Элис Купер (Alice Cooper), часть 2 — история песен «Billion Dollar Babies» (1973), «No More Mr. Nice Guy» (1973), «Welcome to my Nightmare» (1975), «Poison» (1989)

alicecooper_16

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

«Billion Dollar Babies» (1973)

«School’s Out» стал самым большим хитом группы ALICE COOPER, но время самого успешного альбома было ещё впереди. В 1973 году пластинка «Billion Dollar Babies» стала вершиной коммерческого успеха, заняв вершину американского чарта.

Свалившаяся в начале 1970-х слава вкупе с дождём банкнот вызывала у группы смешанное чувство радости, удивления и иронии. В полной мере эта ирония проявилась уже в оформлении пластинки, конверт которой имитировал кошелёк с вложенной внутрь купюрой номиналом в биллион долларов.

alicecooper_17

alicecooper_18

Последняя шутка вызвала проблемы с законодательством США, по которому фотографическое воспроизведение валюты позволялось только с разрешения ФБР. Впрочем, в оформлении использовалась и настоящая валюта. Для фото, где группа восседает с младенцем посреди пачек купюр, был заказан — ни много, ни мало — миллион долларов, доставленных из банка в студию на бронемашине.

alicecooper_19
Группа с настоящим дитём и настоящим миллионом долларов.

Сама же песня «Billion Dollar Babies», построенная на запоминающемся ритме ударных Нила Смита, иронично повествовала о любви к дорогой резиновой секс-кукле.

Элис Купер (он же Винсент Фурье):
«Идея песни заключалась в том, что мы были компанией пацанов из гаражной группы и внезапно заставили всех этих людей платить нам миллионы долларов. Мы спокойно относились к этому, и сами хотели потешаться над этим».

alicecooper_26
Ну чем не славные респектабельные парни? (фото группы 1973 г.).

 


«No More Mr. Nice Guy» (1973)

Второй популярной песней на альбоме стала композиция «No More Mr. Nice Guy» («Нет больше мистера Славного Малого») — ещё один язвительный ироничный укол — теперь в сторону постоянных обвинений певца в порочности. Толчком для песни стала какая-то статья в прессе, где интервьюер третировал родителей Элиса (мол, «вы, папаша – священник, а сын у вас исчадие ада»). 

alicecooper_21
Элис Купер с отцом и матерью.

Элис Купер:
«Вся идея этой песни заключалась в том, что всякий раз, когда тогда вы включали телевизор, можно было услышать, “Элис отвечает за…”, наверное, я за войну во Вьетнаме тоже отвечал (смеется)… И снова мое чувство юмора подсказало мне, «Пускай они поглумятся».
…Мы выходили на сцену и провозглашали: «Все отлично ребята…. Теперь пришло время, где нет места мистеру Славному Малому. Перчатки сняты!» Люди удивлялись: «Как? Что? Сейчас, они станут еще хуже?» Также, я написал лирику от негодования от того, как с моими родителями обращались некоторые люди из прессы. Это было особенно неприятно т. к. мой отец был священником. На самом деле, только мои родители и знали, какой я славный малый!»

alicecooper_20
Винсент Фурье без грима и вне образа.

«Обычно, я был таким милым, славным
Пока они не достали меня
Я открывал двери маленьким старушкам,
Я помог прозреть слепым
У меня нет друзей т. к. они читают газеты
Они не могут, увидится со мной, и я совсем убит этим
И мне так плохо
Нет больше мистера Славного Малого,
Нет больше мистера Сама Чистота…

Они говорят, что он болен, что он непристоен
Сегодня, мой пес цапнул меня за ногу
Моя кошка выцарапала мне глаза
Моя мать лишилась положения в обществе,
А папаша вынужден скрываться
Я пошел в церковь инкогнито
Когда все встали, его Преподобие Смит, он
Он узнал меня,
И заехал мне в нос
Он сказал:
Нет больше мистера Славного Малого…»

 

Винсент признавал, что на создание песни группу вдохновила композиция THE WHO «Substitute». Забавно, что позже для трибьюта Купера вокалист THE WHO Роджер Долтри запишет именно «No More Mr. Nice Guy».


Альбом «Welcome to my Nightmare» (1975)

Как я уже писал изначально марка ALICE COOPER относиласько всей группе в целом и сценическому персонажу Винсента в частности. Уже в 1975 году имя «Элис Купер» стало целиком связываться с Винсентом — на пике успеха группа распалась, и вокалист отправился в сольное плаванье. Впрочем, с ним остался продюсер Боб Эзрин…

Именно с Эзриным и с приглашёнными музыкантами из группы, сопровождавшей когда-то Лу Рида, Винсент задумал свой самый концептуальный альбом и самое грандиозное сценическое представление. Новая работа называлась «Welcome to my Nightmare» («Добро пожаловать в мой ночной кошмар») и строилась на своеобразном путешествии героя — мальчика Стивена, которому постоянно снятся ужасные сны.

Если уж и не хитом, то центральными (и лучшими, по моему мнению) композициями альбома являются две взаимосвязанные песни — «Years Ago» жутковато имитирующая звуки шарманки и эпическая «Steven» с тревожными трелями пианино. В них мы слышим одно из самых эмоциональных исполнений Винсента, изображающего шизофреническое раздвоение Стивена на взрослого мужчину и потерявшегося в кошмаре маленького мальчика, которого кличут родители.

alicecooper_24

 Элис Купер:
«Лично меня пугала песня «Steven», потому что в ней было чувство клаустрафобии. Вот мальчик оказавшийся в кошмаре, он слышит зов своей матери, но он не может проснуться. Понимаешь, это такой кошмар, когда ты просыпаешься, и почти что можешь ухватиться, и ты можешь кого-то слышать, как разговаривают твоя подружка, твоя жена или твои дети, и ты почти приходишь в себя, но не можешь проснуться.
…Вот что самое жуткое во всей этой истории. Я придумал эту завязку сюжета, а все остальное написалось как бы само собой».

Одновременно Винсенту пришла мысль «разбавить» череду созданных кошмаров более мягкой вещью. Так на свет родилась первая лирическая баллада (!) в репертуаре певца, посвящённая любящей женщине (!). Когда её запись предварительно прокрутили нескольким знакомым никто не смог угадать «ужасного» Элиса Купера.

alicecooper_23

Правда, название у баллады было ещё то — «Only Women Bleed» («Только женщина истекает кровью»). Несмотря на имидж Купера, это была вовсе не песня о «критических днях». Саму строчку «Only Women Bleed» Винсент услышал по телевизору, и из неё вырос трогательный и сочувственный рассказ о жестокости мужчин по отношению к женщинам. Неудивительно, что песню полюбили феминистки и исполняли многие поп-дивы — от Тины Тёрнер до Литы Форд.

«Она растрачивает свою жизнь, ублажая своего мужчину.
Она ест его обед или то, что ей перепадает.
Слишком часто, по ночам, она плачет одна.
Он курит и пьет и не бывает дома.
Только женщины истекают кровью.

…Временами он бьет тебя, а ты живешь и любишь страдая.
Постоянные синяки…
Ведь так легко, очистится от этой въевшейся грязи,
И ты на своих коленях умоляешь меня
Пожалуйста, взгляни, как я истекаю кровью…
Только женщины истекают кровью».

 

После записи альбома пришло время его сценического воплощения. Винсент вспоминал эти времене, как самые интересные и тяжёлые одновременно. Приходилось работать по 12 часов в день, а в постановку были вложены почти все сбережения. На сцене появлялись гигантские циклопы и пауки. Именно исполнительница роли паучихи в композиции «The Black Widow» («Чёрная вдова») станет впоследствии женой Винсента, а полубезумную лекцию о паукообразных прочтёт перед этой песней известная «звезда» фильмов ужасов — актёр Винсент Прайс.

