Женская красота во времени и пространстве, часть 7: Идеал женской красоты в эпохи барокко (XVI-XVII вв.) и рококо (XVIII в.)

woman_krasota_7_01
Английская королева Елизавета, одетая по моде барокко. Рис. Уильям Сегар.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

«От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты, ленты…»
(Вольтер)

В эпоху барокко (XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходит театральность. Женщина эпохи барокко должна была выглядеть горделивой, величественной, даже высокомерной, что достигается за счёт пышной вычурной одежды.

Женские ноги продолжают скрываться под юбкой, держащейся на жёстком каркасе и достигающей значительной ширины. Парадность облика дополняется обилием украшений, роскошными воротниками и париками (последние просуществуют среди знати без малого три века). Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики и муфты.

woman_krasota_7_02
Ван Дейк. Портрет Маргариты Лотарингской, второй жены герцога Гастона Орлеанского, ок. 1634.

Моду задают два могущественнейших государства того времени — Испания и Франция. Несмотря на общие черты — помпезность, пышность, «чрезмерность» костюмов — испанские и французские каноны красоты заметно отличались.

woman_krasota_7_03
Петер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609. Пример испанской моды.

В XVI веке почти по всей Европе царит испанская мода. Оно и понятно — к этому времени Испанская империя заполучила обширные колонии в Новом Свете и резко разбогатела.
При этом нравы в Испании (где про-прежнему царила инквизиция) оставались весьма строгими. Поэтому тамошняя сеньора, с одной стороны, должна была выглядеть эффектно и богато, а с другой — сдержанно и чопорно. В итоге испанское платье стало для тела своеобразным «футляром» — красивым, но полностью закрытым и неудобным. Корсет из китового уса утягивал не только талию, но и грудь, делая её, как можно, более плоской.

woman_krasota_7_04
Алонсо Санчес Коэлло. Эрцгерцогиня Анна Австрийская, королева Испании (1549-1580).

Во Франции расцвет барокко пришёлся на период правления французского «короля-солнце» Людовика XIV. Моду, как правило, диктовал сам Людовик или его фаворитки, а знать старательно её копировала и распространяла дальше.

woman_krasota_7_05b    woman_krasota_7_05a
Слева: Французская дама (рис. ок. 1645(.
Спрва: Луиза де Лавальер — фаворитка Людовика XIV. Рис. — Клод Лефебр. 1667.

Как и во времена Реннесанса у женщин ценилось «богатое» тело — с «лебединой» шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Новым же каноном телесной красоты стала неестественно тонкая талия, для формирования которой и служил корсет. Правда, у француженок (в отличие от испанок) он не утягивал, а, напротив, поднимал грудь, которая упруго выпирала из довольно открытого декольте.

woman_krasota_7_06a    woman_krasota_7_06b
Слева: Петер Пауль Рубенс «Свояченица Сусанна». 1625.
Справа: Франсуа де Труа. Портрет Франсуазы-Мари де Бурбон, мадемуазель де Блуа. 1692.

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость.

woman_krasota_7_08
Мадам дю Барри — фаворитка французского короля Людовика XV.

При этом театральность и неестественность никуда не уходят — напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

woman_krasota_7_07
В эпоху рококо и мужчины и женщины приобретают кукольный облик. Картина Д. Г. Левицкого «Портрет Хованской и Хрущовой», 1773.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи, маленький лиф, тонюсенькую талию, которые резко контрастирует с, резко расходящейся в бёдрах, округлой юбкой. Декольте увеличивается, а юбка несколько укорачивается, впервые за долгое время приоткрывая женскую ступню. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

woman_krasota_7_09
Луи-Леопольд Буальи. Интимный туалет.

При всем при этом платье почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.
На лицо галантные дамы накладывали столько пудры и румян, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.

woman_krasota_7_13
Франсуа Буше. Дама за туалетом.

В период раннего рококо женщины и мужчины носят небольшие — аккуратные и округлые — парики, собранные сзади в косичку.

woman_krasota_7_10
Жан-Марк Натье. Мадам Луиза де Франс.

Однако ко второй половине XVIII века женские паррики приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.

Из мемуаров одной французской дамы:
«Мне необходимо было причесаться и вообще принарядиться, чтобы ехать в Версаль… Хотела я впервые попробовать прическу, очень неудобную, но тогда очень модную: несколько плоских бутылочек, округленных и приспособленных к форме головы, в которые наливается немного воды и вставляются живые цветы на стеблях. Не всегда это удавалось, но если удавалось, то выглядело очень красиво. Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление».

woman_krasota_7_12

В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри — «мушки». Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой, «мушки» нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление «мушек» было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

woman_krasota_7_11

Театральность рококо особенно ярко проявилась в «любовных картинках» того времени. Несмотря на царящую в то время распущенность, теперь соблазнительную даму рисуют не обнаженной, как раньше, а принявшей «пикантную» позу, с отсутствующей или слегка приподнятой частью одежды.

nogi_1_06
Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей» (1766).

<<< Возрождение | Классицизм и ампир >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.

См. также:

Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Женская грудь: культурная эволюция

Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Вокруг талии и ниже

Женские ножки: история освобождения