Женские вокальные группы 1950-60-х годов. История хитов The CHANTELS, The SHIRELLES и The MARVELETTES

Chantels_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Эпоха конца 1950-х — начала 1960-х стала временем буйного расцвета женских вокальных поп-групп. Как правило, эти группы формировались ещё ученицами старших классов — по большей части, чернокожими (что неудивительно, учитывая, распространённую среди афроамериканцев, традицию церковных песнопений — госпелов).

The CHANTELS — «Maybe» (1957)

Одной из первых успешных девичьих групп стала The CHANTELS, которая выпустила в конце 1957 года сингл под названием «Maybe» («Может быть»). Содержание этой песни в стиле «ду-воп» не отличалось оригинальностью (парень бросил девушку, а она молится и надеется, что он вернётся), зато звучала она эмоционально и проникновенно. Уже в январе 1958-го сингл добрался до 15 места американского поп-чарта и стал первой записью женской группы, проданной миллионным тиражом.
Считается, что в создании песни приняла непосредственное участие ведущая вокалистка The CHANTELS — 16-летняя Арлин Смит, однако все авторские права в итоге достались продюсеру группы Ричарду Баррету.

В 1970 году блестящий кавер на эту песню записала Дженис Джоплин, которая исполнила «Maybe» в своей знаменитой душераздирающей манере.

The SHIRELLES — «Dedicated To The One I Love» (1959, 1961),
«Will You Love Me Tomorrow?» (1960)

Судьба другого чернокожего «гёрлс-бэнда» — The SHIRELLES — поначалу складывалась непросто. Интересно, что продюсер (точнее — продюсерша) — Флоренс Гринберг — придумала это название по образцу The CHANTELS, только вместо французского имени Шантель за основу было взято имя ведущей вокалистки — Ширли Оуэнс.

Shirelles_1

В 1959 году группа выпустила многообещающий сингл «Dedicated To The One I Love» («Посвящается тому, кого я люблю»). Сочинили эту песню Лоумен Полинг и Ральф Босс — гитарист и продюсер группы The 5 ROYALS, которая и записала оригинальную версию ещё в 1957 году. В руках (точнее — устах) The SHIRELLES этот мужской ритм-энд-блюз превратился в очаровательный изящный «ду-воп» — очередной гимн женской любовной мольбы.

Однако из-за плохого промоушена девичья версия заняла лишь 83-е место в американском чарте. Чтобы раскрутить своих подопечных, Флоренс Гринберг пришлось призвать на помощь известного сонграйтера Лютера Диксона, который и написал для The SHIRELLES их первый хит «Tonight’s the Night» (№39 в США). Песня выражала внутреннее смятение юной девушки накануне своего первого сексуального опыта, борьбу невинности с любовной страстью.

Неким развитием той же темы стал следующий сингл «Will You Love Me Tomorrow?» («Будешь ли ты любить меня завтра?»). На этот раз авторство принадлежало семейному тандему Джерри Гоффина и Кэрол Кинг. Сначала Кинг написала мелодию, а затем Гоффин положил на неё текст, в котором поднимался самый животрепещущий вопрос молоденьких девушек: «Если я отдамся тебе этой ночью, будешь ли ты любить меня завтра? Будет ли эта ночь началом чего-то большего или останется всего лишь мимолётным удовольствием?».

Shirelles_Carole_King_Gerry_Goffin
Кэрол Кинг и Джерри Гоффин.

Забавно, но первым исполнителем этой песни захотел стать… певец Тони Орландо. На что ему резонно заметили, что ни один парень никогда бы не произнёс подобных слов. Однако Орландо не сдастся и вскоре под псевдонимом Bertell Dache запишет утешительную песню-ответ под названием «Not just Tomorrow, But Always» («Не только завтра, но и всегда»).

Как ни странно, самим The SHIRELLES «Will You Love Me Tomorrow?» сначала не понравилась — Ширли Оуэнс посчитала, что она звучит, как «белое» кантри и плохо подходит их стилю. В ответ Кэрол Кинг пообещала, что сделает аранжировку более аутентичной, для чего решила добавить в неё партию струнных. Так как это был первый опыт струнной аранжировки в карьере Кэрол, пришлось ей идти в библиотеку за книжкой-самоучителем. Но оно того стоило. Новая аранжировка просто ошеломила The SHIRELLES — настолько разительно отличалась она от первой демо-версии.
Девушки выпустили «Will You Love Me Tomorrow?» в 1960 году, и этот сингл стал первым хитом №1 в карьере группы и, вообще, первым хитом №1 в истории чернокожих женских поп-групп.

На волне успеха The SHIRELLES решили переиздать и неудачливую «Dedicated To The One I Love» — на этот раз сингл достиг почётного 3-го места. Однако самый лучший результат (№2) песня показала в 1967 году, когда её перезаписала группа The MAMAS & the PAPAS. Это был редкий случай в истории группы, когда лидирующий вокал был отдан не толстушке «Маме» Касс Эллиот, а менее голосистой красотке Мишель Филиппс. По совпадению, и в The SHIRELLES основную партию «Dedicated…» пела не ведущая вокалистка Ширли Оуэнс, а Дорис Коули.

Своей славой The SHIRELLES наслаждались более 2-х лет, пока с лейбла не уволился их главный сонграйтер и хитмейкер Лютер Диксон. Тем не менее, им удалось записать в 1963 году ещё один яркий хит «Foolish Little Girl» (№4 в США).
Песня представляла собой некий диалог с капризной «глупой девчонкой», которая своим равнодушием разбила сердце влюблённому парню. Но стоило тому уйти к другой, как героиня песни сразу «осознала», как сильно она его любит.

Глупая маленькая девчонка, ветреная маленькая девочка,
Ты не хотел его, когда он хотел тебя
…«Но я люблю его»
Уже слишком поздно, чтобы что-то изменить…

The MARVELETTES — «Please Mr. Postman» (1961)

Не обязательно знать английский, чтобы догадаться, о чём просит герой песенки «Please Mr. Postman» («Пожалуйста, мистер почтальон»). Конечно же, он умоляет листоношу проверить ещё раз свою сумку — нет ли там письма от любимой-единственной? Ведь она так далеко, что, возможно, и забыла обо мне…

Marvelettes_1

У нас эту песню плотно связывают с БИТЛЗ, хотя их версия хитом не была (???), да и вообще подвергалась критике за слишком «безвоздушный» звук. Просто её было с чем сравнивать…

Кроме того «битлы» подрихтовали и текст — ведь первоначально «Please Mr. Postman» исполнялась не от мужского, а от женского лица. Дело в том, что у истоков песни стоял чернокожий женский квартет THE MARVELETTES.

Когда в 1961 году квартет ходил на прослушивание по разным лейблам, ему понадобился собственный материал. Тогда-то одна из участниц — Джорджия Доббинс — и позаимствовала у своего друга-музыканта Уильяма Гаррета блюзовую вещицу про почтальона. Она практически заново переписала текст песни, оставив неизменным только «умоляющий» рефрен. Говорят, что в создании лирики Джорджии помогал ещё один знакомый — самый, что ни на есть, настоящий почтальон Фредди Горман.

Marvelettes_2

По иронии судьбы, Доббинс пришлось в самом начале своей карьеры покинуть MARVELETTES (одни говорят — отец запретил, другие — что надо было ухаживать за матерью). А вот песня осталась. Над ней «поколдовал» творческий дуэт Брайана Холланда и Роберта Бейтмана, а основной вокал исполнила Глэдис Хортон. В итоге у трёхминутной (???) композиции оказалось аж пять соавторов: Гарретт, Доббинс, Горман, Холланд и Бейтман.

В 1961 году «Please Mr. Postman» в версии MARVELETTES стала №1 в США и первым топовым хитом лейбла «Мотаун», который позже выпестует таких звёзд, как Джексоны и Стиви Уандер.

Второй раз верхнюю позицию хит-парада эта песня заняла, опять-таки, не в исполнении БИТЛЗ, а в версии дуэта CARPENTERS в 1975 году.

Автор: Сергей Курий
июль 2018 г.

См. также:

Женские вокальные группы 1960-х годов. История хитов The CRYSTALS и The SHANGRI-LAS