Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) — Призрак оперы и Ангел Музыки (история мюзикла «The Phantom of the Opera») (1988). Часть 1.

phantom_opera_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

В 1980-х годах имя Эндрю Ллойд Уэббера в рекламе не нуждалось. За его плечами уже была блестящая рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» (1970), мюзикл «Эвита» о жене аргентинского диктатора Эвы Перон (1976) и мюзикл «Кошки» (1980) по мотивам стихов Т.С. Элиота (маскарадность последнего отзовется в советском мюзикле «Мама»). Казалось бы большего достичь и нельзя. Но композитора ждал еще один из мощнейших прорывов в истории музыки. Имя ему «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera).
Сразу оговорюсь, что не являюсь ни большим поклонником мюзиклов, ни глубоким знатоком классической оперы. Зато я всегда доверял таланту Уэббера. И именно «Призрак оперы» <далее — «ПО»> стал для меня манящей дверью, которая позволила с интересом заглянуть за кулисы этих двух великих жанров.

Ролик к 25-летию «ПО» в Альберт-холле:

Ангел музыки

А н д р е  и  Ф и р м э н:
Хочет вновь певица
В нашу труппу влиться,
А хористку — вон!
С ней спит ее патрон.
Рауль и эта мисс
В дуэт любви сплелись.
(пер. А. Бутузова)

Причина, которая заставила Уэббера воплотить на сцене историю изуродованного музыкального гения, влюбленного в молодую неизвестную певицу, была более чем личной. Всё началось тогда, когда прославленный композитор встретил на жизненном пути юную Сару Брайтман.

phantom_opera_02
Эндрю и Сара.

Сара с детства была талантливой девочкой, но изначально родители пророчили ей балетную карьеру и лишь в 12 лет заметили ее чудесный голос. Однако отбор в труппу Королевского театра она не прошла и какое-то время танцевала в девочковой группе PAN’S PEOPLE, успевая также сниматься для журнала Vogue и косметической компании Biba. В 1980 г. Сара впервые попадает в мир Уэббера, играя в постановке «Кошек» второстепенную роль одной из кисок. Когда же в 1982 году она с большим успехом выступает в чужом мюзикле «Соловей», Уэббер неожиданно замечает, сколь очаровательная и талантливая певица была у него под самым носом. Высокое сопрано и приятная внешность оказались той гремучей смесью, которая заставила немолодого уже композитора безоглядно влюбиться в Сару.

phantom_opera_03

И Сара, и Эндрю на то время оба были несвободны. Поэтому, когда композитор захотел, чтобы Сара исполнила на, проводимом им, фестивале в Сидмонтоне его песню «Married Man» — «Женатый мужчина», друзья резонно отговорили его от этого рискованного поступка. Впоследствии мелодия «Женатого мужчины» превратиться в одну из самых знаменитых песен «Призрака…» — арию «Музыка в ночи»:

«Обостряет ночь все ощущенья…
Пробуждает мрак воображенье…
Чувства незаметно
Отменят все запреты.
Ночь предстанет тихо, неизбежно.
Отнесись к ней трепетно и нежно!
Мысли утаи
От дневного света и
От холодной и бесчувственной свечи
И слушай эту музыку в ночи!..»
(пер. А. Бутузова)

Сара Брайтман и Майкл Кроуфорд — «The Music of the Night».

Но скандальные сплетни не прекратились и после того, как любовники расторгли свои браки и поженились в марте 1984 г. Большинство «стрел», безусловно, были направлены на Сару — мол, охмурила маститого композитора, чтобы стать знаменитой, он ее везде проталкивает, а голос у нее не ахти и т.д., и т.п.
Уэбберу было всё равно, и он действительно изо всех сил старался создать для голоса Сары нечто особенное. Именно для нее был написан «Реквием», посвященный жертвам англо-ирландских конфликтов. Но композитору хотелось чего-то более масштабного, чтобы его молодая жена заблистала на большой сцене. И идея подвернулась как бы сама.

От первоисточников к мюзиклу

Надо сразу отметить, что, хотя словосочетание «Призрак оперы» ныне неизбежно отсылает к мюзиклу Уэббера, тогда оно было известно в других воплощениях. Оригиналом всегда служила книга французского писателя Гастона Леру, выпущенная аж в 1910 году и неоднократно экранизированная.

phantom_opera_05
Г. Леру и первое издание «ПО» 1910 г.

phantom_opera_06Кадры из экранизаций «Призрака оперы» 1924, 1943, и 1962 гг.

В 1984 году на этот же сюжет Кен Хилл решил поставить спектакль, в котором бы использовалась музыка классических композиторов, а главную роль играла Сара Брайтман. К Хиллу тут же подкатил Уэббер с предложением стать сопродюсером и дополнить спектакль своей музыкой. Постепенно Хиллу стало ясно, что сопродюсер тянет одеяло в свою сторону, а Уэбберу — что Хилл ему, в общем-то, и не нужен.

Своими идеями поставить своего «Призрака» Эндрю поделился с продюсером Кемероном Макинтошем (который до этого продюсировал «Кошек»). Тот вспоминал, что как раз принимал ванну, когда позвонил Уэббер и, что даже предложи ему композитор «патентованное средство от тараканов», он бы всё равно ответил «Да».
Первоначально Уэббер и Макинтош хотели сохранить первоначальную идею — построить мюзикл на разных классических оперных ариях с небольшим вкраплением собственного материала. И даже объявили в превью 1984 г., что «мюзикл «ПО»  будет включать в себя как уже существующую, так и оригинальную музыку».

phantom_opera_04

Однако, в конце года они встретили режиссера Джима Шармана, который в свое время ставил в Лондоне «Иисуса Христа Суперзвезду». Уэббер предложил Шарману стать режиссером «ПО», а тот в свою очередь посоветовал композитору не «брать чужое», а лучше перечитать книгу и набросать собственный сюжет и собственную партитуру.
Уэббер очень долго не мог найти книжку Леру, а когда случайно обнаружил подержанный экземпляр в нью-йоркской букинистической лавке, счел это даром свыше. Самого Гастона Леру на роман вдохновило посещение нижних уровней здания Парижской Гранд-оперы, где царил полумрак лабиринта подвалов и коридоров, а сквозь решетки в полу виднелось черное подземное озеро.

Хэл Принс, постановщик «ПО»:
«Самым незабываемым и драматичным для меня была поездка в Париж, во время которой я посетил знаменитое озеро в недрах Оперы (пятью этажами ниже уровня сцены) и имел возможность подняться на крышу театра (пятью этажами выше уровня), где и происходит финальная сцена Первого Акта мюзикла. Наверх не ведет дорога, нет поручней, за которые можно было бы держаться, вы просто следуете за проворно передвигающимся инженером Оперы; дует ветер, вы не смотрите вниз, а когда достигаете верхней точки, площадью лишь несколько футов, вы можете видеть людей на вершине Эйфелевой Башни».

phantom_opera_07
Кадр из к/ф 2004 г.

Именно в подземелье Гранд-оперы Гастон Леру поселил своего героя — гениального музыканта и архитектора Эрика. Рожденный с уродством, Эрик с детства выступал в паноптикумах, был шутом при дворе персидского шаха и участвовал в строительстве Гранд-оперы. Отразился в книге и реальный случай 1896 г., когда в зал упал один из противовесов люстры.

opera2_06

Основываясь на книге, Уэббер пытался превратить этот полудетективный сюжет в высокую романтическую историю, где любовь и искусство были бы нераздельны. В 1985 г. сюжет и первая версия мюзикла были написаны Уэббером в Австралии. В общих чертах, сюжет выглядел так.
Когда из-за скандала с упавшим задником оперный театр покидает примадонна Карлотта, ее неожиданно успешно заменяет юная танцовщица кордебалета Кристина Даэ.

phantom_opera_08

Сара Брайтман — «Think of me» 1988.
Внимание! Качество записи плохое.

Чудесным учителем и покровителем Кристина считает невидимого «Ангела Музыки», которого обещал послать ей отец перед смертью.

Ария «Angel of Music» (из к/ф 2004 г.)

Выясняется, что этим «Ангелом» является таинственный Призрак с изуродованным лицом и в маске, про которого давно ходят в театре зловещие слухи. Призрак влюблен в Карлотту и ревнует девушку к ее другу детства и возлюбленному — Раулю виконту де Шаньи. Он рассылает дирекции оперы письма с требованием, чтобы ведущие партии в театре исполняла Кристина.
Дирекция не вняла его угрозам, вернула примадонну Карлотту, но во время представления она начинает отвратительно квакать, работник сцены оказывается задушен, а в довершение вниз обрушивается тяжелая люстра.

phantom_opera_12
phantom_opera_13

Через полгода Призрак появляется на Маскараде и требует, чтобы Кристина на этот раз исполнила на сцене его собственную оперу «Триумф Дон Жуана».

phantom_opera_14

Рауль предлагает согласится на это требование, чтобы поймать Призрака в ловушку. Но во время представления Призрак заменяет на сцене актера Дон Жуана и похищает Кристину, унеся ее в свое логово под землей. Он предлагает ей стать его невестой.

phantom_opera_15

Рауль находит их, но Призрак ловит его с помощью Пенджабской удавки и предлагает Кристине выбор — либо смерть Рауля, либо роль невесты. Кристина в итоге страстно целует Призрака и тот отпускает их обоих.

phantom_opera_16

Когда толпа врывается в его логово, то находит там лишь его маску.

часть 2 >>>