Шоу «Welcome to my Nightmare» и его телепостановка прошли с большим успехом и стали пиком сценической карьеры самого Винсента. А вот дальше начались проблемы…


«Poison» (1989)

Винсент Фурье никогда не был наркоманом. Для него в одиозной триаде «Sex, drugs & rock’n’roll»  «drugs» следовало бы заменить на «drink», потому что Винсент был, что называется, классическим алкашом. Он утверждал, что с начала 1970-х ежедневно выпивал по ящику пива в день и воспринимал это вполне нормально.
Но во второй половине 1970-х алкоголизм развился до такой степени, что певец угодил в психушку. Лечение помогло ненадолго — и начало 1980-х годов наш герой помнил смутно. Записанные в алкогольном угаре альбомы становились всё хуже и хуже.

alicecooper_5F25
Винсент Фурье в 1978 году.

И лишь когда жена Винсента подала на развод, он опомнился, взял себя в руки и накрепко завязал. Результат сказался сразу — альбомы 1987-88 гг., решенные в стиле хэви-металл, вернули певца в строй. Но настоящее «второе рождение» произошло, когда Винсент решил поработать с Десмондом Чайлдом — прославленным автором композиций для BON JOVI и AEROSMITH.

Элис Купер:
«Для него, встреча со мной была культурным шоком, но, конечно же, я же само очарование. Он сказал: «У меня нет никакого желания сочинять что-то там дьявольское!» и я ответил «Ну, и у меня тоже — я ведь НЕ записываю ничего дьявольского!».

alicecooper_27

Именно Десмонд смог придать брутальной энергии Элиса Купера привлекательную упаковку. И если в прошлых альбомах Элис Купер путешествовал по аду, ночным кошмарам и психушкам, то в альбоме «Trash» он окунулся в мир любовной страсти, изобразив её не менее опасной и волнующей (Винсент так и говорил, что «это история любви с опасной штучкой»). Так в песне «Bed of Nails» («Кровать из гвоздей») рассказывается история о садомазохистской паре, не лишенная специфического «элисовского» юмора («Я буду вколачивать тебя как молоток на кровати из гвоздей»).

 

Была здесь и отличная лирическая баллада «Hell is Living Without You» («Ад — это жизнь без тебя»).

Но любимой композицией певца и ударным хитом альбома стала композиция «Poison» («Яд»), на которой Элису подпевал высоким голосом сам Джон Бонджови.

Элис Купер:
«Poison» была одной из наших самых классических песен. Возможно, потому что Десмонд скрупулезно работал над этой песней и сделал ее по настоящему утонченной. В этой вещи все еще чувствовалось элисовское презрение, элисовская сексуальность…
…Моя группа рассказывала мне, что все стриптизерки которых они когда-либо встречали, танцевали под эту песню. Мне и Десмонду пришлось попотеть над этой темой. На одни только подпевки ушло 3 дня. «Poison» это настоящее письмо, опубликованное в журнал «Penthouse», такой кусок мечты».

alicecooper_28

На песню было снято аж две версии видеоклипа. Одна — цензурная — для показа на MTV, а вторая — та, где тема титек девушек-моделей была, как говорится, раскрыта полностью.

Сам певец осознавал, что альбом вышел не слишком для него характерным, лишенным фирменного «грязного» звучания. Винсент говорил, что » в нём слишком много Десмонда и недостаточно Элиса», но при этом считал сами песни «потрясающими» и не видел в «радиоформатности» альбома ничего компрометирущего.

alicecooper_29
Элис на концерте в 2012 г.

В результате сингл «Poison» и альбом «Trash» помог Куперу вернуть к себе внимание широких масс. Он до сих пор концертирует (в его шоу теперь играет его дочка), записывает альбомы, пытается вложить в шоу полезный смысл и говорит, что шокировать кого-то сегодня бутафорией на сцене трудно, потому что любой канал новостей намного страшней.

 Автор: Сергей Курий 
февраль 2013 г. 

См. также:

Элис Купер (Alice Cooper), часть 1 — история песен «I’m Eighteen» (1970), «Ballad of Dwight Fry» (1971), «School’s Out» (1972) >>>