Собаки и люди, часть 1: Адские и священные

sobaki_01

Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»

«Собака составляет самое замечательное, совершенное и полезное
из всех приобретений, которые когда-либо делал человек».
(Ж. Кювье)

«Кошка полна тайны, как зверь; собака проста и наивна, как человек».
(К. Чапек)

«Собака так преданна, что даже не веришь в то,
что человек заслуживает такой любви».
(И. Ильф)

«У собак лишь один недостаток — они верят людям».
(Э. Дж. Финберт)

«Собака на дачном участке копает землю. Копает лопатой.
Соседский барбос смотрит на нее обалдевшим взором.
Собака поворачивается к нему и печально говорит:
— А всё началось с того, что я, дура, научилась приносить тапочки».
(анекдот)

Любой образованный человек знает, что среди окружающего нас животного мира нет существа родственнее обезьяны, умнее дельфина и лучше имитирующего человеческую речь, чем попугай. И тем не менее, в помощники и любимцы наша цивилизация практически единогласно взяла собаку. Потомок злейшего врага наших предков — волка, она стала первой, кого приручил человек, и единственной, кого он удостоил слова «друг». То доверие, преданность и любовь, которые питают собаки по отношению к человеку, вполне сравнимы со своеобразным религиозным чувством.

Амброз Бирс:
«Благоговение — это чувство, испытываемое человеком к Богу и собакой к человеку«.

К. С. Льюис «Страдание»:
 «Человека можно понять лишь в его связи с Богом. Животных можно понять лишь в связи с человеком. …Прирученное животное и есть настоящее, правильное, только оно занимает должное место, только на нем мы вправе основывать свои выводы. …Потому мне и кажется возможным, что некоторые животные обретают бессмертие не сами по себе, а в бессмертии хозяев. Другими словами, человек узнает свою собаку, а собака узнает человека и, узнавши его, БУДЕТ СОБОЙ».

sobaki_02

 Человек и его лохматый друг идут рука об руку (точнее, «об холку») около 20 тысяч лет: охотясь, воюя, выпасая стада, да и просто прогуливаясь. Собака приняла участие практически во всех сферах человеческой деятельности: она работала сторожем, спасателем, охранником, поводырем, была подопытным материалом, открывала полюса и завоевывала космос. Недаром фантаст К. Саймак в своей повести «Город» сделал наследниками выродившейся человеческой цивилизации именно собак.
Вспомним же о некоторых героических и трогательных страницах собачьей истории.

Псы преисподней

 В мифологии, как и в жизни, самыми востребованными собачьими профессиями оказались профессии стража, сопроводителя и преследователя. Сторожить собак обычно ставили на очень ответственный, хотя и мрачноватый пост — прямо у входа в загробный мир.

Р. Желязны «Созданья света, созданья тьмы»:
 «— Приветствую тебя, Анубис, Господин Дома Мертвых!
Анубис слегка наклоняет свою черную морду с белыми клыками. Красная молния — его язык высовывается вперед и опять исчезает во рту.
— Слушайте, те что мертвы, — говорит он. — Сегодня вы будете развлекаться к моему удовольствию. Пища и вино пройдут между вашими мертвыми губами, хотя вы и не почувствуете их вкуса. Ваши мертвые желудки удержат все это внутри вас, а ваши мертвые ноги будут танцевать…».

sobaki_03
Анубис в образе собаки. Статуэтка из гробницы Тутанхамона

 Самые большие полномочия по загробным делам обычно возлагались на Анубиса — египетского бога с телом человека и головой дикой собаки (вариант — шакала). Он был фактически «завхозом» царства мертвых. Именно Анубис следил за исполнением всех погребальных ритуалов (особенно — бальзамирования), после чего сопровождал душу покойника на суд Осириса. К посмертному существованию древние египтяне относились более чем серьезно, поэтому и родственников Анубиса уважали. Смерть домашней собаки была настоящим горем, домашних любимцев бальзамировали, а на могилах ставили  надгробия с эпитафиями. Сами хозяева объявляли траур и в знак этого брили головы и постились. Что делали с убийцами собак, мы пояснять не будем…

sobaki_04  sobaki_05
Слева — Анубис с мумией. Справа — Анубис взвешивает души умерших.

Данте «Божественная Комедия»:

«…Трехзевый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной.

Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в черной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвет.
А те под ливнем воют, словно суки;
Прикрыть стараясь верхним нижний бок,
Ворочаются в исступленье муки…».

sobaki_07

 Древнегреческому псу Керберу (Церберу) повезло меньше. Он был просто свирепым сторожем загробного царства Аида, работающим по принципу: «Всех пускать, никого не выпускать». Вид Кербер имел соответствующий: три клыкастых головы в гриве извивающихся змей, а на хвосте для подстраховки — голова дракона.

sobaki_06
Геракл, Кербер и богиня Геката.

Впрочем, находились способы совладать и с таким страшилищем. Так, Геракл, как и положено атлету, захватил рукой сразу три головы и душил до тех пор, пока пес не присмирел.

sobaki_51
Геракл и Кербер.

Царь Эней, как положено политику, действовал хитростью. Взял в помощь колдунью-сибиллу, а та уже скормила песику лепешку… со снотворным. Ну, а Орфей, как и положено интеллигенту, зачаровал Кербера своей игрой на кифаре. Кстати, этот мотив использовала и Д. К. Ролинг в своем «Гарри Поттере», где прототипом Кербера выступал пес Пушок.

sobaki_08
Кадр из к-ф «Гарри Поттер и философский камень».

«Старшая Эдда» — «Прорицание вёльвы»:
«Гарм лает громко
у Гнипахеллира,
привязь не выдержит
вырвется Жадный».

В. Брюсов «Битва азов»:
«…Будет лаять Гарум пред священным входом,
Но в лесу железном будет вторить хохот,
И Фенрир промчится, волк с кровавым глазом,
По гранитной лестнице в чертоги азов…».

Еще один демонический пес — Гарм — по древнескандинавским преданиям, прикован у входа в загробное царство Хель. Прикован он не зря, ибо характер у Гарма прескверный. Так и злобствует он во тьме, питаясь мясом мертвецов. Но наступит момент и он вырвется. Именно лай Гарма станет своеобразной увертюрой и сигналом к последней битве богов-асов и концу света. В схватке погибнут практически все — в частности, бог Тюр и Гарм убьют друг друга.

sobaki_09
Гарм у входа в Хель.

В. Пелевин «Generaton «П»:
 «— …среди этих богов был такой хромой пес П…ц с пятью лапами… По преданию, он спит где-то в снегах, и пока он спит, жизнь идет более-менее нормально. А когда он просыпается, он наступает. И поэтому у нас земля не родит, Ельцин президент и так далее… Если пользоваться твоей терминологией, мы следим, чтобы П…ц не проснулся и не наступил, это ты правильно понял. Я думаю, ты понимаешь, что в России на нас лежит особая ответственность. Пес спит именно здесь.
— А где именно?
— Повсюду, — ответил Фарсейкин. — Когда говорят, что он спит в снегах, — это метафора. А то, что несколько раз в этом веке он  почти просыпался, — уже нет».

Проклятье рода Баскервилей

«Много есть свидетельств о собаке Баскервилей, но, будучи
прямым потомком Гуго Баскервиля и будучи наслышан о сей собаке
от отца своего, а он — от моего деда, я положил себе записать
сию историю, в подлинности коей не может быть сомнений…».
(А. Конан Дойл «Собака Баскервилей»)

 История самой знаменитой «литературной» собаки ХХ века родилась в 1901 году, когда два английских джентльмена — писатель Артур Конан Дойл и его приятель журналист Флетчер Робинсон — отправились в графство Норфолк отдохнуть и поиграть в гольф. К этому времени Конан Дойл уже распростился с Шерлоком Холмсом, «скинув» гениального сыщика на дно Рейхенбахского водопада, и подыскивал тему пооригинальнее. Тут-то Робинсон и поведал другу легенду о Black Shuck — Черном Дьяволе — призраке гигантского пса, преследующем потомков древнего рода.

sobaki_10

 Стоит сказать, что подобные легенды были весьма популярны в разных регионах Англии. В них, как в призме, сконцентрировались все самые жуткие поверья о собаках. Здесь и черный дьявольский цвет, и огромные горящие глаза, и зловещий вой, предвещающий смерть, и умение появляться из ниоткуда и растворяться в воздухе.

И. В. Гете «Фауст»:
«— Заметил, черный пес бежит по пашне?
— Давно заметил. Что же из того?
— Кто он? Ты в нем не видишь ничего?
— Обыкновенный пудель, пес лохматый,
Своих хозяев ищет по следам
— Кругами, сокращая их охваты,
Все ближе подбирается он к нам.
И, если я не ошибаюсь, пламя
За ним змеится по земле полян».

sobaki_11
Рис. к «Фаусту».

Х. К. Андерсен «Огниво»:
 «Затем солдат пошел в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две Круглые башни и вертелись точно колеса».

М. Твен «Приключения Тома Сойера»:
 «Вдруг невдалеке за стеной, всего в каких-нибудь десяти шагах, уныло и протяжно завыла собака. Мальчики в безумном ужасе прижались друг к другу.
…— Смотри, Том, смотри поскорее: на кого она воет?
— Должно быть, на нас обоих, Гек…
— Ох, Том, мы пропали! Уж я знаю, куда попаду. Я был такой грешник, такой скверный мальчишка…
— А я? Так мне и надо! Вот что значит не ходить в школу и делать чего не велят…».

 Встречался Черный Дьявол обычно на пустынных дорогах, кладбищах, болотах и прочих невеселых местах. А в 1577 г. даже, по слухам, совершил набег на церковь прямо в разгар службы. Чудовище пробежало сквозь толпу, сожгло в пепел двух задетых прихожан и само исчезло во вспышке яркого света.
Однако Конан Дойлу оказалась более близким другое предание, которое было популярно в Девоншире. В нем повествовалось о Ричарде Кейбле, который имел дурную привычку похищать и пленять в своем поместье Брук-Мэнор молодых девиц. Вскоре за негодяем пришли… Стая жутких псов гнала его по холмам и болотам, пока тот не упал замертво (вариант — был разорван на куски).

 Неровно дышащий к мистике Конан Дойл тут же ухватился за этот замечательный сюжет. В письме к матери он взволновано писал:

«Тут в Норфолке со мной Флетчер Робинсон, и мы собираемся вместе сделать небольшую книжицу под названием «Собака Баскервилей» — такую, что у читателя волосы дыбом встанут».

 По мере того, как вырисовывался сюжет, писателю все больше и больше был необходим герой с сильным характером. Изобретать велосипед Конан Дойл не захотел и… Шерлок Холмс «восстал» из водопада, чтобы бороться с исчадием ада. «…То, что я убил Холмса, вовсе не значит, что я о нем не стану больше писать», — оправдывался писатель. Тем более, что по хронологии дело «собаки Баскервилей» проходило раньше смертельной схватки с профессором Мориарти. Правда, вместе с Холмсом о мистике пришлось забыть.

А. Конан Дойл «Собака Баскервилей»:
 «Холмс пожал плечами.
— До сих пор моя сыскная деятельность протекала а пределах этого мира, — сказал он. — Я борюсь со злом по мере своих скромных сил и возможностей, но восставать против самого прародителя зла будет, пожалуй, чересчур самонадеянно с моей стороны».

sobaki_12
«Гуго Баскервиль проскакал мимо меня на вороной кобыле, а за ним молча гналась собака, и не дай мне Боже увидеть когда-нибудь такое исчадие ада у себя за спиной!».

В результате появился потрясающий сюжет, где рациональная основа искусно была окутана «готически-мистической» атмосферой древнего замка, торфяных болот и жутких преданий. Этот эффект сделал «Собаку Баскервилей» самым знаменитым из всех произведений Конан Дойла о Холмсе… да что там!… самым знаменитым его произведением! Хотел он того или нет.

sobaki_13
«Это была собака, огромная, черная как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по  морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. …Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь — поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу».

Кстати…
Раздутый шум насчет того, что Конан Дойл по сути похитил сюжет у Робинсона, можно считать неуместным. Да, первоначальную идею о собаке подкинул Робинсон, но все остальное — детали сюжета, а также стиль, язык и герои — несомненно принадлежат Конан Дойлу.

Священные и нечистые

«Мой пес Мальчик живет как Сара Бернар. А я живу как собака».
(Ф.Раневская)

 Как это ни печально, во многих религиях преобладает уничижительное отношение к собаке. Именно уничижительное, а не отрицательное. Собаку считают даже не дьявольским порождением, а просто «нечистой тварью».
Пролистайте Библию. Во всем тексте вы обнаружите сплошь и рядом презрение к другу человека. Оскорбление «мертвый пес» в иудаизме одно из самых распространенных. Подобное отношение отразилось и в текстах Нового Завета.

«Не давайте святыни псам…» (Мат. 7, 6)

 «А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
(Мат. 15, 25–26)

 «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину… (в древности была стойкая уверенность, что собаки обязательно съедают извергнутое – С.К.)»
(Пет. 2, 22)

 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду».
(Отк. 22, 14–15)

 Правда, в отличие от иудеев, которые никогда не занимались охотой, христиане-европейцы к собаке относились вполне благожелательно, а рыцари обожали помещать изображения псов на своих гербах и щитах.

sobaki_15
Хотя Гомер и называет собаку «бесстыдной», именно в его «Одиссее» приведен один из ярчайших примеров собачьей верности. Именно старый пес — единственный, кто узнает вернувшегося на Итаку и преображенного в старца Одиссея.
Античные легенды знают и другие примеры. Так Ликий, пес Язона, после гибели хозяина перестал принимать пищу, и умер от истощения, а пес царя Лисимаха вспрыгнул на костер, желая сгореть вместе с прахом хозяина.

 Вот где собаке действительно не повезло, так это в мусульманских странах. Ангелы никогда не войдут в дом, если там собака, считают мусульмане и терпят ее только в качестве сторожа. Это животное считается настолько «нечистым», что человека оскверняет даже прикосновение к нему. А если такая беда случилась, надо совершать очищающие ритуалы. В Иране был случай, когда, чтобы доставить пса к ветеринарам ему обмотали ноги целофаном. Мало того, перед священным месяцем Рамадан многие иранцы приносят своих собак на усыпление. Это особенно странно, учитывая то, что в самом «Коране» нет никаких запретов на этот счет. Некоторые ученые считают, что неприязнь к собаке мусульмане стали культивировать, чтобы насолить своим конкурентам — зороастрийцам.

И действительно, религия зороастризма долгое время процветала именно на месте современного Ирана — в Персии. У парсов (последователей зороастризма) к собаке относились не просто с уважением, а с настоящим священным трепетом. Она — символ честности и неподкупности, второе по святости существо после человека.

sobaki_14
Сэнмурв (Семарг) — одно из почитаемых мифологических существ в Персии —имеет голову собаки, чешую и крылья птицы. По легендам оно охраняет «Древо Семян». Бог с похожим обликом и функциями встречался и у славян — звали его Семаргл (Симаргл).

«Видевдат»:
 «О Создатель плотского мира, праведный! Где вторая из этой земли наибезрадостнейшая? — И сказал Ахура Мазда: Где больше всего останков закопано мертвых собак и мертвых людей…
…Кто убьет собаку из стерегущих скот, стерегущих дом, охотничьих и обученных, душа того с большим криком и большим воем отойдет к будущей жизни, чем мог бы волк вопить, попав в глубочайшую западню.
…Никакая другая душа не поддержит его душу в смерти криком и воем; ни одна из двух собак, стерегущих мост (Чинват), не поддержит ее в смерти криком и воем».

 Присутствие собаки не только не оскверняет, наоборот — очищает. Когда человек умирает, парсы обязательно свершают обряд «саг-дид» («собачий взгляд»): подводят к отходящему в мир иной собаку и заставляют заглянуть в лицо. Считается, что взгляд пса отгоняет злых демонов, в том числе и демонов трупного разложения.

 Впрочем, и у мусульман с иудеями отношение к собакам не всегда было однозначным. Своим любимым борзым псам турки сделали попущение, и даже придумали легенду, по которой царь Соломон особо отметил эту породу за услуги: она достала для царя нерадивого ежа из норки, для чего царь сделал ее морду заостренной. Как писал А. Чайковский (не композитор), записавший легенду в XIX в.:

«В этом собственно и следует искать причины особенной любви их к борзым собакам; по крайней мере, этим объясняют и извиняют ту терпимость, с которой они относятся к присутствию борзых в своих комнатах, несмотря на то, что борзая принадлежит все-таки же к зоологическому виду собак, а всякая собака вообще считается у них нечистой… Так, например, вычистив скребницей свою лошадь, потрепав и погладив ее, мусульманин может идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает, так как он не утрачивает при этом своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами, считающимися нечистыми по правилам магометанской религии. То же самое и относительно борзой собаки: лаская и гладя ее, правоверный не теряет чистоты своей и после этого может прямо сесть на маленький коврик, на котором мусульманин читает свои молитвы».

 Впрочем, и иудейский Экклезиаст тоже считал, что живая собака лучше мертвого льва.

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1 2005 (декабрь)

 

Собаки и люди, часть 2: Там, где зарыта «собака»… (занимательная лингвистика)

Собаки и люди, часть 3: Спасатели и жертвы

Собаки и люди, часть 4: Как собаки полюса открывали (одна страшная история)

Собаки и люди, часть 5: Как собаки в космос летали