Рок-толкование песен группы КИНО: альбом «Это не любовь» (1985)

1985 - Кино - Это не любовь - 1b

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Это Не Любовь
(В. Цой)

2. Весна
(В. Цой)

3. Уходи
(В. Цой)

4. Город
(В. Цой)

5. Это — Любовь
(В. Цой)

6. Ты Выглядишь Так Несовременно
(В. Цой)

7. Безъядерная Зона
(В. Цой)

8. Саша
(В. Цой)

9. Верь Мне
(В. Цой)

10. Дети Проходных Дворов
(В. Цой)

11. Музыка Волн
(В. Цой)



Виктор Цой — вокал, гитара
Юрий Каепарян — гитара
Александр Титов — бас
Георгий Гурьянов — барабаны

Слова — Виктор Цой
Музыка  и  аранжировки — КИНО

Запись — студии ЯНШИВА 1985
Звукорежиссер — Алексей Вишня

Ремастерировано в 1996 году на  студии ММД
Звукорежиссер реыастеринга — Евгений Гапеев

Фото — Дмитрий Конрадт,   Георгий Молитвин, Анатолий Азанов, В. Немтинов
Дизайн обложки — Виктор Цой
Дизайн серии — Василий Гаврилов, Павел Семенов


МС, «ЯНШИВА», 1985
CD, «Moroz Records», 1996 (с бонусами)
.

1985 - Кино - Это не любовь - 2

* * *

ИНФОРМАЦИЯ об АЛЬБОМЕ «ЭТО НЕ ЛЮБОВЬ»

Алексей Вишня, «Новый поворот Жарикова», Specialradio.ru, 31.01.2007:

Когда мы пили чай, любые паузы я старался заполнить новым, на тот момент, релизом «ДК». Цою очень нравился «Новый Поворот», где вокалист безжалостно визжал: «Вооо-оот, новый повороооо-ооот. Что он нам несёт — вино или компот. Или наблюёт нам за шивороооо-оооот», — Витя радостно подпевал магнитофонной записи и танцевал руками. Я рассказал, что познакомился в Москве с этими героями и вошел с их идеологом в контакт. Рассказал, что спел все свои песни Жарикову, рассказал о том, что, по его мнению, «чистый социум» уже не канает, рассказал Вите о том образе, который вырисовал во мне Жариков. Виктор слушал очень внимательно. В течение года Цой написал около двадцати песен исключительно про девушек и о своих чувствах к ним. В конечном итоге, с этим материалом он и пришел ко мне на запись альбома «Это не любовь» в следующем году.

.

***
А. Титов:

Летом мы бросили «Ночь» недоделанной и собрались у Вишни записывать «Это не любовь». Юрик с Витей работали что-то около недели, а мое участие заняло один день. Я пришел и все сыграл. Обстоятельства были такие — мне надо было куда-то ехать. Поэтому «Это не любовь» — моментальный альбом и этим очень ценный. Там практически все живьем было сыграно, без раскрашивания. Одна накладка — голос.Этот альбом мы писали под драм-машинку, примитивнейшую, просто самодельную. Витя с Юрой заранее дома все подготовили по ритмам этой машинки. Поэтому все ритмы шли готовыми — здесь такой-то, а там такой-то. А здесь сделаем брейк. У меня наложений не было, я просто писал машинку с басом. Потом накладывались гитары — акустическая гитара Вити, и Юрик что-то наигрывал. Даже, по-моему, втроем писались: Витька, машинка и я. Все в один день.

1985 - Кино - Это не любовь - 5

***
Интервью В. Цоя газете «Ленинская смена» (Алма-Ата):

…- Потом была «Это не любовь» — открытое гитарное звучание.

— Это тоже был в некотором роде эксперимент. Хотелось отбросить все эти студийные причиндалы — компьютеры, синтезаторы — и сыграть альбом просто на гитарах.

— Ты, помнится, говорил, что тебя он не очень устраивает.

— А я вообще не могу сказать, что меня что-то устраивает. Если бы меня что-то устраивало, я бы этим просто перестал заниматься.

