Женская красота во времени и пространстве, часть 6: Идеал женской красоты в эпоху Возрождения (XIV-XVI)

woman_krasota_6_06
Знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи демонстрирует все прелести красавицы Возрождения — высокий лоб, выщипанные брови, телесную статность.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает всё больший вес и всё активнее проявляется в искусстве. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

woman_krasota_6_08
Утверждают, что «Рождение Венеры» Боттичелли — одно из первых «ню» на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: «Венера» Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых «титанов Возрождения» — да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — идеальная женская фигура преображается.
Теперь — это статная, полнокровная, «телесная» женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров.

woman_krasota_6_01a    woman_krasota_6_01b
Тициан. «Венера с зеркалом» (1555) и «Венера и Адонис» (1554).

Линии женского тела должны быть округлыми и мягкими, а кожа иметь «здоровый» цвет — белоснежный с розоватым оттенком.

woman_krasota_6_02
Воспевание телесной полноты позже достигнет своего апогея в картинах Рубенса, созданных в первой половине XVII века. Свой идеал женщины художник нашел в 53-летнем возрасте, женившись на 16-летней Елене Фоурмент. Именно она изображена на картине «Шубка».

В эпоху Возрождения тесное готическое платье сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Для придания объёма некоторые женщины даже дополнительно обматывают талию. Именно в это время появляется новое слово «grandezza», означающее величественную, благородную наружность.

woman_krasota_6_03
Пальма иль Веккьо «Красавица». 1525.

Аньоло Фиренцуола «О красоте женщин»:
«Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».

П. Брант:
«…полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

woman_krasota_6_04
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина».

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же «выпускаются» на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны — длинные, вьющиеся, золотистые. Причёски становятся сложными — с хитроумно уложенными локонами и прядями.

woman_krasota_6_07
Сандро Ботичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476.

Конечно, в разных странах Европы каноны красоты заметно отличались. Например, на севере (в Германии, Нидерландах) ещё долго сохраняются элементы позднеготической моды — бледность и худосочность.

woman_krasota_6_05
Лукас Кранах Старший. «Венера».

<<< Средние века | Барокко и рококо >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.

См. также:

Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Женская грудь: культурная эволюция

Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Вокруг талии и ниже

Женские ножки: история освобождения