Ян Тьерсен (Yann Tiersen) — история саундтрека к фильму «Амели» (2001)

Amelie_1

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежніе хиты»

Чудесному фильму Жана-Пьере Жене про Амели Пулен с Монмартра я уже посвятил отдельную статью. Поэтому здесь мы будем говорить только о музыке.

Сначала Жене планировал привлечь к работе над саундтреком «Амели» Майкла Наймона. Но однажды услышал в автомобиле своего продюсера диск с записями бретонского композитора Яна Тьерсена и был просто очарован. Музыка идеально вписывалась в атмосферу будущего фильма — была такой же странной, романтичной и подлинно французской, как и его героиня. Режиссёр тотчас скупил все альбомы Тьерсена и вскоре явился к композитору с предложением.

Тут надо сказать, что Тьерсен был композитором специфическим. К сочинению музыки он подходил интуитивно и не выносил никаких надуманных концепций. Поэтому и к содержанию фильма привязываться не желал.

Ян Тьерсен:
«Лучший способ сочинять музыку — это освободиться от всех мыслей и достичь некой пустоты. После чего позволить эмоциям и чему-то более подсознательному проникать в ваш разум и музыку.
…Саундтреки — это вообще не моя история. Музыка — это абстракция. Ну, я так считаю. Это что-то подлинное, первоначальное. На мой взгляд, вообще невозможно сочинить музыку под картинку. В этом есть какая-то искусственность. Я не имею ничего против, когда мою музыку используют, чтобы озвучить какое-то кино, но писать под задачу режиссера я не хочу и не умею».

Amelie_2
Ян Тьерсен.

В результате всю музыку для «Амели» Жене отобрал собственноручно — в основном из трёх, уже вышедших, альбомов Тьерсена. Но были на саундтреке и новые композиций, среди которых особенно выделялся красивый меланхоличный «La Valse d’Amelie» («Вальс Амели»). В фильме он представлен аж в 3-х версиях — аккордеонной, фортепианной и оркестровой. Мне особенно понравилась последняя, которая звучит подобно сказочной музыкальной шкатулке.

Не меньшую известность приобрели композиции «A Quai», «Comptine d`un autre ete» (была издана на сингле) и, конечно же «J’y suis jamais alle» (на последнюю группа NEW FOUND GLORY даже записала… металлический кавер),

Одну композицию «Les Jours tristes» Ян Тьерсен написал совместно с Нилом Хэнноном из североирландской группы The DIVINE COMEDY. Позже Хэннон сочинит на неё английский текст и запишет в виде песни.

Но, вообще-то, Тьерсен предпочитал работать сам — причём не только сочинять музыку, но и играть на всех инструментах. Кроме особо любимых композитором фортепиано и аккордеона, мы можем услышать в саундтрек банджо, клавесин и даже звук вращающегося велосипедного колеса в конце композиции «La dispute».
Во всём саундтреке лишь две композиции не принадлежали авторству Тьерсена — песни«Guilty» и «Si tu n’etais pas la», сочинённые ещё в 1930-е годы.

Надо сказать, что слава, обрушившаяся на композитора после всемирного успеха фильма, пришлась ему совсем не по вкусу.

Ян Тьерсен:
«Произошло наложение двух красивых вещей – моих мелодий и этой картины. И это сработало. Вот и всё. Говорить тут больше не о чем.
…Меня очень удивляет, когда мои работы пользуются успехом даже во Франции, не говоря уже о других странах. Когда я занимаюсь каким-то проектом, я думаю только о том, как бы получше его сделать, а совсем не о коммерческом успехе».

Тьерсена страшно раздражало, когда на его концерты стали приходить поклонники «Амели», требующие сыграть что-нибудь из саундтрека. В ответ композитор вообще отказался исполнять эти композиции, заявив, что для него они — «мёртвое прошлое».

Ян Тьерсен:
«…я бы хотел, чтобы мою музыку слушали, не связывая её с фильмом. И любили её, не вспоминая про «Амели»».

Тем не менее, именно благодаря фильму, удивительное творчество бретонского композитора открылось многим людям — в том числе и мне. Если вам нравится саундтрек «Амели» и вообще необычная музыка, балансирующая на грани традиции и авангарда, смело слушайте другие работы Тьерсена — не разочаруетесь.

Автор: Сергей Курий
февраль 2018 г.