АГАТА КРИСТИ — история альбома «Опиум» (1994)

1994-Агата-Кристи-Опиум-01  

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. ХалиГалиКришна
(Г. Самойлов)

2. Тоска без конца
(Г. Самойлов, В. Самойлов —  Г. Самойлов)

3. Абордаж
(Г. Самойлов)

4. Вечная любовь
(А. Козлов — Г. Самойлов)

5. Черная луна
(В. Самойлов — Г. Самойлов)

6. Сказочная тайга
(А. Козлов — Г. Самойлов)

7. Трансильвания
(Г. Самойлов) 

8. Насилие
(Г. Самойлов)

9. Ты и я
(Г. Самойлов)

10.Гетеросексуалист
(А. Козлов — Г. Самойлов)

11.Опиум для никого
(Г. Самойлов)

12.Ни там ни тут
(Г. Самойлов)

13.Дворник
(Г. Самойлов)

1994-Агата-Кристи-Опиум-03

Вадим Самойлов — вокал, гитары, бас-гитара, клавишные
Глеб Самойлов — вокал, гитара, бас-гитара, клавишные
Александр Козлов — клавишные, синтезаторный бас

звукорежиссёры — В. Самойлов, А. Кузнецов
техника — Д. Богомолов

Альбом записан на студии «Новик Рекордз» (Екатеринбург) в сентябре – ноябре 1994 года.
Издан на CD фирмой «Extraphone» в мае 1995 года.
Переиздан на виниловой пластинке фирмой «Бомба Мьюзик» в 2014 году.

Переиздание 2008 г.:

1994-Агата-Кристи-Опиум-04a

1994-Агата-Кристи-Опиум-04b

1994-Агата-Кристи-Опиум-05

1994-Агата-Кристи-Опиум-06

* * *

***
«Я — молодой!» №24(53), 1994 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0574-agata-kristi/

— Вадим, со сцены ты обмолвился, что у вас готов еще один альбом. Чем он отличается от предыдущих?

Вадим: 25 декабря в Совинцентре мы хотим презентовать альбом под названием «Опиум». На мой взгляд, он получился интересным в том плане, что, взяв три любые песни из альбома и послушав их отдельно, нельзя составить полного впечатления. Все они вроде одинаковые по настроению, но разные по выразительным средствам. В нем 13 песен, общее время звучания — 52 минуты 30 секунд. В этом альбоме мы как бы бросаем интонационный взгляд на все три вышедших до этого альбома.

.

***
Александр Козлов:

Потом играли в «России» феврале, все говорили — вы что, самоубийцы, вы отыграли только что, прошло полтора месяца, вы хотите еще отыграть? По законам шоу-бизнеса это было бы самоубийство. Но к тому времени уже подоспел «Опиум», и поэтому решение презентовать «Опиум» в «России» именно в феврале возникло так — никто не делает, а мы сделаем. Наплевать нам. Декабрьские концерты прошли без аншлагов, а февральские, когда и клипы покрутились шикарно достаточно, прошли на ура, там были аншлаги. Во-вторых, мы догадались сделать стоячий партер.
После этого пошли концерты, концерты, концерты, и вот эти полтора года ничего интересного, кроме того, что были в городе N, потом — в городе X, потом — в городе Y, и так далее, какие-то там съемки на всяческих передачах для поддержания тонуса. И докатались, доездились до ощущения, что хватит, пора заниматься новым альбомом.

agata_kristi_opium_7448489

***
Г. Самойлов, «ROCK FUZZ», июнь 1995:

— Новый альбом «Опиум» — о чем он? Каково общее настроение новых песен?

— Все о том же. А настроение: полуотчаянное, полумистическое и, в то же время, немножко светлое. Самое главное ощущение, которое остается лично у меня — это ощущение пронзительности. Лично мне (как автору текстов песен) «Опиум» кажется лучшим альбомом АГАТЫ КРИСТИ из всех записанных. Может быть, при первом прослушивании он кажется не таким цельным, как «Позорная звезда», но в нем есть вещи, которые задают тон гораздо более высокий, чем во всех предыдущих альбомах. «ХалиГалиКришна», «Дворник», «Опиум для никого» — это очень высокий уровень и для меня, и для близких мне людей. …Этот альбом лично для меня — о музыке, которую я с собой ассоциирую. Песня «Опиум Для Никого» — это мое мировоззрение, потому что, в принципе, я себя от музыки не отделяю. И ничем другим я не живу. Когда мы писали «Позорную Звезду», я и после самой записи по инерции продолжал сочинять песни в том же духе. После завершения работы над «Опиумом» я чувствую себя выжатым полностью и не могу писать вообще ничего. По некоторым песням «Опиум» — это мой пик. И я не знаю, смогу ли я в ближайшее время написать что-то лучше.

.

***
Г. Самойлов:

«Опиум» — это была провокация, на которую общество купилось. Люди повелись на все, что было в альбоме провокационного. Этого мы ожидали, но не ожидали, что шоу-бизнес так быстро нас ассимилирует и сделает частью себя. Мы оказались совершенно не готовы к системе гастролей, туров, режиму постоянного внимания, наблюдения за тобой…
Тогда, к сожалению, большей частью наших поклонников были такие фанатеющие девочки, которые заметили в «Опиуме» принцесс, Штрауса и все воздущно-замковое. Но совершенно не заметили нашей иронии и издевательства над самими собой.

1994-Агата-Кристи-Опиум-02

***
Из интервью с братьями Самойловыми:

Корр.: — Альбом «Опиум». Как мне кажется, стоит несколько особняком от того, что раньше делала «Агата Кристи»…

Глеб: — Что вы имеете в виду?

Корр.: — Небывало мрачное настроение альбома в целом. Декаденство как самоцель?

Глеб: — Каждый альбом характерен для нас, потому что как бы являет собой одну из наших граней, «Агату Кристи» в какой-то определенной момент времени. То есть сейчас мы такие какие наши новые песни, каков наш новый альбом. А что касается декаденства… Я не думаю, что это упадок какой-то, по-моему, вовсе нет. Скажем так. Это возвращение к искусству ради искусства, то есть к тому, что и было основной идеей декаданса как такового.
Как это ни эгоистично, «Опиум», альбом обо мне. «Декаданс» был сборником баллад о различных явлениях в жизни, «Позорная Звезда» — о моих взаимоотношениях с любовью, а «Опиум» посвящен лично мне. В «Звезде» был конфликт «он-она», в новом же альбоме налицо мой конфликт с самим собой. И ничего веселого в этом нет.

agata_kristi_opium_7448490

***
Из интервью с В. Самойловым, «Новые Известия» №35(1913) 01.03.2006:

— Начиная с альбома «Опиум», вы заметно сменили стиль группы. Почему вы тогда вдруг так резко отказались от стилистики «новой волны» и активно стали задействовать элементы музыки техно?

— Нас тогда искренне заинтересовала современная электронная культура. Мы могли зайти на рэйв в провинциальном городе, чтобы посмотреть, как это все происходит. Мы понимали, чем электронная музыка может захватить. И нас она захватывала. Поэтому это нашло отображение и в аранжировках наших, и вообще в построении композиции как таковой.

.

***
«ROCK FUZZ», июнь 1995:

Вадим: …сейчас мы отрабатываем концертную версию «Опиума» — у нас появились секвенсоры и специальные звуки на барабанах. Все это делается лишь с одной целью — мы хотим достичь в «живом» исполнении той же пронзительности звучания нашей записи. Впервые после «Коварства и Любви» нам удалось сделать очень «живой» альбом («Коварство» сначала был сыгран, а потом только записан). Вот и «Опиум» сочинился очень легко — здесь все «играется руками».

— Многие уже сейчас упрекают вас в том, что новый альбом получился весьма конъюнктурным. Вы сознательно решили сделать его «массово-кассовым»?

Глеб: Мы мерили альбом по внутренним ощущениям. Это музыка, которую нас прежде всего хочется исполнять на концертах. Все, что мы поменяли в саунде, вызвано нашим интересом, стремлением в новизне. И даже элементы техно, появившиеся в новых песнях, также объясняются этим. Нам интересны звуковые находки техно и, тем более, само сочетание техно и рок-н-ролла. Нам хочется демонстрировать себя так, как нам хочется — чтобы мы слышали то, что мы считаем нужным.
…Как это ни эгоистично, «Опиум» — альбом обо мне. «Декаданс» был сборником баллад о различных явлениях в жизни, «Позорная Звезда» — о моих взаимоотношениях с любовью, а «Опиум» посвящен лично мне. В «Звезде» был конфликт «он-она», в новом же альбоме налицо мой конфликт с самим собой. И ничего веселого в этом нет.

— Мне кажется, что твой герой в меньшей степени рефлексирует, а просто констатирует пройденный путь, и перед его глазами предстает весьма грустная картина.

Глеб: В «Опиуме» главный герой (как ты его, Саша, называешь) остановился, чтобы посмотреть на себя и просто вывернул себя наружу. А печально это получилось потому, что сделано им слишком мало. Грусть — потому что наступил переломный момент, пик, и есть ощущение полной неизвестности впереди. Для достижения же нового пика необходимо сначала спуститься вниз. Ведь на определенном этапе ты достиг чего-то и понимаешь, что от этого нужно срочно отказаться, чтобы что-то делать дальше. Отказаться-то ты отказался, но впереди пока что пустота. Я постарался в своих новых песнях запечатлеть это отчаяние (и отчаянность) человека, принявшего решение — как прощание с собой прошлым. Это словно маленькая смерть, предшествующая новому рождению. И, несмотря на грусть и печаль, в альбоме есть нечто светлое. Ведь это рассказ о чем-то ярком, достигшем расцвета и умирающем. Потому что расцветать дальше уже некуда.

— Очень романтично.

Глеб: А мы и есть романтики. И поэтому мне близко творчество НАУТИЛУСА, МЕГАПОЛИСА, ДУБОВ-КОЛДУНОВ (все эти группы играли на закрытой презентации альбома «Опиум» в декабре в Международном Бизнес-Центре в столице. — Прим. корр.). Они романтичны для меня даже не по мелодиям и текстам, а по их несколько старомодному отношению к своей музыке. Для настоящего романтизма, как я его понимаю, музыка — не только и не столько средство самовыражения. Музыка здесь — не достижение цели, а объект служения. На мой взгляд, все романтическое в искусстве — это тоска по прошлому и, в частности, по детству. Ты пытаешься восстановить ощущения, которых на самом деле не было и в детстве: Но это уже та мистика, в которой я разбираюсь настолько, что мне доверяют писать тексты.

agata_kristi_opium_7448492

***
Пресс-конференция АГАТЫ КРИСТИ, «Грани», 06.07.1995:

— Какой смысл вы вкладываете в название альбома «Опиум»?

Г.С: -«Опиум» — это литературный образ. С ним связана масса декадентской литературы конца XIX — начала XX века. «Опиум» — это не слово из фразы «Религия — опиум для народа», и в альбоме проводится антитеза ей «Музыка — опиум для никого». Что такое «опиум»? Это когда крыша едет. У нас она едет от музыки, желательно, чтобы у наших слушателей она тоже ехала от этого. А вот куда — вопрос более сложный и не для пресс-конференции.

— Вы — одна из немногих групп, которая очень честно относится к названию своего альбома. Вы специально придумываете звучные названия?

Г.С: — Надо, чтобы оно было емким и отражало суть альбома. Названия для альбомов «Позорная Звезда», «Декаданс» и «Опиум» родились, когда практически уже весь материал был записан.

agata_kristi_opium_7448491

***
Из интервью, 16.11.2009:

— Ощущаете себя легендой?

Глеб: Как сказал Шопенгауэр – живых гениев не бывает, поэтому периодически я ощущаю себя мертвым (смеется). А когда знаменитым себя почувствовал – испугался: это был наш первый концерт в 1995 году во дворце спорта “Юбилейный”. Армия девочек вытолкала ОМОН в касках и с щитами к нам на сцену. Они буквально их задавили. Это было страшно!

.

***
В 1996 году по итогам продаж диска «Опиум» группа получила престижную европейскую премию «World Music Awards» в Монте-Карло как самый «продаваемый» российский исполнитель прошедшего года.

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

Как вспоминает дипломатичный Кузнецов, «творческие тёрки в коллективе, конечно, происходили, но до драк дело никогда не доходило». Котов описывает атмосферу записи «Опиума» жёстче: «Между тремя людьми шла жесточайшая борьба за то, чьи песни войдут в альбом. Материал Глеба принимался безоговорочно, потому что это был настоящий материал. Для Сани было очень важно, чтобы его мелодии попали в альбом. Он отчаянно бился, чтобы его ноты там присутствовали и чтобы его фамилия стояла на обложке. Он размагничивал плёнки с песнями, которые ему не нравились, а потом по-детски отпирался. Для Вадика главным было просто быть главным, то есть зациклить все вопросы на себя, всем заняться. Во время сведения он хотел добиться одного звучания, а Саня с Глебом – другого. Они стояли над Вадиком, не давали ему сделать то, что он хотел. Тогда старший брат выкрутил на эквалайзере все ручки на какую-то странную частоту. После сведения альбома он продемонстрировал, на какой эквализации происходил процесс. Переделывать не стали».

…К концу января 1995 года подоспел и первый тираж свежеотпечатанных кассет и дисков «Опиума». Чтобы сгладить возможно негативный эффект от названия нового альбома, на обложке был помещён узнаваемый флакон одноименных духов, логотип «Yves Saint Laurent» был заменен на название группы. Такое оформление дало повод записным остроумцам обзывать «Опиум» «скляночкой со сладкими духами». Но, судя по темпам продаж, народу этот аромат пришёлся по вкусу.

Сначала презентацию нового альбома устроили в формате закрытой вечеринки в московском Международном бизнес-центре. Это подавалось как самое модное мероприятие года. В качестве гостей на презентации выступили «Наутилус Помпилиус», «Мегаполис» и «Дубы-колдуны». Естественно, бизнес-центр не смог вместить всех поклонников «Агаты». Тех, кто остался за его дверями, 11–12 февраля ждал концертный зал «Россия», где состоялась официальная презентация «Опиума».

…Презентация была организована с привычным для продюсерского тандема размахом. Концерт предварялся коротким фильмом, в котором группу представлял известный актёр Александр Баширов. Фильм демонстрировался на лучших в стране полиэкранах «Антарекс», на которых два часа шло видеосопровождение. Все песни иллюстрировали ролики, специально подготовленные режиссёром Виктором Конисевичем. Публику потряс видеоряд для «Гетеросексуалиста»: эротические сцены, снятые сквозь кривые зеркала из комнаты смеха. Антураж официозного ГЦКЗ «Россия» придавал гипертрофированным человеческим органам ярко сексуальный оттенок. Атмосферу абсурда усиливали и интермедии Баширова между песнями. Они не отвлекали танцующий партер от музыки «Агаты», а наоборот, помогали ввести его в полный транс.
«Теперь все увидели, на что мы способны на самом деле, – говорил Вадик после концерта. – Нет, мы не отрекаемся от рок-н-ролльных клубов. Хотя, как это ни пошло звучит, мы работаем в шоу-бизнесе и наша задача доказать, что рок-музыка может конкурировать с любым эстрадным жанром и достойна звучать в самом большом концертном зале».

Концерт в «России» стал последним для Александра Кузнецова, одного из основателей группы: «Начались претензии к звуку со стороны спонсоров: чего это гитара так тихо играет? Они начали вмешиваться в творческие и технические вопросы и настаивать на смене звукаря. К тому времени отношения в группе уже несколько охладели. Мне казалось, что Вадик начал меня ревновать к технической части записи. Он же технарь, и он понял, что может обходиться без меня. На «Опиуме» я уже исполнял обязанности, скорее, техника: Вадик сводил, а я просто следил, чтобы аппаратура работала. Естественно, мне это не очень нравилось. Кроме того, я так и не решился на окончательный переезд в столицу. Вадик извиняющимся тоном сказал мне: «Ты, Саня, прости, но спонсоры настаивают…» Я ушёл легко, по взаимному согласию, да ещё бутылку вина с собой взял».


agata_kristi_opium_7448493

***
Из передачи “Как всё начиналось” с Михаилом Козыревым и Глебом Самойловым от 11.05.2019:
https://agata.rip/tv/tv2019

Михаил Козырев: — Я понимаю, в этом мы с тобой схожи, я тоже. Ну и, короче, давай перейдем к истории с «Опиумом». Откуда возникли Паша Кадушин, Ланда и Месхи?

Глеб Самойлов: — Это к Карасюку, пожалуйста. К Карасюку, пожалуйста, и к Вадику давай. Я вообще во всем этом медиа меньше всего участвовал. Я участвовал исключительно в музыкально-поэтическом.

Михаил Козырев: — Как сложился «Опиум» из песен?

Глеб Самойлов: — Там с тех пор завелась дурная такая традиция… Сначала я…Там вообще был какой-то раздрай в группе, все действовали как-то по отдельности. Я приходил к нашему тогдашнему звукорежиссеру, у него уже стояла купленная клавиша, компьютер, и я просто сходу, начиная с «Опиума» так началось, я забил сразу и аранжировал, и перенес столько песен, что остальным приходилось просто подстраиваться под это. Но тем не менее это все равно не была исключительно моя работа.

Михаил Козырев: — А у тебя, когда ты писал эти песни, были ощущения, что вот это явно выстрелит?

Глеб Самойлов: — Когда-то были, да. Я поэтому много чего там…

[…]

Михаил Козырев: — Возвращаясь к «Опиуму», ты помнишь премьеру альбома в концертном зале «Россия», где был Баширов?

Глеб Самойлов: — Баширова там ленивый только не запомнил, потому что… Это все запомнили. Это он играл тогда на экранах даже, Витя Конисевич снимал его. Когда он вышел живьем на сцену, это было, конечно… (смеются)

Михаил Козырев: — Что, то есть это было? Что было, безумие?

Глеб Самойлов: — Я помню свой жуткий страх. Я первый раз выступал солистом. Начинался с песни «Хали-гали Кришна» концерт, и все. Я понимаю, что я не помню, как у меня ноги двигаются, руки двигаются. Я ничего не помню. Это было ощущение жуткой паники, вот это главное было ощущение.

Михаил Козырев: — Потому что ты стоишь в качестве фронтмена у микрофона?

Глеб Самойлов: — Да-да.

Михаил Козырев: — Этого страха из зала не чувствовалось. Во всяком случае, это я точно тебе могу сказать, да.

Глеб Самойлов: — Да, я потом пересмотрю. Честно.

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий