Самое настоящее свинство

svin_01
«…Но всего милее Татеньке
Не котенок полосатенький,
Не утенок,
Не цыпленок,
А курносый поросенок».
(К. Чуковский)

Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»

«— Для свиней они ведут себя прилично, — заметил Бут, когда компания
направилась к стогу. А вот некоторые люди порой держатся по-свински.
— Хорошо, что они не пригласили нас в дом, — сказал Капитан Штурм. —
Я человек негордый, но общаться со свиньями — это уж слишком!»
(Ф. Баум «Железный Дровосек из Страны Оз»)

 «Горожане в деревне:
— Папа, а кто это?
— Это свинья, сынок.
— А что она такого плохого сделала?»
(анекдот)

 «Какое сказочное свинство!», возмущенно восклицает Мачеха из фильма «Золушка». «Ну и насвинячили!», ворчит уборщица в школе. «Куда ты лезешь со свиным рылом в калашный ряд!», одергивают зарвавшегося человека. «Гусь свинье не товарищ!»,  надменно заявляет сноб, конечно, подразумевая, что данная птица не в пример «аристократичнее» курносой хрюшки.
Понятно, что попадая в культурное поле, животное неизменно очеловечивается, и его нормальные биологические особенности здесь подвергаются в лучшем случае осмеянию, в худшем — осуждению.

svin_16

 Но почему же тогда не говорят «Умный, как свинья», «Ласковый, как свинья», даже «Симпатичный, как свинья» — ведь этими достоинствами природа нашу героиню также не обделила?
Так что давайте внимательно присмотримся к этому, часто оболганному, животному, которому мы, кстати, многим обязаны.


Портрет дикого предка

«Вот кабан.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!»
(Б. Заходер)

 Когда меня в детстве спрашивали, в какой год по восточному календарю я родился, я гордо отвечал: «В год Кабана». И хотя на кабана автор этой статьи не был похож ни тогда, ни сейчас, этот вариант был гораздо предпочтительнее. Ведь оскорбить дикого предка свиньи в глаза смельчаков найдется немного, ну разве что у них имеется свора бультерьеров и ружьишко в придачу.

 Второе название кабана — вепрь — достаточно красноречиво, ибо происходит от слова «свирепый». Европейские народы вепря уважали, он был настоящим тотемом воинов — символом бесстрашия, боевой мощи и ярости.

svin_02

Уже гомеровские греки украшали его изображением свои шлемы, а одним из двенадцати подвигов «качка» Геракла была поимка (живьем!) Эриманфского вепря.

svin_03
В древнегреческих мифах, кабан, насланный ревнивой Артемидой, растерзал прекрасного Адониса.

На чудесном кабане Гуллинбурсти (по-нашему — «золотая щетинка», как мило!) скакал сам скандинавский бог Фрейр. А в небесном рае Вальхалле павшие воины питались вепрем, который после съедения вновь становился как новенький! Профилем кабана украшали свои гербы многие средневековые рыцари, даже свой излюбленный боевой порядок прозвали «кабаньей головой» (это потом древнерусские летописцы «опустили» его до «свиньи»).

svin_04

На Востоке вепрь отличился как третья аватара (воплощение) Вишну. В этом образе индуистский бог убил асура (демона) Хираньякшу, который утопил в океане землю, а саму землю Вараха поднял со дна на своих клыках.

svin_05

 Вид у кабана действительно внушительный — огромная клинообразная голова, мощное коренастое сжатое с боков туловище, прочная кожа и щетина на холке. Плюс еще относительно стройные ноги — в общем, с домашней свиньей не спутаешь. Внешность кабана ясно говорит, что большую часть своей жизни он «пашет» лесную подстилку и способен продираться сквозь самые непроходимые дебри. Позади туловища нашего героя не забавная крючкообразная загогулина, а полноценный хвост, служащий, как и у кошки, своеобразным индикатором настроения. Если все спокойно — он телепается из стороны в сторону, почудилось что-то не то — хвост замирает, ну, а перед тем, как кабан пустится в бегство — взлетает вверх.

svin_06

Кстати, удирает вепрь достаточно резво, может при этом совершать внушительные прыжки (до 4,5 м — в длину и до 1,5 м — в высоту) и легко переплывает реки.

svin_07

 Однако иногда наш герой побегу предпочитает бой — обычно на это идут самки, защищающие поросят, или раненые самцы-секачи. В критическом состоянии секач теряет всякое чувство предосторожности, и пока жив будет пытаться убить вас. Убивать он вас будет в основном своими клыками, которые растут всю жизнь и достигают до 10 см в длину. Охотники больше всего боятся трех-четырехлетних кабанов, клыки которых еще не загнулись. Кстати, старых кабанов с загнутыми клыками так и называют — «заворотни».

Плохо также, если под кожей у вепря окажется калкан — такая защитная оболочка из хрящеобразного сала. Образуется калкан обычно во время гона, когда секачи ожесточенно дерутся за самок (такой  себе предусмотрительный жест природы). Когда оружие было похуже, охотники утверждали, что иногда и пули от таких боков отскакивали. Как говорится, «Что нам — кабанам!».

svin_29

 Есть у нападающего кабана и недостатки. При превосходном обонянии (о нем речь позже) у него никудышнее зрение и короткая неповоротливая шея (поэтому разворачиваться приходится всем телом). Ну и по деревьям кабан, слава Богу, не лазает.

Анекдот:
 «Пошел мужик на охоту. Увидел дикого кабана. Прицелился из двух стволов сразу — ба-бах, ба-бах!!! Думает: «Попал или не попал?». Дым развеялся. Кабан подходит: — «Ну, ты мужик и попал…».

svin_08
Поросята-кабанята имеют полосатую окраску (для маскировки) и внушительную мамашу (для защиты).


Безграничный рацион

«Сыта свинья, а всё жрёт».
«Бог не выдаст — свинья не съест».
(народная мудрость)

 О всеядности свиньи наслышаны все. Но немногие знают, что когда-то на заре эры млекопитающих, существовала интересная группа зверей — кондилатры — эдакая смесь хищника и травоядного с весьма широким рационом. Впоследствии из этой ветви произойдут непримиримые ныне враги — хищники и копытные.

svin_09
Реконструкция энтелонодона — древних родственников свиней.

И хотя свинья по всем признакам — копытное (а точнее, парнокопытное), она не настолько специализирована, как хорошо известные нам коровы или бараны. Желудок у нее простой, поэтому не способен обрабатывать растительную пищу с таким высоким КПД, как четырехкамерный желудок коровы (там вообще процесс сложный: съел — отрыгнул — пожевал — снова съел). Вот и приходится нежвачным кабанам и свиньям периодически переходить на белковую диету.

 Как уже писалось выше, свиньи и кабаны преимущественно «почвенники». Если бы не прожорливость, то их бы давно использовали вместо плуга, ведь за сутки стадо из 5-7 кабанов способно перелопатить картофельное поле в 300 квадратных метров! А так приходится даже кольцо в нос вдевать… Кабану кольцо не вденешь, вот и ест он, что под пятачок попадется. Поэтому в его прожорливую пасть кроме плодов, ягод и корневищ попадаются черви, лягушки, ящерицы, моллюски, упавшие птенцы и всяческая падаль. Зимой кабаны, подобно лисам, успешно «мышкуют», поедая всяких мелких грызунов. Ну а если отыщут «хатку» ондатры, то сожрут ее вместе с хозяйкой. Зубы у свиней достаточно крепкие, чтобы разгрызть и орехи, и кости…

svin_30

 Из-за подобной всеядности свиньи попадали даже под уголовный кодекс! Помните, как для нагнетания ужасов в голливудских фильмах (например, «Большой куш» или «Молчание ягнят — 2») часто изображают, как злодеи натравливают на людей стадо голодных свиней?

В. Хлебников «Погонщик скота, сожранный им»:
«…Потянул погонщик дверь.
Сорок боровов взвизгнуло,
Взором бело-красных глаз
И священного разгула
Тень в их лицах пронеслась.
Сорок боровов взвизгнуло,
Возглашая: смерть надежде!
Точно ветер дуя в дуло,
Точно ветер тихий прежде.
…И к задумчивому вою
Примешался голос страсти:
Тело пастыря живое
Будет порвано на части».

Так вот, судебная практика средних веков действительно сталкивалась со случаями, когда беспризорно бродящие свиньи заходили в открытые дома и пожирали беспомощных младенцев. Да-да, свиней-преступниц судили, соблюдая все положенные процедуры — опрос свидетелей, обсуждение, пытки, вынесение приговора и казнь. Вот текст одного из приговоров:

«Имея в виду, что по обстоятельствам дела, вытекающим из процесса, возбужденного прокурором, трехмесячным поросенком причинена смерть ребенку по имени Жиль, имевшему от роду полтора года; принимая во внимание данные следствия, произведенного прокурором; осмотрев и выслушав всё, что касается указанного поросенка и обстоятельств дела, — мы присудили его к казни чрез повешение».

svin_10
Казнь свиньи, одетой в человеческое платье.

 Истории известно как минимум 20 «свиных процессов», проходивших во Франции. Так, в 1386 г. свинью судили за то, что она разорвала ребенку лицо и ногу. Приговоренную «преступницу» одели в человеческое платье, и, следуя принципу «око за око», ей наносили те же раны, пока палач душил ее веревкой. Известен также отчет 1457 г., из которого видно, что на содержание и казнь свиньи тратилось столько же, сколько и на казнь обычного преступника. В документе так и записали «1) на содержание свиньи в заключении — 6 су; 2) на вознаграждение палача, прибывшего из Парижа, — 54 су; 3) за телегу, на которой свинью везли к казни, — 6 су; 4) за веревку, которой ее связали, — 2 су. Итого — 68 су». Серьезность подхода к суду над животными в Средние века подтверждает и процесс 1457 года, когда свинью-убийцу казнили, а ее поросят оправдали, мотивируя это тем, что их «участие в преступлении не могло быть установлено с достоверностью«.

 Причин подобного отношения к провинностям тварей бессловесных называют много: и представление о равенстве всех существ перед Божьим судом, и желание призвать их хозяев к ответственности. Так, при осуждении свиньи в 1572 г. судьи объяснили приговор желанием «поощрять людей к бдительному присмотру за животными».

 Также широко известно то, что голодная свинья иногда способна сожрать даже собственный приплод. Например, в Древнем Египте свинья, поедающая своих поросят, стала символом богини неба Нут, дети которой — звезды — исчезают утром, а вечером рождаются снова. Об этой пагубной склонности свиньи свидетельствует и множество крылатых выражений. Например, писатель Джеймс Джойс сказал о неблагодарной родине: «Ирландия, как свинья, пожирает своих детей». Ему практически в том же контексте вторил в своей песне «500» Борис Гребенщиков: «Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей».


Свинья и грязь

«Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав,
возвратиться назад от преданной ими святой заповеди. Но с ними
случается по верной пословице: пес возвращается на свою
блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи».
(«Второе послание апостола Петра», 2:21-22)

«Свинья везде грязь найдет».
«Наряди свинью в серьги, а она — в навоз».
«Где прошла свинья, там об угол и почесалась».
(народная мудрость)

«Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, —
ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы…
…Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
Вырастет из сына свин,
Если сын — свиненок».
(В. Маяковский)

 Приверженность свиней валяться в лужах всегда производила на людей отталкивающее впечатление. Вид валяющихся в грязи алкашей и породил выражение «пьяный, как свинья».  Однако для самих свиней такое поведение (как и привычка тереться об заборы) — не свидетельство нечистоплотности, а наоборот — исключительно гигиеническая процедура.

svin_11

Дело в том, что на теле этих животных фактически нет потовых желез. И то, что вредно «для ребячьей кожицы», для кожицы свинячей — жизненная необходимость. Таким образом достигается необходимое увлажнение и охлаждение. В местах обитания диких кабанов обязательно есть «купальни» — ямы, заполненные водой. Если же таковых не наблюдается, сойдет любое влажное место, пусть даже грязь.
В остальном свиньи — вполне чистоплотные животные. Если размеры вольера позволяют, хрюшка ни за что не ляжет в отходы или отбросы.  А при наличии чистых мест для купания, о грязи даже и не помыслит. Недаром же чистеньких розовых поросят нередко сравнивают с младенцами в самом, что ни на есть, положительном смысле.

svin_12

 Но не дай вам Бог (даже самым ласковым тоном) назвать «поросеночком» ребенка правоверного иудея или мусульманина. Это страшное оскорбление! И в иудаизме, и в исламе свинья — животное нечистое. Мясо свиньи евреи называют трефным (запретным) в противовес кошерному. По строгим иудейским предписаниям кошерное животное должно отрыгивать жвачку и иметь раздвоенное копыто. Свинья, как видите, проигрывает по одной из статей.

 Недаром в притче о блудном сыне глубина его нравственного падения усиливается тем, что ему пришлось в чужих краях наниматься на презренную для еврея работу — пасти свиней. Для Христа свиньи также символ нечистого — возьмем хотя бы его выражение «не мечите жемчуг перед свиньями» или переселение бесов из тела одержимого в стадо свиней, тут же бросившееся с обрыва. Исследователи до сих пор спорят, чье это могло быть стадо. Одни говорят, что скорее всего это стадо иноверцев-язычников. Другие утверждают, что это было стадо, разводимое исключительно для продажи оккупантам-римлянам.

 В 1962 году в Израиле даже был издан закон, запрещающий разведение свиней в местах проживания иудеев и мусульман. Но… бизнес есть бизнес, и некоторые кибуцы (израильские коммуны) трефную животинку таки разводили, на продажу, конечно. При этом были использованы воистину фарисейские хитрости. Например, чтобы свиньи не попирали ногами Святую землю, сооружались специальные деревянные помосты на 10-20 см над этой самой землей. А в бухгалтерских книгах хрюшек именовали то овцами, то коровами.

 Если раньше «нечистую» свинину производили только на продажу, то сейчас в Израиле есть уже сотни некошерных ресторанов. Правоверные иудеи, естественно, этим возмущены и связывают рост числа «свиноедов» с эмигрантами, которых сегодня мало волнует святость той земли, куда они едут.

svin_13

 Мусульмане в отношении свиней настроены еще более радикально. По шариату свиней нельзя не только есть, но и разводить на продажу. В своде законов ханифитского толка ортодоксального ислама сказано: «Продажа свинины незаконна. Пророк запретил употребление ее в пищу. Он запретил и продажу ее, или покупку съестного на вырученные за нее деньги. Свинья не составляет имущества мусульман». Мало того — даже прикосновение к свинье может осквернить мусульманина.

Такой неприязнью нередко пользовались другие. Например, в XIV веке венецианцы выкрали у турок ковчег с мощами евангелиста Марка и вывезли, спрятав реликвию среди свиных туш. А бойцы еврейских отрядов «Хагана» в 1930–40-х годах заворачивали убитых арабов в свиные шкуры, лишая таким образом своих врагов шанса попасть в рай.
В прессе даже проскакивали известия, что израильской полиции предлагали развесить в салоне автобусов пакеты со свиным салом для отпугивания арабских террористов. А раввин Моше Фишер даже вынес постановление о кошерности данной превентивной меры, исходя из религиозного принципа «пикуах нефеш» — заповеди, в соответствии с которой ради спасения жизни людей отменяются все остальные религиозные установки. О дальнейшей судьбе этой антитеррористической акции мне узнать ничего не удалось.

Свиньи служат постоянной причиной раздоров и в Индонезии, где 80% населения исповедуют ислам. Так на острове Калимантан постоянно происходят массовые миграции диких бородатых свиней. Местные аборигены — язычники даяки — подстерегают их во время переправы через реку и колют копьями. И вот в 1954 г., живущие ниже по течению мусульмане объявили даякам настоящую войну за то, что те оскверняют воду. Да и не так давно, в 2004 г., в той же Индонезии группа вооруженных мусульман при полном невмешательстве местной полиции атаковала несколько христианских свиноферм в провинции Сулавеси, зарубив 20 свиней. Исламский лидер Абдул Хазис заявил: «Свинофермы дурно пахнут, и это оскорбительно, особенно в священный месяц Рамадан».

 Ну и совсем недавно назад в Турции отменили показ диснеевского сериала про Винни-Пуха. Причиной этого стал ни в чем неповинный Пятачок, который, при всем его очаровании, все же является в глазах мусульманина нечистой свиньей.

 Насчет того, откуда пошли традиции неприятия свинины существует несколько гипотез.
1) Свинья — символ земледельцев, а иудеи и арабы изначально были кочевниками-скотоводами. Недаром в Библии злой брат Каин — пахарь, а добрый Авель — скотовод.
2) Мясо свиней жирное, тяжелое, богатое холестерином, да и в засушливых жарких районах очень быстро портится.
3) Через мясо свиньи легко заразиться трихинеллезом (разновидностью глистного заболевания). Некоторые исследователи предполагают, что именно эта болезнь (а не Сальери) свела в могилу Моцарта после того, как он отведал свиных отбивных (об этом упоминается в письмах композитора незадолго до того, как его сразил смертельный недуг).


Свинья-кормилица

«— Иногда приходится жалеть, что твой друг не был большой
свиньей, — вздыхал голодный Винни-Пух, обжаривая Пятачка на костре».
(анекдот)

 Впрочем, ни одна из приведенных выше причин не помешала большинству народонаселения Земли принять свинью с распростертыми объятиями. Мало того, хрюшка стала вторым одомашненным животным после верного друга — собаки (считают, что это произошло около 8 тысяч лет назад).
Достоинств у свиньи хватало: она неприхотлива в еде, не требует особого ухода и отличается завидной «скороспелостью». За один опрос самка способна принести до 10–12 поросят, которые через год-полтора сами готовы давать потомство. При этом беременность длится всего четыре месяца. Недаром в Китае и Корее свинья — символ мужской силы, благополучия, богатства и удачи. Кореец, увидевший во сне свинью, тут же бежит покупать лотерейный билет. В Западной Европе свинья тоже символизировала накопительство. Недаром хрюша послужила «натурщицей» первых копилок.

svin_14

 Самый древний из сохранившихся рецептов приготовления свинины пришел к нам из Китая и датируется 500 годом до н. э. Суть его в том, что берется молочный поросенок, начиняется финиками, обмазывается смесью соломы с глиной и запекается в углях. А вот как звучит римский рецепт II века по копчению и солению свинины: «Мясо следует присыпать солью и оставить в таком виде на 17 дней, затем повесить проветриться на два дня, обмазать маслом и уксусом и коптить в течение двух дней». Некоторые римские гурманы даже советовали поить свиней вином, утверждая, что мясо становится от этого вкуснее.

svin_15

 Ну а в Средние века свинина была по сути единственным мясом, доступным для простых крестьян. Так как кормить свиней в зимнее время было трудно (самим не хватало), возникла традиция забивать их в конце года. В дело шло всё: вытапливалось сало, из крови делалась колбаса, из ног и головы — холодец, остальное — коптилось и солилось. Забой свиней превращался в настоящий праздник — это был всплеск простонародной радости вопреки трудностям зимы. Именно свиная солонина вместе с сушеными зернами и бобами помогала крестьянам пережить суровую пору.

Вот как изображается забой свиней в стихотворении Эмиля Верхарна:

«Стада больших свиней  — и самки и самцы —
Угрюмым хрюканьем переполняли поле;
Толпились на дворе и бегали по воле,
Тряся молочные, отвислые сосцы.

И близ помойных ям, лучами озаренных,
В навозной жижице барахтались, толпясь;
Мочились, хвост завив, уставив ноги в грязь;
И лоснился узор щетин их очервленных!

Но подходил ноябрь. Их убивали. Ах,
Какой был славный жир в их грузных животах!
Из их больших задов само сочилось сало.

И шкуру их скребли, потом палили их,
И пламя тех костров, посмертных, гробовых,
Всему селению веселье возвещало».

В то время как на Западе господствовали преимущественно мясные породы с мощными окороками, на Востоке упор делался на скороспелые сальные породы. В XVIII веке европейские и азиатские ветви стали скрещивать. После того, как растительное масло потеснило животный жир, упор снова стал делаться на мясные породы. Кстати, в Книге Рекордов Гиннеса самой крупной свиньей признан британский хряк глостерской породы Олд Слот, выращенный Джозефом Лоутоном из Эстбери. Животное весило 6 395 кг, имело в холке 1,43 м, а его длина составляла 2,94 м.

Анекдот:
«На собрании выходит председатель колхоза и грозно так говорит:
— Я в последний раз спрашиваю, кто у нас кормит свиней «Гербалайфом»?»

 В Украине свинья, а точнее производимое от нее сало, давно претендует на роль неофициального символа и национального «наркотика». Поэтому вы наверное удивитесь, что по поголовью свиней Украина сегодня занимает лишь 23-е место в мире (8 млн. голов). А первое принадлежит крохотной Дании (20 млн. голов). При этом мы значительно превосходим родину Андерсена в народонаселении. В той же Дании поставили в 1941 г. и первый памятник свинье с поросятами. Тут уж и мы решили не отставать. Так, весной 2000 года первый украинский памятник хрюшке был открыт в городе Ромны Сумской области, а 1 апреля там объявили городским Днем Сала. А потом уже памятники свинье появились и в других украинских городах.

svin_17
Памятник свинье в датском городе Орхус.

 svin_18
Памятник свинье в украинских Ромнах.

svin_19
Памятник свинье в Полтаве с надписью — «Вечной кормилице украинского народа».

 Но где уж действительно безумно любят свиней, так это в Новой Гвинее. Там они фактически такие же любимцы семьи, как кошки и собаки. Нередко можно увидеть, как папуаска одной грудью вскармливает своего младенца, а второй — курносого поросеночка. Стоит ли после этого удивляться, что в племени моту самое популярное имя для девочки — Борома (свинья). Своих свинок папуасы также зовут по имени, разговаривают с ними и всячески обхаживают. Когда же приходит скорбное время превратить любимцев в кормильцев, то забой производят исключительно члены другой семьи.


Смешная и грешная

 «— Ну-с, — продолжал оратор, солидно и даже с усиленным на этот раз
достоинством, переждав опять последовавшее в комнате хихикание. —
Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна,
супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь».
(Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

 Понятно, что символика свиньи в культурном поле Европы не была такой однотонной, как на Ближнем Востоке. Уходящее все дальше от иудейских традиций христианство все-таки сохранило презрительное отношение к хрюшке — это животное часто символизировало распутство, лень, и обжорство. На свиньях катались ведьмы и прочая сатанинская свита. Да и самих чертей нередко изображали со свиным рылом.

svin_20
Чёрт из к-ф «Ночь перед Рождеством».

Впрочем, это не мешало монастырям содержать огромные стада свиней.

И.В. Гете «Фауст»:

«Г о л о с
Старуха Баубо мчит к верхушке
Верхом на супоросой хрюшке.

Х о р
Колдунье и свинье почет».


М. Зенкевич:
«…Нет омерзительней совокупленья
Винтообразного хлябких свиней.
Кажется, будто горячее сало,
Сладко топясь на огне и визжа,
Просит, чтоб, чмокая сочно и ало,
В сердце запело дрожанье ножа.
Если средь ласки любовной мы сами —
Стадо свиных несвежеванных туш, —
Дай разрешенье, Господь, и с бесами
В воду лавину мясную обрушь!»

 В народном фольклоре и литературе свинья выступает прежде всего ипостасью всего невежественного, низменного, ограниченного и грубого. Вспомним такие пословицы, как «Знает толк, как свинья в апельсинах», «Посади свинью на стол — она и ноги на стол», «Дома — Илья, а в людях — свинья», «Ему, как свинье, век на небо не глядеть».
В одной из басен И. Крылова свинья не замечает на подворье ничего, кроме грязи и навоза («Не дай бог никого сравненьем мне обидеть! / Но как же критика Хавроньей не назвать, / Который, что ни станет разбирать, / Имеет дар одно худое видеть?»), в другой — подрывает корни дуба в поисках желудей («Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, / Лишь были б желуди: ведь я от них жирею»). Хотя по справедливости, перерывая почву, свинья ничего, кроме пользы, дубу не приносила. Вот так досталось свинье за ее негнущуюся шею!

 Благодаря очерку М. Салтыкова-Щедрина, в литературную речь вошел образ «торжествующей свиньи» как символа реакционной власти. Ну а Н. Гоголь подарил словарю крылатых выражений «свинью в ермолке» (помните, Хлестаков пишет в письме: «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке»?).

svin_21
В древнегреческом мифе чародейка Кирка (Цирцея) превратила в свиней всех спутников Одиссея.

 Ну и конечно главным в символике свиньи была сама комичность образа. Лопоухая круглая мордочка с пятачком и маленькими глазками всегда забавляла человека. Средневековые шуты и фигляры нередко разъезжали на свиньях, пародируя, к примеру, рыцарские турниры. Большой затейник Петр I со своим «всепьянейшим собором» частенько разъезжал на упряжке свиней, шокируя духовенство. А сколько раз «свиные милые черты» мелькали в карикатурах, и не упомнишь! Так что вид свиньи лично у меня чаще вызывает улыбку, нежели отвращение.

Д. Москин «Краткая энциклопедия карикатуры»:
 «Серию политических рисунков («Одержимые свинством» и другие) сделал Д. Гильрей в конце XVIII в. после того, как Э. Берк высказался об английском народе, как о стаде свиней. Эта же фраза отозвалась в названии еженедельника «Свиной корм» (для трудового народа).
…И. Теребенев в сатирическом рисунке 1812 г. запряг свинью в санки и посадил на них удирающего из России Наполеона, опозорив его окончательно.
…»Убрать эту свинью» — приказал Александр III, когда узнал, что И. Дурново проворовался. Это высказывание использовали карикатуристы во время Первой русской революции, когда изображали министра внутренних дел».

svin_22a       svin_22b
Свинья в карикатуре.
Слева — «Голодная свинья» (лубок 1914г.).
Справа — В. Гальба «Гитлер-Геринг» (1942 г.).

Свиные таланты

 «— …Я просто понять не могу, какая вам охота пятнать свою душу
таким пакостным, слабоумным, зловредным, визгливым животным?
— Все дело в том, что вы, Джефф, не чувствуете симпатии к свиньям.
Вы не понимаете их, а я понимаю. По-моему, вот эта обладает
необыкновенной талантливостью и очень большим интеллектом:
только что она прошлась по комнате на задних ногах».
(О.Генри «Поросячья этика»)

 «…Чушкины успехи не давали покоя нашему клоуну. Он был знаменитый
клоун; фамилия его была Танти. «Как, — думал Танти, — обыкновенная
свинья, хавронья, пользуется большим успехом, чем я, знаменитый Танти…»
(В. Дуров «Мои звери»)

Быть объектом карикатур или отрадой для чужого желудка — невелика честь. А ведь свинья — это не только несколько килограммов ценного сала, но еще и отличное обоняние, и острый ум! Начнем с обоняния. Разбирается ли свинья в апельсинах — не знаю, но в такой изысканной пище, как грибы трюфели — она настоящий профессионал. И об этом знали уже в Средние века.

У. Эко «Имя розы»:
 «Я увидел, что Северин куда-то собирается со свинарями и с их питомцами, и все очень  веселы. Он сказал, что сейчас они сойдут по горному отрогу в долину и будут разыскивать там трюфели. Я в оную пору еще не знал этого тончайшего ископаемого кушанья, произраставшего у них на полуострове… Северин рассказал мне, каков он и до чего вкусен, приготовленный различнейшими способами. И добавил, что найти его очень трудно, так как он прячется под землею, он скрытнее любого гриба, и единственное из животных, кто умеет доставать его, руководствуясь нюхом, — это свинья. Вот только плохо, что, начав отрывать свой трюфель, свинья немедленно хочет сожрать его, и тогда надо быстро отогнать свинью и самому выкопать трюфель. Впоследствии я  узнал, что многие даже и из дворянства не гнушались подобною охотой, поспешая  следом за свиньею, как за благороднейшим гончим  псом, а за ними в свою очередь бежали холопы с заступами в руках. Более того, я припоминаю, как позднее, когда уже миновали годы, один господин у меня в отечестве, проведав, что мне знакома Италия, спросил меня, как это получается, что у итальянцев дворяне ходят выпасать свиней, и я расхохотался, догадавшись, что речь идет о трюфелях».

 На самом деле к поиску трюфелей способны и специально обученные собаки (обычно пудели). Они даже более предпочтительны, если плантация трюфелей велика, свинки уж слишком быстро устают. Зато обоняние у их пятачков лучше, чем у собачьих носов. Поэтому в некоторых странах обученных свинок используют для поиска наркотиков или взрывчатки.

svin_23
Свинья способна унюхать трюфель за 20 м и на глубине 6 м. Выкопавшую трюфель свинью стараются тут же отвлечь сладкой кукурузой или фасолью.

Правда не все полицейские способны победить свои предрассудки. Так, когда в Германии на службу была направлена талантливая свинка Луиза, начальник полиции Герберт Сандер категорически выступил против, заявив: «Во вверенном мне подразделении полицейский может быть свиньёй, но свинья полицейским — никогда!». История получила огласку, и за трудоустройство Луизы похлопотал сам президент земли Нижняя Саксония.

