойловым, «На смену!», 1993?:

— Объясни, пожалуйста, смысл твоего термина милитаризация чувств. Вопрос в связи с военным антуражем последнего альбома.

— Началось еще, наверное, с «Маленького Фрица», альбома, в принципе, о второй мировой войне. Может быть, меня зациклило, все еще не могу отойти от военной поэтики. Ну, и бог знает, пишется так. Просто война — экстремальная ситуация, которая максимально обостряет чувства, ранее дремавшие. То есть просто всплеск эмоций, дефицит которых в обыденной жизни налицо. Все идет как-то неглубоко, на поверхностном уровне. Самую сильную ненависть мы испытываем, наверное, к продавщице из кооперативного ларька или что- то в этом роде.
А тут, с одной стороны, облагораживает все наши обыденные мещанские чувства, а с другой стороны, слушая эту музыку, чувствуя способность сопереживать этим текстам, начинаешь себя уважать. Это как комплемент в свою сторону: ишь, ты какой, глубоко чувствующий.
Вот и рассчитано, наверное, на это. Сознательно. Потому что я сам такой же обыватель, такой же мещанин, как и все остальные.

.

***
«Я — молодой!» №24(53), 1994 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0574-agata-kristi/

— Чуть ли не в каждой песне альбома «Позорная звезда» есть слово, так или иначе связанное с войной. С кем вы воюете?

Глеб Самойлов: Война прежде всего внутри себя. В ней маленькие победы, опять же над самим собой. Это внутреннее состояние, и никакого отношения к межнациональному противостоянию оно не имеет. Война и любовь — две темы, постоянно волнующие человечество. Именно они и задают тон в «Позорной звезде».

Александр Козлов: Ощущение войны всегда экстремально по своей сути, и нам это нравится.

… — Альбом по настроению получился достаточно попсовый. Когда записывали его, у вас было желание поиграть на вкусах публики?

Александр: Работая над альбомом, нам хотелось передать необычные ощущения и сильные эмоции при помощи ярких музыкальных красок. Не знаю, насколько это получилось.

Вадим Самойлов: Несмотря на мажорное настроение, в этом альбоме присутствует надрыв.

…— В погоне за шлягерностью вы, по-моему, заимствуете мелодии уже существующих песен. Во всяком случае, такое ощущение складывается после прослушивания «Позорной звезды».

Вадим: Видимо, это атрибут шлягера, когда песня с первого раза воспринимается так, как будто ты ее когда-то уже слышал.

Глеб: Когда я впервые услышал известную песенку Сюзан Вега про кафе (напевает), у меня тоже было ощущение, что я с этой песней родился. Я так же воспринимаю Бетховена и Чайковского. Все романтическое в искусстве — это тоска о чем-то прошлом.

[…]

— С точки зрения филологии тексты ваших песен совершенно безграмотны…

Глеб: Русский язык я знаю нормально (в аттестат мне поставили четверку). Дело в том, что тексты песен живут по своим законам. В них главное — не правильность грамматики, а настроение, пускай со стилистическими шероховатостями. Рок-н-ролл — это и есть одна большая шероховатость.

Александр: Все великие люди частенько нарушали какие-то каноны и шли против установленных норм…

Глеб: …Поэтому-то и тексты на полиграфической вкладке в компакт-диске написаны без единого знака препинания, и все слова начинаются с маленькой буквы.

.

***
Из статьи М. Козырева, «Агата Кристи» — между небом и землей», журнал «ОМ», февраль 1998 г.:

Г. Самойлов: — Кстати, как правило, те люди, которые воспринимают нас как, искусственно раскрученный коллектив, не утруждают себя вопросом, а почему выбор так называемых спонсоров пал на нас, а не на другие свердловские группы. Нас же вначале было очень много — соратников по музыкальному цеху. Только другие устали ждать у моря погоды, устали ждать свой шанс, который многим так и не представился. Они фактически, задохнулись в собственном коконе. А мы продолжали писать и жить тем, чем жили. Мы просто занимались музыкой. Денег не было — ну и ладно. Поэтому когда пришел Павел Кадушин и предложил нам сотрудничество, мы были группой. Мы занимались не камазамиунитазами, а музыкой».

.

***
Интервью с Г. Самойловым и А. Козловым на «Радио 1 Петроград», 08.03.1994.:

— Собирается ли группа выпустить диск на виниле? А то компакты, сами понимаете…

Глеб: Знаете, нас собирались выпустить уже очень много раз с тех пор, как альбом «Позорная звезда» вышел на компакте, но каждый раз что-то мешало.

Саша: Ситуация почти анекдотическая. Это альбом собиралась выпустить фирма «Тау-продукт». И буквально несколько дней назад нам пришло от них сообщение, что они не будут его выпускать, поскольку посчитали, что для них это невыгодно. Дескать, большая себестоимость винила: и сейчас вопрос о виниловой версии находится в очень трудном состоянии.

Глеб: Я, в принципе, не верю, чтобы основная масса наших слушателей была затарена лазерными проигрывателями. Я сам такого не имею. И поэтому мне тоже грустно не иметь в руках этой пластинки, тем более, я большие конверты очень люблю еще с детства.

.

***
Вадим Самойлов:

Я постоянно искал спонсоров, что-то получалось, что-то — нет. Худо-бедно, но нашли в себе силы записать альбом «Позорная звезда». В это время был пик не-интереса к нам. Были любящие поклонники, но что-то не очень много. Мы выезжали на концерты 3-4 раза в месяц, люди угорали, но все это было далеко от шоу-бизнеса. Но в этих условиях мы умудрились записать «Звезду», и второе дыхание пришло как бы с двух сторон — кассеты долетели до Питера. И Питер сразу принял этот альбом. Пошло брожение в среде меломанов. И первое приглашение играть мы получили как раз из Питера. Там были какие-то фестивали, открытия молодежных центров и т.д. Это был 93 год, и после первого приглашения в Питер мы выступали там 7-8 раз за полгода. Ну, а потом здесь в Москве нашлись друзья, которые занимались бизнесом — «Росремстрой», например. 

.

***
Глеб Самойлов: 

И такой более-менее наплыв начался с 93-го года. В 1992-м мы записали альбом «Позорная звезда». И вот эта запись попала в Питер, и, почему-то, в Свердловске и в Питере мы стали становиться популярны, причем в Питере в связи с альбомом даже раньше, чем в Свердловске. Приблизительно такая ситуация — мы такие звезды Питера и Свердловска, но маленькие и периферийные. Стали таскаться в Питер, на фестивали — «Балтдома» какого-то, сольники также играли, чуть-чуть по стране ездили, да начали с новым альбомом собирать немножко, причем ту часть народа, что на рок-концерты ходила, а это совсем маленькая его часть. Так могло долго продолжаться и до 94-го года продолжалось. К 1994-му году мы были все еще середнячковые, но уже полуизвестные. Ситуация ведь какая — пока ты в Москве не звезда, ты нигде не звезда.

.

***
Александр Козлов:

И тут, как Золушке, нам подвернулся великий случай. Со старшим Самойловым в УПИ на радиотехническом факультет учился один человек. Он является родным братом нашего первого, основного и до сих пор единственного спонсора Паши Кадушина, который возглавлял фирму «Росремстрой». Как рассказывает сам Павел, однажды они ехали в машине, а тогда «Радио Максимум» крутило пару вещей с «Позорной звезды» — они наткнулись на одну из этих песен. Тогда Паша говорит — слушай, из последнего, что я слушал, мне это очень нравится. А тот, Гриша, отвечает — я же с их лидером учился вместе. И тут как раз должно было быть тридцатилетие этого Кадушина-младшего. Человек он очень импульсивный, загорающийся, что, в принципе, во многом нам помогло. И он в той же машине выдвинул идею — он хотел с помпой отпраздновать свое тридцатилетие, снял правительственный пансионат, пригласил половину бизнесменов Москвы, концертная программа была составлена — «Бим-бом», «На-На»… Он говорит — я хочу, чтобы они у нас поиграли, мы им хорошо заплатим, вызови их, хотелось бы их живьем послушать. Вот такой жест богатого человека. Звонит нам старший брат, мы садимся, обсуждаем. Говорим — что-то совсем уж не по-нашему будет выступать у нуворишей на дне рождения. Но тогда мы действительно сдались на предложенную сумму. Очень хорошие деньги нам по тем временам предложили. А поскольку у многих тогда уже были семьи, которые просили кушать, мы наступили на горло собственного «я» и решили — ну, может быть, это шанс. 

.

***
Глеб Самойлов:

Сыграли концерт здесь, такая тусовка была на дне рождения Кадушина, куча артистов выступало… никаких, в общем, мы сыграли живьем, очень понравились, и тогда возникла идея финансировать, и так далее, и так далее, и вот эта байда вся и началась. 

.

***
Александр Козлов:

Выступили, на следующий день Кадушин говорит — давайте-ка с вами поработаем, давайте снимать клипы, переезжайте к нам. У него были свои амбиции попытаться заняться шоу-бизнесом, и очевидно, он действительно искал проект. Наверное, мы оказались наиболее подходящей для него кандидатурой. Для нас это показалось почти сказкой. Мы подумали — терять нам нечего, в Свердловске мы испробовали все, что возможно, и поехали сюда. Все остальное происходило очень и очень быстро. 
С 94-го года за 2-3 месяца мы сняли 3-4- клипа, тут же их ставили во все сетки ТВ.
 .

***
Глеб Самойлов:

Первые сольные концерты были в клубе «Московский», два раза мы там сыграли. Мы в Москве на различных тусовочках тоже ведь выступали, в паре с «Наутилусом», на десятилетии его же, на 25-летии «Машины», еще чего-то такое было. Мелко, но мы уже повылезали, в 94-м году как раз.
Ну и бабахнули в декабре ГЦКЗ «Россия». Очень тяжелый был концерт — выступали-то, как правило, отделением, программа на час, такая боевая и радостная, из «Позорной звезды» и состоявшая, а на полуторачасовую пришлось откапывать вообще все, что шевелилось, какие-то забытые песни. Короче, тяжело было, на самом деле. 
Почему мы продолжали заниматься музыкой — такое ощущение было… что мы хорошую музыку пишем. Вот. И то, что кто-то должен ее слушать, кто-то должен ее любить — это ощущение было постоянно. Но я не думал, что все будет так. То есть когда пришла слава, мы ее не узнали.

.

***
Из интервью с Глебом Самойловым, «Философская газета», 2001 год:

Глеб Самойлов: Недавно одна девушка заявила мне, что альбом «Позорная звезда» – это про вермахтовского солдата. Я говорю ей: про будёновцев это, про гражданскую войну. А она не верит!


___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий