Хиты сёрф-рока 1960-х (история композиций «Misirlou», «Comanche», «Surf Rider» и «Wipe Out»)

serf_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Сначала определимся — что же это такое «сёрф-рок»? Название объяснить несложно. Зародился этот стиль на солнечных берегах Калифорнии, где катание по волнам на доске, такое же привычное развлечение, как футбол в наших дворах. Сёрфинг, море да девчонки и стали основными темами местных рокеров.

С музыкальной стороной сёрф-рока дело обстоит сложнее. Здесь можно выделить два направления. Для первого характерно красивое и сложное гармоническое многоголосие — в духе группы THE BEACH BOYS. Для второго — специфический звук гитары — резкий, стрекочущий, с обилием реверберации (проще говоря, эха). И, наконец, почти все сёрф-композиции отличала изрядная ритмичность и энергичность.

 serf_06

Дик Дэйл (Dick Dale) — «Misirlou» (1962)

Один из основателей данного стиля — «король сёрф-гитары» Дик Дейл — прямо заявлял, что пытался отразить в своей музыке ту силу и вибрации, которые испытывает сёрфер, «оседлавший» большую волну. Это не было голословным утверждением — музыкант сам был большим поклонником данного вида спорта.

serf_02_Misirlou

Именно Дейл выпустил в 1962 году одну из самых известных сёрф-композиций под загадочным названием «Misirlou». Думаю, что сегодня её знают даже лучше, чем в прошлые времена. Всё благодаря Квентину Тарантино, чей знаменитый кинобоевик «Криминальное Чтиво» (1994) открывается этим стремительным и агрессивным инструменталом. Хотя насчёт благодарности — это с какой стороны посмотреть… Ведь сам режиссёр утверждал, что именно «Misirlou» вдохновила его снять фильм с тем же «настроением обречённости», которое он услышал в этой музыке.

Насчёт «настроения обречённости» — не знаю, а вот восточные мотивы в композиции Дейла слышны невооружённым ухом.
Всё дело в том, что оригинальная мелодия зародилась именно на востоке Средиземноморья — да так давно, что до сих пор толком неизвестно, кто же её сочинил. Зато композицию считают «своей» все, кому не лень — арабы, турки, греки…

Что касается фактов, то англоязычная Википедия утверждает, что старейшая запись принадлежит египетскому музыканту — Саиду Дарвишу. Эта версия 1919 года называлась «Bint Misr» — т.е. «египетская девушка» (Миср — самоназвание Египта) — и исполнялась на арабском языке. Однако наибольшее распространение песня получила, благодаря грекам. Греция была тогда в составе Османской империи, поэтому её название звучало по-турецки — «Misirlou» (что тоже значит «Египтянка»).

serf_04_Misirlou

Как видите, изначально это был вовсе не инструментал, а песня. В греческой версии она исполняется от лица мужчины, безумно влюблённого в египтянку и готового даже выкрасть девушку «из Аравии».
В 1927 году «Misirlou» записал греческий музыкант Тетос Димитреадес, а в 1930-м — другой грек — Михалис Патринос.

Именно благодаря записи Патриноса о песне узнали в США. Поначалу никто не удосужился присвоить себе авторские права на бесхозную композицию. Пока это не сделал третий грек — Ник Рубанис. Он жил в США и в 1941 году записал инструментальную версию «Misirlou» в джазовой обработке. А по тамошним законам, «кто первым обозвался, тот и автор».

Следующее переломное событие в истории композиции произошло в 1962 году. По легенде к Дику Дейлу после концерта подошёл девятилетний мальчик и хитро спросил: не может ли дяденька сыграть целую песню только на одной струне? Дик крепко задумался, и в его голове всплыло детское воспоминание: как его дядя — ливанец по происхождению — наигрывает на народном инструменте по имени «уд» одну восточную мелодию. «Misirlou» тут же была взята в оборот.

Первым делом Дейл до предела увеличил её темп, но зачем-то добавил к гитарному соло пронзительные азиатские струнные. Эта версия под названием «Misirlou Twist» вошла в первый альбом Дейла и вышла в том же 62-м на сингле.

Позже Дик записал новую версию, в которой сократил название до «Misirlou», а продолжительность ужал вдвое. Гитара обогатилась эхом и стала более напористой, визжащие струнные исчезли, зато появился боевой саксофон…

После того, как в 1994 году композицию Дейла вытащил на свет Тарантино, на неё буквально накинулись прочие режиссёры. Навскидку могу сразу вспомнить франшизу Люка Бессона «Такси» или фильм Лэнса Манджиа «Шестиструнный самурай» (в последнем «Misirlou» отлично исполнила группа советских эмигрантов RED ELVIS).

А в 2005 году группа THE BLACK EYED PEAS в лучших традициях хип-хопа взяла мелодию «Misirlou», наложила на неё модные биты, зачитала текст с обилием понтов и получился модный сингл под названием «Pump It».

Греки тоже не забывали свой оригинал. Так в 2004 году песня прозвучала на церемонии закрытия Олимпийских игр в Афинах в исполнении певицы Анны Висси. Кроме того мелодия «Misirlou» давно уже служит популярным сопровождением самых разных национальных танцев — от греческих и еврейских до танца живота.

THE REVELS — «Comanche» (1961)

Американский журналист Гари Томпсон не зря заявил, что именно Тарантино возродил интерес к этому забытому музыкальному стилю начала 1960-х. Ловкие дельцы на волне успеха «Криминального Чтива» тут же выпустили сёрф-сборник, название которого («Pulp Surfin») откровенно пародировало название фильма («Pulp Fiction»), а обложка — оформление саундтрека.

serf_05c

Дело в том, что режиссёр не ограничился одной сёрф-композицией — их в фильме звучит аж пять! Кроме «Misirlou» мы можем услышать ещё одну энергичное произведение под названием «Comanche» («Команчи»). Этот инструментал написал калифорнийский (а какой же!) коллектив под названием THE REVELS.

serf_07

В самом начале 1960-х эти бывшие школьные друзья уже играли нечто похожее на сёрф-рок, за что впоследствии были названы «предтечами» стиля. Правда, в тех же «Comanche» ведущим инструментом является не привычная гитара, а угрожающе рычащий саксофон.

Композиция успела попасть в кино ещё до Тарантино — в 1961 году она прозвучала в финале фильма «Изгнанники», посвящённом жизни индейцев в Лос-Анджелесе. Ну, а в «Криминальном Чтиве» «Comanche» сопровождает сцену, где маньяк совершает гомосексуальное насилие над боссом мафии, пока бравый Брюс Уиллис спешит на помощь с самурайским мечом. Кстати, поначалу Тарантино хотел выбрать для этой сцены другую — более «смешную» композицию — любовную песню THE KNACK «My Sharona» 1979 года выпуска. Однако, поразмыслив, решил, что «Моя Шарона» звучит слишком «сладко» и надо что-нибудь пожёстче.

LIVELY ONES — «Surf Rider» (1963)

Ещё один сёрф-инструментал — более спокойный и расслабленный, чем «Comanche» и «Misirlou» — мы слышим в самом конце фильма. Называется он «Surf Rider» («Сёрф-наездник»). Композиция, как и остальные, относится к «золотому периоду» сёрфа — началу 1960-х — и исполняется группой LIVELY ONES.

Джим Масонер, гитарист LIVELY ONES:
«Джин (Джин Уид — диджей радиостанции KFWB и протеже группы — С.К.) видел, как мы скакали на сцене на концертах, слышал звучание нашей музыки и однажды сказал нам, что мы «кучка живчиков» («lively ones»)».

Своих песен «живчики» не писали, зато каверы в их исполнении нередко оказывались более успешными, чем оригиналы. Так случилось и с «Surf Rider». Вообще-то это была композиция группы THE VENTURES с альбома 1962 года. Там она называлась по-другому — «Spudnik». Столь странное название — не ошибка, а каламбур. В 1958 году в США возникла компания, производящая технику по уборке картофеля. За год до этого СССР вывел на орбиту Земли первый в мире спутник, после чего это русское слово вошло во все языки. Вот компания и решила придумать себе название, где модное экзотическое словечко игриво сочеталось с английским названием картошки — spud. Ну, а VENTURES, видимо, пошутили ещё раз…

LIVELY ONES же решили, что раз слов в композиции нет, то почему бы её не переименовать. Их версия — «Surf Rider» — вышла в 1963 году и имела такой успех, что VENTURES пришлось переиздавать свою песню под новым названием.

THE SURFARIS — «Wipe Out» (1963)

Ещё одна классическая сёрф-композиция — «Wipe Out» (или «Wipeout») — в «Криминальное Чтиво» не попала, но, уверен, слышали её многие (например, в к-ф «Грязные танцы» 1987 г.). Она была записана в 1963 году группой THE SURFARIS (ещё одна игра слов, где переиначили прилагательное «surefire» — «верный, надёжный, безошибочный»).
Фактически это был инструментал, если не считать идиотского смеха и возгласа «Wipeout!».

Пол Бафф, владелец Pal Recording Studio:
«Для песни нужен был звук ломающегося сёрфборда и мы рыскали в поисках чего-нибудь, чтобы помогло нам воспроизвести нечто похожее, в конечном итоге, мы ломали доски. И еще записали дикий хохот Дейла (Дейл Смаллин — менеджер группы — С.К.), который, как он думал, будет очень хорош в начале песни».

serf_09

Звук ломающейся доски появился здесь не случайно, ведь словечко «Wipeout» означало в среде сёрферов падение с сёрфборда под ударом волны — как понимаете, весьма болезненное. Несмотря на грустное название, композиция вышла весёлой и задорной.

Интересно, что свой будущий (и единственный) хит THE SURFARIS записали вынужденно и впопыхах. Всё для того, чтобы было что поместить на вторую сторону сингла — в дополнение к главной композиции «Surfer Joe». Однако быстро выяснилось, что «Surfer Joe» до хита не дотягивает — она заняла лишь 62-е место в американском хит-параде. Зато «Wipe Out» ди-джеи оценили, и группа быстро переиздала сингл, поменяв стороны местами.

serf_10

Как результат — 2-е место композиции в чартах США, более миллиона проданных пластинок и место в «золотом фонде» поп-музыки. Кроме того, ритмический рисунок, сыгранный барабанщиком Роном Уилсоном до сих пор считается одним из самых изысканных и запоминающихся.

Микки Ли, роудер группы RAMONES:
«»Вы можете сыграть «Wipeout»?» — это был наш постоянный вопрос к барабанщикам.
«Это всё о чём вы просите, малышня, — ворчал барабанщик, — «Wipeout». «Wipeout!»
«Ага, но вы же можете сыграть? — умоляли мы. — Пожалуйста!»».

 Автор: Сергей Курий

См. также:

Хиты сёрф-рока 1960-х. История композиций «Pipeline» группы The CHANTAYS и «Surfin Bird» группы The TRASHMEN

THE BEACH BOYS — «Surfin’ USA» (1963), «Don’t Worry Baby» (1964), «God Only Knows» (1966), «Sloop John B» (1966), «Good Vibrations» (1966)