Рамин Джавади (Ramin Djawadi) — история «Game of Thrones Theme» (титульной темы из сериала «Игра престолов», 2011)

Game_of_Thrones_0

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Сериал «Игра престолов», снятый по серии романов Джорджа Мартина «Песнь огня и пламени», я начал смотреть безо всяких наводок — сразу, как только появился его русскоязычный перевод. Поэтому, невзирая на утомительные «порноминутки» (привет каналу HBO!), обилие сюжетных линий (многие из которых так и не были развиты до конца) и ожившего Джона Сноу, могу с чистой совестью утверждать, что это лучший из виданных мною фэнтези-сериалов (в один ряд могу поставить разве что мини-сериал «Великий Мерлин» 1998 года).

Game_of_Thrones_2

Впрочем, сегодня в этом и без меня убеждены миллионы людей. Буквально на глазах сериал с замечательным актёрским составом. но довольно скромным бюджетом, разросся в дорогостоящее зрелище. Культовым стало и всё, что с ним связано. В том числе музыка, сочинённая немецким композитором иранского происхождения — Рамином Джавади.

Game_of_Thrones_1

Интересно, что поначалу Джавади работать над «Игрой престолов» отказывался, ибо был занят другим проектом. Однако после того, как создатели сериала — Дэвид Бениофф и Дэниэль Уайсс — показали композитору два снятых эпизода, он впечатлился и согласился.
Первым заданием для Джавади стало сочинение титульной темы. Она должна была звучать во вступительном анимационном ролике, сопровождающем титры.
Ролик представлял собой некое путешествие по трёхмерной карте мира Вестероса — причём в каждый раз высвечивались именно те области, где происходит действие того или иного эпизода. Бениофф и Уайсс хотели, чтобы настроение «путешествия» отразилось и в музыке. Также они высказали пожелание, чтобы в аранжировках не было флейт и скрипок, уже успевших набить оскомину в других фэнтези-саундтреках.

Game_of_Thrones_3

Не успел Джавади посмотреть демо-версию ролика, как уже в автомобиле начал напевать тот самый рифф — «Та-да-дада, та-да-дада…» — вокруг которого выстроится вся композиция. Через три дня она была готова. Учитывая пожелания, композитор выбрал ведущим инструментом виолончель, которая звучала достаточно низко и «мрачно», чтобы отразить, царящую в сериале, атмосферу тайн, интриг и заговоров.

Р. Джавади:
«Прелесть музыки в фильмах в том, что безо всяких диалогов можно вести зрителя за собой. А в «Игре престолов» мы, то ведём его в нужном направлении, то запутываем. И это очень прикольно. С помощью тональностей, или играя определённую тему, можно рассказать историю.
…Начиная работу над сценой, я сначала её просто смотрю, не играю, стараюсь поймать темп. И, когда поймал — уже можно играть. Обычно я начинаю с партии одного инструмента, набрасываю сцену и, когда форма готова, возвращаюсь и приступаю к аранжировкам — добавляю много слоёв инструментовки».

Разумеется, заглавной «Game of Thrones Theme» дело не ограничилось. Персонажей в сериале было так много, что поначалу Джавади сочинял общие темы для каждого Дома Семи королевств.

Потом, в зависимости от эволюции того или иного персонажа, композитор постепенно добавлял или развивал индивидуальные темы.

Р. Джавади:
«Для Арьи, например, мы взяли тему Старков, но потом у неё появилась своя».

Весь саундтрек к первому сезону был закончен за 10 недель до премьеры. Запись происходила в Праге при участии чешского оркестра и хора. А композитор, вполне в духе времени, наблюдал и руководил процессом по Интернету.

Р. Джавади:
«В «Игре престолов» мы всегда смеёмся. Каждый сезон садимся и думаем: «Та-а-ак, на чём ещё мы не играли?» Почти все оркестровые инструменты использовали. Для Одичалых взяли диджериду — интересный инструмент, необычный (духовой инструмент австралийских аборигенов из полой древесины, издающий характерное гудение — С.К.). Для датракийцев использовали армянский дудук».

После того, как «Игра престолов» снискала мировую популярность, её заглавная тема стала неисчерпаемым источником самых изобретательных каверов и пародий.

Из необычных можно упомянуть «ковбойскую» версию от BenDanProductions, «фольклорную» — от кыргызского этнографического театра «Ордо Сахна» и версию Дмитрия Янковского, который остроумно вплёл в мелодию Джавади русскую народную песню «Ой, мороз-мороз!».

Линдсей Стирлинг и Питер Холленс записали кавер, где скрипке вторил мужской вокализ.

А группа FORTE TENORS написала на мелодию «Игры престолов» уже полноценный текст — причём на вымышленном валирийском языке. Интересно, что валирийский и дотракийский языки были придуманы специально для сериала молодым лингвистом Дэвидом Дж. Петерсоном. Версия FORTE TENORS звучит не без иронии (сериал действительно очень кровав и беспощаден к персонажам — благо их много).

Когда вы играете в «Игру престолов», вы выигрываете или умираете.
Я возьму то, что принадлежит мне.
Что мы говорим смерти? Не сегодня? Да? Нет!
Ночь темная и полна ужасов.
Все люди должны умереть!

Конечно, тут же появились и откровенно издевательские пародии. Так в брутальном мультсериале «Южный парк» герои попадают в дом писателя Джорджа Мартина и видят там хор, который поёт о «приятных, мягких и висячих сосисках». Что подразумевается под «сосисками» догадаться нетрудно, и их в сериале действительно многовато.

Поиздевался над темой и старый профессионал пародийного жанра — «Странный Эл» Янкович. Свою версию он исполнил прямо на церемонии «Emmy Awards» в 2014 году. Начав со строчек про изобилие драконов и некоторого количества титек («По правде говоря, титек гораздо больше»), певец закончил песню призывом к Мартину побыстрее писать свои книги (в этот момент, присутствующему в зале, писателю вручили старую печатную машинку).

Не мог не воспользоваться таким успехом и сам Джавади. В 2017 году он устроил целое турне, где музыка из «Игры престолов» исполнялась вживую.

Р. Джавади:
«Я хочу адаптировать музыку для живого выступления. Я могу позволить себе ввести дополнительного вокалиста или удлинить тот или иной отрывок. Я больше не привязан к картине, поэтому музыка является самоцелью, она расскажет вам свою историю».

А вот как звучала на концертах тема «Light of the Seven» («Свет Семи»), под которую королева Серсея взрывала в скрипте всех своих врагов.

Р. Джавади:
«Оркестр вступает только в самом конце. Это довольно интересная часть, потому что я протащил сюда заглавную тему».

Автор: Сергей Курий
март 2018 г.