 Хочется нам того или нет, а свиньи, плюс ко всему, еще и чрезвычайно похожи на человека. Среди лабораторных животных ближе к нам только обезьяны. Свиньи болеют почти теми же болезнями, что и мы, и лечат их теми же лекарствами. У них схожая с нами биохимия и формула крови, они всеядны, как и мы, и похожим образом усваивают пищу. Вытяжки из поджелудочной железы этих животных позволяют получать инсулин, который после обработки становится пригодным для лечения людей.

Многие органы свиней прямо или косвенно используются при лечении опасных заболеваний человека, иногда и как трансплантанты. Например, в 1984 году большая группа ученых (биологов, медиков и др.) была удостоена Государственной премии СССР за внедрение в практику биопротезов сердечных клапанов свиней. А при заболевании печени, почек, селезенки, когда в крови человека накапливаются опасные для здоровья токсины, прибегают к ее очищению, пропуская через соответствующие органы свиньи. Свиньи очень нервные и чувствительные животные (на это указывал еще академик И. Павлов), и от грубого обращения могут легко впасть в стресс и умереть.

 В довершение ко всему, хрюшки чрезвычайно умны, и в экспериментах часто демонстрируют бОльшую сообразительность, нежели те же собаки (особенно в том, что касается поиска пищи). Так, в ходе экспериментов, проводившихся в Кембриджском университете свиней и собак помещали в холодное помещение и показывали, как с помощью клавиши включать отопление. Свиньи научились жать на клавиши ногами за одну минуту, в 2–3 раза быстрее собак. А ведь еще Чарлз Дарвин писал, что свиньи по уму ничуть не уступают «друзьям человека». Недаром в сатирической сказке Д. Оруэлла «Скотный двор» именно свиньи возглавляют восстание и становятся диктаторами.

svin_24

Д. Оруэлл «Скотный двор»:
 «Естественно, вся работа по просвещению и сплочению скотов легла на свиней, самых умных, по общему признанию, животных. Среди свиней выделялись два молодых хряка — Снежок и Наполеон, которых мистер Джонс выращивал на продажу. …сех остальных свиней мужского пола откармливали на мясо. Среди них обращал на себя внимание маленький жирный кабанчик по имени Крикун — существо с круглыми щечками, сверкающими глазками, проворными движениями и пронзительным голоском. Крикун был блестящим оратором, а когда ему случалось доказывать что-нибудь посложнее, имел обыкновение прыгать из стороны в сторону и быстро крутить хвостиком, что почему-то особенно убеждало. …Вот эти трое, опираясь на заветы Старого Майора, и разработали стройную систему взглядов, которую назвали Анимализмом».

 Ум в сочетании с забавной внешностью привел к тому, что свиньи стали цирковыми артистами. У нас дрессировкой свиней прославилась знаменитая династия Дуровых. Анатолий Дуров и его брат Владимир пользовались своими талантливыми подопечными не только для увеселения публики, но и для политической сатиры.

Дуровы и свиньи

 В 1896 году Дуров поставил номер «Приключения в городе Свинске», в котором участвовало до семидесяти свиней.

 Когда в 1891 году Анатолий Дуров выступал в Одессе, ее градоначальником был адмирал П. Зеленый. Однажды Зеленый вошел в цирковой буфет, все встали, но Дуров продолжал сидеть. «Встать!» — закричал адмирал и, обратившись к своему адъютанту, добавил: «Скажите этому олуху, что я Зеленый!». Дуров поднялся и произнес: «Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать». После этого Дуров вывел на арену хряка, выкрашенного в зеленый цвет, и заставил всех зверей ему кланяться, приговаривая: «Кланяйтесь все ему, потому что он зеленый». Все это происходило в присутствии самого адмирала. На следующий день Дуров запряг зеленую свинью в тележку и поехал на ней по городу. Разумеется, его тотчас выслали из Одессы.

 В одном из номеров Дуров долго упрашивал что-то сделать свинью. Свинья не слушалась. «Ну, времена, — замечал Дуров, — и свинье накланяешься».

 В одном из номеров свинья сидела в кресле, а Дуров подносил ей газеты, но свинья от них отворачивалась и с негодованием хрюкала. «Ишь ты, — замечал клоун, — она не всякую газету любит, ищет свою. Интересно посмотреть на свинскую газету». Тут Дуров подносил к пятачку газету «Гражданин», издаваемую мракобесом князем Мещерским, и свинья, радостно захрюкав, «читала».

 Во времена царского министра финансов Вышеградского резко упал курс рубля. Владимир Дуров вышел на арену со свиньей Хавроньей и заставил ее поднимать с пола медные и серебряные монетки. Но бумажный рубль Хавронья поднимать упорно отказывалась. «Что же вы хотите от свиньи, — обращался к публике Дуров, — когда сам министр финансов не в состоянии наш рубль поднять».

 Однажды дрессировщик Владимир Дуров ехал по Харькову в коляске с впряженной в нее свиньей. И попал за это под суд. Мировой судья оправдал его, так как Дуров доказал, что свинья отлично выезжена, соблюдала правила дорожного движения и в пути не разу не хрюкнула.

svin_25
Дуров продолжил русскую шутовскую традицию разъезжать на свиньях.

 Одним из самых знаменитых цирковых номеров Владимира Дурова был номер «Свинья в облаках». В воздух поднимался воздушный шар со свиньей Хрюшкой-Финтифлюшкой и, когда он набирал высоту, Хрюшка совершала отчаянный прыжок с парашютом. В книге «Мои звери» дрессировщик открыл секрет этого номера:

 «…мы с Хрюшкой вышли на балкон, а на балконе у меня был устроен блок и через него переброшены обшитые войлоком ремни. Я надел на Хрюшку ремни и стал осторожненько подтягивать её на блоке. Хрюшка повисла в воздухе. Она отчаянно заболтала ногами и как завизжит! Но тут я поднёс будущей лётчице чашку с едой. Хрюшка, почуяв вкусное, забыла про всё на свете и занялась обедом. Так она и ела, болтая ногами в воздухе и покачиваясь на ремнях. Я несколько раз поднимал её на блоке. Она привыкла к этому и, наевшись, даже спала, повиснув на ремнях. Я приучил её к быстрому подъему и спуску.
Потом мы перешли ко второй части обучения. Я поставил затянутую ремнями Хрюшку на площадку, где был будильник. Затем поднёс Хрюшке чашку с пищей. Но как только её пятачок коснулся еды, я отвел руку с чашкой. Хрюшка потянулась за вкусным, соскочила с площадки и повисла на ремнях. В эту самую минуту затрещал будильник. Эти опыты я проделывал несколько раз, и Хрюшка уже знала, что всякий раз, как зазвонит будильник, она будет получать пищу из моих рук. В погоне за заветной чашкой она при звоне будильника сама соскакивала с площадки и раскачивалась в воздухе, ожидая лакомства. Она привыкла: как затрещит будильник, надо прыгать».

 Не знаю, слышал ли о летающих свиньях Роджер Уотерс. Уже само название его песни «Pigs on the Wings» («Свинья на крыльях») из альбома группы PINK FLOYD 1977 года отсылает нас к известной английской поговорке «Когда свинья полетит…» (что-то вроде нашего «После дождичка в четверг»). Сам альбом «Animals» представлял собой вариацию на тему «Скотного двора» Оруэлла, где под свиньями были выведены государственные моралисты-лицемеры. На обложку альбома Уотерс захотел поместить летящую над урбаническим ландшафтом надувную свинью. Во время съемок возле электростанции недалеко от Лондона случился казус. Веревки, на которых держалась надувная туша оборвались, и великая свинья полетела по Великой Британии, удивляя и пугая обывателей. Приземлилась она только в графстве Keнт!

animals_10

 Участвуют свиньи и в спорте. Так, свиные бега устраивали еще в Римской империи. Были они и в России. Известно, что одна из дочерей Николая II проиграла на таких бегах аж 200 рублей. Есть и свиной футбол, где участники должны пятачками загнать мяч за линию. Чтобы возбудить в пузатеньких «футболистах» спортивный дух, мяч смазывают ароматизаторами (например, придают запах печеных сухарей).

svin_26
На цирковом фестивале в Брисбене (Австралия) дрессированная свинья по прозвищу Мисс Пигги демонстрирует прыжки в воду с вышки.

 Свиньи потеснили собак и на олимпе «друзей человека». Еще Г. К. Честертон писал в эссе: «Начнем с того, что свиньи красивы. …Очертания хорошей, жирной свиньи поистине прекрасны; изгиб ее бедра смел и груб, как поверхность водопада или контур тучи». Стать комнатными животными свинкам мешали только их немалые размеры. Но когда немецкие ученые вывели карликовых свиней для изучения влияния радиации, оказалось, что мини-пиги пришлись по душе и простым обывателям. Еще бы — их вес 9–12 кг, они так же всеядны и умны, плюс ко всему — чистенькие и ласковые. Их можно, как и собак, обучить командам «сидеть» и «дай лапу». Из недостатков можно назвать лишь пронзительный визг и высокую цену (от 1 до 4 тыс. долларов, в зависимости от размера свиньи).

svin_27

 Завершая тему, я хотел бы сказать одну банальность: пусть свиньи остаются свиньями, а люди — людьми.

С. Маршак:

«Весной поросята ходили гулять
Счастливей не знал я семьи:
«Хрю-хрю», — говорила довольная мать,
А дети визжали: «И-и».

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: «О, братья мои!
Все взрослые свиньи «хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать вам «и-и»!

Послушайте, братья, как я говорю,
Чем хуже я взрослой свиньи?».
Бедняжка! Он думал, что скажет «хрю-хрю»,
Но жалобно взвизгнул: «И-и!».

С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и в пыли,
А все оттого, что не смели визжать,
А хрюкать они не могли.

Мой мальчик, тебе эту песню дарю:
Рассчитывай силы свои,
И если сказать не умеешь: «Хрю-хрю!»,
Визжи, не стесняясь: «И-и!».

svin_28

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1 2007 (январь)


См. также ПРИЛОЖЕНИЯ к статье:

Знаменитые свиньи

Экзотические свиньи

Ненастоящие свиньи