Хиты группы JETHRO TULL, ч.2: история песен «Aqualung» (1971) и «Locomotive Breath» (1971)

jt_2_07

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Несмотря на то, что альбом «Stand Up» стал высшим достижением JETHRO TULL в британских чартах, их самой продаваемой и известной пластинкой по сей день остаётся диск 1971 под названием «Aqualung». Её высоко оценивают даже те, кто не являются горячими поклонниками коллектива.
«Акваланг» стал и самым тяжёлым альбомом группы в 1970-х годах, хотя она никогда не ассоциировала себя с хард-роком. Что, впрочем, не помешало свершиться казусу, когда JETHRO TULL в 1987 году неожиданно отхватили «Грэмми» в стиле «Хард’н’Хэви», обойдя саму METALLICA.

На самом деле звучание «Aqualung» было достаточно разнообразным. Ян Андерсон как раз увлёкся игрой на акустической гитаре, и сделал несколько прелестных лирических миниатюр вроде «Cheap Day Return» и «Wond’ring Aloud».

Но «визитными» карточками альбома стали две более ударные композиции.

«Aqualung» (1971)

В 1970 году Ян женился на бывшей секретарше фирмы «Chrysalis» (где как раз выходили их диски) Дженни Френкс. Девушка, как и Андерсон, была натурой творческой, ей претила роль наседки-домохозяйки, и она решила заняться фотографией. Одним из её первых заданий была съёмка нищих бродяг в различных трущобах Лондона.

jt_2_02
Дженни Френкс и Ян Андерсон.

На обороте одной из фотографий она записала свои впечатления от увиденного. Эти впечатления вкупе с фото и вдохновили Яна на создание своего хита о бомже по имени Акваланг.
Имя персонажа вовсе не означало его любовь к нырянию. Просто однажды Андерсон смотрел по ТВ передачу о подводной охоте, и хриплые вздохи ныряльщиков в масках натолкнули его на ассоциации с туберкулёзниками. А так, как само слово «Акваланг» состояло из «Aqua» (вода) и «Lung» (лёгкие), то каламбур вышел удачным.
Правда, нашлась компания «Aqualung Corporation Of North America», которая отчего-то посчитала, что права на это слово принадлежат только ей, и подала иск в суд (подобный тому, который баронесса Цеппелин подавала на LED ZEPPELIN), но, судя по всему, дело замяли.

Текст «Акваланга» вышел вполне в духе Андерсона. Дело в том, что Ян представлял собой в одном флаконе замечательного лирика и язвительного сатирика, не чуждого грубоватых шуток и метафор. Недаром некоторые переводчики считают, что в строчке «he goes down to the bog and warms his feet» бродяга греет ноги не в болоте, а более незатейливым и неприятным способом — мочась прямо на себя.
Вообще, в тексте «Акваланга» представлена целая гамма чувств, которые испытывают при виде бомжей — отвращение, страх, неловкость, чувство вины и сочувствие.
И хотя Акваланг Андерсона — это довольно неприглядная личность (да ещё и с педофильскими наклонностями), он тоже заслуживает внимания, как и любой другой человек.

jt_2_01

Сидя на лавочке в парке, он пялится на девочек,
Давая волю своему грязному воображению.
Из носа текут сопли, сальные пальцы мусолят ветхую одежду.
Эй, Акваланг,
Он обсыхает в лучах холодного солнца,
Наблюдая мелькание цветастых трусиков.
Эй, Акваланг,
Он чувствует себя вечным неудачником,
Выхаркивающим кусочки разбитого счастья.
О, Акваланг.

Солнце исходит холодом — бродит старик, заброшенный в одиночество,
Расправляясь со временем так, как ему одному только ведомо,
Боль прошивает всё тело стоит ему лишь нагнуться за объедками
Он заходит в сортир и греет там ноги
Один, как перст, впереди на дороге — армия
Спасения на модный лад с чашкой чая.
Акваланг, дружище, не стесняйся,
Бедный старый педик, это ж просто я.
(пер. С. Климовицкого)

Я. Андерсон:
«Возьмите человека, который находится на самом дне, например, бродягу из этой песни. Несмотря ни на что, в нем есть столько же божественного, сколько и в самом Папе Римском. Я считаю, что эта песня о духовном равенстве, о поисках Бога в каждом человеке, даже самом ничтожном».

Недаром на конверте альбома была красноречивая аннотация, пародирующая библейский стиль:

«…И сотворил Человек Акваланга из праха земного и множество других, подобных ему. И малых сих Человек разбросал в пустоте. И некоторые были отмечены печатью, и поместились отдельно от себе подобных.
И стал Человек Богом, которого он сотворил и, благодаря чудодейственной силе своей, стал сам править над всей землей.
Но когда происходило все это, Дух, подвигнувший Человека на сотворение Бога, продолжал жить в душах всех людей; даже в душе Акваланга.
И Человек не увидел этого.
Но, видит Бог, лучше бы ему увидеть».

Я. Андерсон:
«Я помню, музыку я написал позднее, когда мы были на гастролях в Америке. Мы жили в одной комнате с басистом Гленом Корником. Все использованные мной аккорды были с барэ, и мне приходилось постоянно держать палец поперек шести струн, из-за чего он кровоточил. Но когда в результате появляется произведение, в котором музыка и слова так неразрывно связаны друг с другом, ты получаешь такое профессиональное удовлетворение, с которым не сравнится работа гинеколога — а ведь они тоже по-своему получают удовольствие от того, что делают».

Песня открывалась тяжёлым мучительным риффом, многим напомнившим 5-ю симфонию Бетховена. Роль этих восьми нот, по словам Яна, «взять вас за уши, приподнять и снова поставить на землю, когда начнется более нежная акустическая секция».
И действительно, тяжёлые раскаты сменяет акустическая гитара, а голос Андерсона начинает звучать приглушённо, как из телефона (эффект, когда вырезаны все частоты кроме узкой полосы в 1000 Гц). Дальше мелодия ускоряется и в ход вступает гитарное соло Мартина Барре (забавно, но в этом хите флейта Яна отсутствует полностью).

jt_2_04

Соло было сыграно Мартином практически с первого раза. Дело в том, что соседями ТАЛЛ по студии оказались LED ZEPPELIN. Впоследствии, Андерсон будет не раз намекать, что именно его музыка вдохновила ЦЕППЕЛИНОВ на знаменитую «Лестницу в небо» с её фольклорными мотивами.
Но в то время именитые коллеги уже одним своим присутствием очень смущали музыкантов JETHRO TULL.

jt_2_03
Ян Андерсон и Мартин Барре.

Поэтому, когда Джими Пейдж зашёл во время записи соло в студию и помахал Барру рукой, тот чуть было не бросил играть. Но таки доиграл всё как надо с первого раза, потому что не желал, чтобы Пейдж и дальше стоял над душой. Впоследствии, это соло Мартина войдёт в список лучших гитарных соло по версии журнала «Guitar World», заняв 25-е место.

Когда решили, что весь альбом будет называться «Акваланг», задумались об обложке. Брать то самое фото бомжа не хотели из-за излишней натуралистичности. В результате художник заставил позировать Яна, и Акваланг вышел весьма похожим на лидера JETHRO TULL, к неудовольствию натурщика. Правда, Андерсон признавался, что было время, когда он тоже скитался в поисках крова.

Я. Андерсон:
«Я был в таком положении месяца три в своей жизни, когда ушел из дома. Пальто было неотъемлемой частью моего облика. Отец дал его. Последние два пола мы с ним совсем не ладили, и когда я уходил из дома, отец дал мне пальто и сказал: «Зима будет холодной, возьми-ка это». Пальто стало для меня талисманом, спасительным одеялом. И позднее я использовал его на сцене».

jt_2_06

К огорчению Яна пальто украдут во время гастролей с LED ZEPPELIN, и Андерсон всю жизнь будет подозревать в воровстве шутников-ЦЕППЕЛИНОВ или их персонал.
Что до Акваланга, то он появится на альбоме ещё раз — в песне «Cross-Eyed Mary» («Косоглазая Мэри»), где будет клиентом… малолетней проститутки.

Сама песня «Aqualung» так и не будет выпущена на сингле из-за своей более чем 6-минутной длины.
Зато в 2005 году Ян сыграет концерт, полностью основанный на материале «Акваланга». Часть отчислений от диска «Aqualung Live» пойдут в фонды помощи бездомным. «Пусть Акваланг хоть немного выплатит своим приятелям».

Я. Андерсон:
«Aqualung» до сих пор остается актуальным. Гуляя по Лондону или Нью-Йорку, я нередко натыкаюсь на бездомных бродяг. Сейчас их стало даже больше, чем раньше. Как и все, я иногда бросаю монету в чью-нибудь шляпу, а иногда просто перехожу на другую сторону улицы. Подымается целая буря эмоций, например, чувство вины из-за того, что ничего нельзя с этим поделать. И мне не стыдно об этом петь. В песне можно выразить то, о чем трудно говорить».

Дженни Френкс тоже говорит, что периодически получает письма от детей, которые говорят, что песня помогла им взглянуть на бродяг другими глазами. Кроме писем она стабильно получает и авторские отчисления от песни, хотя их брак с Яном продлился недолго, и в 1974 г. соавторы «Акваланга» развелись.

jt_2_08

Я. Андерсон:
«Мы с женой не долго прожили вместе после этого, но я упомянул ее в качестве соавтора песни «Aqualung». Это был прощальный подарок. Теперь она вспоминает обо мне, когда получает очередной чек авторских».

«Locomotive Breath» (1971)

Второй знаменитой песней альбома стала мощная «Locomotive Breath» («Дыхание Локомотива» — ну, когда он пар выпускает). Позже Андерсон назовёт её «классической чистейшей талловской песней». Но тогда — в 1971 году — она рождалась в настоящих творческих муках.
Андерсон пытался добиться от своих музыкантов «метрического жёсткого ритма», но они никак не могли понять идей лидера. «Хочешь сделать так, как надо, сделай это сам» — решил Ян и в одиночку прописал в студии ритм ударных и частично гитару.
«А-а, так вот, что ты имел в виду!» — потёрли затылки музыканты и стали дописывать свои партии. Песню буквально склеяли по кусочкам, что было нехарактерно для JETHRO TULL. Тем не менее, результат получился отменный.

jt_2_05

Открывал песню меланхоличный и рассеянный блюзовый наигрыш Джона Эвана на рояле. Постепенно мелодия становился жёстче и напористей, к роялю подключалась гитара Мартина и, наконец, песня взрывалась рёвом и скрежетом, действительно напоминающим ход локомотва. Ну и в середине было классическое неистовое соло на флейте самого Яна.

Весь текст песни представлял собой развёрнутую метафору. Поезд, летящий с сорванными тормозами к катастрофе, многие воспринимали, как прообраз ситуации, когда твоя жизнь выходит из-под контроля, и ты не в силах ничего изменить.

В сумасшедшем свисте дыхания паровоза
Очертя голову несётся вечный неудачник навстречу свей смерти.
Он слышит скрип поршней, и пар обжигает ему брови,
Старик Чарли украл рычаг, и поезд теперь не остановить –
Ему никак не затормозить, о.

Он видит — его дети спрыгивают один за другим на остановках,
А жена — она в постели, тешится с его лучшим другом.
О, он ползёт еле живой на карачках по коридору –
Старик Чарли украл рычаг и поезд теперь не остановить —
Ему никак не затормозить, да.
(пер. С. Климовицкого)

jt_2_09

Кстати, в образе «старика Чарли», укравшего рычаг, многие усматривают отсылку к… Иисусу Христу (оба слова — Charlie и Christ — начинаются одинаково). Как бы оно там ни было, подобные подозрения не случайны, ибо несколько песен альбома были посвящены жестокой критике религиозного догматизма, которое Ян не выносил с детства.
Из-за этого многие критики назвали «Aqualung» концептуальным альбомом, хотя Ян категорически это отрицал.
Саму пластинку встретили тепло, но без какого-то ажиотажа. Зато альбом стабильно и хорошо продавался в течении долгого времени, и уверенно вошёл в обойму рок-классики.

Я. Андерсон:
«Только «Aqualung» действительно принес нам мировую славу. Мы почувствовали, что наше творчество достигло такого уровня, что его уже невозможно дискредитировать, даже если мы выпустим посредственный альбом.
…Я с большой оговоркой могу сказать, что это мой самый любимый альбом JETHRO TULL. Уж слишком многое мне в нем не нравится, особенно качество звука, которое я ненавижу по сей день. Но это альбом интересных рок-песен, совсем не похожих на чьи-либо еще рок-песни.
…Даже если бы «Aqualung» оказался единственным выпущенным мною альбомом, я бы уже не умер несчастным человеком».

Ну, а без хитов «Aqualung» и «Locomotive Breath», насколько я знаю, с тех пор не обходится почти ни один концерт JETHRO TULL. В 1993 году Ян подсчитал, что группа сыграла «Locomotive Breath» 1800 раз!

Я. Андерсон:
«С песнями – как со старыми друзьями или с родственниками, которых ты не видел несколько лет: вот вы встретились, отлично провели несколько дней, а когда они уезжают – вы невольно радуетесь. Но «Aqualung» и «Locomotive Breath» – это как ближайшие члены семьи: вы наслаждаетесь их присутствием каждую секунду и не хотите расставаться».

КАВЕРЫ на «Locomotive Breath»:

Rabbitt — Locomotive Breath (Jethro Tull cover 1975)

Cat Gang — Locomotive Breath (кавер 1983)
Диско-версия!

W.A.S.P. — Locomotive Breath (кавер 1989)

Helloween — Locomotive Breath (Jethro Tull cover 1999)

Tarot — Locomotive Breath (cover 1998)
акустика

Styx — Locomotive Breath (cover 2005)

Автор: Сергей Курий
август 2013 г.

Хиты группы JETHRO TULL, ч.1: история песен «Bouree» (1969) и «Living In The Past» (1969)

Хиты группы JETHRO TULL, ч.3: история песни-альбома «Thick As A Brick» (1972)

Хиты группы JETHRO TULL, ч.4: история песен «Bungle In The Jungle» (1974) и «Too Old to Rock’n’Roll, Too Young to Die» (1976)

Хиты группы JETHRO TULL, ч.5: история песен «Songs From The Wood» (1977) и «Heavy Horses» (1978)

См. также:

Группа JETHRO TULL на проекте «РОК-ПЕСНИ: ТОЛКОВАНИЕ»