ПИКНИК — история альбома «Иероглиф» (1986)

1986_piknik_ieroglif_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Остров
(Э. Шклярский)

2. Иероглиф
(Э. Шклярский)

3. Праздник
(Э. Шклярский)

4. Ты вся из огня
(Э. Шклярский)

5. Ночь
(Э. Шклярский)

6. Телефон
(Э. Шклярский)

7. Пикник
(Э. Шклярский)

8. Великан
(Э. Шклярский)

1986_piknik_ieroglif_02

Эдмунд Шклярский — вокал, гитара, фортепиано (1,8).
Александр Савельев — гитара, акустическая гитара (2,5,8).
Сергей Воронин — клавишные.
Юрий Ключанцев — клавишные, саксофон (6), скрипка (8).
Виктор Евсеев- бас гитара
.

1986_piknik_ieroglif_06

* * *

Информация с официального сайта группы www.piknik.info:

Первоначальный вариант альбома «Иероглиф» был записан в 1986 г. и включал в себя еще произведение И.С.Баха. В 1987 г. с легкой руки М. Садчикова у группы появляется возможность выпустить свои песни на фирме грамзаписи «Мелодия». Альбом «Иероглиф» был перезаписан за четыре дня в студии Дома Композиторов. Спустя несколько месяцев в музыкальных магазинах страны появляется первый виниловый диск ПИКНИКА.

Конверт виниловой пластинки «Иероглиф» («Мелодия», 1987):

1986_piknik_ieroglif_vinil_1

1986_piknik_ieroglif_vinil_2f

***
Интервью на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001.:

А. Плющев — Оля спрашивает: «Какой самый необычный подарок, который вам подарили?»

Э. Шклярский – Необычный?… Не знаю. Ну, самый необычный, извините, за выражение, мне подарили трусы. Я сначала не понял, в чем суть проблемы, а потом оказалось, что там написано слово «иероглиф» тем же шрифтом, что и на пластинке. Т.е. видно, человек настолько проникся, что заставил фабрику, это было, по-моему, в городе Иваново, выпускать продукцию одноименную.

1986_piknik_ieroglif_09

***
Из ответов Э. Шклярского на вопросы посетителей своего сайта, 19.07.2009:

— Ваш магнитоальбом 1986 первоначально назывался «Океан трав», и почему позже магнитоальбом был переименован в «Иероглиф»?

— На магнитоальбом было записано то, что мы на тот момент готовили для концертного исполнения.Там был и Бах и некоторые песни в другой аранжировке (например «Остров»). А на пластинку вошло то, что мы захотели вместить в 40 (примерно) минут. А переименовывали не мы. Наверное те, кто тиражировал пленки дали свое условное название этим записям.

1986_piknik_ieroglif_07a

***
Из интервью с Э. Шклярским, «FUZZ», 2002 г.:

Первый вариант песни «Иероглиф» был записан в 1986 году во Дворце Молодежи — на 80% с помощью компьютера, без наложений, с немножко измененной аранжировкой. И вскорости на этот вариант был отснят, можно сказать, клип, показан в телепрограмме «Кружатся диски»… Там мы все накрашенные-перекрашенные. А потом Садчиков (журналист газеты «Смена» — ред.) сказал, что можно издать на «Мелодии» пластинку. Мы в это совершенно не верили, но, действительно, появилась такая возможность. И мы записали альбом «Иероглиф» и, — поскольку первая наша пластинка, — еще захотели туда поставить песни, которые как нам казалось, должны были туда войти: «Ночь» и «Великан».

1986_piknik_ieroglif_1987
ПИКНИК в «боевом раскрасе» (Астрахань 1987 г.).
Слева направо: С. Воронин, В. Евсеев, А. Савельев, Ю. Ключанцев, В. Пономарев, Э. Шелярский.

***
Полная история: «Иероглиф»:

Во всю идет Горбачевская перестройка. Появляется реальная возможность на базе государственной концертной организации начать собственное дело. Под благовидным предлогом Э.Шклярский бросает без гитарного аккомпанемента очередную певицу в городе Ижевске и едет в Ленинград, где А.Савельев вместе с М.Садчиковым подготавливают почву для прослушивания ПИКНИКа компетентным жюри. Но за день до сего события двое музыкантов по непонятным причинам отказываются от участия. В панике Савельев и Шклярский бегут к Саше Алексееву, а скорее всего к его компьютерам, которые надо сказать не раз выручали ПИКНИК (с помощью этого компьютера записаны «Я почти итальянец» и «Праздник»). В своей комнате А.Савельев, вальяжно расхаживая, рассуждал о том, что скоро все барабанщики и бас-гитаристы останутся без работы и демонстрировал, по его словам, уникальный комплекс представляющий собой музыкальный компьютер СХ-5 с монитором и драм-машиной, заменяющей барабаны.
По правде говоря, звучало все это неважно, тембра – жесткие, как гвозди, но по крайней мере это был электронный «музыкант», не спрашивающий: «а какие у коллектива перспективы?». Единственное, что ему требовалось для полного счастья – это 220 Вт.
Итак, в общежитии кораблестроительного института были спеты четыре песни: «Остров», «Праздник», «Ночь» и еще какая-то песня.
На исполненные песни комиссия дала расплывчатое «добро».
Кроме членов жюри в зале оказались Алексеев и Сокуров, схлестнувшиеся в словесной перепалке на тему, какая музыка с точки зрения матери-истории ценнее: компьютерная или живая.
Но вскоре эйфория сменилась затяжными репетициями, и давшие «добро» уже не знали, что с этим ПИКНИКом делать. Единственный, проявивший чудеса стойкости был В.Воронецкий, который ковал из «пикников» настоящих музыкантов и занимался выстраиванием их программы.
Вскоре к составу ПИКНИКа присоединился С.Воронин с волшебным инструментом ДХ-7, а вот ударником группа так и не обзавелась.
Когда же настал час «Х» — а именно сдача программы, кто-то из доброжелателей, зная. Что у группы в наличии целых 2 компьютера – выключили электричество, в результате чего программа сбилась и ко всему прочему перегорели усилители.
Худсовет устраивает ПИКНИКу полный разнос с требованием все изменить.
В результате Л.Левинсон (режиссер программы) принимает соломоново решение: ничего не менять, а совместить худсовет с концертами в ЛДМ, чтобы жюри мело возможность видеть реакцию публики. На этот раз все прошло удачно.
На радостях, там же (в Ленинградском Дворце Молодежи) записывается магнитоальбом ИЕРОГЛИФ. По сути – это концертная программа, которую ПИКНИК исполнял в то время (сюда вошло и произведение Баха и «Пол и потолок», «Герой», «Осень», «Я почти итальянец»). Все было записано сходу, без всяких наложений на чью-то фирменную деку и потом переписано на 38 скорость (для снобов и эстетов). И вскоре, в январские холода на гребной базе, ленинградским телевидением было отснято видео на песню ИЕРОГЛИФ. Но это чуть позже.

00_ier2

***
Э. Шклярский, Программа «Летопись», «Наше Радио», 14.09.2003:

Первый вариант, он был записан на деку. Все включились сыграли, а потом, я говорю, если надо было нести на радио, на телевидение, то мы, значит, вот с этой кассеты переписывали на 38-ю скорость. 🙂 Потому что, ну, редакторам нужна была, значит, вот, обычно 38-я скорость, значит, суперкачество. Это суперкачество мы, значит, достигали тем, что просто приносили пленку большого размера. А переписана она была, значит, с кассеты. Ну то есть то же самое, что, допустим, сейчас взять mp3, записать его на широкую пленку, допустим, и сказать, что это у нас аналоговая запись. То есть, это будет… примерно такой же был поступок…
…Было определенное время, то есть, первое соприкосновение, опять же, там, с компьютером. когда мы первый раз, значит, пришли к человеку — счастливому обладателю, вот, подобных компьютеров, он, значит, разгуливая по комнате, значит, говорил: скоро все барабанщики и бас-гитаристы будут безработными, значит, что, вот, у меня уникальный комплекс. Хотя звучал он жестко, и, кажется, звук-то это был, там, значит, Ямаха, были как гвозди. То есть звуки такие… И когда мы уже получили в свои руки вот этот, значит, агрегат компьютерный, мы, естественно, все звуки под себя видоизменяли. То есть, и с этого, может, пошло еще общение с электрическими музыкальными инструментами, что мы не играем, как правило, родными тембрами, задаваемыми… То есть, мы еще и переделываем.
… Ну, это был вот, основополагающий инструмент, это было компьютер TX пятый. С телевизором, на котором высвечивались ноты. Не монитор был еще, значит… И, значит, клавиатура, и, там, сам компьютер. Потом, значит, была Jamaha DX-7, как игровой уже инструмент, корд Поль-восемьсот… Ну, рояль, там, значит — вот, допустим, в «Великане» звучит. Ну и гитара. Ямаха — это стоило, ну, как пол-квартиры, поэтому человек, делавший такую покупку, он, значит, уже переходил в ранг олигархов каких-то. И они, зная свою значимость, вообще, очень с трудом соглашались, так скажем, знали себе цену все клавишники.

1986_piknik_ieroglif_03

***
Из интервью с Э. Шклярским на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001:

— А кстати, я слышал как бы полулегенду о том, (сейчас вы ее подтвердите или опровергнете), что группа «Пикник», по большому счету, собирается только на концертах. Что касается студийных записей, то делаете все Вы один.

— В этом иногда есть какая-то часть правды. Например, когда записывался альбом «Иероглиф», нам как раз попался компьютер в руки. И мы, как папуасы, у которых появилась некая игрушка, мы с ним делали, наверное, чрезмерное. Там некоторые песни, 80% было записано на том самом компьютер. Потом это нам надоело. То есть какое-то время мы даже ездили на концерты, и там довольно много партий играл просто компьютер. Потом это отошло, мы стали использовать компьютер в качестве помощника, но не более.

1986_piknik_ieroglif_08a

***
Из интервью с Э. Шклярским, Звуки.ру, 20.09.2012:

Шклярский: Единственное, что у нас было на кассетах, это программы компьютерные. У нас тогда был CX5, который мы использовали на концертах, и он иногда сбивался. Мы поначалу думали, что компьютер это такой железный человек, а потом играем концерты, слушаем партии и всё расходится! Когда мы поехали в первые гастроли, у нас не было барабанщика.
Альбом «Иероглиф» был на 80 процентов компьютеризированный. На сцене стоял телевизор, CX5, магнитофон кассетный и группа танцевальная, которая брейкданс танцевала – ну надо же было чем-то отсутствие ударника заполнять. И очень много партий звучало с CX5 и когда он нагружался, тут же начинал плавать и самое страшное наступало, когда сбивались дорожки. В первый раз мы как-то проехали, а на второй придумали как с этим быть. У клавишника был тембр «взрыв» и когда всё сбивалось, мы ему говорили «взрывай!» и переходили на «иероглиф», который игрался уже без компьютеров. А в это время человек лез перезагружать эту программу. Было смешно.

1986_piknik_ieroglif_07b

***
Интервью с Э. Шклярским,  4 Октября 2014:
http://nsn.fm/music/piknik-muzyka-eto-igrushka-ot-kotoroy-my-ne-sobiraemsya-otkazyvatsya.php

— В рамках «РОКктября» на «НАШЕМ Радио» целый день вспоминали альбом вашей группы «Иероглиф». В связи с этим расскажите, что для группы и для Вас лично, Эдмунд, значит альбом «Иероглиф»?

— Для нас это — первая виниловая пластинка. Это реальная реклама, потому что пластинка стояла во всех магазинах, и её было не обязательно слушать, а можно было просто смотреть, как на афишу. Собственно, с песен из этого альбома мы и покатились по стране. И катимся до сих пор.

1986_piknik_ieroglif_05

***
Из книги «ПИКНИК. 30 световых лет» (составитель — Марат Корчемный) — М.: «Нота-Р» 2014:

В середине восьмидесятых в Ленинграде набирает популярность «Новая волна», музыкальное течение, которому трудно дать однозначное определение. В Америке этот термин использовали как синоним течения «Синти-поп» и приписывали к творчеству «Дюран Дюран», «Дево» и певицы Синди Лаупер. В Британии к «Новой волне» причисляли «Полис», «Клэш» или «Блонди». В Советском Союзе с терминами было попроще, в рамки описываемого жанра попадали все группы, коим не чужды эксперименты, в частности с электронным звучанием.
Эдмунд Шклярский увлекся «волной» с подачи Виктора Евсеева. Евсеев был в курсе всех «модных» течений. Совместное прослушивание «Юритмикс», Ховарда Джонса и Ника Кершоу послужило благодатной почвой, на которой взошли ростки совершенно нового звучания «Пикника».

Шклярский обращается за помощью к музыканту Александру Алексееву, работающему в ресторане «Нева». В отличие от любительской рок-сцены, игра в кабаке приносила приличный доход. Это позволяло кабацким музыкантам покупать себе дорогие инструменты и всякие модные приборы типа драммашины «Алесис» или синтезатора «Поли 800». У Алексеева в арсенале числилась невероятная вещица – Yamaha CX5M, музыкальная станция на базе компьютера MSX. Устройство обладало восьмиголосым синтезаторным модулем, четырехоктавной миди-клавиатурой и что самое главное, возможностью запрограммировать многоканальный миди-сиквенсор.

Звучала «Ямаха» не сказать, чтобы очень благозвучно, что с лихвой компенсировалось покладистым характером «электронного музыканта». С компьютером не надо было договариваться о репетициях, он всегда был трезвым и никогда ничего не забывал. В результате синтеза музыкальных идей Эдмунда Шклярского и новых технологий на студии Малого Драматического театра материализовались «Праздник», «Я почти итальянец», «Герой» и «Осень».

…В ноябре 1986 года «Пикник» предпринимает первую попытку утвердить на худсовете свою концертную программу и получить право с этой программой выступать перед зрителем. Музыканты получают в свое распоряжение площадку во Дворце Молодежи, где за время подготовки к прослушиванию записывают отрепетированные песни на компакт-кассету. Так появился на свет еще один магнитоальбом – «Иероглиф».

На магнитоальбом вошло 45 минут музыкального материала, в том числе увертюра Баха в качестве интродукции новой концертной программы. С компакт-кассеты запись перенесли на большую профессиональную ленту. С подачи радиостанций в музыкальной индустрии стандартом являлся носитель – широкая магнитная лента, записанная на скорости 38 сантиметров в секунду. Надо сказать, что современные компакт-диски и близко не подошли к этому стандарту по частотным характеристикам, тем не менее современные фм-радиостанции не брезгуют порой и звуком, пережатым в формат mp3. Видимо предчувствуя, что индустрия рано или поздно девальвирует все стандарты, мастер-тейп «Иероглифа» переписали на большую катушку и в таком виде пустили гулять по свету.

…О возможности записать настоящую виниловую пластинку «пикники» узнали от Михаила Садчикова. Запись прошла в студии Дома композиторов, где музыкантам выделили четыре дня. На 12 дюймовый диск вошли 8 композиций, две из которых, перекочевали из предыдущих альбомов.

Эдмунд Шклярский: «Мы вначале не поверили, но такая возможность действительно появилась. И мы записали альбом «Иероглиф» и, — поскольку это была первая наша пластинка, — включили в нее уже известные песни, которые, как нам казалось, должны были туда  войти: «Ночь» и «Великан».

Готовый альбом был напечатан «Мелодией» в рекордно быстрые сроки. Через пару месяцев «Иероглиф» появился во всех музыкальных магазинах Советского Союза от Владивостока до Калиниграда. Точных данных о тираже выпускающая фирма не сочла нужным предоставить, но по слухам речь шла о сотнях тысяч проданных экземпляров. Таким образом, альбом «Иероглиф» можно считать первым золотым, платиновым, мультиплатиновым и даже бриллиантовым диском группы «Пикник».

00_ier6

***
Первый вариант «Иероглифа», выходивший в виде магнитоальбома, имел следующий трэк-лист:

1. Прелюдия (Бах)
2. Остров
3. Ты вся из огня
4. Пикник
5. Весна
6. Праздник
7. Великан
8. Телефон
9. Иероглиф
10. Пол и потолок
11. Итальянец
12. Осень

Песня «Пол и потолок» будет перезаписана для альбома «Немного Огня» (1994).
Еве песни позже войдут в альбом «Чужой» (2002 г.) — «Осень» и «Весна» (под измененным названием «Герой» и отредактированным текстом).
И еще одна песня «Итальянец» будет перезаписана на альбоме «Говорит и показывает» (2003) под названием «Я почти итальянец».

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ПИКНИК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ПИКНИК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ПИКНИК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий