Хиты Ника Кейва (Nick Cave), часть 3: история песен «Henry Lee» (с Кайли Миноуг) и «Where The Wild Roses Grow» (с Пи Джей Харви)

nick_cave_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

До какого-то времени о суровом австралийском альтернативщике по имени Ник Кейв у нас знали только продвинутые меломаны. Радиостанциям и в голову не приходило крутить его грозные и мрачные песенки. Всё в одночасье изменилось в 1995 году, когда Ник со своей группой Bad Seeds («Дурные семена»), готовил к выходу очередной альбом.

Казалось бы, в новой работе певец ни в чем себе не изменял. Назывался альбом более чем красноречиво — «Murder Ballads» («Баллады об убийстве»), и действительно состоял из песен, в которых жестокие психи без устали «валили» ни в чем неповинный народ. Кто-то даже не поленился посчитать, что, таким образом, в альбоме было угрохано не менее 75 человек. Казалось бы, после фильмов Тарантино кого это может шокировать? Но баллады Кейва были не только кровавые, но и очень монотонные и длинные. Слушателя, не понимающего английский, они уже к пятой минуте могли утомить, несмотря на все ухищрения аранжировщиков.

nick_cave_02
Ник Кейв в образе.

Но были в этом протяжном кровавом угаре две песни, хотя и не менее кровавые, но более короткие и очень-очень красивые. Настолько красивые, что когда наши люди узнавали их содержание, многие испытывали настоящий шок. Но именно этим двум песням было суждено прославить имя Ника Кейва в широких массах, и вытянуть явно не самый коммерческий (даже для Кейва) альбом. На мой взгляд, предыдущий альбом «Let Love In» был намного интереснее и в плане музыки, и для промоушена. Но в «Let Love In» не было ни «Henry Lee», ни «Where the Wild Roses Grow».

Для обоих «боевиков» Кейв заручился поддержкой двух дам.
Первая дама — альтернативная певица — Пи Джей Харви — смотрелась в контексте творчества вполне адекватно (особенно, если учесть, что во время записи её связывали с Кейвом ещё и романтические отношения). В балладе «Henry Lee» она поет партию женщины, которую отверг мужчина ради другой девушки. «Так не доставайся же ты никому!» — решает героиня Харви, закалывает Генри Ли ножом и сбрасывает труп в колодец.

Текст у песни был народный и на него уже писали песни разные фолксингеры. Однако Кейв придумал свою музыку — красивую и мрачную.

Ник Кейв:
«Эта песня — старая шотландская баллада, которую я где-то вычитал в книге и озвучил. Это история гнева отвергнутой женщины».

Интересно, что в клипе, снятом на «Henry Lee», Харви выглядит, как «двойник» Ника — у неё такое же бледное лицо, заглаженные назад волосы и похожий костюм.

И быть этой чудесной балладе главным синглом альбома, если бы не еще одна песня и еще одна дама.
Надо сказать, что давнее желание Кейва спеть со своей землячкой из Австралии — поп-дивой Кайли Миноуг, выглядело также странно, как, например, дуэт Егора Летова с Жанной Фриске. Недаром менеджер Кайли, получив демо-запись песни, сказал, что участвовать в таком проекте — это безумие.

Ник Кейв:
«Я по-настоящему увлекся Кайли после выхода ее клипа «Better The Devil You Know», и я помню, как, глядя на то, как она поет, я думал: «Черт, лучше бы она пела что-нибудь грустное и медленное». …Шесть или семь лет у меня вызревала мечта написать песню для Кайли. На протяжении этих лет я написал много песен, но ни одна из них не подходила, на мой взгляд, Кайли. И вот, когда мы задумали этот проект я наконец решил, что лучше, чем сейчас, момента для Кайли не может представиться. Тогда я сел и написал «Where The Wild Roses Grow». Я думал о ней пока писал песню, и в тот момент мне даже не было важно, согласится ли она спеть эту композицию или нет.
Потом я послал ей пленку. На следующий день она позвонила мне и сказала, что находит эту песню просто замечательной. Я всегда думал, что напишу для Кайли какую-нибудь протяжную, медленную песню, и поэтому, когда мы начали записывать с ней «Where The Wild Roses Grow», я подумал, что это очень опасная песня для нее. Когда менеджер Кайли услышал демоверсию песни, он сказал, что это безумие. Но Кайли сказала мне «да». Кайли на самом деле многим рисковала, взявшись исполнять эту песню, но в итоге все получилось просто замечательно».

По сюжету песни героине Кайли Миноуг повезло меньше, чем героине Пи Джей Харви. Теперь она становилась жертвой, принесенной во имя «сохранения красоты» очередным безумным маньяком. Мой знакомый когда-то пошутил, что в этой песне «рок убил попсу».

Ник Кейв:
«Это диалог между убийцей и его жертвой. Это — о мужчине, который не может контролировать свою любовь. Он находит девушку такой красивой, что считает себя обязанным её убить».

Кейв не раз упоминал, что толчком к написанию песни послужила старинная ирландская баллада «Rose Connolly» и ее американская версия «The Willow Garden» («Ивовый сад»), где мужчина также убивает свою возлюбленную (по-моему, узнав о ее беременности).

Сюжет песни прояснялся также запоминающимся клипом, где на фоне австралийских пейзажей Кейв заламывает руки над телом Кайли, парящей в воде подобно Офелии. Я никогда не понимал чрезмерных восторгов по поводу красоты этой певицы, но, надо признать, в этом клипе она действительно выглядит соблазнительно-прелестно. Когда-то ходила байка, что певец даже наполнил шампанским бассейн в съемочном павильоне, чтобы «жертве» было приятнее плавать.

Ник Кейв:
«Какие бы чувства испытывали вы, стоя на коленях перед полуобнаженной Кайли? Это и вправду было чем-то вроде религиозного чувства. …Эта песня — откровение убийцы, как и планировалось, но кроме того, это еще и метафора моего отношения к Кайли Миноуг. Кайли всегда поражала меня, она очень профессиональна и компетентна в том, что делает. Она очень умна, всегда понимает, что происходит. В самом деле, просто поразительна».

ГДЕ РАСТУТ ДИКИЕ РОЗЫ
(перевод Марины Новиковой)

ПРИПЕВ:
Она
Меня называют Дикой Розой
Хотя моё имя было Элайза Дэй
Я не знаю, почему меня так называют
Ведь моё имя было Элайза Дэй

Он
С первой нашей встречи я знал что она — та, единственная

Она пристально посмотрела мне в глаза и улыбнулась
И у губ её был цвет роз,
Что растут вдоль берега реки, такие кроваво-красные и дикие

Она
Когда он постучал в мою дверь и вошёл в мою комнату,

Моя дрожь утихла в его уверенных объятиях
Он должен был стать моим первым мужчиной, и бережно рукой
Он смахнул слезинки, что катились по моим щекам

Он
Во второй день я принёс ей цветок

Она была прекраснее всех женщин, которых я когда-либо видел
И я спросил её — «Ты знаешь, где растут дикие розы,
такие нежные, алые и свободные?»

Она
Во второй день он принёс мне одну красную розу

И сказал — «Отдашь мне все свои утраты и печали»
Я кивнула, ложась на кровать,
а он спросил — «Если я захочу показать тебе розы, пойдёшь со мной?»

Она
На третий день он отвёл меня к реке
Там он показал мне розы, и мы поцеловались
И последнее, что я слышала, было что-то невнятное, что он сказал,
Склонившись надо мной и сжимая в кулаке камень

Он
В последний день я отвёл её туда, где растут дикие розы
Она лежала на берегу; ветерок был лёгок как вор
Я поцеловал её на прощание, сказал «Вся красота должна умереть»
А потом наклонился и вложил ей между зубов розу

Сингл с песней вышел в октябре 1995 года и сразу попал во всевозможные хит-парады. В Британии он занял 11-е место, а в родной для Кейва Австралии добрался до 2-го.

nick_cave_08b
Обложка сингла «Where The Wild Roses Grow».

Кроме того, Ник Кейв был реальным претендентом на звание «лучший мужской исполнитель 1996 г.» по версии MTV. Однако здесь певец решил остаться альтернативщиком и красиво открестился от участия в номинации.

Ник Кейв:
«…я чувствую необходимость в просьбе адресовать мою номинацию на “Лучшего мужского исполнителя”, как и другие награды и номинации на награды, которые могут появиться в будущем, тем, кто чувствует себя более комфортно в обстановке конкуренции, царящей на этих церемониях награждения. Я себя таковым не считаю. Я всегда придерживался мнения, что моя музыка уникальна и индивидуальна и существует вне владений, унаследованных теми, кто все сводит к примитивному подсчету. Я ни с кем не соревнуюсь.
Мои отношения с Музой слишком нежны, чтобы не чувствовать обязанности защищать ее от пагубных влияний, способных оскорбить ее хрупкую природу. Она пришла ко мне с даром песни, и взамен я одарил ее уважением, которого она заслуживает, — в нашем случае это означает не делать ее предметом унизительного судилища и соперничества. Моя Муза — не скаковая лошадь, а я не участвую в бегах, а если бы она и была ею, то я и тогда не впряг бы ее в эту колесницу — эту чертову повозку для сорвиголов, мчащихся за сверкающими наградами. Моя Муза может исчезнуть! Может убежать! Может покинугь меня навсегда!
Поэтому — еще раз, всем работникам MTV: я высоко ценю то рвение и ту энергию, которые были затрачены на поддержку моей последней работы, я еще раз это подтверждаю и благодарю вас снова, и снова, и снова, но… спасибо, нет».

В результате, победившему в этой номинации Джорджу Майклу осталось только поблагодарить Кейва за «предоставленную возможность победить».

По поводу обвинения в жестокости и кровавости своих песен Ник Кейв не раз говорил, что не надо путать романтических злодеев с реальными, что весь альбом на самом деле «забавный и смешной», просто у него особое «австралийское чувство юмора».

Кайли Миноуг и Ник Кейв.

Кстати, по понятным причинам, Кайли Миноуг не могла постоянно выступать с группой Кейва, поэтому на концертах партию Элайзы Дэй исполнял… гитарист группы Кейва — Бликса Баргельд. И это выглядело действительно забавно и смешно (особенно учитывая, что свою партию Бликса пел по бумажке).

Ник Кейв, из лекции прочитанной в Академии Художественных искусств, г. Вена, 25 сентября 1998 года:
«Песня Любви никогда не бывает счастливой по-настоящему. В каждой из них должен быть потенциал боли. …Песня Любви — это отзвук самой Любви, а поскольку Любовь является формой сумасшествия, то и Песня Любви рождается в царстве иррационального, абсурдного, печального, одержимого, ненормального, безумного».

Из интервью с Н. Кейвом:
«— А на следующем альбоме будут песни о любви?
— Все мои песни о любви. И я всегда стараюсь писать песни о любви, поскольку считаю, что песни о любви — это абсолютная вершина песенного творчества, высшее, что может быть. Несмотря на то что мои песни часто заканчиваются убийств».

Что касается «Where The Wild Roses Grow», то она даже послужила благой цели. Дело в том, что в июле 2011 года Ник вместе с Depeche Mode, Pet Shop Boys и Goldfrapp объединились во имя спасения одной из известнейших публичных библиотек Лондона, которой грозит закрытие из-за сокращения бюджетного финансирования. Для этого музыканты устроили аукцион, где выставили свои диски с автографами. Особенно отличился Кейв, который сам вырос в семье отца-учителя и матери-библиотекаря. Он представил на аукцион авторский экземпляр своей книги «И узре ослица ангела Божия», аудио/DVD-издание романа «Смерть Банни Монро» (в котором он снова использовал фигуру Кайли Миноуг, о чем долго извинялся) и черновик песни «Where The Wild Roses Grow», которая до сих пор остается самой успешной в его творчестве.

«Where The Wild Roses Grow» (кавер-версия группы GREGORIAN):

Автор статьи: Сергей Курий
сентябрь 2011 г. (отредактировано — сентябрь 2021 г.)

См. также:

Хиты Ника Кейва (Nick Cave), часть 1: история песни «The Weeping Song» (1990)

Хиты Ника Кейва (Nick Cave), часть 2: история песни «Red Right Hand» (1994)