Женская красота во времени и пространстве, часть 11: Идеал женской красоты в 1920-е годы

woman_krasota_12_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

Как я уже писал в предыдущей статье, перипетии Первой мировой войны заставили женщин взять на себя многие мужские обязанности. Если к этому добавить обретение «слабым полом» права голоса в некоторых крупных странах, станет понятным, почему женский облик так кардинально и неузнаваемо изменился.

woman_krasota_12_02   woman_krasota_12_02b

В 1920-х меланхоличную изнеженную леди эпохи модерн сменяет активная самостоятельная девушка, желающая ни в чем не уступать мужчинам. Она достаточно свободна в личной жизни, курит в общественных местах, обожает спорт и танцы. Даже внешне она напоминает мальчика, в связи с чем новый стиль моды окрестили «гарсон» (название стиля берет свои истоки в повести Виктора Маргеррита «La garconne» – «Мальчик», вышедшей в 1922 году).

woman_krasota_12_03
«Чего это старый осел так уставился? Он наверно никогда не видел женщин?»
(немецкая карикатура на моду «гарсон», 1927 г.)

Г. Гессе «Степной волк»:
«Красивая девушка улыбнулась своими алыми губами и покачала четко очерченной, причесанной под мальчика головкой…
– Погоди, – воскликнула она, – погоди! Значит, ты не умеешь танцевать? Вообще не умеешь? Даже уанстеп? И при этом ты утверждаешь, что невесть как заботился о жизни? Да ты же соврал. Ай-ай-ай, в твоем возрасте пора бы не врать. Как ты смеешь говорить, что заботился о жизни, если даже танцевать-то не хочешь?
– Если бы ты была мальчиком, – сказал я удивленно, – тебе следовало бы зваться Германом.
– Кто знает, может быть, я и есть мальчик, только переодетый, – сказала она игриво.
– Тебя зовут Гермина?
Она, просияв, утвердительно кивнула головой, довольная, что я угадал…
Теперь она веселилась, дразнила меня фокстротом, даже раз-другой толкнула меня ногой, горячо хвалила еду, заметила, что я постарался получше одеться, но нашла еще множество недостатков в моей внешности».

Несмотря на отсутствие корсета, полнота не поощряется. Женщина-«гарсон» должна иметь стройную гибкое худощавое и гладкое тело, плоскую грудь и узкие бедра. Для тех, кто ленится заниматься утренней гимнастикой, создаются специальные бандажи для бедер и икр. Тогда же в обиход входят и настоящие лифчики. Однако, если сейчас они нередко служат для придания женскому бюсту пышности, то в те времена их цель была прямо противоположная – ужимать грудь почти до нулевого размера.
В результате все женщины, независимо от возраста, начинают напоминать девчонок-подростков. Помните, как жених в фильме «Не может быть!», снятом по рассказам М. Зощенко, спутал дочурку и мамульку?

woman_krasota_12_04b       woman_krasota_12_04

Впервые за долгое время шатенки стали популярнее блондинок, поэтому последние (представьте себе) поголовно закрашивают свое белокурое достоинство. «Непрактичные» сложные прически сменяют коротенькие мальчуковые стрижки.

woman_krasota_12_05a   woman_krasota_12_05b
Звезда кино 1920-х годов: Луиза Брукс.

woman_krasota_12_06
Московская актриса и манекенщица Александра Хохлова, 1934 г.

От мальчика лицо девушки отличает лишь насыщенная косметика, долгое время бывшая уделом лишь женщин легкого поведения. «Боевая раскраска» включает в себя яркие румяна, резко очерченные губы «бантиком» и конечно чрезмерно наведенные (и обведенные) черные глаза в стиле медведя панды. Этому не в последнюю очередь способствовало появление водостойкой туши.
На головы надеваются, надвинутые прямо на глаза, небольшие шляпки-колоколы.

woman_krasota_12_07b    woman_krasota_12_07

Белоснежная кожа отныне не признак аристократичности, модная девушка обязательно должна быть загорелой. Коко Шанель говорит, что бледность теперь – удел бедняков, которые постоянно работают в помещениях и не имеют возможности посещать курорты.

woman_krasota_12_08   woman_krasota_12_08b
Звезда кино 1920-х годов: Клара Боу.

Влияние абстрактной живописи, кубизма, футуризма, а также идеи функциональности во всём, сказалось и на одежде. Силуэт женщины теперь четко геометричен, таков же и орнамент. Линия талии опускается на уровень бедер.

woman_krasota_12_13_1926

Руки оголяются до плеч, а ноги – до колен. В моду входят чулки телесного цвета.

woman_krasota_12_09
В моду входят платья на бретельках, из легкой, прозрачной ткани, напоминающие комбинации.

Обнажению ног, в первую очередь, способствовали модные танцы – танго, фокстрот, чарльстон. Например, чарльстон даже породил в 1920-х годах одноименные юбки с хитро скроенным неровным подолом. В «спокойном» состоянии они были «пристойной» длины, зато, взлетая в танце, поднимались выше колена.

woman_krasota_12_10

В это же время поэты в своих вожделениях поднимаются уже выше щиколоток и воспевают сочные женские икры.

woman_krasota_12_11a   woman_krasota_12_11b

Н. Олейников «Послание, бичующее ношение длинных платьев и юбок»:

«Икра твоя роскошна,
Но есть ее нельзя.
Ее лишь трогать можно,
Безнравственно скользя.

Икра твоя гнездится
В хорошеньких ногах,
Под платьицем из ситца
Скрываясь, как монах.

…Шипит в стекле напиток.
Поднимем вверх его
И выпьем за избыток
Строенья твоего!

За юбки до колена!
За то, чтобы в чулках
Икра, а не гангрена
Сияла бы в веках!»

<<< 1910-е годы | 1930-1940-е годы >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.

 

См. также:

Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Женская грудь: культурная эволюция

Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Вокруг талии и ниже

Женские ножки: история освобождения