1985 - Кино - Это не любовь - 4

***
А. Вишня:

Вместе с альбомом «46» я начал распространять свои первые опыты под названием Яншива Шела — Последний Альбом, и стало ясно, что у рок-клуба появилась вторая студия, точнее, филиал студии «Антроп». Путём передачи неиспользуемой техники мне во временное пользование Андрей Владимирович увеличил рабочую скорость ленты вдвое. Летом 1985 года я работал в три смены. Утром МИФЫ, днём КИНО, вечером АКУСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (Слава Егоров и Сева Гаккель), а ночью посиделки с АЛИСОЙ, отдыхавшей у меня в процессе работы над «Энергией». В таком бешеном режиме был записан альбом «Это Не Любовь». Аппаратура была та же самая, что использовалась Тропилло в работе над альбомами «Электричество» и «Акустика» АКВАРИУМА. Качество выросло заметно, но Виктору больше всего нравилось комфортно записываться в домашних условиях, в тапочках и футболке. Я пытался создавать ребятам максимально хорошее настроение. Всё записалось за пару недель, приглашённый в группу басист Саша Титов за один день сыграл бас-гитару на все песни, и альбом был практически готов. Удалось привлечь в песне Саша Севу Гаккеля, случайно задержавшегося после записи АКУСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ. «Это Не Любовь» вышел раньше, чем уже записанный, но еще не сведенный альбом «Ночь», и Цой пребывал в наипрекраснейшем расположении духа, — ибо вышел здоровский альбом нормального качества и вот-вот, со дня на день сведётся «Ночь». Этот период жизни и творчества Виктора я хотел бы оставить в памяти навсегда, потому что именно таким я любил Цоя, — бесшабашного и милого, готового в любой момент схватить гитару и запеть.

.

***
Алексей Вишня, «Поминальные заметки о Викторе Цое», Specialradio.ru, 17.12.2007:

В те дни они тщетно пытались сводить альбом «Ночь», записанный еще прошлым летом, Тропилло не уделял времени: с начальством Дома начинались проблемы с хождением взрослых. Иногда им приходилось скрываться по ночам, когда Дом находился под сигнализацией. Это страшно нервировало Цоя, но сделать было ничего нельзя — никак не ускорить. Пришлось ждать лета, а новые песни рвались наружу. А тут у меня всё так нарядно сложилось: в доме уже появилось 38, цифровой ревербератор и драммашина. Я снял со своей электрогитары краску и оставил чистый древесный цвет, даже лаком покрывать не стал. В таком виде она сильно приглянулась Вите, и я отдал её ему.
1985 год принес тёплую, раннюю весну. Я уже освоил драммашину, мы с Юрой быстро запрограммировали ритмы и приступили к записи. Звук очень понравился всем; новая драммашина была слабой, но вносила модную краску. Витя позвал Сашу Титова, и он наложил бас на все песни, буквально за один день. Мы сами не заметили, как альбом был готов. На новое веяние слетелись посмотреть все: «Странные Игры», «Новые Композиторы», Курёхин, «Николай Коперник» и «Джунгли» из Москвы — всем было интересно услышать новый альбом с оригинала. Гребенщиков приехал с грудным Глебом на пузе. Господи, какая малютка! Он терпеливо лежал в гостиной и спал под присмотром моей мамы, пока мы переписывали Гребенщикову альбом. Борис меня очень хвалил. Я был счастлив! Мечта моей жизни обнажила свои очертания.

00_85_eto_ne_2
Весна 1985 — Юрий Каспарян накладывает гитару на «Это не любовь» в домашней студии Алексея Вишни.

***
А. Рыбин «Кино с самого начала и до самого конца», изд-во «Феникс», 2001:

Мысль снова поработать в студии у Вишни возникла у Цоя совершенно спонтанно. В это время «Кино» писало в студии у Тропилло альбом «Ночь», причем делали это по утрам. А когда Тропилло, запарившись, выгонял молодую группу, группа шла к Вишне, который, как я уже говорил, жил в двух шагах от студии «Антроп».
— И у меня они гасились до самого вечера, — говорит Лешка <Алексей Вишня — С.К.>. — До закрытия метро. Только перед самым закрытием уезжали.
— Витя тогда каким-то образом выцыганил у Тропилло гитару — то ли купил, то ли выменял — фирмы «Стар», ужасное такое приспособление чешского производства. Куплена была изначально за сто семьдесят рублей. И «киношники» решили, что отчего бы им не записать параллельно еще один альбом в домашней студии.
Витька сказал, что нельзя терять время, у него есть много песен про любовь, а сейчас как раз весна. И самое время петь об этой самой любви. И фиксировать положительные эмоции.
— Все оперлось на Сашу Титова, — продолжает. Леша. — Он пришел и за один день записал все свои партии. С барабанами. Это было для нас делом неслыханным.
Барабаны программировал Вишня, барабанщик «Кино» Гурьянов иногда захаживал и говорил, как, по его мнению, нужно программировать, но сам кнопок не трогал.
— Машинка тоже была отличная. Она издавала звуки максимально приближенные к кошмару. Бочка была похожа по звуку на опущенный хэт.
— Опущенный — в смысле изнасилованный? — уточняю я.
— Именно. Именно так, — отвечает Вишня. — А хэт был похож на ножницы, стригущие бумагу. Вот Густав и думал, какие доли там ему акцентировать, а какие нет… Но с этим чудовищем мог справиться только я, вот я все и делал. У меня уже был опыт общения с драм-машиной звукорежиссера «Мелодии» Виктора Динова — это была тоже летающая птицефабрика…
— В общем, когда Тит записал болванки, все поняли, что новый альбом должен получиться в умат. Безладовый бас Сашки дал такую струю, которой не то что в Витькиной музыке раньше не было, а вообще в обозримой рок-музыке они еще не слышали. Стенли Кларком они не увлекались…
— Электрогитару мы писали в пульт, а я еще снимал микрофоном цоканье медиатора, и звук получился очень странный. Многим не нравится, а мне кажется, что очень даже…
— И вообще вся работа всем безумно понравилась. Я записал ее на желтый «Basf», что по тем временам было верхом совершенства. А «Кино» — «Ночь» так и лежала у Тропилло, лежала, только месяца через три появилась. Так и получилось, что «Это не любовь» вышел раньше, хотя записан был позже.

.

***
А. Титов:

Группа Кино, моя группа Кино, сильно отличалась от той группы Кино, которой она стала позже. Отличие в том, что моя группа Кино была романтичной, задорной, юношеской питерской группой, музыку которой я слушал, гуляя по городу белыми ночами, в поезде по дороге на Чёрное море, на отдыхе в Крыму. Она- неотьемлемая часть моей юности. Я уверен, что ничего подобного в сегодняшнем Питере существовать уже не может. Это ушло безвозвратно и об этом не стоит жалеть. Период моей группы Кино пришелся на самый пик питерского музыкального взрыва (84-85 и половина 86). В Цоевских песнях того времени больше романтики, чем героизма и призывов. Они были написаны и исполнены с улыбкой, с приколом и желанием понравиться и ВСЕГДА о девчонках, о море, о лете и о том, как он ненавидит зиму.

.

***
А. Титов:

«Это не любовь» — моментальный альбом и этим очень ценный. Там практически все живьем было сыграно, без раскрашивания. Одна накладка — голос.

.

***
А. Тропилло:

Альбом явно на потребу дня, достаточно коммерчески удачный и задающий уровень, который народ готов потреблять сегодня. А это очень важно для успеха. По этому пути они и пошли, по пути коммерциализации. И получился мужественный попс.

.

***
В. Цой, «РОКСИ» №10, 1985:

На «Это — не любовь» мы не возлагали вообще никаких особых надежд. Там собраны некоторые старые вещи: «Весна», например, и песни, предназначенные, так сказать, для внутригруппового использования. Условия студии были таковы, что выбора не было — три гитары и ритм-компьютер, никаких накладок, кроме одной вещи. Вначале это угнетало, но в процессе работы даже стало нравиться, и под конец записи мы, можно сказать, даже к этому стремились, к такому звуку.
Когда я пишу песни типа тех, что вошли в «Это — не любовь», мне очень смешно. По идее мы предназначали этот альбом молодым ребятам, лет под 20, а оказалось, что эту иронию улавливают более взрослые люди. Видимо, для молодежи требуется повышенный драматизм ситуации.

00_85_eto_ne_3
В. Цой в 1985 г.

***
Феликс Аксенцев. День в «Кино», журнал «Родник», N10, 1988 г:

— А как тебе альбом «Это не любовь»? — спрашиваю я.

— Мне нравится. Посмеяться над девушками — это же прекрасно, — говорит Каспарян.

.

***
Из интервью А. Липницкого с Р. Нугмановым, программа «Содержание» на Финам.FM, 22.08.2010:

ЛИПНИЦКИЙ: …если все-таки вернуться к такому странному альбому как «Это не любовь», который не поняли, безусловно, в Ленинградском рок-клубе? Я был на этом концерте, когда были представлены блоком основные песни, и очень была холодная реакция. И, с точки зрения БГ, тогда Виктор и стал думать о том, что песню надо донести до человека. Притом ты заметил, что в этом альбоме большую роль сыграл другой музыкант группы «Кино»?

НУГМАНОВ: Георгий Гурьянов.

ЛИПНИЦКИЙ: Да.

НУГМАНОВ: Это, мне кажется, один из любимых альбомов группы «Кино» у Георгия. Во всяком случае, он неоднократно слушает его.

ЛИПНИЦКИЙ: Да, он, скажем так, может быть, наиболее модный.

НУГМАНОВ: Он очень стильный.

ЛИПНИЦКИЙ: А мы знаем, что главным стилистом и модником в группе «Кино» был все-таки Гурьянов.

.

***
В. Калганов «Виктор Цой» (из серии «ЖЗЛ» — М. Молодая гвардия, 2015):

Решение записать новый альбом у Вишни (не дожидаясь окончания записи альбома «Ночь») пришло к Цою внезапно. Поскольку со студией Тропилло начались проблемы, группе приходилось записывать материал урывками. И Цой, к тому времени сочинивший много песен про любовь, решил их записать отдельным альбомом. Тем более что студия Вишни, располагавшаяся в непосредственной близости от студии Тропилло, была очень удобна.
По воспоминаниям Алексея Вишни, «была весна, самое время петь о любви и фиксировать положительные эмоции».

И вот летом 1985 года, окончательно забросив недоделанный альбом «Ночь», группа собралась на студии Вишни для записи следующего студийника — альбома «Это не любовь».
Юрий Каспарян: «Вите надоела эта рутина с альбомом “Ночь”, и он быстро договорился с Вишней, так мы записали “Это не любовь”…».

Алексей Вишня: «Аппаратура была та же самая, что использовалась Тропилло в работе над альбомами “Электричество” и “Акустика” “Аквариума”. Качество записи выросло заметно, но Виктору больше всего нравилось комфортно записываться в домашних условиях, в тапочках и футболке…»

По воспоминаниям Вишни, он пытался создавать «киношникам», уставшим от вечных напрягов в студии Тропилло, максимально хорошее настроение. Весь материал был записан очень быстро, буквально за пару недель. Поразил всех приглашенный в группу басист Саша Титов, который за один день сыграл партии бас-гитары на все песни.

Юрий Каспарян: «В альбоме “Это нелюбовь” мне нравится, как звучит бас-гитара. Очень хорошо звучит. Мы писали две недели или три этот альбом, а потом приходит Саша Титов после вечеринок, после гастролей “Аквариума”, и за один день прописывает бас на всей пластинке. Это без вопросов…»

Виктор Цой: «Условия студии были таковы, что выбора не было, три гитары и ритм-компьютер, никаких накладок. Вначале меня это угнетало, но в процессе работы даже стало нравиться, и под конец записи мы даже стремились к такому звуку».
«Изначально на “Это не любовь” мы не возлагали вообще никаких особых надежд. Там собраны некоторые старые вещи: “Весна”, например, и песни, предназначенные, так сказать, для внутригруппового использования. Когда я пишу песни типа тех, что вошли в “Это не любовь”, мне очень смешно. По идее мы предназначали этот альбом молодым ребятам, лет под 20, а оказалось, что эту иронию улавливают более взрослые люди. Видимо, для молодежи требуется повышенный драматизм ситуации».

Юрий Каспарян: «Только когда мы записали альбом “Это не любовь”, я понял, что могу кому-то дать послушать несколько треков и похвастаться. Предыдущим материалом я не мог хвастаться. “Это не любовь” — первый альбом, который я мог без зазрения совести показывать, давать послушать, потому что предыдущие очень уж экспериментальные были. Вместо ударных там даже не драм-машина, а такое некое самопальное чудовище, недавно я узнал, что это было устройство группы “Кофе”. У него не было тарелки совсем, и хай-хет звучал, как ножницы. Но поскольку ребята слушали новую современную музыку, они определили саунд этой машинки очень модным. Отсюда, наверное, и пошло, что это модный альбом. Я им очень доволен».

Георгий Гурьянов: «Это модный альбом. Очень. Я согласен. “Это не любовь”, “Ты выглядишь так несовременно рядом со мной”… Шедевральные совершенно вещи, за один день записанные… “Это не любовь” вышел гораздо раньше, чем “Ночь”. И он был гораздо моднее… Я был счастлив и хвастался без зазрения совести, хотя там нет живых барабанов, на этом альбоме. Жалко, конечно, но не было возможности их записать. У нас же не было возможности записывать музыку нормально. Была точка Тропилло, но там нельзя было барабаны записывать, только драм-машину, в квартирке у Вишни тоже невозможно было поставить барабаны…»

Мнения музыкантов «КИНО» чуть-чуть оттеняет мнение Андрея Тропилло, который весьма критически отозвался об альбоме. Неизвестно, говорила ли в Тропилло ревность из-за того, что в студии его ученика Вишни за две недели родился настолько горячий и модный альбом, а в его студии всё еще продолжал лежать несведенным альбом «Ночь», но тем не менее это не помешало ему высказаться.

Андрей Тропимо: «Альбом явно на потребу дня, достаточно коммерчески удачный и задающий уровень, который народ готов потреблять сегодня. А это очень важно для успеха. По этому пути они и пошли, по пути коммерциализации…»

…В окончательный вариант нового альбома «Это не любовь» не вошло пять песен, записанных примерно в то же время, а именно — «Братская любовь», «Разреши мне», «Ты мог бы», «Любовь — это не шутка», «Ты обвела меня вокруг пальца». Все эти песни были изданы позже, после смерти Виктора, в 1992 году по инициативе Марианны Цой на Петербургской студии грамзаписи.

Юрий Каспарян: «Записывались эти песни дома у Леши Вишни перед “Группой крови”… Готовился отдельный альбом, как раз Игорь Тихомиров пришел в группу, там были такие замечательные песни, как “Ты мог быть героем, но не было повода быть” и другие…»

Как вспоминал Вишня, «киношники» пытались записать полноценный альбом, но ничего не получалось. Была идеально записана «Братская любовь», но все остальные более тяжелые песни звучали убого. Вторая «Это не любовь» Цоя уже не устроила бы: зрело настроение «Группы крови», да и достигнутый предел качества звучания был непреодолим и тянул назад. Записывать «КИНО» было сложно, и в довершение ко всему появились проблемы с соседями, которые были весьма недовольны постоянным музицированием и прочими неудобствами.

Алексей Вишня: «Один только невинный топот басиста Игоря Тихомирова пяткой об пол вызывал у соседей страшный ор…»

Георгий Гурьянов: «Это было до “Группы крови”. Мы начали записывать… а потом Витя почесал голову и… Вишня не справился, этот полуготовый альбом был задвинут. Закрыт…»

По воспоминаниям Юрия Каспаряна, к тому моменту у Виктора накопилось много мелодичных, ироничных песен про любовь, замечательные по сути песни. Но, к сожалению, они уже не вязались с героическим амплуа, в котором начала выступать группа «КИНО», и потому Цой оставил их в столе, хотя и были попытки сделать их запись.
Как говорил сам Цой на одном из своих концертов, у него был ряд песен, которые он называл «шлягерами», причем слово «шлягер» означало не то, что сегодня под ним понимают, а веселые, лиричные песни, совершенно простого исполнения. Музыканты «КИНО» вспоминали, что исполнялись эти песни только на вечеринках, в акустическом варианте, но на большой сцене показывать их было невозможно. И вот именно тогда, когда запись этих песен зашла в тупик, у музыкантов «КИНО» возникла идея создания совершенно отдельного бойзбенда, который мог бы исполнять этот набор песен. К сожалению, дальше разговоров дело не пошло и песни так и остались невостребованными.

Юрий Каспарян: «Мы даже всерьез это обсуждали. Но всё так и осталось на уровне разговоров. Поговорили, похихикали…»

Георгий Гурьянов: «Да, идея такая была, потому что мы решили не исполнять лирические песни, поскольку они не соответствовали образу “КИНО”. Тогда и пришла в голову мысль… Тогда это было в порядке вещей — фантомы продюсерские, проекты… Вот мы и придумали бойз-бенд, который исполнял бы эти песни. Мы даже серьезно подыскивали музыкантов, артистов… Естественно, всё закончилось, не начавшись».

.

***
Виталий Калгин «Виктор Цой. Последний герой современного мифа»
(М: Рипол Классик. 2016)

Алексей Вишня:
В «Это не любовь» на барабанах играл я. И программировал. А написано – Густав.

.

***
БГ:

У них был еще один очень интересный период — между «Ночью» и «Группой крови». Потерянный период, когда была написана масса всяких странных вещей, которые, по-моему, так все и пропали. Вот эти песни — «Братская любовь», «Когда твоя девушка больна», что-то еще… Совершенно прелестный период, который в записях почти не отражен.

.

***
В 2012 г. фирма Moroz Records переиздала альбом «Это не любовь» на виниле. (Подробности здесь >>>)

1985 - Кино - Это не любовь - винил

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы «КИНО»

<<< Вернуться на страницу «Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы КИНО по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий