Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 5: история песен «Kashmir» (1975), «Achilles Last Stand» (1976), «All My Love» (1979)

lz_30

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

«Kashmir» (1975)

В 1975 году LED ZEPPELIN были на пике своей карьеры. Все их альбомы (беспрецедентный факт!) находились в хит-параде. Они могли позволить себе организовать собственный лейбл звукозаписи, да ещё и дать ему довольно рискованное название «Swan Song» («Лебединая Песня»). Казалось, для этой группы нет ничего невозможного.

lz_29

Несмотря на то, что у группы уже было две «нетленки» — «Whole Lotta Love» и «Stairway to Heaven», им предстояло создать ещё один мегашедевр.
замысел зародился ещё в 1973 году, когда гитарист Джими Пейдж и вокалист Роберт Плант совершили свой первый турзаезд в Марокко — на местный фольклорный фестиваль. Они двигались из города Гулимин в город Тантан. Шоссе, по обе стороны которого тянулась однообразная Сахарская пустыня, казалось бесконечным. Тут-то в голове Планта стали складываться стихи.

Роберт Плант:
«Это была односторонняя дорога, которая аккуратно пересекала пустыню. В двух милях к востоку и западу были гряды песчаных скал. Выглядело так, будто вы едете по каналу, по этой полуразрушенной дороге, и, казалось, что ей нет конца».

Что касается Пейджа, то у него как раз уже был подходящий гипнотический рифф в духе неторопливой поступи каравана.
После возвращения к работе над риффом подключились Бонэм и Джонс. Первый придумал необычный ритмический рисунок, а второй — басовую партию и оркестровые переходы, благодаря которым песня зазвучала уж совсем по-арабски. Сначала песню прозвали «Driving To Kashmir» («Направляясь в Кашмир»), но потом название сократили до «Кашмира». Почему её не назвали «Марокко» или «Сахара» непонятно, ведь Кашмир располагался вовсе не в северной Африке, а в Азии — в северо-западной части Гималаев. К тому же ни один из музыкантов в Кашмире не был. Но такое название, видимо показалось более экзотичным и сказочным.

Перевод Ильи Кормильцева:

Пусть солнце сжигает мое лицо,
И звездами полны мои сны —
Я — странник во времени и пространстве,
Я ищу дорогу назад,
Туда, где я сидел с мудрыми старцами прекрасного племени,
Которые редко являют себя миру.
Они говорили о днях, в ожидании которых они сидели и ждали,
Днях, когда будут открыты все тайны.

Любое слово в их ритмично-гибком языке — как песня,
И звуки их речи ласкали мои слух.
Мне не о чем было их переспрашивать —
Так ясен был их рассказ.

О, детка, я был слепым;
О да, мама, детка — бесполезно отрицать это!
О да, я был слепым;
Мама, мама — бесполезно отрицать это, отрицать это…

Все кругом было цвета охры;
Солнце выжгло землю,
Песок набивался в мои глаза,
Когда я пытался разглядеть линию горизонта.
Как мне найти, как мне найти это место?

Лоцман бури, не оставляющий следа в пустыне,
Словно люди, которых видишь во сне,
Начерти мне путь, чтобы вернуться туда-
Желтая река пустыни
Словно Шангри-ла под летней луной,
Я снова вернусь
По теченью песка — песок тоже ищет
Свой Кашмир…

О, отец четырех ветров, наполни мои паруса,
Чтобы мне пересечь море веков,
Без забрала, с открытым лицом,
Переправиться через стремнины страхов.

О, когда я стремлюсь, когда я в пути,
И мои ноги устают на опасной дороге и не желают идти,
О, как мне, как мне плохо, как мне плохо тогда!
О, как мне, как мне плохо, как мне плохо тогда, так плохо!
О, детка, о, моя детка,
Отправимся вместе туда,
Давай отправимся вместе с тобой,
Отправимся вместе туда…

Окончательный вариант композиции, где на этот раз ЦЕППЕЛИНЫ слили в одной гармонии тяжелый рок и восточную музыку, созревал чуть ли не три года, пока в 1975 г. не был явлен миру на двойном альбоме «Physical Graffiti». После успеха эпичной «Лестницы в небеса» ди-джеи без страха крутили по радио, более чем 8-минутный, «Кашмир» и людям нравилось.

 Музыканты и сами понимали, что сотворили шедевр. Мало того, все они сошлись во мнении, что это лучшая композиция за всю их карьеру.

Р. Плант:
««Stairway To Heaven» — хорошая английская песня, но она не является определяющей для LED ZEPPELIN. Такой песней был «Kashmir».
…Я бы хотел, чтобы «Kashmir» запомнился больше, чем «Stairway To Heaven». Это так правильно: нет ничего раздутого, никакой вокальной истерики. Идеальный LED ZEPPELIN».

Недаром, когда в середине 1990-х Пейдж и Плант снова объединились, «Кашмир» стал одной из первых тем, за которые они взялись. Первым делом они воплотили свою старую мечту — сыграть песню с настоящим арабским оркестром.

lz_31

В 2007 году на благотворительном концерте памяти Ахмета Эртегуна (сонграйтера и президента лейбла «Atlantic Records») можно было услышать «Kashmir» уже в исполнении воссоединённых LED ZEPPELIN. Место умершего в 1980 году Джона Бонэма занял его сын Джейсон.

«Кашмир» стал одной из самых цитируемых тем, как в мире музыки (особенно повезло знаменитому риффу), так и в мире кино. Так однажды Пейджу позвонил даже рэппер Пафф Дэдди с просьбой помочь записать свою версию «Кашмира» для фильма «Годзилла» (она вышла под названием «Come With Me»).

Д. Пейдж:
«Он созвонился со мной и сказал, что в одном месте в песне хотел бы добавить модуляцию. Я объяснил ему, что у гитары открытый строй. Я предпочитаю играть в «ре». А затем предложил смодулировать в «ми». На какое-то мгновение он замолчал, а потом произнёс: «Понятие не имею, что такое ре и ми», на что я подумал — отличный ответ! (смеётся) После того, как мы записали этот трек, он сказал, что хочет присовокупить в него оркестр, и я ответил: «Здорово, удачи!». Всё закончилось тем, что он сделал наложение двух оркестров на эту вещь, что дало сильный стереоэффект. Я имею в виду, что парень ничего не знал о «ре» и «ми», но у него фантастическое воображение».

А вот рэпперу Schoolly D повезло меньше. С авторами он не созванивался, поэтому, когда выпустил в 1988 году, созданную на основе «Кашмира», песню «Signifying Rapper», то стал объектом судебного разбирательства. В 1994 году песню удалили из фильма «Bad Lieutenant» (1992), а непроданные копии саундтрека уничтожили.

Рифф из «Kashmir» стал настолько знаковым, что я постоянно слышу его отголоски — то в песнях RAMMSTEIN «Spiel Mit Mir» и «Mein Herz Brennt», то в песне Земфиры «Траффик». Возможно, мне только кажется…

.
«Kashmir» — не тот случай, когда хочется приводить чужие каверы. Поэтому ограничусь чисто инструментальной версией, которую потрясающе исполнил на акустической (!) гитаре польский музыкант Марцин Патрзалек. 

«Achilles Last Stand» (1976)

Но в том же триумфальном 1975 году судьба решила, что хватит баловать ЦЕППЕЛИНОВ, и нанесла первый удар в виде автомобильной аварии, куда попали Плант с женой Морин. Морин оказалась на грани жизни и смерти, а Роберт раздробил колено и сломал щиколотку. Слава Богу, все остались живы, но покалеченный вокалист мог вполне поставить крест на карьере группы — по крайней мере, концертной.
Запись следующего альбома состоялась только благодаря «железной воле» Джими Пейджа и длилась всего 18 дней. Пейдж написал почти все песни и пахал над записью с утра до ночи.

Ударной песней будущей пластинки должна была стать композиция под названием  «Achilles Last Stand» («Последняя стоянка Ахиллеса»). Как и «Кашмир» она была вдохновлена ещё одной марокканской «одиссеей» (теперь 1975 года), а также поездками Планта по Испании и Греции. Недаром, кроме восточных мотивов можно услышать и влияние стиля фламэнко.
По студии Роберт разъезжал на коляске и в гипсе, поэтому поначалу композицию шутливо прозвали «Песня инвалидного кресла». Но и окончательное название, видимо, не случайно, если вспомнить об уязвимой «ахиллесовой» пяте. Кстати, под конец записи Плант умудрился с хрустом упасть прямо на свой гипс, и лишь чудом избежал нового перелома…

Однако есть одно «но», а именно строчка песни, где Ахиллес выступает, как держатель неба. Любому мало-мальски образованному слушателю ясно, что речь идёт об Атланте — титане, которого греческие боги обрекли держать небесный свод.

lz_33a

Второе название Атланта — Атлас, напрямую бы отсылало нас Марокко к Атласским горам, которые тоже по-своему «подпирают» небо. Почему у Планта небо держит Ахиллес? Да кто поймёт душу поэта…

lz_33b

Пишут также, что лирику Планта вдохновила кроме прочего и гравюра Уильяма Блэйка под названием «Танец Альбиона» (Альбион — старинное название Англии).

lz_34
У. Блейк «Танец Альбиона».

Что касается «стахановца» Пейджа, то он снова пошёл на рекорд — задумал сделать так, чтобы в этой песне одновременно звучало несколько гармоничных гитарных партий. «Ну, две партии, ну, три, ну, ещё туда-сюда…» — недоверчиво говорили коллеги. Пейдж сделал не меньше шести, играя онемевшими пальцами почти без остановок. В результате «Achilles Last Stand» растянулась более чем на 10 минут, что опять-таки не помешает крутить ее на радио, ибо песня вышла отличная.

 

Последние два дня работы в студии гитарист выпросил у, стоявших в очереди, ROLLING STONES, и работа над альбомом была завершена.

Д. Пейдж:
«В конце дня пришли СТОУНЗ и поинтересовались – закончили ли мы? Я ответил: «Отлично, я закончил. Спасибо за два дополнительных дня». Они спросили: «Песню сделал?» Я ответил: «Нет, всю пластинку полностью». Но они никак не могли поверить».

Возможно, альбом «Presense» и не лучший в творчестве ЦЕППЕЛИНОВ, но, легко понять, почему он так дорог Пейджу.

Д. Пейдж:
«…Я люблю этот альбом, потому что он был создан не в самое лучшее время, но музыка была замечательной в полном смысле этого слова».

«All My Love» (1979)

Не успел Плант отойти от аварии, как судьба приготовила ему новый удар. В 1977 году от осторой вирусной инфекции умер его пятилетний сын Карак. LZ надолго выпали из творческого процесса, а Пейдж за это время окончательно погряз в наркотической трясине.

lz_32

Поэтому, когда Плант немного отошёл, и группа таки собралась в студии для очередной записи, стало ясно, что бодрячком остался только самый стабильный и рассудительный член группы — Джон Пол Джонс. Именно он (в содружестве с Плантом) стал основным творцом нового альбома, что немедленно сказалось на звучании — оно стало мягче и с обильным использованием клавишных. Композиция «Fool in the Rain» и вовсе была записана в ритмах самбы.

lz_36
Джон Пол Джонс.

Но самой яркой песней альбома стала «All My Love» («Вся моя любовь») с прекрасной «дождливой» клавишной партией. Считают, что Плант посвятил её своему умершему сыну. Насколько это правда, неизвестно, но спел Роберт от всей души — эмоционально, трогательно и пронзительно. Бонэм считал «All My Love» лучшим исполнением Планта, а сам вокалист вспоминает её запись, как «один из прекраснейших моментов в истории группы«.

lz_37
Роберт Плант.

Многие считают, что именно долгожданная пластика LZ 1979 г. под названием «In Through the Out Door» («Вход через выход») спасла американскую звукозаписывающую индустрию от разорения. Подзуживаемые критиками, говорящими о том, что «старики» безнадёжно отстали и будущее за юными и наглыми панками, боссы компаний позаключали контракты с выскочками, зачастую просто не умеющими играть. Но американские слушатели панков проигнорировали, зато новый альбом ЦЕППЕЛИНОВ просто смели с полок.
Это радовало, но Джими Пейдж имел насчёт альбома своё мнение.

Д. Пейдж:
«С Бонзо (прозвище Бонэма — С.К.) мы начали обсуждать новый хард-роковый альбом, который запишем после. Мы все чувствовали, что «In Through The Out Door» «мягкотел». «All Of My Love» я всегда недолюбливал. В особенности припев. Постоянно говорил себе: «Это не мы. Это не мы».

К сожалению, нового альбома слушатели так и не дождались. В 1980 году от обильного алкогольного возлияния скончался громобой группы Джон Бонэм…

lz_38
Джон Бонэм.

LED ZEPPELIN не мыслили своё существование без одной составляющей и объявили о своём роспуске. Как показало время, это было правильное решение. По отдельности никто из них так и не мог создать ничего равноценного шедеврам «золотой эпохе» ЦЕППЕЛИНОВ, которая навсегда осталась в 1970-х годах.

 Автор: Сергей Курий
январь 2013 г.; отредактир. — август 2021 г.

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 1: история песен «Babe I’m Gonna Leave You» (1969), «Dazed And Confused» (1969), «Whole Lotta Love» (1969)

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 2: история песен «Immigrant Song» (1970), «Gallows Pole» (1970), «The Battle of Evermore» (1971)

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 3: история песни «Stairway to Heaven» (1971)

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 4: история песен «When The Levee Breaks» (1971), «Black Dog» (1971), «D’yer Mak’er» (1973)