«Цветная» жизнь, ч. 8 — Символика голубого и синего цветов

siniy_01

Автор статьи: Сергей Курий

«Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль».
(С. Есенин)

«Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья».
(Р. Киплинг)

Вместе с синим мы окончательно вступаем в холодную гамму цветового спектра. Это – очень сдержанный интровертный цвет, стимулирующий человека к задумчивости. На подобное отношение к синему, безусловно, повлияло созерцание неба, которое отражает губительные ультрафиолетовые лучи, и моря, которое отражает небо. Именно эти голубые дали и глубины увлекали взгляд людей, навевали мысли о далеком и нематериальном, вызывали ощущение вечности и покоя. Синий и его оттенки стали цветом духовности, размышлений, мечтательности и романтики.

М. Метерлинк «Синяя Птица»:
«– Я такую птицу и не возьму – она недостаточно синяя. Вам придется пойти поискать ту птицу, которая мне нужна. …Обойтись без Поющей Травы я еще в крайнем случае могу, но Синяя Птица мне просто необходима. Я ищу ее для моей внучки, моя внучка очень больна.
– Что с ней?…
– Трудно понять. Она хочет быть счастливой…».

siniy_02

Недостижимое совершенство, к которому устремлен герой, символизирует и «голубого цветок» из произведения Новалиса. Именно его упоминает поэт-символист А. Блок:

«И пройдут любые тени
При огне,
Странных очерки видений
На стене.
И любой колени склонит
Пред тобой…
И любой цветок уронит
Голубой…»

Неудивительно, что религии часто «цитируют» синий. Это – цвет древнегреческого Зевса и индийских Вишну и Кришны. Буддисты используют синий в медитативной практике. Синим окрашены плащи скандинавского бога Одина и христианской Девы Марии. Псевдо-Дионисий писал, что синий символизирует непостижимые тайны и Божественную истину.

siniy_03
Вишну.

В. Кандинский о цвете:
«Склонность синего к углублению так велика, что его интенсивность растет именно в более глубоких тонах и становится характернее внутренне. Чем глубже становится синее, тем больше зовет оно человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и, наконец, к сверхчувственному. Это – краска и цвет неба так, как мы себе его представляем при звучании слова «небо».

siniy_08
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Иттен (основатель школы архитектурного дизайна «Баухауз»):
«Синее… прорастает в темноте и тишине. Синий всегда тенист и в своей величайшей силе склоняется к темному. Это непостижимое ничто и вместе с тем прозрачная атмосфера. В атмосфере синий являет все оттенки – от голубизны светлого небесного свода до темной синевы ночного неба. Синий уводит нас в бесконечность духа и веры. Для нас синий – символ веры, а для китайцев он был символом бессмертия. Если синий затемнен, то он склоняется к выражению суеверия, страха, потерянности и печали, но всегда он остается в области сверхчувственно-духовного, трансцендентного».

siniy_04

Оттенки, действительно, сильно меняют характер синего. Светло-голубой холоден и спокоен, как ясное небо. Кстати, у многих народов (китайцев, немцев, англичан) голубой не выделяется, как у нас – он объединен вместе с синим в единый цвет.

С затемнением и насыщением синий может вызвать печальное, неспокойное, тоскливое настроение. Это особенно заметно в английском языке, где слово «blue» («синий») может означать и «унылость, хандру, меланхолию». Выражение «blue study» означает мрачное раздумье, а «thing look blue» равнозначно нашему «плохи дела». Наиболее ярко проявилось это в производном от «blue» слове «blues», обозначающем меланхоличную негритянскую музыку. Недаром один из блюзов Дюка Эллингтона назывался «Mood Indigo» «Настроение цвета индиго» (индиго – темный оттенок синего). Замечено также, что синее освещение отнюдь не способствует пищеварению (синий цвет не ассоциируется с пищей).

siniy_05

С синим цветом связаны и два крылатых фразеологизма: «синий чулок» и «голубая кровь».
Первое уходит своими корнями в Венецию XV века. Юноши и девушки, изучающие науки, носили характерные синие чулки. В 1590-м году эту моду переняли парижане. К середине XVIII века в Англии выражение «синий чулок» начинает относиться к сухим и педантичным людям, а сегодня чаще всего употребляется по отношению к, погрязшим в науке или учебе и не занимающимся своей внешностью, женщинам.

siniy_06

Выражение «голубая кровь» (sangre azul) появилось в среде испанской аристократии Кастилии. Аристократы гордились тем, что их предки никогда не вступали в браки с маврами, и об этом свидетельствует их светлая кожа с голубоватыми венами.
В нашем представлении, конечно, выступающие вены никого не красят. Как не красит и синюшный цвет лица, прочно связанный в народном сознании с алкоголиками.

siniy_07

Где-то с 1980-х годы эпитет «голубой» в русской речи начал употребляться более и более осторожно, так как стал ассоциироваться с мужчинами-гомосексуалистами. А ведь буквально перед этим музыканты не стеснялись назвать свою группу «Голубые гитары», а текст песенки из мультфильма «Голубой щенок» («Я обижен злой судьбой… Ах, зачем я голубой?») не вызывал гомерического хохота. Теперь же даже цвет явно голубого пульта в детской телеигре «Самый умный» стыдливо называют синим.

siniy_09

Насчет того, почему представителей однополой любви стали называть «голубыми», я читал много самых невероятных гипотез, но наиболее логичным мне кажется старая ассоциация мальчиков со строгим синим цветом, а девочек с нежным розовым (например, именно такие цвета у ленточек, украшающих новорожденных).

<<< Зелёный цвет | СОДЕРЖАНИЕ | Фиолетовый и пурпурный цвета >>>

Автор: Сергей Курий