Рок-толкование песен группы КИНО: альбом «Начальник Камчатки» (1984)

1984 - Кино - Начальник камчатки - 04

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Последний Герой
(В. Цой)

2. Каждую Ночь
(В. Цой)

3. Транквилизатор
(В. Цой)

4. Сюжет для Новой Песни
(В. Цой)

5. Гость
(В. Цой)

6. Камчатка
(В. Цой)

7. Ария Мистера Х
(ария из оперетты Имре Кальмана «Принцесса Цирка»)

8. Троллейбус
(В. Цой)

9. Растопите Снег
(В. Цой)

10. Дождь для Нас
(В. Цой)

11. Хочу Быть с Тобой
(В. Цой)

12. Генерал
(В. Цой)

13. Прогулка Романтика
(В. Цой)

1984 - Кино - Начальник камчатки - 04b

Виктор Цой — вокал, гитара
Юрий Каспарян — гитара
Александр Титов — бас, ударные
Георгий Гурьянов — барабаны

Борис Гребенщиков — драм-машина, клавишные
Сергей Курехин — клавишные (1), (8)
Петр Трощенков — ударные
Всеволод Гаккель — виолончель, барабаны
Игорь Бутман — саксофон

Песни — Виктор Цой, кроме (7) — ария из оперетты Имре Кальмана «Принцесса Цирка»

аранжировки — КИНО

Запись — лето-осень 1984 в студии «АНТРОП», звукорежиссер — Андрей Тропилло

Ремастерировано в 1996 году на студии ММС
Звукорежиссер ремастеринга — Андрей Соколов

Фото — Анатолий Азанов и из архива
Художники — Тимур Новиков, Евгений Козлов
Дизайн серии — Василий Гаврилов, Павел Семенов


МС, «Антроп», 1984
CD, «Moroz Records», 1996

1984 - Кино - Начальник камчатки - 05

00_84_nach21

 

***
Из интервью с В. Цоем, «Краткая история «Кино», 30.11.1983:

— Как выглядят твои новые песни, как будут звучать на записи?

— Будет больше инструментала. Наверное, и сами песни уже другие. Может быть, не такая конкретность текста… Может быть, я сам стал серьезнее, профессиональнее, трудно сказать.

.

***
А. Вишня:

…если бы не записали у меня втроём «46» (акустический альбом Цоя и Каспаряна 1983 г. — С.К.) — Тропилло бы не услышал убогость материала заранее, и не нагнал бы на перепись этих песен (в «Начальник Камчатки») Бутмана, Губермана, Курёхина и ещё черта в ступе. Он вообще не стал бы его записывать — ибо не нравился он особо Тропилле. Когда я сказал Андрею, что в восторге от «Кино», он посмеялся надо мной: «ну и нормально — ты же любишь свою Аббу — будешь писать «Кино».

00_84_nach2
Кино-1984. Гурьянов, Титов, Цой, Каспарян.

***
Марианна Цой, «Точка отсчета», 1991:

Еще через некоторое время кончились муки с составом. Мы уже некоторое время встречались у БГ с Сашей Титовым. Но долго не решались обратиться к басисту такого класса, обладая в группе всего лишь одним гитаристом,  к  которому к тому же музыканты  долгое  время  относились с подозреним.
Однако Витя буквально задыхался от обилия незаписанного материала,  и это заставило его задать Титу вопрос. Тит отнесся благосклонно.  Боб начал  перговоры с Тропилло, у которого был записан альбом «45». Тропилло тоже не возражал.
Запись заняла,  если  мне не изменяет память,  не больше трех недель. И «Начальник Камчатки»,  так давно рвавшийся наружу, наконец родился.
На сегодняшний день в дискографии  группы  между  альбомами «45» и «Начальник Камчатки» обязательно стоит альбом «46», датированный 1983 годом.  Витя сделал эту запись на бытовом магнитофоне у Алексея Вишни исключительно для того,  чтобы у Юрика была возможность дома заниматься на гитаре с этим материалом. Но  Вишня был на этот счет другого мнения и дал записи ход. Цой немного позлился да и плюнул, но сам никогда не называл эту работу альбомом группы.

kino_1984_1

***
Интервью В. Цоя газете «Ленинская смена» (Алма-Ата):

Следующий альбом «Начальник Камчатки» был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы Не могу сказать, что он получился таким, каким мы его хотели видеть по эвуку, стилевой направленности но, с точки зрения эксперимента, это интересно.

1984 - Кино - Начальник камчатки - 11

***
Андрей Тропилло (из интервью А. Житинскому, 1991):

«Я помню Цоя того времени, когда он был практически один. В то время с ним еще можно было общаться. Он мог посидеть, подождать. А когда уже записывали „Ночь“ или „Начальника Камчатки“ общение было очень затруднительно. Почему? Постоянное ощущение дурдома. Ты что то делаешь с одним исполнителем, а в это время другие, в том числе и Цой, Каспарян и этот самый Густав, непрерывно двигаются, подскакивают, непрерывно демонстрируют друг другу приемы каратэ. Они все время махали руками. А когда у тебя над головой непрерывно машут руками, это довольно неприятно. Причем их можно было обругать и заставить какое то время перестать тусоваться так активно. Но проходили тягостные две три минуты, и все начиналось по новой.
Между прочим, слово „асса“ ввел в обиход году в восемьдесят втором именно Цой. Это никакое не гребенщиковское слово. По моему, на записи „Начальника Камчатки“ Цой стал говорить, что, по его мнению, главный тезис советской культуры вообще и различных молодежных деяний в частности должен выражаться словом „асса!“. То есть любое действие. А уж в фильме это все трансформировалось в неведомое „АССА“. В принципе, это то самое грузинское „асса“. И вот у меня это „асса“ было постоянно за спиной. Они непрерывно это „асса“ друг другу демонстрировали. Удар в челюсть ногой или что нибудь еще.

На запись „Начальника Камчатки“ пришел Боря и сказал, что он будет продюсировать этот альбом. Продюсирование заключалось в следующем. Тропилло, как обычно, все писал, дергался, вопил по поводу аранжировок, а Боря… Ему в то время, кажется, Липницкий дал такую музыкальную игрушку, называлась она „Кассиотон“, размером с ладонь. Есть такие большие инструменты „Кассиотон“, а это был маленький такой „кассиотончик“. Мне оттуда сделали выход вместо динамика. Там было несколько занудных механических ритмов. Вот в „Начальнике Камчатки“ их и можно прослушать. Что то такое: тим пам, па па пам… Все это идет непрерывно в одной тональности. Это и была основная продюсерская идея Бори – вставить этот „кассиотончик“ желательно в большее количество номеров. Каким образом – это никого не волновало. Был визг, хрюканье, но надо было вставить. И вставлялось по мере возможности. В этом альбоме детская игрушка типа калькулятора или часов использована достаточно активно. Там, кроме всего прочего, было звуков двенадцать или двадцать, которые можно было извлекать, нажимая на клавиши. Или выдать какую то готовую запрограммированную мелодию. Вот такой музыкальный инструмент, супер! Если помните, в „Последнем герое“ – та там, та там… Это как раз игралось на „Кассиотоне“ вручную, и Боря там был как бы клавишник „Кассиотона“.

Мне кажется, что Цой относится ко второй генерации отечественных рокеров. Он, конечно, большими глазами смотрел на Борю, но по форме выражения это был уже Майк. Идеи, конечно, у него свои были, но это был уже второй слой. Он бы не смог так с нуля начать. А по подаче это был рок н ролльный бард, хотя, наверное, бард не может быть рок н ролльным. Ну, вот как Майк – в принципе, он может все под гитару петь и пел в свое время. Его „Сладкая N“ – это в основном бардовская музыка. Но рок н ролльная. И Цой поначалу был именно такой, заквашенный на Майке, с подачей Майка по сути дела, но более подзаборного типа, грубо говоря. Как мне было сказано на „Мелодии“, когда я пробивал пластинку „Ночь“, так нелюбимую группой „КИНО“, – „это музыка подворотен“. Такую музыку, мол, играет шпана. Я это, кстати, воспринял как комплимент, хотя они хотели наоборот – укусить».

1984 - Кино - Начальник камчатки - 01

***
А. Титов:

Мы с Витькой начали писать «Начальника Камчатки», а параллельно я доделывал с АКВАРИУМОМ «День Серебра». Борис тоже принимал участие в записи Витькиного альбома и в некоторых вещах играл на «Кассиотоне» — дурацкая в принципе штучка, мы ее у Артемия взяли. Но тогда для нас это просто мистика была: такая фигня, размером с детский пенал, а гляди ты — и клавиши есть, все играет, можно даже подключить куда-то.
…Писали мы альбом одним духом. Я даже хватался за барабаны, играл на них в какой-то песне. Барабанщика у нас не было в то время. Были Юрик Каспарян и Витька. Появился, правда, один парень на барабанах, но это был такой уровень… Церковно-приходской. После него чуть-чуть на барабанах поиграл Сева Гаккель — так это было лучше. Короче говоря, в альбоме творился полный бардак. И при этом все как-то божественно сложилось в одну картину. У «Начальника Камчатки» — свой, особый вкус, потому что этот альбом был еще вне моды.
…Во втором альбоме (я имею в виду «Начальника Камчатки») уже были попытки привнесения какого-то стиля. Тогда впервые активно стали слушать модную музыку. Я имею в виду группу ХЬЮМЕН ЛИГ, которая тогда появилась и от которой Витька тащился. Там была героика в текстовой подаче. Кстати, Витька в последние годы пришел к своему стилю пения, у него даже тембр голоса изменился. А тогда увлекались еще ДЮРАН ДЮРАНОМ, смотрели видеоклипы до дыр.
Появились более сложные аранжировки, Юрка стал больше играть, придумывал свои мелодические ходы. Собственно, все мелодические гитарные ходы на тех альбомах придуманы Юриком. Витька придумывал гармонию и голосовую партию.

.

***
Александр Старцев. Из рецензии на альбом «Начальник Камчатки»
(Б. Хрюндгофер, «Рокси», № 7, 1984):

Записанный в студии Вишни альбом „Кино“ „46“, хоть Цой не собирался выпускать его в свет, сыграл определенную роль в восприятии „Начальника“. Здесь практически те же вещи, за исключением „Последнего героя“, „Прогулки романтика“ и еще трех вещей. Разница заключается в том, что на „46“ Цой играл в две гитары с Каспаряном, а здесь все записано по полной схеме – с басом, барабанами и Гребенщиковым. Последний здесь развернулся вовсю.
Неудачней всего это проявилось в самой „Камчатке“. Вместо тонкой, нежной, лиричной песни, согласующейся с голосом Цоя и нестандартной мелодией на двенадцатиструнной гитаре, здесь на первом плане присутствует желание сделать НЕЧТО – „Дэвида Ино с Брайаном Бирном“, а уж потом – о чем там, собственно, поется. Короче говоря – „Ну и пусть“ (строчка, замененная по отношению к первоначальному варианту).

.

***
В. Калганов «Виктор Цой» (из серии «ЖЗЛ» — М. Молодая гвардия, 2015):

Марьяна Цой: «Витя буквально задыхался от обилия незаписанного материала, и это заставило его задать Титу вопрос. Тит отнесся благосклонно. Боб начал переговоры с Тропилло, у которого был записан альбом “45”. Тропилло тоже не возражал. Запись заняла, если мне не изменяет память, не больше трех недель».

Юрий Каспарян: «Когда Витя лежал в “дурке”, он обещал, что скоро будет басист, барабанщик и всё будет хорошо. Всё и вправду получилось неплохо — Саша Титов, его безладовый бас… Он был самым опытным музыкантом из всех нас. Витя прислушивался к его мнению. По возрасту он, конечно, не вписывался, но в остальном всё было нормально, играли, ходили, помню, в одинаковых плащах…»

Вот что говорил сам Виктор Цой о записи нового альбома в интервью журналу «Рокси»: «Будет больше инструментала. Наверно, и сами песни уже другие. Может быть, не такая конкретность текста… Может быть, я сам стал серьезнее, профессиональнее, трудно сказать».

Юрий Каспарян: «Если, например, говорить о “Начальнике Камчатки”, то материал был готов… Ну, если считать, что песня уже есть и должна быть аранжировка, то песня была готова процентов от 20 до 48, например. Я бы не сказал, что это вне попмузыки, но ориентировка была на западные вещи. С ориентацией на мировой культурный процесс, скажем так. Там много приглашенных музыкантов было: Трощенков, Губерман руку приложил, Гребенщиков и Фанштейн, Бутман, Курехин. Это даже не было чистым экспериментом. Просто было студийное время, надо было его как-то использовать, ну и материал был. Тогда еще не было Георгия, Титов с нами сотрудничал…»

Александр Титов: «В студии творился полный бардак, и весь альбом записывался достаточно спонтанно. Это был интуитивный подход, абсолютно без репетиций. Материал делался так: мы приходили на студию, и там Цой показывал вещи. И мы прямо в студии пробовали всё слепить. Я свои партии придумывал на ходу, часто в зависимости от того, какой барабанщик сегодня с нами играет…»

Всеволод Гаккель: «На альбоме “Начальник Камчатки” написано, что я играю на барабанах. “Начальник Камчатки” — это было вообще случайное соучастие, обусловленное совместным времяпрепровождением. Не было никакой сверхзадачи. Всё было сиюминутным: “Может, сыграешь?” Нужно было просто сесть и тупо бить в бочку и на офф-бит попадать по малому барабану. Что я как-то элементарно и сделал. Так я сыграл на барабанах в “КИНО”, чем могу гордиться, потому что группа “КИНО” мною уважаема, любима. Но, конечно, это анекдот».

К самому концу записи в студии появился барабанщик группы «Народное ополчение» — Георгий Гурьянов, однако ему осталась лишь роль перкуссиониста в финальной песне альбома «Прогулка романтика», что совершенно не помешало ему буквально через неделю окончательно занять место барабанщика в группе «КИНО». Он оставался им до 1990 года.

Георгий Гурьянов: «До того мы с Цоем просто пересекались время от времени в каких-то общих компаниях, присматривались друг к другу. Ездили в Москву не раз вместе… Хотя подружились мы с ним не сразу. Сначала он меня абсолютно очаровал песней “Транквилизатор” — впечатлениями от дурдома, где Цой успешно “косил” от армии. Сама идея молодого человека, который готов пойти в дурдом ради того, чтобы не попасть в армию, уже мне кажется выражением крайнего романтизма…
Поэтому когда я встретил Витю на станции метро “Купчино”, то набрался смелости, подошел к нему и сделал предложение. Конкретное предложение. Он меня выслушал молча, а потом позвонил через несколько дней. Так мы стали работать вместе…».

kino_1984_2

…Итак, альбом был записан. Своим названием, по воспоминаниям Георгия Гурьянова, он обязан художнику Олегу Котельникову, который после прослушивания альбома сразу придумал десяток названий. «Начальник Камчатки» было одним из предложенных вариантов, по аналогии с «Начальником Чукотки» — названием старого советского фильма про молодого человека, которого послали на Чукотку бороться против капиталистов.
Возникшая ассоциация всем понравилась, и Цой решил сделать ее названием новозаписанного альбома.

В десятом номере самиздатовского рок-журнала «Рокси» за 1985 год Виктор Цой скажет: «Одно время мне “Начальник” очень не нравился. Очень вялый по звучанию альбом. Но любопытно, что сейчас, по прошествии более года, я замечаю, что такой звук — атмосфера занудства — входит в моду».

Почти то же самое Цой повторит в 1989 году в одном из своих интервью: «“Начальник Камчатки” был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы. Не могу сказать, что он получился таким, каким мы его хотели видеть по звуку, стилевой направленности, но с точки зрения эксперимента это интересно».

Алексей Рыбин: «На “Начальнике” всё выверено, даже бэк-вокал Каспаряна звучит правильным аккордом. Сохранилась еще Витькина бесшабашность в совокупности с внутренним ощущением звездности своей и всех окружающих его музыкантов — БГ, Курехин, Бутман, Гаккель, Трощенков, Тит. Кто же еще, если не они, — тот самый “первый эшелон”, попасть в который Витька всегда стремился. И эта бесшабашность и звездность, помноженная на большой уже концертный опыт и личный опыт сотрудничающих с ним музыкантов, дали отличный результат160. “Начальник” — мой любимый альбом “КИНО”, единственный, наверно, слушая который я жалею, что не играл тогда уже вместе с Витькой. Это такой чистый, крутой и смелый эксперимент, равного которому в так называемом русском роке тогда не было. Может быть, и сейчас нет. Один из немногих альбомов, в котором можно не делать скидку на русскую нищету: мол, вот если бы здесь другую гитару, да другие обработки, да хорошие барабаны, вот тогда бы… Ничего подобного здесь нет. “Начальник” — отчаянно смелая запись. Тропилло здесь, конечно, тоже проявил себя…».

.

***
Интервью В. Цоя, «Рокси» No 10, 1985 г.:

Одно время мне «Начальник» очень не нравился. Очень вялый по звучанию альбом. Но любопытно, что сейчас, по прошествии более года, я замечаю, что такой звук — атмосфера занудства — входит в моду.

.

***
А. Рыбин «Кино с самого начала и до самого конца», изд-во «Феникс», 2001:

<Говорит Юрий Каспарян:>
«Начальник» — эксперимент… Я бы не сказал, что это вне поп-музыки, но ориентировка была на западные вещи. С ориентацией на мировой культурный процесс, скажем так.

.

***
Алексей Вишня, «Поминальные заметки о Викторе Цое», Specialradio.ru, 17.12.2007:

На «Начальнике Камчатки» запись у Тропилло получилась несколько глуховатой: сказывалась изношенность старых магнитофонов «Тембр», принадлежавших Дому Юного Техника еще с незапамятных времён.

.

***
Из интервью с Г. Гурьяновым, 2007(?):

— Широкой публике мало известно о работе «киношников» над обложками альбомов. Н-р, к «Начальнику Камчатки», кажется, было два варианта обложки. Какая настоящая?

— «Мороз-мьюзик» нашли где-то, не знаю м.б. даже и мной или кем угодно, чудовищно исчириканную фотографию и сделали из нее обложку. Это просто ужас. Настоящую обложку делал Евгений Козлов, и у меня есть оригинал. Это художественная работа, изящнейшая, красивая, искусная… Очень тонкая работа. При тиражировании на бобинах ее было нереально воспроизвести в таком формате и в таком качестве.

— Была еще одна хорошая версия обложки «Начальника Камчатки», которую сам Виктор сделал. Там была фотография японского малыша с маленьким «кассио»: такая электронная новая волна, неоромантика, как и задуман этот альбом.

— А почему альбом так странно называется? С «камчаткой» — ясно. А причем здесь «начальник»?

— Мы думали, как назвать альбом. Ну «Кино»… Какое кино? Наш гений метафор Олег Котельников сразу придумал десяток названий, у него как-то сразу всё это складывается. Он и выдал «Начальник Камчатки». «Начальник Чукотки» — был такой известный советский фильм про молодого человека, которого послали на Чукотку бороться против капиталистов. Но причем здесь Чукотка? Песня «Камчатка». Отсюда и название по ассоциации с этим фильмом и плюс песня «Камчатка». Получилось, по-моему, здорово. Это Котельников — он автор всяких… «Петербург — это город Петра, Ильича, Чайковского». И т.д.

.

***
Из интервью с В. Гаккелем, 14 марта 2011:

Всеволод Гаккель: На альбоме «Начальник Камчатки» написано, что я играю на барабанах. Это тоже… Я прихожу в студию к Тропилло, все ждут, когда придёт барабанщик, но он не приходит. Мне говорят: «Садись, будешь играть на барабанах». Нужно было просто сесть и тупо бить в бочку и на офф-бит попадать по малому барабану. Что я как-то элементарно и сделал — ну, как зайчики игрушечные: «Тум-тум!». Так я сыграл на барабанах в КИНО, чем могу гордиться, потому что группа КИНО мною уважаема, любима. Но, конечно, это анекдот.

.

***
Виталий Калгин «Виктор Цой. Последний герой современного мифа»
(М: Рипол Классик. 2016)

Борис Гребенщиков:
В таком же смешанном составе, как и на «45», записали «Начальника Камчатки», причем я продюсировал не больше половины альбома, так как меня в это время стало вести в совершенно другую сторону. Я очень хотел его сделать, но закончили альбом без меня. Там и Сережка Курехин каким-то образом принял участие, и ударники разные были, даже Петька Трощенков приложил руку к барабану. Густав появился в самом конце, как раз на этом самом «Новом романтике». Витькина натура требовала, чтобы дальше все это развивалось в сторону уже большого рок-н-ролла, а мне хотелось это видеть в таком безупречном, точеном, полуакустическом виде. Но тут уже хотелось не хотелось, а права голоса я, по счастью, не имел. Я сам себе в нем отказал, потому что навязывать людям то, что не в их природе, наверное, не надо. Я, по-моему, старался не навязывать.

.

***
В 1988 году четыре песни из альбома («Камчатка», «Генерал», «Троллейбус» и «Романтик») были выпущены фирмой «Мелодия» на виниловом миньоне.

1984 - Кино - Начальник камчатки - 9

***
В 2012 г. фирма Moroz Records переиздала альбом «Начальник Камчатки» на виниле. (Подробности здесь >>>)

1984 - Кино - Начальник камчатки - 02u

1984 - Кино - Начальник камчатки - 02ux

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы «КИНО»

<<< Вернуться на страницу «Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы КИНО по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий