Джон Уильямс (John Williams) — история музыкальных тем из к-ф «Звёздные войны» (1977-1980) и «Индиана Джонс» (1981)

Star_Wars_3

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Джон Уильямс — это даже не глыба, а глыбище американского кинематографа. Обладатель пяти «Оскаров», любимый композитор Стивена Спилберга, автор музыки к таким блокбастерам, как «Челюсти», «Инопланетянин», «Один дома», «Парк юрского периода», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Гарри Поттер и философский камень», «Мемуары гейши» и прочая-прочая-прочая. Поэтому мы ограничимся всего лишь тремя композициями мастера — зато самыми узнаваемыми.

Star_Wars_1

Темы из к-ф «Звёздные войны» (1977, 1980)

Начну я, разумеется, с франшизы «Звёздные войны», в своё время перевернувшей представления о возможностях кинофантастики. Возможно, посмотри я картину вовремя, в бытность неизбалованным советским ребёнком, то испытал не меньший восторг, чем зарубежные сверстники. Но тогда словосочетание «Звёздные войны» в СССР ассоциировалось, прежде всего, с космической оборонной системой США, которую президент Рейган создавал, сами понимаете, против кого и чего.
Впервые знаменитый фильм Джорджа Лукаса я посмотрел в 1990-е и испытал глубочайшее разочарование. Дело даже не в том, что «Звёздные войны» оказались детской сказкой в упаковке космической фантастики (просто мечи стали лазерными, а коней сменили звездолёты). Просто сама сказка вышла крайне примитивной и даже до пародии не дотягивала. Как её смотрят взрослые люди, даже ума не приложу. Впрочем, ни к актёрам, ни к спецэффектам, ни к музыке претензий нет…

Star_Wars_6

Кандидатуру Джона Уильямса Лукасу порекомендовал ни кто иной, как Спилберг (композитор как раз получил свой второй «Оскар» за саундтрек к фильму Спилберга «Челюсти»).
Несмотря на космический антураж, Лукас сразу отказался от синтезаторного «инопланетного» звучания. Ему хотелось патетической оркестровки — видимо, чтобы подчеркнуть традиционность самого сюжета. Сначала он просто подобрал для Уильямса подходящие симфонические мелодии, чтобы тот их творчески обработал. Однако композитор настоял на том, что музыка должна быть оригинальной.

Star_Wars_2
Джон Уильямс с роботом C-3PO.

Без влияния классики тоже не обошлось. Считается, что, сочиняя знаменитую заглавную тему «Звёздных войн», Уильямс вдохновлялся саундтреком Э.В. Корнгольда к к-ф «Кингс Роу» (1942). По случайному совпадению, одну из ролей в «Кингс Роу» сыграл упомянутый Рональд Рейган — тогда ещё не помышлявший о том, что станет президентом и запустит в обиход мемы про «Звёздные войны» и «Империю зла» (сами понимаете, какую).

Тема Уильямса с пышным «вагнеровским» звучанием станет «визитной карточкой» всей космической франшизы. В 1977 году — сразу после выхода первого фильма «Звёздные войны: Новая надежда» — музыкант под ником Meco сделает из «Main Title Star Wars» успешный диско-кавер. Композиция не просто возглавит американский топ, но и станет самым успешным синглом в истории чисто инструментальной музыки.

Успешен будет и оригинальный саундтрек Уильямса (№10 США). Он выйдет сразу на двух логплеях — причём пластинки будет иметь странную нумерацию сторон (первая — «1» и «4», вторая — «2» и «3»). Данная уловка предназначалась для автопроигрывателей и позволяла прослушать две стороны подряд, не переворачивая дисков.

Не менее (а, может, даже более) узнаваемой композицией франщизы стал «Имперский марш», прозвучавший во втором фильме — «Звёздные войны: Империя наносит ответный удар» (1980). У меня он почему-то всегда вызывал ассоциации с «Блокадной симфонией» Шостаковича (ну, там, где фашисты наступают). В фильме Лукаса тоже есть свой «фашист» — тёмный рыцарь Дарт Вейдер, который под этот «Марш», как правило, появляется (недаром его окрестили «Темой Дарта Вейдера»).

Star_Wars_4
Джон Уильямс с Дартом Вейдером и Чубакой.

Грозную музыку быстро оценили американские спортсмены и болельщики — её часто играют на стадионах, с целью «устрашения» соперников.

Наиболее остроумно «The Imperial March» использовали в 2014 году — во время референдума о независимости Шотландии. Когда депутаты, не желавшие отделения региона, приехали в Глазго, их встретили сторонники независимости, которые включили «Имперский марш» и начали иронически восклицать: «Ваши имперские владыки прибыли, шотландские ублюдки! Поклонись имперским владыкам!».

И ещё. Несмотря на популярность «Титульной темы» и «Марша», сам Уильямс заявлял, что лично ему в «Звёздных войнах» больше всего нравится тема Йоды.

Тема из к-ф «Индиана Джонс» (1981)

Indiana_Jones_1В творчестве Уильямса есть ещё один очень известный марш. В оригинале он называется «The Raiders March» («Марш искателей»), хотя проще будет сказать, что это главная тема франшизы Стивена Спилберга об авантюристе-археологе Индиане Джонсе.

Д. Уильямс:
«Моя задача состояла в том, чтобы создать узнаваемую тему, которая звучала бы всякий раз, когда герой Харрисона Форда скачет на лошади или делает что-то героическое. Помню, как сыграл Спилбергу пару набросков на ф-но. Ему понравились оба, и он сказал: «Почему бы тебе их не объединить?». Так две мелодии стали главной темой, которую мы сегодня знаем, как «Марш искателей». Интересно, что мелодия «Марша» очень проста, но как раз такие простые фрагменты отнимают у меня больше времени, чем что-либо ещё».

В итоге, «The Raiders March» состоял, как бы, из 3-х частей. Он начинался героической темой Джонса, затем переходил в тему Мэрион, а потом снова возвращался к теме Джонса.

«Марш искателей» мы будем слышать и в последующих фильмах франшизы. А тогда — в 1981 году — Уильямс точно бы получил за него очередной «Оскар», не встань на пути композитор Вангелис со своими «Огненными колесницами». Но об этом — в другой статье.

Автор: Сергей Курий
февраль 2018 г.