Происхождение названия группы АЛИСА, ее символики и псевдонима Кинчев

alisa_simvol02


***
М. Нефедов, газета «Шабаш»:

— Кстати, а кто все-таки придумал название — АЛИСА?

— Задерий. Название взял из книжки Льюиса Кэрролла. Помню, Коля Михайлов, президент рок-клуба, все говорил тогда: ребята, зачем же женское имя, возьмите имя любого мужского персонажа из той книжки…

***
Из интервью с К. Кинчевым, «Московский Комсомолец» 29.05.1987:

— … почему «Алиса»?

— Точно не скажу. Но для себя я объясняю это имя Ленинградом. Город чудесный, помнишь сказку?

***
Из интервью с С. Задерием, «Техно Бизнес Маркет» №6 (117) 2005 год:

— Есть ещё такая история, что будто бы названа «Алиса» так потому, что у вас было аналогичное прозвище…
— Нет, это не так. Сначала, конечно же, появилось название группы. Потом меня стали так называть. Сначала просто, как Слава из «Алисы», но потом это «из» куда-то пропало и получился Святослав «Алиса» Задерий.

***
Из интервью с С. Задерием, bashlachev.ifmo.ru, 11.03.2006:

— Вы на этот вопрос, вероятно, десять раз отвечали, но я не смог найти ответ, однако он меня интересует: как так получилось, что после того, как вы ушли из «Алисы», группа сохранила своё название?

— Ну, потому что нельзя… Мы столько это делали… Я себя музыкантом не считаю. Я умею играть на бас-гитаре, умею снимать кино, могу рисовать, ещё чего-то делать, много разных вещей, так скажем. Если бы у меня было повышенное чувство собственной важности, я, конечно, никогда бы не взял никого на роль вокалиста, потому что уже в 1984 году «Алиса» была в топе. Пусть даже с простыми песнями, вроде «Сильные идут вперёд».
Но нам нужен был спектакль посерьёзней, и я искал. Я не мог одновременно играть, петь, бегать, прыгать, рисовать, я не Шива, у меня не восемь рук. Соответственно, всё должно быть, как в любом театре – должна быть прима, должны быть чавелы, спектакль должен быть построен. Я строил спектакль, и я его построил. Зачем потом его рушить? Поэтому я Косте говорю: «Мне не надо, забирай название, я лучше другой спектакль сделаю, «Нате!»».

— То есть «Нате!» Кинчев предложил? Вы как будто обменялись?

— Да.

***
Из воспоминаний А. Вишни «Группа АЛИСА: Маленькие истории двадцатилетней давности», SpecialRadio, 30.03.2009:

Задерий нервничал всё больше и нервировал остальных участников. В Алисе царил кромешный конфликт: «если тебя что-то не устраивает, — говорили ребята бывшему лидеру, — ты можешь собрать себе новый состав под старым названием». Больше всего Задерия беспокоила потеря бренда. Слово Алиса служило не только названием группы, его самого называли Слава Алиса. У них был собственный аппарат, собственный звукорежиссёр Юра Шлапаков, репетиционная точка. Названия он ни в какую не хотел отдавать.
…Кинчев много думал о названии, но безрезультатно. Одним из рассматриваемых названий было Радость. Слово содержит сразу несколько символов: тут имя бога солнца Ра, и OST, и Ад.
…Название группы Костя перемутил-таки у Святослава, предложив ему новое, концептуальное название для его группы НАТЕ. Слава согласился и начал новую карьеру с новым составом и новыми песнями.

***
Осенью 1988г. Алиса с успехом отыграла в ленинградском СКК (13-15 октября), а затем совершила свою первую зарубежную гастроль — в Чехословакию. Вот после этой поездки в коллективе и произошел раскол, из группы уходят Шаталин и Кондратенко. Объяснялось это в первую очередь творческими соображениями, желанием играть другую музыку, но и Южный тур со своими конфликтами сыграл не последнюю роль. Плюс ко всему, после ухода Шатла и Поль-Хана возникли ещё некоторые трения по поводу наименования группы.

      Кинчев: «Они решили, что они «старее», чем мы. Дольше играли в команде, потому вроде название АЛИСА им принадлежит. Что меня касается, я мог бы убрать это название, но все оставшиеся сказали «нет». Я поговорил еще с Задерием, и он сначала сказал, что надо менять название, а потом я привел ему доводы ребят, и он посчитал их разумными».

      Задерий: «Алиса — это уже целое движение. Нельзя менять название корабля только потому, что сменился капитан или боцман».

***
Из интервью С. Задерия, журнал «Ура бум-бум!» (Ростов-на-Дону»), 1987:

— …Кстати, знаешь, кто надпись алисовскую, с двумя звездами, придумал? Джоанна, когда рекламировала на Западе «Красную волну», побывала у Энди Уорхала — дизайнера «Битлз», «Роллинг Стоунз» — знаменитый мужик. Он послушал немного запись и на банке грибной подливки написал АЛИСА и две звезды. Так Джоанна банку с автографом и привезла.

— А почему «Магия» стала «Алисой»?

— Алиса — моя кличка. Я ушел, имя осталось и прижилось.

— А почему «Доктор»? В журнале «Свет» НЧ-ВЧ, залетевшем в Ростов, море хохмочек типа: «Вдруг из шкафа вылетает Доктор с клизмой в руке и ну всех лечить, горчичники ставить».

— На самом деле Костя лечить умеет хорошо, поэтому я и назвал его Доктором. Серьезно, он обладает способностями, биополе у него точно есть. И лечить не только в прямом смысле, но он умеет и поговорить с тобой так, что тебе станет легче. Раньше таких людей называли духовниками. Сейчас мне такого человека очень не хватает…

***
Из интервью с А. Столыпиным («Масиком»), газета «Шабаш», 1993:

С.: Ты лучше расскажи про миф относительно Масика и Уорхола. По кайфу.

О.: Действительно, Масик. Много лет уже ходит слух, почти легенда, обрастая всякий раз подробностями и нюансами, что написание фирменное группе придумал Энди Уорхол. Написал на банке из-под пива, которую в Россию, то бишь по тем временам в совок, привезла Джоанна. Красивая такая легенда, Степанову она очень нравилась, и он везде ее почему-то поддерживал. Давай-ка теперь мы ее малость развенчаем.

М.: Да, это пи…шь чистой воды. Это было стебалово полное.
… Я не помню, какое это было издание… Мне на каком-то концерте в Москве дали журнальчик. («УРА БУМ-БУМ!», Ростов-на-Дону.— О. С.). Читаю — интервью с Задерием. И, значит, он там говорит: Эмди Уорхол, Джоанна Стингрей… все дела. И вот на этот концерт является Задерни. Я говорю: «Че за дела? Ты откуда это взял?» Он: «А мне кто-то рассказал». Я говорю: «Кто это тебе мог рассказать?» — «Ну, как, Джоанна сама и рассказала». Я говорю: «Ну, че ты пи…шь-то вообще. Ты же знаешь прекрасно, как это получилось. Ты же в это время в команде был».— «Нет, это мне все вот Джоанна рассказала». Ну, гон задериевский чисто. Ты ж понимаешь: Я так чувствую, ему с понтом надо было чего-то ляпнуть — вот и ляпнул. Ну круто же!

О.: Круто. Теперь — давай, как на самом деле было.

М.: А на самом деле родилось это в троллейбусе. Зимой.

О.: У кого? У Масячки?

М.: У Масмчки.- Хы. Это было, не помню, какой же это год был? Была первая коммерческая гастроль. В Вильнюсе. Как сейчас помню, мы за нее по двенадцать рублей получили. Я в это время, перед армией, работал. В БОЛЕНПРОДМАШ. Это такая контора. И в ней открыли дизайн-бюро. Так сказать. По указу Михаил Сергеевича Горбачева. А завод производил два станка: по закупорке бутылок и наклейке этикеток. Причем, эти самые станки были закуплены в Италии и по условиям контракта никаких изменений, вплоть до цвета, в эти станки вводить было нельзя. Сама понимаешь, где тут место дизайнеру? А меня туда после «Мухи» и распределили. Ну, и целыми днями, естественно, мы играли в пинг-понг и занимались всякими разными штучками. Короче, я там делал всякие такие почеркушки. И ехали мы как-то после работы с Лехой Кабиным, и как-то просто так я на стеклышке гвоздиком, типа ноготочком, царапал сидел. Ну и… Вот.

О.: Нацарапал.

М.: Нацарапал.

О.: Стало быть, твоему «типа ноготочку» мы все и обязаны?

М.: Не совсем. У меня приятель есть — Гобс. Горбачев. Племянник Горбачева, но не того, а который Игорь Олегович. А он Олег Борисыч такой, Горбачев. Вот к нему с этой по-черкушкой я и пришел на работу, он работал в театральных декорационных мастерских. Он посмотрел, пото взял кисточку и по этой почеркушке…

О: Вывел.

М.: Ну. Кисточкой. Так что у нас тут сотворчество и соавторство. Потом сделали первую серию футболок, фирменных, алисовских.

О.: Группа это сразу приняла? Или…?

М.: Группа приняла сразу. Группа совершенно была ошизевшая от восторга. Мы достали резины, «которой обои несмывающиеся делают, нанесли ее через сетку, сделали трафареты. И в такой футболке я пришел к Петьке. Там все: «О, бля, как круто, ваше!»

О.: Тогда было такое время, что ни сделай, все должно было приниматься на ура. Шизели независимо от качества и дизайна.

М.: Ну, качество вполне приличное было. А дизайн…. Я не знаю, ребята, вы же видели, знаете. А вот с Уорхолом… Я, собственно, тоже Энди где-то.

***
Из интервью с К. Кинчевым, «РОКСИ» №9, лето 1985г.:

— ПОЧЕМУ «КИНЧЕВ»?

— Вообще-то это и должна быть моя фамилия. Мои дедушка и бабушка уехали в СССР из Болгарии в 1933 году, после фашистского путча в Германии. У них родился сын — мой отец. Потом дед умер. В 1937 году. В городе Магадан. Ну, и бабушка второй раз вышла замуж, дала моему отцу фамилию Панфилов. Так что я только восстанавливаю историческую генеалогию моего рода.

***
Из интервью с К. Кинчевым, 2008:

— Сейчас многие поп-артисты поменяли паспорта и официально закрепили в них свои сценические псевдонимы. Не хочешь последовать их примеру?

— Кинчев — моя настоящая, кровная фамилия от дедушки, репрессированного болгарского революционера. Фамилия Панфилов, вписанная в мой паспорт, принадлежит второму мужу моей бабушки. Сейчас мне просто лень заниматься сменой документов. Сколько мне там на веку осталось? Проживу и с фамилией Панфилов, к которой я отношусь очень уважительно.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий