Женская красота во времени и пространстве, часть 13: Идеал женской красоты в 1930-1940-е годы

woman_krasota_13_01
Американская кинозвезда 1930-х — Джин Харлоу.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

В 1930-х годах мода снова меняется. Это были времена Великой Депрессии, экономического кризиса и повальной безработицы, резкого разделения общества на богатых и бедных. Экономия и практичность повседневной одежды резко контрастируют с роскошью туалетов элитных вечеринок. Мода становится всё более консервативной. Повсюду царит элегантность и некая холодная, равнодушная красота, воплощенная в образах популярных голливудских актрис – Греты Гарбо и Марлен Дитрих.

woman_krasota_13_02a   woman_krasota_13_02b
Кинодива 1930-х — Грета Гарбо.

В результате из моды уходит надоевший плоский прямоугольный силуэт 1920-х годов. Вновь делается акцент на «женственность»: грудь, талию, бедра. Вновь в моде декольте, но если спереди оно достаточно сдержанное, то сзади спина оголяется фактически полностью (поэтому петли бус тоже спускают на спину). Линия талии поднимается с бедер на свое естественное место.

woman_krasota_13_03       woman_krasota_13_04a

Женственные формы подчеркиваются шелковыми тканями, плавно струящимися книзу. Юбки удлиняются до и ниже колен. Пестрые цвета сменились темными, а цветовое единство костюма стало достигаться одноцветными аксессуарами (это правило дожило и до наших дней).
Ввиду обнищания населения стало уместным сочетать одну деталь костюма с другой и широко пользоваться бижутерией. Зато в вечерней моде богатых дам господствует гламур – блестящие платья, сверкающие стразы, меховые боа и страусиные перья.

woman_krasota_13_04c   woman_krasota_13_04b

Впрочем, модные тенденции 1920-х годов не прошли бесследно. Требования к женскому телу остаются во многом те же: стройность, спортивность, длинноногость, загорелость. Бедра идеала еще узки, а грудь – скромна, хотя теперь их не скрывают, а подчеркивают. Если в 1920-х годах даже пожилая дама хотела выглядеть, как девчонка, то в 1930-х наоборот – в цене образ зрелой «бальзаковской» женщины.

woman_krasota_13_05a
Актриса Марлен Дитрих.

Прически заметно удлинняются (до плеч) и тщательно укладываются (чаще всего завиваются волнами). Благодаря голливудским кинодивам идеалом женщины становится голубоглазая блондинка с ярко выраженными скулами. Лоб красавицы 1930-х годов открыт, брови выщипаны и «удивленно приподняты» с помощью подводки. Агрессивный броский грим «а ля вамп» уходит в прошлое. Теперь румяна тщательно размазываются, а губы тонко подводятся карандашом.

woman_krasota_13_06a    woman_krasota_13_06b
Советская кинозвезда 1930-х — Любовь Орлова.
От американских кинозвезд Орлову отличает лишь большая телесность, отвечающая славянскому менталитету.

Во второй половине 1930-х годов в воздухе запахло порохом, и военные настроения тут же отразились на женском образе. Линия плеч «мужественно» расширяется с помощью накладок-подплечников, а в одежде появляются разные милитаристские детали – накладные карманы, погончики, ремешки… Плюс ко всему Гарбо вводит в моду женственный тип мужского костюма, а Дитрих – брюки, полностью соответствующие мужским.

В то же время в Германии и СССР широкой популярностью пользуется так называемый тирольский или баварский тип одежды: рукава-фонарики, сарафаны в горошек и юбки «солнце-клеш». Фольклорный образ дополняют инфантильные косички-колоски, уложенные и свёрнутые самым разным образом. В моде также крупные локоны «а ля Мальвина».

woman_krasota_13_07a   woman_krasota_13_07b
Слева — кинозвезда Третьего Рейха — Кристина Зёдербаум.
Справа — американская кинозвезда — Джуди Гарланд.

С началом Второй мировой войны мода становится предельно аскетичной и экономной. Юбки (не от хорошей жизни, конечно) становятся прямыми и не опускаются ниже колен. Недоступно дорогие чулки просто имитируются – с помощью карандаша прямо на голой ноге рисуется шов.

woman_krasota_13_08a  woman_krasota_13_08b  woman_krasota_13_08d

Шляпки в военный период также приобретают «экономные» миниатюрные формы. Кроме того, суровость быта позволила приличной женщине появляться на улице вообще без шляпки. Впрочем, и в этой обстановке женщины сумели проявить изобретательность – они обматывают волосы тюрбанами или укладывают валиком в сетку. Прическа 1940-х годов представляет собой кок спереди и хвост-пучок сзади.

woman_krasota_13_08c

Как это ни странно на первый взгляд, именно в войну идеальный образ женщины предельно смягчается. Большинство киногероинь того времени (как американская Дина Дурбин или советская Людмила Целиковская) имеют кукольные пухлые черты – наверное, именно за такую наивную беззащитную девочку хотелось сражаться солдатам одной из самых жестоких войн.

woman_krasota_13_09a   woman_krasota_13_09b
Слева — американская кинозвезда 1940-х — Дина Дурбин.
Справа — советская кинозвезда 1940-х — Людмила Целиковская.

<<< 1920-е годы | 1950-е годы >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.

 

См. также:

Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Женская грудь: культурная эволюция

Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Вокруг талии и ниже

Женские ножки: история освобождения