История песен из фильмов про Петрова и Васечкина

petrov_i_vasechkin_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Тематические хиты», «Наши хиты»

Нередко случается так, что те фильмы, которые тебе нравились в детстве, спустя годы «блекнут» и воспринимаются уже не с таким восторгом. Причины тому могут быть самые разные.
Во-первых, зритель взрослеет, становится более искушённым, одновременно теряя детскую наивность и непосредственность. Во-вторых, сам дух эпохи, когда фильмы снимались, может сегодня казаться слишком экзотичным, далёким и даже непонятным. Ну, и о техническом прогрессе в кино тоже забывать не стоит.

При этом нетрудно заметить, что одни детские фильмы «устаревают» значительно быстрее, чем другие. Взять, например, «Незнайку с нашего двора» или даже культовую «Гостью из будущего», где малобюджетность и слабая игра детей, исполняющих роли второго плана, с каждым пересмотром режут глаз всё сильнее и сильнее. А вот «Приключения Буратино» или «Приключения Электроника» до сих пор не растеряли своего очарования.

То же можно отнести и к фильмам режиссёра Владимира Аленикова о проказах двух закадычных друзей — Васи Петрова и Пети Васечкина. Как и «Электроника», их можно было смело показывать избалованным постсоветским детям.

petrov_i_vasechkin_02

Впервые персонажи пронырливого Васечкина и его пухлого друга появились на экране ещё в 1974 году — в 71-м выпуске тележурнала «Ералаш», где Алеников тогда работал. И вот, уже в 1980-х, режиссёр решил сделать их главными героями полноценного фильма. По словам Аленикова, образ простодушного и «ведомого» крепыша Петрова он списал со своего одноклассника, а авантюриста и выдумщика Васечкина — во многом с самого себя.

Большую роль в успехе фильма сыграл удачный подбор актёров. Главных героев искали долго, пока хореограф картины — Владислав Дружинин — не предложил на роль Васечкина своего сына — Егора. Ну, а уже Егор привёл на съёмочную площадку однокашника Дмитрия Баркова, который сыграл Петрова.

petrov_i_vasechkin_03
Владимир Алеников с Егором Дружининым и Димой Барковым.

На роль «дамы их сердца» — Маши Старцевой — претендовали две симпатичные девочки — Инга Ильм и Настя Уланова. Съёмочной группе очень нравилась Настя, однако право выбора оставили за мальчишками. И те в один голос проголосовали за Ингу. Правда, о Насте режиссёр тоже не забудет и даст ей во втором фильме — «Каникулы Петрова и Васечкина» роль командира пионерского отряда — Анки.

petrov_i_vasechkin_04
Настя Уланова и Инга Ильм на фото с кинопроб.

Владимир Алеников:
«Когда мы с [Ингой] познакомились, я дал ей прочесть одну из первых своих историй — «Укрощение строптивой» и спросил: «Ну, что ты думаешь?». Она свои огромные глаза-фары распахнула и грустно сказала: «Я думаю, что это — история о любви, но, поскольку герои ещё маленькие, наверное, это должно быть смешно»».

Интересно, что хореограф и режиссёр тоже засветились в фильме в эпизодических ролях. Первый сыграл роль учителя рисования, а второй — водителя грузовика.

Алеников вообще оказался мастер на все руки. Он не только сам написал весь сценарий, но и сочинил большинство текстов для песен.
Исключением стали лишь три композиции, где Алеников использовал стихи других поэтов — нашего Генриха Сапгира («Про Красную мышь и Зеленую лошадь», «Сегодня, завтра и вчера») и англичанина Роберта Грейвза («Игрушечная скрипка»). Причём последнего режиссёр переводил сам.

В первом фильме «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» песни играли «обрамляющую» роль. Дело в том, что фильм был задуман, как пять разножанровых историй с соответствующими подзаголовками — лирическая, фантастическая, приключенческая, комическая и эксцентрическая. Те же жанры отражали и песни, которые исполнял вымышленный школьный ансамбль СИНЕМА в начале и конце этих историй.

Владимир Алеников:
«Ансамбль выполняет в картине ряд важных функций. Во-первых, он связывает между собой все новеллы. Во-вторых, песни, которые он исполняет, задуманы нами как своего рода «микрофильмики» внутри картины. Они имеют свой собственный карнавальный сюжет, костюмы и разыгрываются музыкантами ансамбля как маленькие спектакли, предваряя то, что будет с героями, или подводя итог тому, что уже с ними случилось».

В песнях мы можем услышать голоса таких известных певиц, как Ольга Рождественская и Елена Камбурова. Однако большинство песен исполнили юные дебютанты — Костя Гаврилов и Лена Делибаш, которых мы, собственно и видим на экране.

petrov_i_vasechkin_08
Ансамбль СИНЕМА (в центре — Костя Гаврилов, в левом нижнем углу — Лена Делибаш).

Впоследствии Гаврилов станет клавишником рок-группы АЛЬЯНС, а Делибаш будет работать в Московском камерном театре.

А вот насчёт того, кто говорил и пел за Васечкина, долгое время ходили разные слухи. Согласно одной из версий, Егор Дружинин тогда сильно шепелявил и его озвучил Игорь Сорин — будущий участник группы ИВАНУШКИ INTERNATIONAL. Однако Дмитрий Барков говорил, что история про шепелявость — это миф. По другой версии, ленинградца Егора просто не отпустили из школы на озвучку, которая проходила в Москве, и его заменил какой-то неизвестный мальчик.
Сам Алеников в интервью программе «Встретились, поговорили» опроверг обе версии, заявив что Егор говорит на экране своим голосом, а Сорин спел за него только одну арию…

Поначалу режиссёр хотел, чтобы музыку для фильма написал маститый Геннадий Гладков. Однако композитор неожиданно заболел, и его место заняла молодая и малоизвестная Татьяна Островская. Саундтрек к «Петрову и Васечкину» стал для Островской своеобразным дебютом, да так и остался самой известной её работой (в 1990-е она эмигрирует в США)…

petrov_i_vasechkin_05
Татьяна Островская.

Так как сроки сильно поджимали, музыку пришлось сочинять в режиме аврала.

Татьяна Островская:
«К первому фильму я писала музыку за шесть дней на съёмках в Одессе. На студии вынесли из маленькой комнатки все вещи, внесли пианино, написали огромный плакат «Работает композитор» и я там сидела дни и ночи напролёт, написала десять песен…
…Володя очень талантливый режиссёр. И я удивляюсь, зачем он композиторов приглашает.:) Порой кажется, что он и музыку к фильму сам напишет… А если говорить о стихах, то, я думаю, Михаил Либин гораздо остроумнее, а Сапгир — это вообще глубокий поэт. Отдельно от фильма стихи Аленикова не воспринимаются, они написаны специально для кино».

Когда фильм «Приключения Петрова и Васечкина» был уже закончен, неожиданно оказалось, что он категорически не нравится худсовету. По словам режиссёра, главной претензией было, что герои на экране ведут себя не по-советски, слишком раскованно для образцовых школьников. Стоит ли говорить, что именно раскованность и естественность была главной изюминкой «Петрова и Васечкина», подкупившей юных зрителей. Говорят, ситуацию спасла Ирина Андропова (дочь генсека СССР), которая работала в музыкальном издании и опубликовала там весьма лестный отзыв о ещё не вышедшем фильме. Из-за этих передряг телепремьера «Приключений…», снятых в 1983-м, состоялась только 1 июня 1984-го…

А теперь немного «вкусовщины». Я с детства недолюбливал, когда песни в фильмах играют роль «вставных зубов». Мне казалось, что они только тормозят динамику сюжета. Не скажу за всех, но лично меня большинство песен из «Приключений Петрова и Васечкина» тогда изрядно раздражали. Иное дело — саундтрек ко второму фильму — «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1984).

petrov_i_vasechkin_06

На этот раз режиссёр решил взять за основу два классических произведения.
Первое — пьеса Гоголя «Ревизор», действие которой Алеников перенёс в… реалии пионерского лагеря! По сюжету, руководство дружины лагеря приходит в ужас, узнав о том, что к ним приедет матёрый хулиган по кличке Гусь.

Как и у классика, за хулигана случайно принимают другого человека – в данном случае, запоздавшего Васечкина. Одна часть пионеров начинают перед ним лебезить, а другая стремится перевоспитать, задабривая всяческими «ништяками» («Я ему в детективчики «Педагогическую поэму» Макаренко всунул!»). Васечкин быстро входит во вкус нового положения, хотя в отличие от Хлестакова со временем начинает им тяготиться.

Что касается песен, то их во втором фильме стало не просто больше… Первая серия «Хулиган», по сути, почти превратилась в полноценный мюзикл. И мне этот мюзикл очень понравился! Во многом потому, что в отличие от первого фильма, песни находились с сюжетом в неразрывном единстве. Их тексты, написанные всё тем же Алениковым, были крайне остроумны, а главное — близки и понятны каждому советскому школьнику.

«Зачем человеку каникулы —
Задумывался кто-нибудь?
А человеку каникулы
Затем, чтоб отдохнуть!
Зачем человеку каникулы?
Чтоб каждый день кино.
А в лагере каникулы —
Мучение одно!»

Музыка Островской тоже стала ещё лучше. Если в первом фильме мне запомнились от силы три песни, то во втором — добрая половина.

Безусловным хитом серии «Хулиган» стала песня «Пойми меня, пойми», в которой Васечкин пытается сказать Анке правду и где «общественные» нотки уморительно смешаны с «романтическими».

petrov_i_vasechkin_09

Васечкин:
Поверь, я сердцем чист.
Враньем по горло сыт.
В душе я активист
И даже следопыт.

Анка:
Не верю ничему,
Меня не проведешь.
В отряд тебя приму,
В отряд тебя приму,
Но ты —

Даша:
сплошная ложь.

Васечкин:
Поверьте, запутался жутко,
Как дальше теперь мне жить?
Ведь это была только шутка.
Ведь это была только шутка.

Анка:
Не смей с коллективом шутить!

Иронический накал усиливался тем, что песня была написана в стиле страстного танго, которое исполняли герои. Интересно, что здесь мы можем видеть первые «па» Егора Дружинина, который он разучивал прямо на съёмочной площадке под руководством своего отца. Надо сказать, что вся хореография в «Хулигане» поставлена очень изобретательно и, может, служить образцом для подобного рода фильмов. Как известно, впоследствии Егор пойдёт по стопам папы и тоже станет известным хореографом (его, к примеру, можно увидеть в жюри шоу «Танцы»).

Когда в 1988 году выйдет пластинка с песнями из «Петрова и Васечкина», то окажется, что на ней текст этого танго звучит несколько иначе. Зачем реплику Даши «Сплошная ложь» изменили на жаргонное «Какой балдёж» мне совершенно непонятно — звучит по-дурацки.
А вот другую правку, где вместо «И даже следопыт» стало «И красный следопыт», понять можно. Напомню, что во времена СССР «красными следопытами» назывались пионеры, разыскивающие информацию о забытых или малоизвестных советских героях (прежде всего, участниках войны). Возможно, в момент выхода фильма конкретное упоминание серьёзного общественного движения в столь шутливой форме сочли неуместным.

petrov_i_vasechkin_07

Кстати, нечто похожее произошло и в первом фильме, где Васечкин задаёт шуточный вопрос из советского детского фольклора: «Ты за Солнце или за Луну?». Петров выбирает правильный ответ «За Луну», что, значит, «За советскую страну»«За Солнце», насколько я помню, значило «За пузатого японца»). Так вот этот безобидный и даже патриотичный ответ режиссёру пришлось заглушить школьным звонком на перемену.

В основу второй серии «Каникул» — «Рыцарь» — лёг «Дон Кихот» Сервантеса. В ней Петров и Васечкин воображают себя героями знаменитого романа и сбегают из пионерского лагеря, чтобы совершать подвиги во имя «прекраснейшей» Маши Старцевой.

Хотя по сюжету действие происходит в Грузии, из-за дороговизны съёмки решили перенести в Молдавию, где роль Кавказских гор сыграли Карпаты.

petrov_i_vasechkin_10
Съемочная группа и актёры во время съёмок «Рыцаря».

Сама история получилась не столь захватывающей, как в «Хулигане», но песни были не хуже. Особенно запоминающимися стали боевая композиции «О рыцарях».

Что касается вокала, то в «Каникулах» мы снова можем слышать, уже знакомые по первому фильму, голоса Кости Гаврилова (Васечкин) и Лены Делибаш (Оля Добкина, Даша). Появились и новые исполнители — например, за учительницу французского — Инну Андреевну — пела известная эстрадная певица Ирина Понаровская, а за Машу Старцеву — Радка Марешова из Чехословакии.

Но особенно отличился во втором фильме Алёша Новиков. Этот мальчишка умудрился исполнить не только мужские партии (Петрова, Алика, Лёши), но и партию Анки.

Алексей Новиков (http://forum.vasechkin.ru/):
«В то время, я пел в Камерном Музыкальном Театре под художественным руководством Покровского Б.А., в детской труппе. Несколько раз принимал участие, как сейчас говорится, в кастингах на разные роли в «Мосфильме». С Владимиром Алениковым, мы встретились первый раз, на просмотре детей для участия в съёмках «Каникул». Чуть позже мне предложили озвучивать фильм, и я согласился… После окончания записи песен к фильму, я продолжил петь в театре (кстати, Елена Делибаш, тоже пришла петь в театр).
…О работе с Татьяной Островской, могу сказать только одно! Она Потрясающий человек! Музыку, которую она написала… Это не просто музыка к словам — это маленькая жизнь для героев этого фильма! По поводу интонаций песен, которые мы с Костей исполняли, Татьяна Островская, говорила нам, что должен чувствовать наш герой, во время того или иного исполнения, и мы старались выражать эти чувства…».

По словам Новикова, самой трудной для него оказалась грустная песня («Ну вот беда подкралась подлая…»), которую исполняет Петров, когда ищет в горах потерявшегося Васечкина.

Алексей Новиков:
«В конце пришлось нелегко, там слова заканчиваются, а вдох сделать практически не было возможности…».

Напоследок стоит упомянуть, что бОльшая часть фонограммы записывалась в Полтаве усилиями группы ФЕСТИВАЛЬ, уже прославившейся саундтреком к «Д’Артаньяну и трём мушкетёрам», а остальное было записано на московской студии «Мелодия»…

Давно уже ушли в прошлое пионеры, но фильмы про Петрова и Васечкина стали «культовыми» и до сих пор смотрятся с интересом. В 2000-х годах Алеников даже хотел снять сиквел о повзрослевших героях своей саги. По его словам, Петров должен был стать учителем, Васечкин — журналистом, а Маша — дизайнером, которую похищал бывший хулиган (а ныне — олигарх) Гусь. Но не снял. И слава Богу.

P.S.: Отдельное спасибо сайту vasechkin.ru , где я почерпнул для этой статьи немало полезной информации.

Автор: Сергей Курий
февраль 2019 г.